Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф

Статус беженца регламентируется — ФЗ о беженцах от 28 июня 1997 г., статус вынужденного переселенца — Законом РФ о вынужденных переселенцах от 19.02.1993 г.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев.

Ограничения правоспособности

В некоторых случаях гражданская правоспособность иностранцев ограничивается. Подобные исключения допускаются при необходимости защиты интересов, безопасности, сохранения территориальной целостности страны, а также прав, интересов и здоровья людей (п. 2. ст. 1 ГК РФ).

Можно привести следующие виды ограничений, установленные отдельными нормативными актами:

  1. Невозможность занимать государственные посты, связанные с такой службой, избираться в представительные органы власти, а также занимать определенные должности (судья, прокурор, нотариус и т. д.) (ст. 32, 33 Конституции РФ).
  2. Невозможность приобретения в собственность земли сельскохозяйственного назначения (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ), участка в морском порту (ч. 2 ст. 28 ФЗ «О морских портах в РФ…» от 08.11.2007 № 261-ФЗ).
  3. Невозможность осуществления архитектурной деятельности без посредства российского архитектора или архитектурного бюро (если нет специального международного соглашения) (ст. 3.1 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995 № 169-ФЗ).
  4. Невозможность быть капитаном, старпомом, старшим механиком, радиоспециалистом на судне, плавающим под флагом РФ (ст. 56 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
  5. Невозможность быть членом экипажа экспериментального воздушного судна за исключением случая, установленного п. 3.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ.
  6. Недопустимость выступать в качестве редакции или учредителя СМИ, самой организации, осуществляющей вещание, в отсутствие соответствующего международного соглашения (ст. 19.1 закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991№ 2124-1).
  7. Необходимость в получении специального разрешения при желании осуществлять трудовую деятельность (ст. 327.3 ТК РФ).
  8. Другие ограничения, зафиксированные в законе.

Правовой статус иностранного гражданина на территории Российской Федерации

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.

2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 115-ФЗ), срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим же Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.

Иностранный гражданин, желающий остаться на территории Российской Федерации, имеет право оформить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Такое разрешение подтверждает право иностранца временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, которое не имеет документа, удостоверяющего его личность ( ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ).

Срок действия указанного разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ).

Временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, необходимо отметить, что помимо иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации в безвизовым порядке, действующим миграционным законодательством урегулирован порядок пребывания и правовой статус иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации в визовом режиме.

Виза — разрешение на въезд в РФ, пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина по действительному документу, который удостоверяет его личность и признается в Российской Федерации в этом качестве, в течение срока действия визы.

Если иностранный гражданин въезжает в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, ему выдается обыкновенная рабочая виза.

По общему правилу такая виза оформляется на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Это следует из ч. 7 ст.

Читайте также:  Переобуваться или подождать? 5 частых вопросов про смену шин

25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ.

После того, как иностранный гражданин прожил на территории Российской Федерации не менее года на основании разрешения на временное проживание, он имеет право оформить вид на жительство на территории Российской Федерации.

Вид на жительство — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их прав на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

  • Однако, существуют категории граждан, которые могут оформить вид на жительство, не получая разрешение на временное проживание. К ним относятся, в частности:
  • — иностранные граждане, признанные носителями русского языка;
  • -граждане Республики Беларусь и Туркменистана и лица без гражданства, переселяющиеся из Туркменистана в РФ и имеющие в собственности на территории РФ жилое помещение;
  • — высококвалифицированные специалисты и члены их семей;
  • Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
  • Иностранный гражданин, проживающий на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, имеет право обратиться в территориальный орган МВД России с заявлением о приеме в гражданство.
  • Специалист-эксперт правового направления
  • МО МВД России «Данковский»

Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности

ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.

Действия ИЮЛ регулируются двумя категориями нормативных актов:

  • Внутренними российскими законами;
  • Международными нормами и договорами, действующими в РФ.

Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.

Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.

Любое ИЮЛ должно после своего создания:

  1. Встать на учет в ФНС;
  2. Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.

После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.

Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.

Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:

  • постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
  • помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
  • стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
  • безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.

Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:

  • на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
  • на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
  • на трудоустройство по найму;
  • участие в общественной деятельности.

Оформление статуса беженца в Москве

Столица, в силу экономического и социального статуса, является одним из самых привлекательных городов для беженцев. Однако из-за массовости обращений далеко не все заявители получают желаемый статус, в связи с чем возникают правовые проблемы реализации статуса беженца в Москве.

