Порядок предрейсового осмотра водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предрейсового осмотра водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Кому не требуется медосмотр

Результаты медосмотра

Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:

  • допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
  • или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил

Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.

В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:

  • за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
  • за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
  • за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
  • за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО ­— до 130 тыс. руб.

Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.

Когда проводят медицинский осмотр

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.

Кто может проводить предрейсовый медосмотр?

До 2020 года существовало два основных варианта:

  1. Сертифицированное медицинское учреждение. Такой вариант требовал дополнительных затрат времени и средств, так как водитель должен быть перед выходом в рейс посещать поликлинику. В качестве альтернативы медицинские центры часто предлагают проводить выездные осмотры на территории компании-заказчика.
  2. Сама организация. Для того чтобы проверять состояние сотрудников перед рейсом без обращения в сертифицированные учреждения, компания должна была получить лицензию, открыть и оборудовать медицинский кабинет, а также нанять в штат сотрудника с медицинским образованием и необходимой квалификацией. Этот вариант преимущественно использовался крупными организациями.

послерейсовые медосмотры

Наша организация занимается оптовой продажей, с доставкой товара до покупателя, путем использования собственных транспортных средств. На каждую поездку заполняется путевой лист.

Обязательна ли отметка о послерейсовом осмотре водителя, если перевозка не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов. В нашем случае, перевозка товаров.

Какая ответственность предусмотрена за неисполнение требования по послерейсовому осмотру?

Отвечает Татьяна Маслова, экспертНет, в случае, если деятельность не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов, то прохождение послерейсовых осмотров не обязательно. Соответственно и такую отметку в путевом листе делать не нужно.

За неисполнение требования по прохождению послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность по ст. 11.32 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

  • Обоснование
  • 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
  • Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
  • Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей
Читайте также:  Дает ли академический отпуск отсрочку от армии

За нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Например, если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой.

  1. Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
  2.  для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  3.  для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  4.  для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
  5. Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:
  6. – руководителя – на 5000 руб.;
  7. – организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • 2. Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно», №10, октябрь 2014
  • Послерейсовый медосмотр: разберем, кто обязан его проходить
  • Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
  • Управление транспортным средством связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, поэтому к здоровью водителей законодательство предъявляет повышенные требования. Они должны проходить различные виды медосмотров:
  •  предварительные;
  •  периодические;
  •  предрейсовые;
  •  послерейсовые.

Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы водителей, деятельность которых связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Перечень опасных грузов приведен в приложении № 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

При определении того, какую работу можно считать связанной с перевозкой пассажиров, часто возникают вопросы. Необходимость прохождения послерейсового осмотра водителями автотранспортных средств (водителями автобусов, таксистами и т.п.), сомнений не вызывает.

Но как быть, если в обязанности водителя входят поездки, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками сотрудников в течение рабочего дня? Обязан ли, например, личный водитель руководителя проходить послерейсовый осмотр?

С одной стороны, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) разделяет участников дорожного движения на водителей, пешеходов и пассажиров.

Следовательно, работа водителя связана с перевозкой пассажира (руководителя), и проводить медосмотр нужно. С другой стороны, личный водитель работает на основании трудового договора, а не договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ).

Он не берет с руководителя плату за проезд и не выдает билетов (п. 1, п. 2 ст. 786 ГК РФ).

Можно сделать вывод, что работу водителя компании нельзя отнести к пассажирским перевозкам, и проходить послерейсовый медосмотр он не обязан. Руководствуясь данной логикой, многие организации в таких случаях ошибочно не проводят послерейсовые медосмотры.

Судебная практика по этому вопросу однозначна: послерейсовый медосмотр нужен.

Суды не принимают во внимание тот факт, что перевозки осуществляются для нужд организации, а не для нужд других потребителей, считая, что перевозимые сотрудники являются участниками дорожного движения, то есть, пассажирами.

Индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно управляют транспортным средством и осуществляют перевозки, также должны проходить послерейсовый медосмотр (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

  1. В чем заключается послерейсовый медосмотр
  2. Послерейсовый медосмотр проводится в конце рабочего дня (рейса), чтобы выявить:
  3.  признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работников;
  4.  острое профзаболевание или отравление;
  5.  признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Как правило, послерейсовый осмотр аналогичен предрейсовому: медицинский работник выясняет общее самочувствие водителя, обращает внимание на его походку, состояние кожи на предмет инъекций, определяет состояние зрачков, и их реакцию на свет, измеряет артериальное давление, частоту пульса, температуру. При отсутствии жалоб, признаков заболеваний или употребления алкоголя, нарушения режима труда и отдыха водитель допускается к работе.

Если во время послерейсового медосмотра выявлены признаки употребления водителем алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ, проводится контроль трезвости. Он представляет собой клиническое обследование и исследование выдыхаемого воздуха и мочи на наличие в них различных групп психоактивных веществ.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ (ПОСЛЕРЕЙСОВЫЙ) ОСМОТР ВОДИТЕЛЕЙ

Заниматься проведением медицинского осмотра могут только сотрудники, обладающие подтвержденной квалификацией. Она узаконивается на основании сертификатов, выдаваемых по специальности сестринское или лечебное дело, а также через удостоверение, говорящее о прохождении курсов повышения квалификации. Стать медицинским работником, занимающимся организацией предсменных осмотров, может медсестра, числящаяся в штабе транспортной компании, или другой сотрудник, присланный профильной медицинской организацией.

Читайте также:  Военная ипотека: нюансы, условия и подробности

В случае если сотрудник числится за сторонней компанией, его учреждение должно обладать лицензией на проведение соответствующего типа осмотров. Поэтому перед подписанием договора в обязательном порядке необходимо проверить наличие лицензии через официальный сайт Роспотребнадзора.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ

При подготовке выбранного помещения необходимо учитывать, что лицензию и техническую документацию на оборудование в дальнейшем придется подтверждать. Поэтому все сведения о закупаемом оборудовании, материалах и прочем необходимо хранить, предоставляя во время проведения проверки объекта.

Сам стандарт оснащения кабинета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров выглядит следующим образом:

  • Минимальные размеры помещения составляют 12 м2, его высота должна быть не менее 2,6 м, обязательно наличие лаборатории и санузла.
  • Присутствие комбинированного способа освещения: сочетание естественного солнечного света с искусственным, регламентированным правилами КЕО.
  • Наличие гладких стен и полов, которые будут легко отмываться.
  • Присутствие в комнате мебели в виде кушетки, столов, стульев, телефона, лампочек и т.д.

Нормативные требования СанПин добавляют к этому еще ряд положений, уточняющих правила оснащения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра:

  • Необходимо использовать жалюзи, помогающие предотвратить проникновение яркого света в помещение.
  • Все поверхности в кабинете должны быть гладкими без выступов и шероховатостей. Это должно обеспечивать возможность быстрого проведения влажной уборки и дезинфекцию помещения.
  • Рекомендуется наличие отдельного входа с улицы, позволяющего быстро попасть в комнату ожидания.
  • Покрытие пола должно плотно состыковываться с основанием, стыки линолеума нужно сделать запаянными.
  • При установке раковин нужно использовать керамическую плитку, отличающуюся высокими влагостойкими свойствами.

Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

Предрейсовый осмотр каждого водителя обязаны проводить все индивидуальные предприниматели и юридические организации, в штате у которых есть водители (или если они сами являются ими). Предрейсовые медицинские осмотры следует осуществлять до начала рабочей смены водителей в течение всего периода их работы.

Послерейсовые осмотры проводятся также на протяжении всего времени трудовой деятельности водителей, если они занимаются перевозками опасных грузов или пассажирскими перевозками. В обоих случаях время осмотра включается в рабочее время водителя.

Результаты медицинского осмотра требуется заносить в специально оформленный журнал. Рекомендуемая Миндзравом форма учета медосмотров не является обязательной, поэтому работодатель вправе на своей организации утвердить собственную форму документа.

Подтверждение прохождения водителем медосмотра служат отметки в путевом листе, содержащем данные о водителе – ф.и.о. и дата и время осмотра. Путевые листы регистрируются в журнале, и в течение пяти лет эти данные хранятся в организации.

Требования к месту проведения послерейсового и предрейсового медицинского осмотра

Для проведения медицинского осмотра организации необходимо выделить помещение, состоящее как минимум из двух комнат и оснастить их специальным оборудованием. Первая комната нужна для проведения самого осмотра, вторая для исследования биологических сред.

В помещении должны быть:

  • чемоданчик врача для оказания неотложной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • стулья (минимум 2), письменный стол, шкаф для одежды, лампа настольная, сейф;
  • алкотестер, экспресс-тесты на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • термометр, устройство для измерения давления;
  • шпатели медицинские;
  • стол для медицинских приборов.

Исправность систем водоснабжения, отопления, освещение – также обязательное условие.

Допуск к работе и последствия запретов

Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.

Справка должна содержать следующую информацию:

  • подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
  • описание объёмов оказания помощи заявителю;
  • диагностирование болезней по предварительным заключениям;
  • цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
  • дата, точное указание времени проведения контроля;
  • порядковый номер самого мероприятия.

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Обязательность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей закреплена в ст. 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок проведения медосмотров водителей определялся Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденный приказом Минздрава России от 15.12.2014 года № 835н.

Этот порядок распространяется на предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медосмотры. Категории работников, которые обязаны их проходить, не перечислены. В Порядке есть отсылка к ТК РФ и другим федеральным законам. Речь прежде всего идет о ст. 213 ТК РФ и статье 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Читайте также:  Ъ: ГИБДД с 1 марта 2023 года начнет штрафовать водителей за шины не по сезону

Этот порядок распространяются и на индивидуальных предпринимателей, если они управляют транспортным средством самостоятельно. В инструкции ничего не говорится о работниках, которые пользуются своим автомобилем в служебных целях. Очевидно, что им проходить медосмотры не нужно.

Оборудование медицинского кабинета для проведения предрейсового медосмотра

Перечень необходимого комплекта оборудования для кабинета закреплен на законодательном уровне. При отсутствии требуемых мед. изделий могут отказать в предоставлении лицензии. Для работы медпункта обязателен следующий набор инвентаря, используемый ежедневно:

  • психрогигрометр для измерения влажности воздуха – 1шт.;
  • ультрафиолетовый облучатель воздуха и поверхностей – 1 шт.;
  • уборочный инвентарь – швабры, ведра, тряпки – по 2 типа;
  • комплекты сменной одежды (медицинские халаты) – 2 шт.;
  • контейнер с одноразовым пакетом для использованных мундштуков на столе (если используется мундштуковый алкотестер) – 1 шт.;
  • запас мундштуков – 50-100 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях с пометкой «Дезинфекция поверхности», предназначенной для сбора биологического материала – 1 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях с пометкой «Дезинфекция поверхностей в помещениях» – 1 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях «Дезинфекция медицинского оборудования» – 1 шт.;
  • дезинфицирующий раствор в емкостях «Дезинфекция термометров» – 1 шт.;
  • емкости для отходов класса А – 1 шт.;
  • емкости для отходов класса Б – 1 шт.;

О минимально необходимом количестве медицинских инструментов и тестов можно узнать из Письма Минздрава РФ (21/08-03 г.) №2510/9468-03-32. Оснащение кабинета рассчитано на то, чтобы при необходимости имелась возможность провести исследования и лабораторные тесты на месте.

Письмо Минздрава РФ (21.08.2003 г.) № 2510/9468-03-32

«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей …»

Требования к оснащению медкабинета

  • Кушетка медицинская
  • Письменный стол, стулья
  • Настольная лампа
  • Шкаф для одежды
  • Вешалка для верхней одежды
  • Напольный коврик
  • Сейф
  • Прибор для измерения артериального давления — 2 шт.
  • Термометр — 3 шт.
  • Фонендоскоп — 2 шт.
  • Прибор (алкотестер) для определения паров этанола в выдыхаемом воздухе.
  • Постоянный запас в количестве: Алкомер — 2 шт., экспресс-тесты на алкоголь и наркотики — 10 шт.
  • Столик для медицинского оборудования
  • Шпатели медицинские — 10 шт.
  • Сумка с комплектом медикаментов для оказания неотложной медпомощи
  • Оснащение помещения для отбора биологических сред

Примечание: Для медицинского кабинета, расположенного на территории транспортной компании, имеющей статус медучреждения, наличие лаборатории обязательно. Если это медпункт для работы приглашенного медсотрудника, анализы (тесты) сдают в поликлинике (ближайшей медорганизации, имеющей для этого условия).

Требования к квалификации руководителя по медчасти для получения лицензии на проведение предрейсовых

медицинских осмотров

  1. Наличие медицинского образования по специальности «Лечебное дело»
  2. Наличие документа, свидетельствующего о прохождении интернатуры или ординатуры
  3. Наличие свидетельства о повышении квалификации по выбранной специальности
  4. Наличие сертификата специалиста по выбранной специальности
  5. Наличие свидетельства о повышении квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
  6. Стаж работы по специальности не менее 5 лет

Требования к квалификации медсестры (фельдшера)

  1. Наличие среднего медицинского образования по специальности «Сестринское дело» или квалификации «Фельдшер»
  2. Сертификат специалиста
  3. Свидетельство о повышении квалификации
  4. Удостоверение Наркологического диспансера о прохождении обучения по программе подготовки по вопросам проведения предрейсовых медицинских осмотров

Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом

При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.

Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:

  • ФИО и должность;
  • информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
  • дата, с которой работник будет отстранен;
  • возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.

Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *