Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Монополистическая деятельность как правонарушение: понятие и виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.
Правовое положение антимонопольного органа
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Глава 2. Монополистическая деятельность (ст.ст. 10 — 14)
- 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг
- 12.7. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках финансовых услуг
- Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- 12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
- Глава 12. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке
- 7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
- 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
- 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
- § 4. Виды монополистической деятельности
- 7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
- Тема 12. Рынок монополистической конкуренции.
- 2.4. Конкуренция на рынках сбыта
- 9.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
- § 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- § 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
- КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ
Источники: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
Субъект малого предпринимательства – хозяйствующий субъект (ЮЛ и ИП), отнесенный в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.
Субъекты малого предпринимательства учитываются в специальном реестре, в которых указываются в частности наименование субъекта малого предпринимательства; вид, форма, размер и срок предоставляемой поддержки; наименование органов, предоставивших поддержку и др.
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ предусматриваются следующие меры:
- Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
- Упрощенный порядок составления статистической отчетности;
- Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
- Усиленные меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
- Меры по обеспечению финансовой поддержки;
и иные меры.
[reklama]
Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие и отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.
Предпринимательское право как отрасль законодательства – совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности.
Предпринимательское право как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли.
Предпринимательское право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.
Предмет ПП – общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.
Метод правового регулирования ПП – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.
В предмет входят:
- Предпринимательские отношения – отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
- Связанные с ними некоммерческие отношения – отношения организационно имущественного характера, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например по поводу регистрации ЮЛ и ИП;
- Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – отношения, возникающие между государственными органами и предпринимателями в процессе, например, государственного контроля (надзора);
- Внутрихозяйственные отношения – отношения, складывающиеся внутри хозяйствующих субъектов между структурными подразделениями;
[reklama]
Источники: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
ИП могут зарегистрировать граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие правоспособностью, полной дееспособностью (в случае регистрации ИП несовершеннолетним требуется согласие родителей).
Не допускается регистрация физического лица в качестве ИП, если:
- Не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
- Не истек год со дня признания его банкротом;
- Не истек срок, в течение которого данное лицо по решению суда не может заниматься предпринимательской деятельностью;
- Данное лицо имеет (в некоторых случаях имело) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;
Особенности правового статуса ИП:
- Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом;
- К предпринимательской деятельности ИП применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных НПА или существа правоотношения;
- Особая процедура банкротства;
- Имеет некоторые особенности в области трудовых отношений между ИП и работниками;
- Упрощенный порядок регистрации по сравнению с ЮЛ;
- ИП чаще всего относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Действующее российское законодательство о защите конкуренции прошло несколько этапов своего развития. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В июле 1991 года практически одновременно с принятием вышеупомянутого закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, впоследствии Государственный антимонопольный комитет, а в 2003 году Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства преобразовано в Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России). Компетенция этих антимонопольных органов была непосредственно определена Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в том же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции. Таким образом, нормативно-правовой акт высшей юридической силы закрепил правовые основы регулирования конкуренции, заложил правовые основы формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства показал, что действующий Закон о конкуренции 1991 года не был полностью адаптирован к экономическим процессам в России, и уже в 1993 году возникла необходимость его существенного обновления и дополнения. очевидно. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства Российской Федерации, этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.
Третий этап развития отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, часть 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Изменения в конституционном и гражданском законодательстве потребовали внесения дополнительных поправок в Закон о конкуренции 1991 года.
Четвертый этап создание новых направлений Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а именно цены и реклама. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время осуществляется в основном в рамках регулирования деятельности естественных монополий на основе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» , а также специальные законы (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения недопустимой рекламы в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Пятым этапом развития антимонопольного законодательства является формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковские, страховые и другие юридические и физические лица, связанные с денежными средствами).
Существенные поправки к Закону о конкуренции 1991 года были введены в 2002 году и в значительной степени вывели малые и средние предприятия из-под стражи чиновников.
На современном этапе разработка антимонопольного законодательства увенчана Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» явился основой для формирования антимонопольного законодательства в Российской Федерации, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.
К этим документам относятся Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ПКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекс РСФСР. административных правонарушений.
Отдельный блок состоит из актов о Государственном реестре предприятий-монополистов и об особом регулировании их деятельности. Правовые основы антимонопольного законодательства содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательстве, об арбитражном суде, арбитражном процессе, нормативных документах, регулирующих процесс приватизации.
Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке (понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке» и «предприятие, занимающее монопольное положение на рынке» используются в законодательстве в качестве синонимов), но также выявить наличие признаков, позволяющих охарактеризовать поведение предпринимателя как монополиста.
ГКАП России в соответствии с предоставленным Законом правом устанавливать лимит на долю, достижение которой позволяет нам рассматривать положение компании как доминирующее, определило два условия, которые позволяют охарактеризовать позицию компании. хозяйствующий субъект как доминирующий: его рыночная доля и способность ограничивать конкуренцию.
Включение предприятия в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного реестра поручено СКАП России.
При составлении реестра использовался только один из признаков доли рынка, тогда как понятие «доминирующее положение» требует установления в каждом случае наличия каких-либо признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.
Порядок формирования государственного реестра, виды реестров, порядок исключения из реестра определяются приказами Государственной комиссии по гражданским делам Российской Федерации № 60 от 10 октября 1991 г. и № 45. от 20 февраля 1992 г. Предусмотрена процедура уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательной публикации Реестра в средствах массовой информации («Экономическая газета», «Финансовая газета», журнал «Законодательство и экономика»).
ГКАП России обеспечил формирование региональных регистров для своих территориальных администраций. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором доминирует предприятие, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела товаров народного потребления, услуг и товаров промышленного назначения.
Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный мониторинг цен и продукции осуществляется Государственным комитетом по гражданскому процессу России, Комитетом по ценам.
Основой российского антимонопольного законодательства является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее Закон). Монополистическая деятельность, согласно ст. 4 Закона действия (бездействие) субъектов хозяйствования или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на предупреждение, ограничение или устранение конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству.
Раздел II Закона посвящен формам монополистической деятельности. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые ограничивают конкуренцию, и недопустимости действий правительственных чиновников и правительства. должностные лица для участия в предпринимательской деятельности.
В пункте 1 ст. Статья 5 Закона устанавливает общий запрет на злоупотребление экономическим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим положением является позиция экономического субъекта, чья рыночная доля определенного продукта (т. е. не имеющего замещающего или взаимозаменяемого товара) составляет 65% или более, если только экономический субъект не докажет, что, несмотря на превышение указанного значения, его позиция рынок не является доминирующим.
Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением указаны в ст. 5 Закона о конкуренции, следующее:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке или повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, которые ему не выгодны или которые не связаны с предметом договора (необоснованные требования по передаче финансовых активов, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и т. д.);
- включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие на заключение договора только при условии введения положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий для доступа к рынку (выхода из рынка) другим субъектам хозяйствования;
- нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые есть спрос или заказы потребителей в случае безубыточности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), если есть возможность изготовить или поставить соответствующий товар.
Согласно ст. 6 Закона, антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в рыночной экономике.
Пункт 1 этой статьи относится к так называемым горизонтальным (картельным) соглашениям, то есть соглашениям между субъектами предпринимательской деятельности одного уровня. Таким образом, соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), обладающих в совокупности или частично более 35% рыночной доли конкретного продукта в целом или частично, если такие соглашения могут привести к ограничению конкуренции, запрещены и признаются недействительными.
Пункт 2 ст. 6 Закона посвящена вертикальным антиконкурентным заговорам. Таким образом, соглашения (согласованные действия) неконкурентных хозяйствующих субъектов, заключенные в любой форме, запрещены, одна из которых доминирует, а другая является ее поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют или могут привести к ограничению конкуренции.
Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что эти положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они чаще встречаются в странах с переходной экономикой.
Согласно пункту 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) принимать меры, ограничивающие независимость хозяйствующих субъектов, создавать дискриминационные или, наоборот, благоприятные условия деятельности отдельных субъектов хозяйствования, если такие действия или действия имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов субъектов хозяйствования или граждан.
При слиянии, создании, присоединении к коммерческим организациям возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регулируют контроль следующих видов экономической концентрации:
Закон устанавливает формы недобросовестной конкуренции:
- распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может привести к потере другого субъекта предпринимательской деятельности или нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества продукции;
- неправильное сравнение субъектом хозяйствования товаров, произведенных или проданных им, с товарами других субъектов хозяйствования;
- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и эквивалентных средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или торговой информации, включая коммерческую тайну, без согласия их владельца (статья 10 Закона о конкуренции).
Государственная политика по продвижению товарных рынков и конкуренции, предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (с 1998 года Министерством антимонопольной политики).
Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Формы монополистической деятельности
Наличие доминирующего положения на рынке является важным условием МД, но недостаточным. Для констатации наличия МД при доминировании на рынке необходимы определенные деяния (выражающиеся в первую очередь в форме действия, но возможные также и в форме бездействия). Такие деяния называются формами МД.
Приведем перечень подобных деяний, определенных законом (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ):
- монопольное манипулирование ценами на рынке товара (введение и сохранение неоправданно высоких или низких цен);
- намеренное удаление товара с рынка с целью увеличения цены на него;
- намеренное, экономически неоправданное, завершение (значительное снижение) производства товара, пользующегося спросом;
- принуждение контрагента по сделке к экономически неоправданным невыгодным условиям сделки, в т. ч. к условиям, не имеющим отношения к сделке;
- введение преград для выхода на рынок товаров других предпринимателей;
- экономически неоправданное введение различных цен на один и тот же товар;
- несоблюдение государственного ценообразования;
- создание дискриминационных условий введения на рынок и обращения на нем товаров.
История мировой практики регулирования монополистической деятельности
Родиной антимонопольного (или антитрестовского) регулирования являются США, где его формирование началось принятием в 1890 г. закона Шермана, дополненного впоследствии рядом других законов и актов. Важнейшим результатом принятия закона Шермана было то, что закон давал возможность правительственным органам и частным лицам добиваться в судебном порядке запретов как ограничений свободы торговли, так и монополизации. Но закон скорее осуждал (в форме «ты не должен поступать так»), чем предписывал («поступай таким-то образом») определенное поведение. Он не давал позитивного административного регулирования поведения в сфере экономической деятельности.
Закон Клейтона, принятый в США в 1914 г., объявлял нарушениями четыре вида деятельности: ценовую дискриминацию; соглашения, связывающие покупателя условиями или не допускающие на рынок других лиц; корпоративные слияния; наличие одних и тех же членов правления в конкурирующих компаниях. Каждый запрет определялся общим условием: указанные виды деятельности являются незаконными, если «их результатом может быть значительное уменьшение конкуренции» или же если «они создают монополию в любой сфере экономической деятельности» . Статья вторая, охватывавшая ценовую дискриминацию и никогда не являвшаяся образцом ясности, была переформулирована (но не усовершенствована) в 1936 г. законом Робинсона-Патмана.
Законом о федеральной торговой комиссии (принят в США в 1914 г.) был создан административный орган с антитрестовскими полномочиями для осуществления конкурентной политики.
Проолигополистический характер антитрестовских законов проявляется в трактовке понятия олигополии. Если монополия или попытка ее установить обычно признается противозаконной, то олигополия таковой не считается, хотя власть ее на рынке весьма велика, особенно в периоды «спокойного» экономического развития.
Другая особенность антитрестовского законодательства США заключается в том, что в его основе лежат принципы, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую можно трактовать как монополистическую, оцениваются прежде всего с точки зрения их влияния на эффективность хозяйства. Если признается, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, компания может не подвергаться антимонопольным санкциям.
Так, объединение угольных компаний «Аппалачиан коул», созданное с целью поддержания цен на определенном уровне за счет сокращения объемов производства, не было признано в 1933 г. виновным в нарушении антитрестовского закона, поскольку сочли, что в условиях перепроизводства компании вправе поддерживать «справедливые» цены. В 1972 г. соглашение участников ассоциации мелких и средних розничных продавцов, ограничивающее продажи каждого из них на оговоренной территории и тем самым предотвращающее конкуренцию между ними, не было признано противозаконным, поскольку указанное соглашение способствовало конкуренции членов ассоциации с другими, более влиятельными участниками рынка (и это перевесило антиконкурентный эффект самого соглашения).
Указанная особенность антитрестовского законодательства органически связана и со стремлением сохранить оптимальное функционирование механизма олигополии. Этот механизм основан на своеобразном сочетании в рамках олигополии монопольно-регулирующих и конкурентных сил. Монопольно-регулирующие силы возникают на базе тех или иных форм взаимодействия крупных производителей в их рыночной политике. Конкуренция включает в себя как методы снижения цен, так и различные виды неценовой конкуренции.
Функционирование механизма олигополии приводит к нарушению баланса монопольно-регулирующих и конкурентных сил, к подавлению одних компаний другими. В условиях, когда на отраслевой рынок оказывают влияние либо конкурентные, либо монопольно-регулирующие силы, начинает резко проявляться негативное воздействие каждой из них (или разрушительные социально-экономические последствия «чрезмерной» конкуренции, или застойные тенденции в развитии НТП, снижение эффективности производства при господстве монополии). Поэтому главная цель государственной политики США в области контроля отдельных отраслевых и производственных рынков состоит в поддержании оптимального баланса монопольно-регулирутощих и конкурентных сил на основе антимонопольного законодательства.
Данное законодательство имело антимонопольную направленность, тем не менее, в нем были серьезно пересмотрены оценки относительной полезности конкуренции и монополии. В периоды всплесков антимонопольных настроений, характерных для начального этапа разработки этого законодательства, довлело, как правило, сугубо отрицательное отношение к любым проявлениям монополизма, проявления же конкуренции оценивались только положительно. Но в последствии стала четко прослеживаться тенденция экономического осмысления и монополии, и конкуренции, особенно с точки зрения их влияния на повышение эффективности хозяйства. Все реже монополия ассоциировалась с ростом концентрации, в ряде случаев она стала теоретически оправдываться, в частности, тогда, когда достигаемое с ее помощью повышение эффективности производства перекрывало издержки от уменьшения конкуренции. В целом акцент был перенесен с осуждения монополии как таковой на объективное выяснение в каждом конкретном случае того, как взаимодействует баланс «монополия — конкуренция» с эффективностью производства. Для этого было сформулировано определение экономической категории «рыночная власть», обозначены границы продуктовых и географических рынков, описаны методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п., что обусловило усиление связи антитрестовского законодательства с экономической теорией.
В результате сформировался принцип законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.
При рассмотрении случаев нарушения антитрестовских законов большое значение приобретают доказательства наличия монопольного положения. В зависимости от трактовки рынка меняется доля компании на нем и, соответственно, интенсивность конкуренции. Например, в ходе рассмотрения дела алюминиевой компании «Алкоа» выяснилось, что расширительная трактовка конкурентного рынка позволяет снизить рыночную долю последней с 90 до 33%. Подобный подход имел место и в «целлофановом» деле, когда суд признал, что химическая компания «Дюпон» действует не на рынке целлофана, где она контролировала 75% продаж, а на рынке упаковочных материалов, включающие близкие по свойствам и использованию товарозаменители и где доля компании оказалась менее 20 %.
Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:
- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
- ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
- иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Понятие и виды монополистической деятельности
Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:
1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
Техническое регулирование
техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
Методика выявления картельных сговоров
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Таким образом, Закон о защите конкуренции содержит более широкое понятие соглашения, не ограниченное только понятием соглашения в форме гражданско-правового договора.
При этом, антиконкурентные соглашения являются правонарушением и поэтому не подлежат оценке с точки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются гражданско-правовым законодательством к форме договоров (сделок). Следовательно, несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Запрещаются также соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
При доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде. Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
Принудительное разделение компании при осуществлении монополистической деятельности
В случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается, если выполняются в совокупности следующие условия:
1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Доминирующее положение
Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:
- обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
- обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
- входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
- входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).
Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.
В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:
- участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
- предприниматель не является естественной монополией.
Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.
Проявляется МД следующим образом:
- создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
- предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
- рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
- нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.
Действия компании могут трактоваться, как МД, если:
- Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
- Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
- Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.
Характерные черты монополии
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
-
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
-
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
-
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
-
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
-
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
Доминирующее положение
Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:
- обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
- обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
- входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
- входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).
Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.
В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:
- участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
- предприниматель не является естественной монополией.
Формы монополистической деятельности
Наличие доминирующего положения на рынке является важным условием МД, но недостаточным. Для констатации наличия МД при доминировании на рынке необходимы определенные деяния (выражающиеся в первую очередь в форме действия, но возможные также и в форме бездействия). Такие деяния называются формами МД.
Приведем перечень подобных деяний, определенных законом (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ):
- монопольное манипулирование ценами на рынке товара (введение и сохранение неоправданно высоких или низких цен);
- намеренное удаление товара с рынка с целью увеличения цены на него;
- намеренное, экономически неоправданное, завершение (значительное снижение) производства товара, пользующегося спросом;
- принуждение контрагента по сделке к экономически неоправданным невыгодным условиям сделки, в т. ч. к условиям, не имеющим отношения к сделке;
- введение преград для выхода на рынок товаров других предпринимателей;
- экономически неоправданное введение различных цен на один и тот же товар;
- несоблюдение государственного ценообразования;
- создание дискриминационных условий введения на рынок и обращения на нем товаров.
Данный перечень, введенный законом, является неполным (п. 4 постановления ВАС РФ № 30 от 30.06.2008).
Важно! Кодексом об административных правонарушениях введена ответственность в отношении предпринимателей, занимающих доминирующее положение (ст. 14.31 КоАП).
Ответственность наступает при наличии следующих признаков — доминирующее положение и:
- либо действия, запрещенные антимонопольным законодательством, приводящие к ограничению прав других лиц, но не связанные с нарушениями в отношении конкуренции (1-й состав);
- либо действия, обладающие теми же свойствами, но нарушающие конкуренцию (2-й состав).
Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, кᴏᴛᴏᴩые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)
Признаки недобросовестной конкуренции:
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть исключительно хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции будет приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно исключительно потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Монополия — это ситуация, при которой все производство товаров или услуг обеспечивается одной компанией. На практике это может быть не одна отдельная организация, а союз нескольких производителей, существующий в разных формах, но суть от этого не меняется.
Такая ситуация почти всегда рассматривается как негативная с точки зрения экономики – ведь эта компания получает возможность диктовать условия потребителям товаров или услуг, завышая цены и «перетягивая» на себя часть общего богатства.
В каждой монополии есть монополист — это структура, занимающая доминирующее положение. Монополистом можно стать естественным путем (например, создав и запатентовав что-то принципиально новое), а можно и искусственным (скупив всех конкурентов). В любом случае, получив в свое распоряжение весь рынок, монополист может единолично влиять на него.