Распределение, отработка и перераспределение: как, когда и где?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распределение, отработка и перераспределение: как, когда и где?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, Академии МВД РБ, МИ МВД РБ, целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Как получить свободный диплом и что для этого нужно?

– Основное правило: если у вуза нет заявок на распределение, то он обязан выдать справку о свободном трудоустройстве.

В других случаях в законодательстве есть две статьи, которые регулируют этот вопрос: 87 и 88 Кодекса об образовании. Первая содержит определенный перечень оснований, по которым вам должны выдать справку, а вторая объясняет, кто освобождается от уплаты средств.

От уплаты точно освободят детей-сирот и беременных женщин. А вот лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе, супруга или одного из родителей, имеющих инвалидность I или II группы, или ребенка-инвалида, освободят от выплаты только в том случае, если невозможно будет предоставить новую работу, учитывающую возникшие обстоятельства.

Перечень в статье 88 довольно большой, но каждый случай освобождения рассматривается университетом отдельно.

Для того чтобы было понятно, насколько реально сейчас добиться свободного диплома, приведу статистику: по официальным данным, в Беларуси распределяются 99% бюджетников.

То есть справку о свободном трудоустройстве получает лишь 1% – и это настоящая борьба.

Что делать, если меня приняли не на ту должность, на которую я рассчитывал (рассчитывала) изначально?

Приказ о приеме на работу составляется на основе контракта и заявления работника.

Если вам предлагают должность бухгалтера, а вы пришли работать юристом – разумеется, писать такое заявление и подписывать приказ с контрактом не стоит. Нужно письменно попросить нанимателя трудоустроить вас по той должности, на которую вы рассчитывали, а в случае официального отказа обращаться с ним в университет.

Но зачастую выпускники сами соглашаются работать не по своей профессии. А это чревато последствиями: если вдруг выяснится, что на протяжении какого-то времени человек работал не по специальности, он автоматически должен выплатить деньги за свое обучение – и тут не будут разбираться, виноваты вы или работодатель.

Счет в 70 тысяч рублей воспринял с «улыбкой безумца»

Учиться в Военной академии Максим (имя изменено) хотел по многим причинам. Было понимание, что армия — гарант стабильности. Это, говорит, идеальный вариант для тех, кто «не очень амбициозен и толком не понимает, чего хочет от жизни». Во время службы, рассуждает, человеку показали, что он должен делать, и тот выполняет свой фронт работы.

— В то же время служба дает хорошую зарплату, льготы на квартиру, — называет армейские бонусы собеседник. — Да и при поступлении на некоторые специальности хватает невысокого балла.

К третьему курсу молодой человек в будущей профессии разочаровался — и решил забрать документы. Через три месяца, рассказывает, ему по месту прописки пришло письмо из академии. Там по годам расписано, за что и сколько он должен. В общей сложности это более 70 тыс. рублей. На вопрос, почему так много, отвечает: он жил в общежитии казарменного типа, его, как и других курсантов, одевали, трижды в день кормили. Да и стипендия, не отрицает, была неплохая.

— Как восприняли такой счет?

— С улыбкой безумца, который понимал, что ему терять нечего, — честно признается Максим. — Но еще до отчисления я услышал хорошую фразу: жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на то, что не нравится. Цена бездействия больше, чем цена ошибки. Я разочаровался в профессии военного. Решил рискнуть и что-то поменять в своей жизни.

Родители Максима, вспоминает собеседник, переживали из-за ситуации больше, чем он. Когда отчислялся, говорит, они интересовались: «Какие у тебя планы?» Сын пояснил: идти в гражданский вуз. Свое слово он сдержал. Сейчас Максим — студент.

— Сразу они часто спрашивали: уверен ли я в своем решении, а когда увидели, что поступил, а значит, не собираюсь без дела шататься по Минску, у них появилось доверие ко мне, — рассказывает собеседник. — Они успокоились и теперь лишь периодически спрашивают, что я дальше планирую.

Какие у Максима планы? Скоро у него суд.

— Я жду заседания и пока ничего не плачу, — описывает ситуацию собеседник. — А дальше нужно будет решать, как быть. Скорее всего, придется искать работу. Возможно, понадобится оставить университет, ведь совмещать довольно сложно.

Причины расторжения целевого договора

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Сколько придется заплатить тем, кто не хочет распределяться?

Ольга Мущинская пояснила, что сумма возмещения, которую предъявляют «уклонисту», определяется в соответствии с положением о порядке возмещения средств, затраченных на подготовку специалиста, рабочего, служащего.

По вопросам состава и порядка расчетов она рекомендовала обратиться в экономическую службу Министерства образования.

Ольга Мущинская в ходе онлайн-конференции также сообщила, что в прошлом году было 100 человек, которые после вуза были направлены на работу по распределению и не явились к месту работы (0,5% выпускников вузов). Из них 46 человек сразу вернули затраченные государством средства на их подготовку.

Татьяна Короткевич отметила, что не приступивших к работе на уровне среднего специального образования было еще меньше. Добровольно возместили затраченные государством средства 65 человек. Причины разные, в том числе семейные.

«Существует небольшое количество выпускников, в отношении которых был произведен расчет. Согласно законодательству, если добровольно средства не возмещаются, то через 6 месяцев материалы передаются в суд, где уже принимается решение с учетом всех факторов. В прошлом году таких было около 20 человек», – отметила она.

Как правильно уволить сотрудника в Беларуси. Разбираемся в юридических тонкостях

Перераспределиться могут все бюджетники, имеющие определенные льготы: семейные, инвалиды, беременные женщины и другие. В различных случаях поводом перераспределиться могут послужить:

  • взаимная договоренность всех сторон перевести нового специалиста на работу в другую организацию;
  • ликвидация компании нанимателя, сокращение штата сотрудников;
  • нарушение работодателем условий трудового договора или законодательства;
  • неявка нового работника к нанимателю на протяжении четырех месяцев по состоянию здоровья (кроме отпуска по беременности и родам).

Чтобы перераспределиться, нужно подать в свой вуз соответствующее заявление и документы, аргументирующие такую необходимость. Если новое рабочее место по специальности не найдется, а у самого выпускника будут основания не возмещать государству долг за обучение, он может получить справку о самостоятельном трудоустройстве. При наличии таковой он прекратит попадать в категорию молодых специалистов и, соответственно, лишится ряда льгот.

Выпускник может сам найти работу и принести заявку от компании. А принять или отклонить ее может комиссия, которая по общим правилам занимается поиском будущих мест работы, исходя из вакансий и заявок.

Повлиять на выбор комиссией города для распределения могут определенные обстоятельства (при наличии возможности):

  • мужу и жене, проходящим распределение одновременно, предоставляют работу в одном городе;
  • мужу, жена которого (и наоборот) постоянно живет и трудится Беларуси, будущее место работы определяют по месту жительства и работы второй половины;
  • для беременных женщин, матерей и отцов с детьми до трех лет стараются подыскать вакансии по их желанию и по месту жительства;
  • детям-сиротам и тем, кто остался без родительской опеки, дают работу в локациях, где размещено закрепленное за ними жилье (или там, где они стоят в очереди на него).

Решение принимают при выпускниках с помощью открытого голосования, предварительно получив рекомендации вуза и изучив успеваемость, участие в научно-исследовательской деятельности и общественной жизни университета, компании, где студент проходил практику. Обращают внимание также на здоровье и семейное положение.

В срок распределения при желании молодого специалиста могут засчитать время военной службы по призыву, службы в резерве и в иных воинских формированиях страны, а также декретный отпуск до трехлетия ребенка.

К слову, работа на пониженной ставке (при условии обоюдного согласия работника и нанимателя) полноценно засчитывается в период отработки и может быть обусловлена разными причинами.

Девочки,БЕЛАРУСЬ. Отработка после учебы.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

Читайте также:  мрэо-кубинская77.рф

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.

В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.

— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.

Теоретически да.

— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).
  • Ищите через знакомых или родственников.

— Трудовые династии были всегда. Если на сельхозпредприятии работают родители будущего выпускника школы, то первым логичным шагом для предприятия было бы начать поиск среди своих сотрудников.

Сам абитуриент тоже может попытаться найти своего будущего работодателя и заключить с ним договор. Для этого ему нужно обосновать, почему в будущем он хочет прийти и работать у него.

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Нет, еще, в принципе, не поздно, успокаивает Сергей Касперович. Заключить договор можно и в июле, главное — чтобы за этим стояло желание не поступить любой ценой, а работать по своей специальности у конкретного работодателя.

— Заказчики заключают договоры с конкретными людьми. Но мы всегда настаиваем на том, чтобы на «целевых местах» тоже складывался конкурс. Поэтому иногда заказчики заключают больше договоров, чтобы поступил самый сильный абитуриент. Здесь велика роль именно заказчика. Он сам должен основательно подбирать людей, потому что это его будущие работники. Они должны быть мотивированы к учебе, чтобы их не отчислили — и в результате заказчики не пожалели о напрасно потраченных деньгах.

Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи:

  • персонализация обучения;
  • создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении;
  • и самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот этот человек придет к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.

Плохие новости для тех, кому страшно представить себя работающим на одном месте несколько лет.

Срок отработки для тех, кто заключил договор на целевую подготовку, зависит от уровня образования. Если выпускник учился в профессионально-техническом учреждении, то отработка продлится год. После колледжа нужно отработать три года, после университета — пять лет.

— Процедура в данном случае называется не распределением, а направлением на работу, — уточняет Сергей Касперович.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Сергей после окончания автотракторного факультета БНТУ решил продолжить образование и поступил в магистратуру. Распределение в таком случае лишь ненадолго переносится — после окончания магистратуры выпускник обязан отработать два года. Сергея, тогда уже магистра технических наук, университет отправил работать инженером на Минский завод колесных тягачей.

— Нам показали список заводов, которые прислали заявки, и мы должны были выбирать из них. Заявки, которые мы приносили сами, не одобряли. У меня к тому моменту уже была работа и провести два года своей жизни на заводе, если честно, не хотелось. Поэтому, идя на распределение, уже знал, что буду «откупаться», — рассказывает Сергей.

Что нужно знать о целевом направлении?

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, Академии МВД РБ, МИ МВД РБ, целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Если ты окончил бакалавриат на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение магистратуры, твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Читайте также:  Льготы реабилитированным жертвам политических репрессий в 2022 году

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.

Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и целевики, но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.

Если ты не хочешь отрабатывать, напиши заявление об отказе от распределения. Примерно через месяц университет пришлёт расчётный лист, в котором будет указана сумма компенсации за обучение на бюджете за каждый семестр. Что в неё входит? Хозяйственные расходы вуза, зарплата преподавателей, взносы в ФСЗН, траты на ремонт и т. д. Всё это делится на количество студентов-бюджетников — ты выплачиваешь свою долю.

– Основное правило: если у вуза нет заявок на распределение, то он обязан выдать справку о свободном трудоустройстве.

В других случаях в законодательстве есть две статьи, которые регулируют этот вопрос: 87 и 88 Кодекса об образовании. Первая содержит определенный перечень оснований, по которым вам должны выдать справку, а вторая объясняет, кто освобождается от уплаты средств.

От уплаты точно освободят детей-сирот и беременных женщин. А вот лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе, супруга или одного из родителей, имеющих инвалидность I или II группы, или ребенка-инвалида, освободят от выплаты только в том случае, если невозможно будет предоставить новую работу, учитывающую возникшие обстоятельства.

Перечень в статье 88 довольно большой, но каждый случай освобождения рассматривается университетом отдельно.

Для того чтобы было понятно, насколько реально сейчас добиться свободного диплома, приведу статистику: по официальным данным, в Беларуси распределяются 99% бюджетников.

То есть справку о свободном трудоустройстве получает лишь 1% – и это настоящая борьба.

В процессе отработки у вас могут появиться обстоятельства, по которым можно претендовать на перераспределение.

К примеру, кто-то из ваших близких родственников стал инвалидом первой группы или вы вступили в брак, а кто-то из супругов остался жить или работать в другом городе. В таких случаях согласие нанимателя на перераспределение не требуется: нужно просто собрать все подтверждающие документы и написать заявление в университете.

Тут важно заранее подыскать себе новое место и принести оттуда заявку. Если ее нет, то это практически нереальный случай – университет вряд ли станет что-то искать, если у выпускника уже есть работа. Такова сложившаяся практика.

Другой вариант перераспределения: когда веских обстоятельств у вас нет, сменить место отработки можно только переводом от одного нанимателя к другому.

Сначала нужно получить согласие у организации, из которой вы уходите, потом у той, в которую приходите, а потом у университета. И это довольно сложная схема, потому что если кто-то из этих трех инстанций не согласен, то, увы, перераспределиться не удастся.

Особенно сложно приходится медицинским работникам, которым в дополнение ко всему нужно получить еще согласие комитетов и Министерства здравоохранения.

Такие случаи действительно бывают.

Например, по распределению за выпускником закрепили место еще в ноябре 2018-го, а выходить на работу он должен первого августа 2019-го – и за это время в организации может произойти все что угодно. Вполне может случиться, что отрабатывать человеку будет уже негде.

К тому же периодически в университет приходят фиктивные заявки: у организаций есть указание прислать их на энное количество специалистов, а столько им просто не нужно.

Если так произошло с вами, то обязательно нужно сделать два шага: попросить в организации официальное письмо с мотивированным отказом и пойти с ним в университет, чтобы написать заявление на перераспределение.

«Забить» на эти действия никак нельзя: в нашей практике бывали случаи, когда выпускники получали устный отказ и со спокойной душой пускали все на самотек. А потом им приходилось выплачивать государству деньги. Вы должны доказать, что объявились на месте работы, но брать вас там отказались.

Другой вопрос, что многие часто пугаются, когда работодатель отказывается что-то писать и объяснять. В таком случае вам любым образом нужно зафиксировать тот факт, что в организацию вы все-таки приходили: банально сделать фото в здании.

У нас даже был случай, когда девочка вызвала на предприятие милицию, чтобы получить доказательства того, что на работу она все же пришла.

Даже если официального объяснения вы не получили, все равно направляйтесь в университет и пишите заявление на перераспределение.

К слову, у нанимателя есть административная ответственность за необоснованный отказ в приеме молодого специалиста – но я никогда не слышала о том, чтобы она реально к кому-то применялась.

После того как вы сделали предыдущие шаги, университет принимает одно из двух решений: начинает искать вам новую заявку или дает справку о свободном трудоустройстве. Проблема в том, что законодательством не установлен срок, в течение которого это решение должно быть принято. Поэтому поиск нового места работы для выпускника порой сильно затягивается.

Сейчас появилось указание ужесточить меры, усилить контроль за распределением и делать все возможное, чтобы статистика не падала ниже тех самых 99%, – так что стараются найти всем.

Хотя раньше это был идеальный способ «откосить» от распределения: взять заявку у ООО «Ромашка», которое абсолютно точно даст тебе отказ, и надеяться на то, что перераспределением никто не захочет заниматься, а ты получишь свободный диплом. Я думаю, теперь надеяться на эту схему не стоит.

Приказ о приеме на работу составляется на основе контракта и заявления работника.

Если вам предлагают должность бухгалтера, а вы пришли работать юристом – разумеется, писать такое заявление и подписывать приказ с контрактом не стоит. Нужно письменно попросить нанимателя трудоустроить вас по той должности, на которую вы рассчитывали, а в случае официального отказа обращаться с ним в университет.

Но зачастую выпускники сами соглашаются работать не по своей профессии. А это чревато последствиями: если вдруг выяснится, что на протяжении какого-то времени человек работал не по специальности, он автоматически должен выплатить деньги за свое обучение – и тут не будут разбираться, виноваты вы или работодатель.

Если вы решили отказаться от отработки, у вас есть два пути.

Первый – добровольный отказ, который нужно оформить до начала отработки. Вы приходите в университет, пишете заявление, просите рассчитать свою сумму и получаете полгода на ее добровольное погашение.

Если в этот срок частично или полностью деньги вы не выплатили, вам напишут претензию – по сути, это письмо с требованием заплатить. С этого момента должен пройти один месяц, когда вы все еще можете заплатить без суда.

Если не делаете этого снова – начинается суд, но после его решения у вас есть еще один месяц на добровольное погашение.

Если и после всех этих сроков сумма не выплачена, начинается принудительное исполнение через судебных исполнителей.

Но по факту если у выпускника нет работы, взять у него нечего, а какие-то меры ограничения его не страшат, то можно попробовать жить и не тужить (смеется). Если работа у вас все-таки появится, то определенный процент от зарплаты будет уходить на оплату этой суммы. И так будет продолжаться, пока вы не погасите ее полностью.

Конечно, такой вариант не нужно рассматривать как руководство к действию, потому что сумма будет увеличена на судебные издержки и процент от взыскания судебным исполнителям.

К тому же вам вполне могут наложить меры ограничений – запретить выезд за границу и управлять автомобилем, например. В общем, ничего позитивного в этой процедуре нет.

Второй вариант – недобровольный, когда первого августа вы просто не приходите на работу и все пускаете на самотек. Примерно через месяц придет претензия, потом у вас все равно будет 6 месяцев на добровольное возмещение, а после этого срока – суд и исполнительное производство.

Как рассчитывается сумма? Расчет всегда индивидуальный, и при нем учитываются цифры и коэффициенты, которые есть только в бухгалтерии учреждения образования, а это закрытая информация.

Достоверно сказать, какой выйдет ваша сумма, невозможно: мало того, что во всех учреждениях образования выплаты совершенно разные, они могут отличаться даже у выпускников одной группы, если кто-то из них пользовался возможностями университета больше.

Вот что известно точно: в сумму не включается стипендия и материальная помощь. А еще она никак не связана с той, что указана в договоре на обучение: выплата будет от двух до пяти раз выше. Так что если ваш идеальный план был отучиться и заплатить, то проще было пойти сразу на платное. К слову, если вы отработали только часть времени, то можете выплатить оставшиеся средства – сумма будет высчитываться пропорционально.

Если речь про обычное распределение, то деньги выплачиваются учреждению образования. В варианте с целевым направлением в редких случаях они могут идти нанимателю.

Кстати, для примера могу назвать сумму одного из минских колледжей – это 2926 рублей за среднее специальное образование. Надо понимать, что выплата после вуза будет куда больше.

По закону муж и жена равнозначны, поэтому разницы между такими ситуациями не будет.

Но, увы, однозначного ответа на этот вопрос нет: в законодательстве по этому поводу есть формулировка «по желанию и при наличии возможностей». И фразу «наличие возможностей» в каждом университете расшифровывают по-разному.

Раньше, если муж работал в городе А, а жена училась в городе Б и хотела распределиться по месту работы супруга, а там такой возможности не было, ей могли выдать свободный диплом.

Читайте также:  Как платить по счетчику за воду и свет

Сейчас все сложнее, и точных указаний нет.

К примеру, если ваш супруг трудоустроен в Минске, то Колодищи вполне подходят под условие «распределить по месту работы или жительства мужа».

К сожалению, даже Министерство образования не дает на этот счет однозначного толкования. Поэтому, если вы очень хотите распределиться по месту работы мужа или жены, могу порекомендовать только заранее найти там место распределения и принести в университет свою заявку.

Тут все зависит от того, у кого из супругов комиссия по распределению раньше. Допустим, если у жены она 1 апреля, а у мужа 10-го, то, по идее, его должны распределить по месту работы супруги – такова практика.

Но тут та же ситуация, что и в предыдущем вопросе: формулировка, прописанная в законе, очень размыта, и вас вполне могут отправить в разные населенные пункты. В общем, совет все тот же: будет лучше, если вы заранее позаботитесь о собственных заявках.

Все вопросы о расторжении целевого договора решаются с организацией, с который вы заключали договор. Возможные основания прописаны в Положении о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих. В случае расторжения договора по иным основаниям вы будете вынуждены возместить средства за обучение в бюджет.

Стаж работы по специальности в должности врача-специалиста должен быть не менее 2-х лет. Категория не обязательна. Молодым специалистом вы считаетесь после прохождения интернатуры с первого дня отработки, тогда вам и выплачиваются подьемные. Точную сумму вам необходимо уточнять в бухгалтерии.

Для поступления в интернатуру вам необходимо будет сделать следующее:

  • Найти организацию, которая возьмет вас к себе для прохождения интернатуры.
  • Подтвердить диплом в РИВШ.
  • Согласовать прохождение интернатуры с МЗ РБ.
  • Прийти со всеми документами к нам.

Отработка по распределению — 2 года. С целевым направлением — 5 лет Выплатят! После окончания учебы вместе с документами об образовании вам выдалась справка, в которой указана сумма подъемных, если такой справки у вас нет — ее можно взять в деканате вашего факультета.

31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

— Мы стали локомотивом инициатив, — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Преграда на пути к Болонскому процессу

Белорусская система распределения критикуется Европой. В Болонском процессе — программе интеграции европейского образовательного пространства — Беларусь в том числе и из-за этого все еще остается с «дорожной картой».

Белорусские чиновники не скрывают: распределение помогает «закрыть» прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Даже в Минске к нынешнему распределению было свободно более 400 мест для врачей, 359 для инженеров, 516 для медсестер, 153 для менеджеров.

— Нормальные ребята приходят по распределению, подготовка хорошая, а опыта наберутся — если захотят. Но вот чуть наберутся опыта, отработают обязательный срок — и, как правило, уходят. В Россию едут, идут в частные центры — там зарплата не сравнима с нашей зарплатой участкового в поликлинике. Молодые сейчас хотят денег, перспектив, свободы, — рассказывает Ольга С., замглавврача одной из минских поликлиник.

Ольга просит не называть ее настоящее имя — с некоторых пор почти всем госслужащим в Беларуси запрещено общаться с прессой без одобрения высокого министерского начальства, переданного через соответствующую пресс-службу.

— Такая вот «свобода». Попадаешь в систему — и тоже как крепостной. С дипломом, — поясняет врач.

Можно ли уволить сотрудника на больничном?

Согласно статье 43 Трудового Кодекса, увольнение работника по инициативе нанимателя в период временной нетрудоспособности не допускается. Однако, если сотрудник сам подал заявление на увольнение по собственному желанию и заболел, то такой вариант имеет место быть.

Процедура увольнения может повлечь множество проблем, если не соблюдать установленные регламенты. Рекомендуем относиться к увольнению сотрудников и ко всем трудовым отношениям очень внимательно и рассудительно. При малейших нюансах работники могут обратиться в суд, поэтому лучше обезопасить себя, а в неоднозначных ситуациях обратиться за советом к делопроизводителям или юристам.

Люди – главный ресурс. А бывшие коллеги могут здорово помочь и в дальнейшем. Постарайтесь расстаться на доброй ноте и не обрывать контакты. Удачи!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

«Мы стали локомотивом инициатив», — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Image caption Эти солнечные батареи с автоматизированной системой полива директор закупил для школьных теплиц

Необходимое пояснение: Осиновка хоть и в статусе агрогородка, но обыкновенная старая деревня. Большая по белорусским меркам — около 400 жителей. Двухэтажная кирпичная школа вмещает и детский сад, а потому официально учреждение называется длинно и по-чиновничьи мудрено. В школе 50 учеников (в Осиновку приезжают еще из 4 окрестных деревень), в детсаду 6 воспитанников. Директор оснастил школу WiFi, но пароль — признается — меняет едва ли не каждое утро, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Денис родился и учился в Могилеве — крупном областном центре на юге Беларуси, а в Чаусский район (пострадавший от Чернобыльской аварии) попросился вслед за женой-однокурсницей. По распределению молодые супруги (историки-археологи, согласно диплому) работали в школах разных деревень, но по истечении двух положенных лет отработки обосновались в райцентре Чаусы.

В Осиновку, за 15 км от Чаусов, Денис Никифоров уже шесть лет приезжает каждое утро.

«Если не любить место, где работаешь, не любить дело, которым занимаешься, — ничего не получится. А я так не могу. Если я что-то делаю, это должно быть лучше, чем у всех. Я здесь себя чувствую комфортно, чувствую поддержку своего коллектива, поддержку местных жителей и местных властей», — говорит Никифоров.

«Любой мегаполис, любой крупный город не может существовать без села. Кто-то должен здесь, на селе, быть. И кто, если не мы? » — добавляет он.

Двое молодых педагогов, распределенных в Осиновку, остались работать в школе под руководством Никифорова и по истечению обязательного срока.

Сколько и в каких профессиональных сферах остается вообще, доподлинно не известно — в ответственном за распределение выпускников министерстве образования сообщили, что такая статистика не ведется.

Откупиться от государства

Маша Русина при поддержке родителей от белорусского государства «откупилась» — выплатила Гродненскому аграрному университету всю начисленную за годы обучения сумму, получила диплом и уехала за границу.

Говорит, что диплом регионального вуза обошелся ее семье в 5000 долларов «с хвостиком».

Суммы возмещения рассчитывает деканат, они превышают стоимость всего срока обучения и разнятся в зависимости от вуза: недавний выпускник столичного Белгосуниверситета утверждает, что «откупился» за 12 500 долларов, и это дороже, чем если бы учился на платном.

Маша Русина разлюбила выбранную специальность агронома уже во время студенческой практики, когда постижение тонкостей специальности оборачивалось неквалифицированной работой на колхозных полях.

Правообладатель иллюстрации Maria Rusina Image caption Маша Русина «откупилась» от белорусского государства и занимается продажей итальянского вина

«На данный момент у меня свой бизнес по импорту итальянского вина в Польшу, я занимаюсь его оптовой и розничной продажей. У меня есть свой винный бар во Вроцлаве», — рассказывает девушка. В винном баре она начинала официанткой и только спустя годы выкупила бизнес, стала владельцем фирмы.

«Лучшая сторона моей нынешней работы — поездки по винодельням Италии, дегустация и выбор вина. Я прошла курсы сомелье. В чем-то мне даже пригодилось мое образование, потому что виноград — это растение, ботаника. Но одного белорусского университетского образования мне бы точно было не достаточно, чтобы заниматься моим бизнесом», — говорит Маша.

Сменить специализацию без отработки по распределению в Беларуси ей бы не удалось. Даже поступившие в магистратуру обязаны отработать свои два (или больше) года после выпуска.

После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники , , , , и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Если ты окончил на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение , твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.

Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.

Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и , но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *