Словарик
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Опрос
Что хотим изучать?
 


Словарик

 

Словарь терминов в капоэйре

 

Abadá (Абада) – специальные штаны белого цвета для занятия капоэйрой.

Amazônia, Amazonas (Амазониа, амазонас) – стиль игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, используя преимущественно нижнюю технику. 2) музыкальный ритм для беримбау.

Aluno – (алуну – «ученик») учащийся, начинающий в капоэйре; первые уровни градации мастерства капоэйристо.

Angola (Ангола) – стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют очень близко и медленно.

Angoleiro – (анголейру) человек, играющий капоэйру Ангола.

Apelido (Апелиду) – имя в капоэйре, даётся местре до батизаду.

Axé (Аше) – энергия капоэйры.

Bateria (Батериа) – оркестр, инструменты и люди, играющие на них, они задают темп игры.

Batizado (Батизаду) – церемония посвящения, крещение, получение первой корды.

Batuque – (батуки) бой или пернада – упрощенная капоэйра, практикуемая, главным образом, в штатах Баиа и Рио-де-Жанейро; соперники пытаются свалить друг друга ударами ног (ступни, колена, бедра).

Benguela (Бенгела) – один из стилей капоэйры, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки; 2) музыкальный ритм для беримбау.

Besouro Mangangá – (Бизору Манганга) Manoel Henrique Pereira (Мануэль Энрике Перейра), известный еще как Besouro Cordão de Ouro (Бизору Кордау джи Ору). Народный герой, борец за права рабов.

Cadeira – (кадейра) (paralela/паралела) стойка, элемент жинги, с широко расставленными и полусогнутыми ногами.

Camara, camarada – (камара, камарада) 1) друг, товарищ (так капоэристы зовут друг друга); 2) подёнщик, чернорабочий, батрак.

Candomblé – (Кандомбле) религия африканского происхождения, которая практикуется в основном в Бразилии. Религия возникла в городе Сальвадор, столице Баии. Хотя Candomblé практикуется в основном в Бразилии, он также практикуется в соседних странах и становится все более популярным во всем мире.

Chamada (Шамада) – вызов, определённая последовательность шагов и действий, используется исключительно в анголе для передышки или изменения хода игры.

Chulas (Шулас) – восхваляющая песня, поётся только в анголе.

Cordao (Кордао) – цветной шнур, который повязывают на пояс капоэристы; отличительный элемент градации мастерства капоэристов.

Corridos, quadros (Курридус, куадрус) – песни, исполняемые участниками роды.

Graduado – (градуадо) уровень капоэйриста.

Grimas (Гримаш) – палки для макулеле.

Iuna (Иуна) – 1. стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладает акробатика, играют на расстоянии, чтобы не мешать друг другу. 2. ритм игры на беримбау.

Jogo – (джогу – «игра») игра двоих оппонентов в капоэйре.

Jogo de compra (Жогу ди компра) – игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.

Ladainha (Ладаинья) – вступительная песня, которую поет ведущий роду или местре в начале игры.

Maculelê (Макулеле) – танец–игра с палками, участники выполняют разнообразные движения, попадая в ритм, задаваемый барабанами.

Professor – (профессор – «учитель, последователь») уровень градации мастерства.

Malícia – (малисия – «лукавство, хитрость») хитрость, уловки в капоэйре.

Mestre – (местри – «мастер, опытный, основной») наивысший уровень градации мастерства в капоэйре.

Regional (Режионал) – стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют быстро, преобладают высокие и быстрые удары, можно делать прыжки и акробатику.

Roda (Рода) – круг, образуемый участниками, в котором играют капоэйристы.

São Bento – (Сау Бенту) 1. быстрый стиль игры с быстрыми ударами; 2. ритм игры на беримбау.

Solo (Соло) – одиночное выступление капоэйриста, в роде или без неё, в котором он показывает своё умение выполнять какие-то удары, связки, акробатические движения.

Toque (Токе) – ритм игры на беримбау.

Troca de cordao (Трока ди кордао) – церемония смены шнуров, переход на следующий уровень.

Volta ao mundo – (волта ау мунду – «вернуться в мир») перерыв в игре; один из игроков дает понять оппоненту характерным знаком, что хочет передохнуть, после этого играющие не выходя из круга делают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру.

 

Инструменты

 

Agogô (Агого) – двойной кокольчик, два вытянутых колокольчика, разного размера соединённых дугой за их узкую часть.

Arame (Араме) – струна беримбау, стальная струна около 0,8 мм диаметром.

Atabaque (Атабаке) – барабан особенной формы и конструкции, напоминает барабан конго.

Baqueta (Бакета) – палочка, которой бьют по струне беримбау для извлечения звука.

Berimbau (Беримбау) – главный инструмент в капоэйре. Состоит из согнутой палки, к краям которой привязана струна, около нижнего края закреплён резонатор из высушенной тыквы.

Verga (Верга) – палка беримбау, делают из дерева беримба.

Viola (Виола) – беримбау с маленькой кабасой, имеет звонкий звук.

Gunga (Гунга) – беримбау с большой кабасой, гулкий звук.

Dobrão (Дубрау) – камень, металлический диск, который прижимают к струне для изменения звучания беримбау.

Cabaça (Кабаса) – резонатор беримбау, делают из высушенной тыквы.

Caxixi (Кашиши) – погремушка, держится в той же руке, что и бакета, используется для придания более богатого звучания беримбау.

Médio (Медиу) – беримбау со среднего размера кабасой.

Pandeiro (Пандейру) – музыкальный инструмент батерии, выглядит как бубен, но имеет другой размер и конструкцию.

Reco-reco – (реку-реку) музыкальный инструмент, представляющий собой толстую бамбуковую трубку с насечками; при игре по проводят палочкой по ребристой поверхности и извлекают характерный хруст.

 

Удары и движения

 

Armada (Армада) – удар ногой с разворота ребром стопы.

Armada de benguela(армада ди бенгела) армада с опорой на руки.

Armada dupla – (армада дупла – «двойная армада») высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами.

Armada pulada – (армада пулада) армада в прыжке.

Arrastau – (аррастау) бросок с помощью рук и головы

(Ау) – колесо.

Aú aberto – (ау аберту – «открытое ау») колесо с прямыми ногами.

agulha (Ау агулия) – рондат, колесо с выпригиванием с рук.

Aú batido (Ау бачиду) (Bico de papagaio/бику ди папагайу, aú amazonas/ау амазонас) – колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате встороны и возвращаются в исходное положение.

Aú batido dupla – (ау батиду дупла – «двойное ау батиду») ау батиду с двумя ногами впереди.

Aú sem mão (Ау сэй мау) – ау без рук.

Aú fechado (Ау фешаду) – ау с согнутыми перед грудью ногами.

Aú chibata (Ау шибата) – переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой.

Aerial chibada – (ариал чибада) ау чибата, но выше, с возможным прземлением на спину.

Aú de cabeça (Ау ди кабеса) – ау с опорой на голову.

Aú confusado – (ау конфусадо – «ау в смятении») ау без рук и с согнутыми ногами.

Aú cortado – (ау кортаду) колесо с обрезанем ног в середине движения.

Aú de costas или aú de costa (Ау ди костас/ау ди коста) – ау назад, с прогибом в спине из положения стоя.

Aú dobrao – (ау добрау) рондат с разворотом корпуса в сторону движения.

Aú esquisito – (ау эскьюзито) перевернутое колесо с согнутыми ногами, применяется как удар.

Aú flores – (ау флорис) сальто назад прогнувшсь.

Aú giratoria – (ау жиратория) вращение в стойке на руках.

Aú leg switch – (ау лег свитч) смена ног во время колеса, т.е. прземление на другую

Aú queda de rins (Ау кеда ди ринс) – перемещение вперёд через кеда ди ринс (queda de rims), выполняется из негачивы.

Base (Базе) – стойка, элемент жинги, одна нога согнута, впереди, вторая почти прямая, отставлена назад.

Bananeira (Бананейра) – стойка на руках, возможно нанесение ударов ногами.

Banda (Банда) – выбивание ноги партнёра.

Banda de costas – (банда ди костас) заступ ногой за противника с последующим толчком и броском.

Bênção (Бенсау) – прямой толкающий удар (наносится пяткой).

Bênção-pulado – (бенсу-пуладо) прямой удар в прыжке.

Galopante (Галупанче) – удар ладонью.

Gancho (Ганшу) – боковой удар подошвой.

Ginga (Жинга) – основное "раскачивающееся" движение в капоэйре, из которого делаются практически все движения.

Cabeçada (Кабесада) – атакующий удар головой в корпус противника или в голову.

Cadeira (Кадейра) (paralela/паралела)– стойка, элемент жинги, с широко расставленными и полусогнутыми ногами.

Chapa – (чапа – «доска») прямой высокий толчковый удар стопой в голову.

Cocorinha – (кокоринья) опускание на корточки.

Cruz – (круз) бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.

Cutavelada – (кутавелада) удар локтем.

Envergado – (энвергарду) вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами.

Escala – (искала – «масштаб») защитное действие, при котором игрок опускается назад на согнутую ногу, а другая прямая нога вытянута немного в сторону. Не статичное положение, из которого могут наноситься ответные действия (например, martelo no chao).

Envergado (Энвергарду) – вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами.

Escorpião (Эскурпиау) – прогиб в спине во время стойки на руках или на голове.

Esquiva baixa – (эшкива байха) уклон вниз.

Esquiva lateral – (ишкива латерал – «уклон всторону») уклон в сторону от удара сбоку, при котором игрок опускается на согнутое колено из primeira base и закрывает рукой голову сверху. Корпус как бы ложится на согнутое колено, а вторая нога распрямляется и стоит на внутренней поверхности стопы.

Finaliza pra trás (Финализа пра трайс) – окончание какого-либо движения в базу.

Finaliza cadeira (Финализа кадэйра/финализа паралела) – завершение движения в стойку кадейра.

Finaliza pra frente (Финализа пра френче) – завершение движения в стойку кадейра через кебраду.

Finta (Финта) – обманное движение, заход на какой либо удар без его выполнения.

Folha seca – (фолья сека – «сухой лист») прыжок назад с прогибом через голову. Выполняется с пришага махом одной ногой вверх и приземлением на маховую ногу.

Galopante – (галупанче) удар ладонью.

Gancho – (ганчу – «крюк») высокий хлесткий удар в голову пяткой сбоку.

Giratória – (жиратория – «вращающаяся») вращение на одной руке со сменой рук.

Giro – (жиру – «оборот») переход подобно role, но на прямых ногах и без опоры на руки.

Helicóptero (Эликоптеру) – ау с вращением ног.

Joelhada – (жуэляда – «удар коленом») часто используется в качестве контратаки против кабесады.

Jumping martelo rotado – (джампинг мартело ротаду) то же самое, что и Parafuso, но маховая нога остается согнутая.

Quebrada (Кебрада) – отклонение корпуса назад, боком к партнёру, уход от удара.

Queda de rins (Кеда ди ринс) – стойка на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища.

Queda de quatro (Кеда ди куатру) – опускание на четыре опорные точки – руки и согнутые ноги в присяди.

Queda de três (Кеда ди трэс) – защитная позиция сидя на ногах с опорой на одну руку.

Queixada (Кейшада) – удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы).

Queixada de benguela (Кейшада ди бенгела) – кейшада с опорой на руки.

Cocorinha (Кукуринья) – защитная позиция, полусидя на корточках.

Macaco – (макаку – «обезьяна») перекидывание ног через себя из положения сидя в cocorinha. При этом одной рукой делается мах назад и она является опорной за спиной, другая рука стремиться встать рядом с другой как в стойке на руках, а тело за счет маха руками и пружинящего прыжка ногами переваливается из положения сидя в стойку на руках. Опускаться из стойки на руках нужно поочередно двумя ногами в положение стоя.

Macaquinho (Макакиньу) – низкое макаку, выполняемое из негачивы.

Manna – (манна) силовая стойка с опорой на руки за спиной. Ноги складываются с туловищем и находятся над землей в горизонтальной плоскости.

Mariposa – (марипоза – «мотылек») прыжок с вращением на 360° в горизонтальной плоскости над землей.

Martelo (Мартелу) – (мартелу – «молот») прямой высокий удар голеностопом в голову сбоку.

Martelo cruzado (Мартелу крузаду) – боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени).

Martelo lateral – (мартелу латерал) боковой удар голеностопом с выносом бедра, и с последующим резким движением голенью.

Martelo no chão (Мартелу ну шау) – боковой удар, выполняется из боче или примейра эскива, с опорой на руку (наносится подъемом стопы).

Martelo rotado – (мартелу ротаду) мартелу с поворотом на 360 градусов, т.е. с проносом бьющей ноги.

Meia–lua de compasso (Мейа луа ди компассу) – удар пяткой с разворота с опорой на руки.

Meia–lua de frente (миа луа ди френче – «полумесяц вперед») маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости. Удар наносится из primeira base внутренней стороной стопы.

Meia–lua de rins (Мейа луа ди ринс) – мейа луа ди компассу с "опусканием" в кеда ди ринс.

Meia–lua presa (Мейа луа преза) – мейа луа ди компассу с опорой на одну руку.

Meia lua pulada – (миа луа пулада – «полумесяц в прыжке») meia lua de compasso двумя ногами.

Meia-lua queda – (миа луа кеда – «полумесяц на пояснице») маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости с опорой на поясницу.

Meia–lua reversão (мейа луа реверсау (раис/raiz) – мейа луа ди компассу с выходом через спину.

Mortal (мортал) – сальто.

Negativa – (негачива – «отрицание») положение, сидя на полностью согнутой ноге стоящей на носке и прямой ноге выставленной вперед из положения cocorinha. Одна рука опирается на землю рядом с прямой ногой, вторая – закрывает логову.

Negativa de Angola (Негачива ди ангола) – негачива с опорой на обе руки, тело находится близко к земле.

Negativa de regional (Негачива ди режионал) (Bote/боче) – сидячее положение с опорой на руку и ногу, вторая нога, при этом, "закручена" вокруг стоящей.

Parafuso – (парафузо – «винт») прыжковый элемент на подобие armada dupla. Выполняется с разворота, ноги подымаются в воздух поочередно по инерции раскрута, а приземление происходит на две сложенные вместе ноги.

Pião de cabeça (Пиау ди кабеса) – вращение на голове.

Pião de mão (Пиау ди мау) – вращение на одной руке.

Planche – (планче) мост.

Ponteira – (понтейра – «мундштук») маховый пинок прямой ногой снизу вверх. Наносится пяткой на уровне головы.

Primeira base – (примера бази – «первая база») положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо.

Primeira esquiva (Примейра эскива) – широкий шаг вперёд с опорой на руку в конце шага, уклон от удара.

Rabo de arraia – (рабу джи аххайа – «хвост ската») круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на одну руку и ногу.

Raiz – (раиз – «корень») прыжковый элемент на подобие parafuso, но корпус находится в полете в горизонтальной плоскости и ноги при приземлении не складываются вместе.

Rasteira (Раштейра) – подсечка.

Rasteira de costas (Раштейра ди костас) – обратная раштейра с опорой на обе руки.

Relogio – (хеложиу – «часы») разворот в стойке на одной руке, тело опирается на локоть. Одна нога делает мах, и тело по инерции следует за ногой.

Rolê (Руле) – боковое перемещение, вращение, с опорой на руки и ноги.

Salto mortal – (сальто мортал – «смертельный прыжок») прыжковый элемент через голову с прогибом назад.

Segunda baixa – (сегунда байша – «вторая низкая») защитное действие, при котором игрок опускается на прямую руку и продолжает закрывать другой голову в segunda base.

Segunda base – (сегунда бази – «вторая база») одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога – согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая – отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.

Segunda esquiva – (сегунда эскива) то же, что и примейра эскива, но без опоры на руки и с меньшей длиной шага.

Segunda esquiva (Сегунда эскива) – то же, что и примейра эскива, но без опоры на руки и с меньшей длиной шага.

S–dobrado (Эс дубраду) – движение похожее на макаку, выполняемое из негачивы или примейра эскива.

Suicidio – (суцидио) касание пальцев ног в воздухе, во время прыжка.

Tesoura (Тезоура) – бросок с захватом ноги партнёра, похоже на "ножницы".

Tesoura Angola – (тезора ангола) скольжение к противнику с раставленными ногами. Ноги раставляют как ножницы, а руками отталкиваются.

Tesoura de costas – (тезора ди коста) захват противника сзади и бросок.

Tesoura de frenche – (тезора ди френч) бросок после захвата противника спереди.

Tesoura de joelho (Тезоура ди жуэлью) – тезоро за колено.

Terceira esquiva (Терсейра эскива) – широкий шаг в сторону, с наклоном тела, уклон от удара.

Trave (Траве) – блокирующее движение, которое не позволяет партнёру начать движение.

Troca – (трока – «смена») смена ног.

Troca de negativa (Трока ди негачива) – переход в негачиву из примейра эскива, смена опорной ноги в негачиве.

Trança (Транса) (paulista/паулишта) – позиция похожая на негачива ди ангола, но опорная нога перед выпрямленной.

Trave – (траве) блокирующее движение, которое не позволяет партнёру начать движение.

Vingativa (Вингачива) – бросок/толчок партнёра плечом. Контратакующее действие, при котором игрок выносит вперед заднюю ногу из segunda base и разворачивает корпус в primeira base. Передней ногой необходимо подшагнуть под ногу сопернику с внешней стороны и выполнить бросок подъемом с полусогнутых ног и распрямлением спины. Оппонент должен упасть на спину из положения segunda base.