Тем, кто обращается в московские миграционные органы, очень часто приходится получать отказ в регистрации по причине наплыва заявителей, отсутствия необходимых для их обработки человеческих ресурсов и отсутствия мест в центрах временного пребывания. Поэтому для успешного и оперативного получения статуса беженца рекомендуется обращаться в региональные управления ГУВМ МВД и их территориальные подразделения.

Нарушения прав в Германии

В некоторых федеральных землях Германии для покупки вещей и предметов гигиены мигрантам выдаются специальные талоны или карты с электронными чипами. Все это не позволяет в полной мере удовлетворить потребности человека, ведь власти не сумеют предопределить, какое количество тех или иных вещей необходимо семье или отдельному лицу. В других землях сразу выдается пакет определенных продуктов и предметов гигиены, что по мнению практиков не является удобным. Лишь немногие власти реализуют данное право беженцев посредством материальных выплат. Право на своевременное оказание медицинских услуг — это также одно из важнейших прав и свобод любого человека. Однако на практике, как оказывается, оно реализуется не полноценно. В соответствии с законом «О мерах в отношении беженцев, принятых в рамках гуманитарных мероприятий», медицинские препараты, а также помощь оказывается только в случае «острых заболеваний», что на практике является значительным ограничением. Именно из-за этого многим беженцам отказывают в лекарствах, очках, костылях и иных вспомогательных средствах и препаратах.

Российское законодательство о статусе бипатрида

Если приезжий обладает особым статусом, в России довольно лояльно относятся к нему. В эту категорию входят бипатриды и апатриды. Они могут проживать на территории РФ. Однако при этом важно соблюдение норм действующего законодательства и выполнение соответствующих обязательств.

Обратите внимание! В России двойное гражданство не запрещено. Однако фактически получить статус бипатридов могут лишь граждане Таджикистана. Ранее соответствующее соглашение было заключено и с Туркменистаном. Однако сегодня оно признано недействительным.

В РФ признают правовой статус бипатридов. Здесь не считается незаконным наличие двух гражданств сразу. Однако человек обязан предупредить об этом в правоохранительные органы. Если информация была сокрыта, лицу грозит наказание.

РВП и ВНЖ для апатридов в России

При наличии таких документов как РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство) апатриду становятся доступными некоторые привилегии обычных жителей страны.

Первая бумага назначается согласно региональной квоте. В каждой области устанавливается количество разрешений в год. Число выданных документов зависит от населения региона. Для некоторых ЛБГ существует быстрая очередь. Воспользоваться ей могут следующие лица:

  • бывшие граждане СССР или России;
  • дети или супруги, имеющие родственников с подданством РФ;
  • родители с детьми, которые по решению суда являются нетрудоспособными.

Для получения ВНЖ нужно написать заявление установленного образца на имя Федеральной миграционной службы.

Лицо без гражданства чаще старается получить ВНЖ, чем разрешение, потому что РВП делается сроком на 1-3 года, а ВНЖ – на 5лет.

Согласно формулировки ООН, лицо без гражданства представляет собой личность, которую не признает гражданином ни одна из стран мира. Он не защищен со стороны закона, а также не может свободно передвигаться по миру. Он не вправе иметь собственность, у него отсутствуют политические права или требования. На сегодняшний день нет такого межгосударственного сообщества, которое было бы направлено на решение вопросов безгражданства.

Читайте также:  Оформление и процедура развода через ЗАГС по обоюдному согласию без детей

Правовой статус лица без гражданства (апатрида) регламентируется федеральным законодательством и Конституцией РФ. В соответствии с этими законодательными актами апатриды имеют определенные права и обязательства на территории России. При нахождении в РФ, апатриды не связаны какими-либо обязательствами с иными странами, а на основании закона «О миграционном праве» они должны подчиняться законам того государства, которое их приняло.

На основании УК РФ (статья 12), выделяют 2 группы лиц без гражданства:

  • Проживающие в РФ менее 183 дней;
  • Проживающие в РФ более 183 дней.

Лица, проживающие в стране более 183 дней имеют практически такие же права, как и граждане РФ. Исключение составляет уголовная ответственность, при которой лицо должно выдаваться своему государству с целью несения наказания. Статус лица, проживающего в стране менее 183 дней схож с правовым статусом иностранца.

Права лиц без гражданства

На основании закона «О миграционном учете», лицо без гражданства имеют права российских граждан, но не имеют доступные им привилегии. Они имеют право на труд, отдых, защиту своей жизни и своего здоровья, на получение образования, на свободу перемещения, на защиту собственных интересов и р. права. Но предоставляются такие права только в теории. Например, апатрид не может рассчитывать на прием у врача без документов и страхового полиса. В 2012 году апатриды получили право на бесплатную медицину и получение медполиса.

Важно! Лицу, не имеющему гражданскую принадлежность к какой либо стране в трудоустройстве будет отказано в связи с отсутствием у него документов. Выход у него будет только один – неофициальное трудоустройство. Но если апатрид имеет уникальные знания по определенной профессии, то работодатель может принять его на работу.

Права, обязанности и ответственность

Возможности апатридов при нахождении в Российской Федерации отличаются от возможностей обычных жителей. Правовой статус лиц без гражданства разрешает передвигаться по стране в целях путешествия или бизнеса. С официальной работой могут возникнуть трудности, а вести свое дело можно без запретов. Согласно законам, регулирующим поведение иностранцев, люди без гражданства (сокращенно – ЛБГ) не имеют права участия в выборах, но могут претендовать на бесплатное обучение в школах.

Хоть и возможности апатридов не сильно отличаются от обычных граждан, ЛБГ имеют свои обязанности:

  • выплата налогов и сборов за жилищно-коммунальные услуги;
  • соблюдение законодательства РФ;
  • принятие культуры и истории России, а также сохранение экологии;
  • обязательная временная регистрация на месте пребывания;
  • уезд из страны после окончания действия миграционной визы или после двух недель с момента РВП/ВНЖ;
  • принятие интересов российских граждан.

При нарушении Конституции РФ ЛБГ могут депортировать с территории страны без права на повторное посещение. В случае тяжелых правонарушений людям грозит уголовный срок. Судебное дело у ЛБГ рассматривает специальная миграционная судебная инстанция.

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2022 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Далее в видео про то, как изменились правила въезда на территорию РФ:

https://youtu.be/s2Pn2OFD9mA
Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Правила въезда и выезда

Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями » от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим , а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять .

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Ознакомьтесь более детально с информацией о .

ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется в первую очередь Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статус иностранных граждан в Российской Федерации регулируется специальным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанный закон также распространяется на лиц без гражданства (апатридов), под которыми понимаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Главное отличие лица без гражданства от иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, заключается в том, что у иностранного гражданина существует правовая связь и с государством его гражданской принадлежности, и с государством пребывания. В то время как апатрид состоит в правовой связи только с государством пребывания.

Правовой статус иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, основан на ряде принципов. К таким принципам относятся:

национальный режим — заключается в том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

взаимность — означает, что в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения.

Кроме того, в основе прав и свобод иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, лежат такие общие конституционные принципы, как признание прав и свобод человека высшей ценностью, принцип равноправия и неотчуждаемости основных прав и свобод, принцип гарантированности прав и свобод, принцип их непосредственного действия.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет три правовых режима законного нахождения иностранцев на территории Российской Федерации.

1. Режим временного пребывания. Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. По истечении данного срока иностранец обязан покинуть территорию РФ. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Безвизовое пребывание иностранного гражданина возможно только в том случае, если есть соответствующее международное соглашение.

[ЛГЦ Для справки

В настоящее время такие безвизовые соглашения Российской Федерацией заключены с Казахстаном, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан и др. Если иностранец прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания не может превышать 90 суток.

Следует отметить, что срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации может быть продлен или сокращен в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Так, например, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

2. Режим временного проживания. Временно проживающим считается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается территориальными органами Федеральной миграционной службы сроком на 3 года. Такое разрешение может быть выдано только в пределах квот, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. При утверждении квот учитываются демографическая ситуация в субъекте Федерации, возможности субъекта Федерации по трудоустройству иностранных граждан, криминогенная обстановка, экономическая ситуация.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет перечень лиц, которым разрешение на временное проживание может быть выдано без учета утвержденной Правительством РФ квоты. К таким лицам относятся:

1) родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории Российской Федерации;

2) признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3) имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

4) состоящие в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившие инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

6) поступившие на военную службу, на срок его военной службы;

7) являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;

8) имеющие ребенка, состоящего в гражданстве РФ, и иные лица.

Из приведенного перечня видно, что в его основе лежит родственная

(«принцип крови») или территориальная («принцип почвы») связь лица с Российской Федерацией.

3. Режим постоянного проживания. Под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство представляет собой документ, который, во-первых, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в России и, во-вторых, право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для лица без гражданства вид на жительство является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. При этом до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган федераль-

ного органа исполнительном власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Такое уведомление осуществляется иностранным гражданином лично или почтовым отправлением.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *