Ритмы пандейру
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Голосования
Интересна ли капоэйра?
 
Опрос
Что хотим изучать?
 


Ритмы пандейру

 

Пандейру является самым импровизационным барабаном в батерии, благодаря более высокому звучанию. В роде используется в основном один или два инструмента.

 

Как держать пандейру?

 

Пандейру держат в левой руке, а правой бьют по мембране (это вовсе не принципиально, можно и наоборот). Часто в ободе пандейру на одном из промежутков между бубенцами-платинелас (platinelas) делается отверстие для указательного пальца, чтобы удобнее было держать инструмент. Левая рука сгибается в локте, таким образом, чтобы инструмент находился в районе солнечного сплетения и примерно под 30 градусов относительно земли. Для более продолжительной игры инструмент нужно держать правильно и без напряжения, так, чтобы мнимое продолжение руки совпадало с мысленно проведенным диаметром. Эта воображаемая линия будет осью симметрии при вращении инструмента. Если этой симметрии не будет, то левая рука быстро устанет и играть, а особенно быстрые ритмы станет просто невозможно. Также при правильной симметрии более равномерно издаются звуки маленьких тарелочек, что отражается на качестве игры.

 

Извлечение звуков

 

Создание различных ритмов на пандейру зависит от силы удара по мембране, от того, куда приходится удар и от того, какой частью ладони бьют – большим пальцем, кончиками пальцев, открытой ладонью, ладонью в виде «лодочки», ребром ладони или нижней частью ладони. Пандейру также можно встряхивать, вращать или проводить пальцем по ободу пандейру, производя немного скрипучий звук.

Извлечение ударов делается правой рукой, а левой вращаем вокруг оси из стороны в сторону, заполняя фон дребезгом тарелочек. Для удара правая рука должна располагаться на инструменте в основном положении. Необходимо расположить правую как показано на этом рисунке. При этом сильно давить на мембрану не нужно.

Существует довольно много способов извлечения звуков на пандейру.

Для основы выделяются следующие удары, звуки:

 

Обозн. Звук Транскр. Англ. Описание
T "Ту" thumb Открытый удар большим пальцем вращением кисти, мембрана свободна
t "Ду" thumb Открытый удар большим пальцем вращением кисти, мембрана зажата
U Ту" thumb Открытый удар кончиками пальцев, мембрана свободна
u Ду" thumb Открытый удар кончиками пальцев, мембрана зажата
h "ц" heel-of-hand Удар основанием кисти по ободу
f "ц" fingers Удар кончиками пальцев по ободу
S "Па" slap Резкий удар ладонью в центр
= = "Тр-р" thrill Вибрация, тремор кончиками пальца (-ев)
v ^ "ц-ц" Прокручивание из вертикального в горизонтальное положение и обратно
- "-" Пауза

 

Немного более подробно:

 

«Ту» («Ду») – открытый тон. Есть два варианта извлечения этого звука: верхний и нижний.

При нижнем варианте этот звук издается большим пальцем правой руки. Руку стараться держать на одной высоте и не отводить ее ни вправо, ни влево. Удар наноситься за счет вращения кисти около обода (где-то посередине между центром и ободом). Кисть не напрягается, лучше, чтобы она была максимально расслаблена. Удар пальцем должен быть четким, и отрывистым, не задерживаясь на мембране. Палец должен отлетать от поверхности как шарик от стола при игре в настольный теннис.

При верхнем варианте все пальцы, кроме большого собираются в одну точку. Также рука должна быть расслаблена. Удар наносится на таком же расстоянии, как и при открытом звуке, только в верхнюю часть мембраны. Движение похоже на атаку змеи, движение назад кистью должно быть быстрее, чем вперед. Также удар несколькими пальцами должен быть четким, и отрывистым.

Мембрану можно натянуть сильнее или слабее при помощи специальных креплений на ободе. От изменения натяжения открытые звуки будут по тональности ниже или наоборот более звонкими.

 

«Па» - так называемый слэп. Играется всей ладонью по поверхности в районе центра (примерно как в основном положении). Пальцы должны быть все вместе и выпрямлены. Оттопыренные пальцы портят звук и глушат слэп. Удар наносится чуть правее центра всей ладонью. Кисть должна быть расслаблена. Сделав шлепок, задержите руку на долю секунды. В момент удара безымянным пальцем левой руки придерживаем мембрану от дребезга. Звук должен быть звонким и не открытым.

 

«Ц» - звучание платинелас (тарелочек). Эти звуки являются, в основном дополнительными, поэтому их не стоит выделять из ритмов громкостью.

Первый способ – при смене направления вращения инструмента.

Второй способ – при несильном ударе в обод правой рукой. Удар может быть как собранными воедино пальцами (фингер), так и нижней частью ладони (пяткой ладони), так называемый хэнд. Их последовательность напоминает перекатку. Также как и в предыдущих ударах кисть должна быть расслаблена. Старайтесь не попадать в металлические зажимы, натягивающие мембрану.

Третий способ – вибрация пандейру. Нужно палец прижать к мембране и вести его верх-вниз.

Четвертый способ - встряхивание пандейру.

 

Удары, которые играют основные (сильные) ноты в ритме, они всегда должны выделяться и играться громче других.

 

Чередуя различные удары по пандейру и, тем самым, извлекая различные звуки, получаются звонкие, четкие, как будто даже немного прозрачные ритмы пандейру. Пандейру вообще отличается тем, что может создавать звонкий и выраженный тон. Он дает чистоту звуку, хорошо расставляет акценты при исполнении быстрых и сложных ритмов.

 

Ритмы на пандейру:

 

Capoeira;  Samba;   Samba de roda;   Coco;  Ijexa;  Candomblé;  Funk;  Reggae;  Partido_alto;  Baiao;  Congada;  Maracatu;  Xaxado;  Xote;  Ciranda;  Frevo;  Calango;  Ritmos nordestinos;  Groove;  Ритмы для практики


1. Капоэйра (Capoeira)

 

Для Capoeira-Angola:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
T - S - T - ^ v T - S - T - ^ v Ту - Па - Ту - ц ц Ту - Па - Ту - ц ц T - S - T v ^ v T - S - T v ^ v Ту - Па - Ту ц ц ц Ту - Па - Ту ц ц ц T - S - T == h f T - S - T == h f Ту - Па - Ту тр ц ц Ту - Па - Ту тр ц ц T - S - == == h f T - S - == == h f Ту - Па - тр рр ц ц Ту - Па - тр рр ц ц S - T - S T ^ v S - T - S t ^ v Па - Ту - Па Ту ц ц Па - Ту - Па Ду ц ц

Для Capoeira-Regional, bengela и др.:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
T - S - T v ^ U T - S - T v ^ U Ту - Па - Ту ц ц Ту Ду - Па - Ту ц ц Ту T - S - T v ^ S T - S - T v ^ S Ту - Па - Ту ц ц Па Ту - Па - Ту ц ц Па T - S - t f h f T - S - t f h f Ту - Па - Ду ц ц ц Ту - Па - Ду ц ц ц T - S - t f h T T - S - t f h T Ту - Па - Ду ц ц Ту Ту - Па - Ду ц ц Ту

Для Capoeira-Muidinho:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
T - T - S - h f T - T - S - h f Ту - Ту - Па - ц ц Ту - Ту - Па - ц ц

2. Самба (Samba)

 

Базовый вариант:

1 2 3 4 5 6 7 8
T f h f t f h f Ту ц ц ц Ду ц ц ц

Другие варианты:

1 2 3 4 5 6 7 8
T f h S T f h S Ту ц ц Па Ту ц ц Па t f h f t f h T Ду ц ц ц Ду ц ц Ту t f h f T U h U Ду ц ц ц Ту Ту ц Ту t f h f T T f T Ду ц ц ц Ту Ту ц Ту t == h f T == h f Ду тр ц ц Ту тр ц ц t f h S - T f T Ду ц ц Па - Ту ц Ту - S - S T - S T - Па - Па Ту - Па Ту t f h S S h f t Ду ц ц Па Па ц ц Ту

3. Самба ди рода (Samba de roda)

 

1 вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
t f h f T f h f t f h f T S - S Ду ц ц ц Ту ц ц ц Ду ц ц ц Ту Па - Па

Samba de roda o Coco:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
S f h S T f h T S f h S T f h T Па ц ц Па Tу ц ц Ту Па ц ц Па Ту ц ц Ту

Samba reggae:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
T f h S T f T f h S h S T f T f Ту ц ц Па Tу ц Ту ц ц Па ц Па Ту ц Ту ц

4. Коку (Coco)

 

1 вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
U h f T f h S h U T f T f h S h Ту ц ц Ту ц ц Па ц Ту Ту ц Ту ц ц Па ц T f h S h f T f T f h S h f h f Ту ц ц Па ц ц Ту ц Ту ц ц Па ц ц ц ц

5. Ишеша, Афоше (Ijexa, Afoxe)

 

1 вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
S - - - S - T - S - - - S - T - Па - - - Па - Ту - Па - - - Па - Ту - S h f h S - T - S h f h S - T - Па ц ц ц Па - Ту - Па ц ц ц Па - Ту - S h f h S h U h S h f h S h U h Па ц ц ц Па ц Ту ц Па ц ц ц Па ц Ту ц

2 вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
S S - T - T T - S - S - T - T - Па Па - Ту - Ту Ту - Па - Па - Ту - Ту -

6. Кандомбле (Candomblé)

 

Варианты:

1 2 3 4 5 6
T f h f h f Ту ц ц ц ц ц T f h S h f Ту ц ц Па ц ц T f h S h U Ту ц ц Па ц Ту T f h S T U Ту ц ц Па Ту Ту T f h S h S Ту ц ц Па ц Па T f h S - S Ту ц ц Па - Па

7. Фанк (Funk)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T - T - S - h f h f T - S - h f Ту - Ту - Па - та ка та ка Ту - Па - та ка

2 Вариант:

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
U h t t S - f h f t S Ту ц Ду Ду Па - ц ц ц Ту Па

3 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
U h f h S h U h f h U h S T f h Ту ц ц ц Па ц Ту ц ц ц Ту ц Па Ту ц ц

Samba Funk:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
U h f T S h f T f h U h S T f h Ту ц ц Ту Па ц ц Ту ц ц Ту ц Па Ту ц ц

8. Регги (Reggae)

 

1 Вариант:

1 - - 1 - - 1 - - 1 - -
T - T f - h S - h f - U Ту Ту ц - ц Па - ц ц - Ту

2 Вариант:

1 2 3 4 5 6 7 8
t t f - h S f h f Ду Ду ц - ц Па ц ц ц t t f - h S S f h Ду Ду ц - ц Па Па ц ц

9. Пачиду алту (Partido alto)

 

Базовый вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T - T - T - S - - T - T - S - S Ту - Ту - Ту - Па - - Ту - Ту - Па - Па

2 вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T - S - T - S - T T - S T T - S Ту - Па - Ту - Па - Ту Ту - Па Ту Ту - Па

3 вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T - T - T - S - - T T - - S - S Ту - Ту - Ту - Па - - Ту ту - - Па - Па

4 вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T - S - T - S - T T - T T S - S Ту - Па - Ту - Па - Ту Ту - Ту Ту Па - Па

Варианты с заполнением пауз:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f T f T - S - - T - T - S - S Ту ц Ту ц Ту - Па - - Ту - Ту - Па - Па T f T f T - S - - T - T - S h f Ту ц Ту ц Ту - Па - - Ту - Ту - Па ц ц T - T - T - S - T T f T t S - S Ту - Ту - Ту - Па - ту Ту ц Ту Ду Па - Па T - T - T f h S T T - T - S - S Ту - Ту - Ту ц ц Па ту Ту - Ту - Па - Па T f T f T f h S T T f T t S h f Ту ц Ту ц Ту ц ц Па ту Ту ц Ту Ду Па ц ц

10. Байау (Baiao)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f h u h f T p T f h u h f T f Ту ц ц Ду ц ц Ту ц Ту ц ц Ду ц ц Ту ц T f h u h f h U T f h u h U T U Ту ц ц Ду ц ц ц Ту Ту ц ц Ду ц Ту Ту Ту

Embolada

1 - 2 - 3 - 4 -
U h f T f h S h Ту ц ц Ту ц ц Па ц
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
U h f T f h S h f T f T f T U T Ту ц ц Ту ц ц Па ц ц Ту ц Ту ц Ту Ту Ту

11. Конгада, Байаузиньу (Congada, Baiaozinho)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
T f h S h f T p T f h S h f T f Ту ц ц Па ц ц Ту ц Ту ц ц Па ц ц Ту ц

12. Маракату (Maracatu)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
U h f h f T f h f T f h f T f h Ту ц ц ц ц Ту ц ц ц Ту ц ц ц Ту ц ц

13. Шашаду (Xaxado)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
S h f T f h S h S f h T f T f T Па ц ц Ту ц ц Па ц Па ц ц Ту ц Ту ц Ту

14. Шочи (Xote)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f h - T - T - S - f h T - T - Ту ц ц - Ту - Ту - Па - ц ц Ту - Ту -

2 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T - T - S - f - T - T - h f h - Ту - Ту - Па - - - Ту - Ту - - - - - T - T - S - f - T - T h f h S - Ту - Ту - Па - - - Ту - Ту ц ц ц Па -

3 Вариант:

1 2 3 4 5 6 7 8
T f T f T S h f Ту ц Ту ц Ту Па ц ц

15. Сиранда (Ciranda)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f h u t f t f t u h u t f t f Ту ц ц Ду Ду ц Ду ц Ду Ду ц Ду Ду ц Ду ц

2 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f h S h f t f t f h S h f t f Ту ц ц Па ц ц Ду ц Ду ц ц Па ц ц Ду ц

16. Фреву (Frevo)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 1 - 2 - 3 - 4 -
u - h f T - f h u - h f T - f h Ду - ц ц Ту - ц ц Ду - ц ц Ту - ц ц

17. Калангу (Calango)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f h S h f T f T f h S h f h f Ту ц ц Па ц ц Ту ц Ту ц ц Па ц ц ц ц

18. Северо-восточный ритм (Ritmos nordestinos)

 

Варианты:

1 2 3 4 5 6 7 8
U h f T f h S h Ту ц ц Ту ц ц Па ц U h f T f h f h Ту ц ц Ту ц ц ц ц U h f T f h U h Ту ц ц Ту ц ц Ту ц U h f T U h f h Ту ц ц Ту Ту ц ц ц U h f T U h U h Ту ц ц Ту Ту ц Ту ц U h f T f h f T Ту ц ц Ту ц ц ц Ту U T f T f h f h Ту Ту ц Ту ц ц ц ц U T S T f h S h Ту Ту Па Ту ц ц Па ц

21. Грув (Groove)

 

1 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
U h f h S h f T f T U h S h f T Ту ц ц ц Па ц ц Ту ц Ту Ту ц Па ц ц Ту

2 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f h f T - T - S - f - h - f - Ту ц ц ц Ту - Ту - Па - ц - ц - ц - h - T f h f T - S - f - h - f - ц - Ту ц ц ц Ту - Па - ц - ц - ц -

3 Вариант:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
U h f T S h U h f h U h S T f h Ту ц ц Ту Па ц Ту ц ц ц Ту ц Па Ту ц ц

20. Ритмы для практики

 

Варианты:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -
T f T f t f h S T U t U t f h S Ту ц Ту ц Ду ц ц Па Ту Ту ц Ду Ду ц ц Па T f T f t f h f T f h U t f h f Ту ц Ту ц Ду ц ц ц Ту ц ц Ту Ду ц ц ц t f h u T f h U t f h u T f T f Ду ц ц ду Ту ц ц ту Ду ц ц ду Ту ц Ту ц

Огромное пособие по обучению игры на пандейру находится здесь: www.artatom.com