Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебная проверка в отношении сотрудника полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уполномоченное лицо должно обеспечить соблюдение всех прав коллеги, в отношении которого инициирована внутренняя проверка. Если в ходе ее реализации будут поступать какие-либо жалобы или заявления, уполномоченное лицо обязано принять их под расписку и переправить для принятия решения руководства.
Порядок обжалования результатов служебной проверки МВД
Обжалование результатов проверки сотрудником в соответствии с п. 47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 может быть осуществлено вышестоящему руководителю или в суд.
При обжаловании вышестоящему руководству оформляется жалоба на заключение проверки и направляется адресату.
Алгоритм действий при оспаривания в суд будет заключаться в следующем:
- Необходимо будет подготовить письменный иск с изложением всех обстоятельств дела и указанием конкретных требований, а именно, о признании результатов служебной проверки недействительными. Наряду с указанным требованием могут быть заявлены иные требования, связанные с результатами проверки. В иске должен быть отражен перечень прикладываемых копий документов.
- Один экземпляр подготовленного иска должен быть вручен или направлен почтовым отправлением ответчику, т.е. органу, который проводил проверку и оформлял результаты проверки.
- Подготовленный иск с приложением документов, в том числе, о вручении иска ответчику, необходимо подать в суд.
- После принятия иска судом к производству и назначению дела к рассмотрению истец должен будет принять участие в заседании и озвучить основания и предмет своих требований.
- По результатам рассмотрения судом будет вынесено решение, согласно которому иск будет удовлетворен или отказано в его удовлетворении. Соответственно если результаты проверки будут признаны недействительными, то права истца будут восстановлены.
- Решение будет исполнено Ответчиком добровольно или через службу судебных приставов по заявлению стороны
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Служебная проверка в отношении работников
→ → Обновление: 19 мая 2020 г. Возможность проведения служебной проверки предусмотрена российским законодательством о государственной и муниципальной службе.
Проводится она обычно в отношении служащих, совершивших дисциплинарный проступок.
Ее процедура и сроки строго регламентируются законом и подзаконными актами.
- должностной регламент;
- служебный контракт;
- правила трудового распорядка;
- требования законов и других нормативных правовых актов.
Действия (бездействие) служащего могут выражаться в:
- неисполнении/ненадлежащем исполнении его должностных обязанностей;
- нарушении трудовой дисциплины;
- несоблюдении запретов для служащих, установленных законодательством;
- нарушении обязанностей соблюдать государственную и служебную тайны.
При этом противоправные действия (бездействие) служащего могут считаться дисциплинарным проступком, если они совершены по его вине (умышленной или неосторожной). Основаниями для ее проведения могут быть решение работодателя (представителя нанимателя), а также письменная просьба самого служащего
Порядок проведения служебной проверки регламентируется в нормативных актах о конкретных видах службы.
В любом случае при ее проведении должны быть установлены в полном объеме беспристрастно и всесторонне:
- факт дисциплинарного проступка, совершенного служащим;
- его вина в проступке;
- причины и условия совершения;
- размер вреда, причиненного проступком, и его характер;
- основания обращения служащего с письменной просьбой о проведении служебной проверки.
Своевременность и правильность проведения назначенной служебной проверки должны контролироваться работодателем. Проводить ее поручается подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров с обязательным участием юристов и профсоюзного органа (при наличии).
Сам служащий, заинтересованный в ее итогах, не должен участвовать в проверке, иначе они будут считаться недействительными. Служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе:
- давать объяснения, представлять заявления, ходатайства и другие документы;
- обжаловать решения и действия лиц, проводящих проверку;
- знакомиться с заключением служебной проверки и другими ее материалами по окончании (если там не содержится сведений, составляющих гостайну).
Проверка должна быть проведена в течение одного месяца.
Служебное расследование – понятие, цели, регламентация
В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.
Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:
- обстоятельства, предшествующие аварии;
- причины происшествия;
- имеющиеся последствия;
- участники аварии, их действия и вина.
Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:
- установление обстоятельств и причин случившегося;
- определение нарушений правил, локальных инструкций и нормативов;
- принятие мер по недопущению ДТП в будущем.
Целевая направленность служебного расследования зафиксирована в Приказе Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. № 19. Помимо этого нормативного акта, вопрос регламентируется ФЗ от 10.12.1995 г. № 196 (абз. 6 указывает на необходимость анализа происшествия и устранения его причин), Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647 (касается учета происшествий и определяет его обязательность независимо от места ДТП и виновников) и Приказом Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 г. № 49.
Локальным нормативным актом, регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.
Сначала к начальству, потом – в суд: как обжаловать взыскания госслужащим
Рабочий конфликт, который грозил полицейскому лишением работы, он пытался решить через свое руководство. Такой метод ему не помог и привел к увольнению. За это время сотрудник пропустил срок исковой давности для обжалования тех актов служебной проверки, с которых и начались разногласия. Верховный суд объяснил, что в такой ситуации является уважительной причиной пропуска срока исковой давности.
Весной 2021 года в отношении полицейского Андрея Королева* служба собственной безопасности провела проверку, которая обнаружила, что страж порядка выезжал за границу. Проверяющие сочли, что этой поездкой сотрудник нарушил правила хранения гостайны, к которой имел доступ. По итогам проверки Королева лишили доступа к секретным сведениям и временно отстранили от работы.
Полицейский не согласился с таким решением и летом того же года подал рапорт на имя своего руководителя, в котором объяснил, – другие страны он посещал, но обо всех заграничных полетах информировал начальство и правила хранения гостайны не нарушал. Ответа на свое обращение страж порядка так и не получил, зато вместо этого сотруднику предложили перейти на другую должность, где доступ к секретным сведениям не нужен. Королев отказался от такого предложения, и в декабре 2021 года его уволили. Тогда экс-сотрудник обжаловал в судебном порядке не только свое увольнение, но и акт служебной проверки вместе с лишением доступа к гостайне. Первая инстанция ему отказала, сославшись на пропуск трехмесячной исковой давности. Суд пояснил, что заявителю надо было сразу же оспаривать акт проверки и запрет на доступ к секретным сведениям, а не ждать больше полугода.
А вот Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила такое решение. ВС пояснил, что Королев поздно обратился в суд по уважительной причине: работник обжаловал все перечисленные решения своему руководству, но так и не дождался от начальства ответа на эти жалобы. (По материалам апелляционной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС).
*Имена и фамилии участников дела изменены.
С полным текстом обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными госслужащими, утвержденным Президиумом ВС 15 ноября 2021 года можно ознакомиться здесь.
- Трудовое законодательство, Госслужба, Исковая давность, Суды и судьи
- Полиция
- Верховный суд РФ
- Трудовые отношения
Порядок и сроки проведения служебной проверки
Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем о наличии причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.
Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.
Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах для назначения расследования.
Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:
- время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
- период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
- иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.
Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.
Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?
Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:
- брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
- появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
- предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
- запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
- использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
- исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
- запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
- при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
- использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
- предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
- предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.
Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:
- оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
- защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
- рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
- информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
- письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
- исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
- поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
- попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту; при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
- если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
- произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
- если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
- если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
- разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
- представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.
Заключение по итогам служебной проверки
После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.
Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:
1) во вступлении указывается следующая информация:
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.
2) в основной части указываются:
- причины назначения расследования;
- объяснительная записка сотрудника;
- непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
- иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
- доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
- факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.
3) в итоговом разделе описываются:
- выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
- рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
- заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
- заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
- выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
- при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
- предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
- рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
- при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
- предложения о профилактических мерах.
Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.
Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.
В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:
- основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
- копия решения о назначении расследования;
- объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
- заключение по итогам проверки;
- информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
- копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.
Какие наказания могут быть наложены?
Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- информирование о неполном должностном соответствии;
- переход на нижестоящую должность;
- увольнение по отрицательным мотивам.
С чего начинается служебное расследование
Основная задача работодателя при проведении служебного расследования состоит в том, чтобы доказать факт совершения дисциплинарного проступка, установить вину работника и ее степень, характер и размер причиненного вреда. Дополнительно определяются причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка, смягчающие и/или отягощающие обстоятельства, возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины, меры по привлечению лиц к ответственности.
Перед началом официальной процедуры необходимо позаботиться о том, чтобы факт проступка был документально зафиксирован. Именно этот документ служит основанием для последующей проверки. Это может быть служебная записка руководителя подразделения, отдела и/или непосредственного начальника. Как правило, она составляется в бумажном виде (см. Образец 1), но может быть оформлена и в форме электронного документа.
Сроки проведения расследования
Один месяц – столько времени отводится законом на расследование факта нарушений трудовой дисциплины. Он считается со дня принятия решения (издания приказа) о проведении проверки. В том случае если расследование проводится на основании служебной записки какого-либо работника, то проверка должна быть завершена не позднее одного месяца с момента подачи документа (ст. 193 ТК РФ). В указанный период не входит время болезни работника, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шести месяцев. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включено время производства по уголовному делу.
Какая ведется работа с персоналом?
Лицо, осуществляющее проверку, обязано обеспечить соблюдение всех прав работника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Если в процессе проведения проверки поступит какая-либо жалоба или заявление, проверяющий сотрудник обязан принять их под расписку и направить руководству организации.
Если будет допущено какое-либо вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку, он должен известить об этом вышестоящее руководство.
Работа и расследование с трудящимися ОВД и МВД проводится на принципах доверительной коллегиальности. Работнику могут предложить написать подробную объяснительную записку, в которой он вправе изложить свое видение сложившейся ситуации.
Для человека это хорошая возможность пояснить все детали, которые послужили причиной совершение дисциплинарного проступка.
Однако в некоторых ситуациях по неизвестным причинам сотрудники отказываются давать какие-либо пояснения. В подобных случаях формируется акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Документ визируют три члена коллектива.
О проведении служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России
С 25 июня 2013 г. действует приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161, утвердивший Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Названный Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации. Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России. Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации также предусмотрены полномочия участников служебной проверки, порядок оформления результатов служебной проверки. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 приказ МВД России от 24 декабря 2008 г.
Iv. назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава
77. Кандидаты (сотрудники), назначаемые на должности в органах внутренних дел, должны соответствовать квалификационным требованиям к должностям в органах внутренних дел, в число которых входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для выполнения служебных обязанностей .
78. Квалификационные требования в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются согласно приложению N 11 к настоящему Порядку.
79. В число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, указанным в приложении N 13 к настоящему Порядку, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования.
80. В исключительных случаях на должности, указанные в пункте 79 настоящего Порядка, могут назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования, при соблюдении одного из следующих условий:
80.1. Обучение в образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию, по направлениям подготовки (специальностям) 40.03.01 Юриспруденция, 40.04.01 Юриспруденция, 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.
80.2. Наличие среднего профессионального юридического образования, подтвержденного соответствующим документом об образовании и о квалификации или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и высшего образования, не являющегося юридическим, а также стажа службы в органах внутренних дел не менее одного года.
80.3. Наличие ученой степени по юридической специальности, высшего образования, не являющегося юридическим, и опыта работы по юридической специальности не менее одного года.
81. Назначение на должность рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется приказом руководителя (начальника) в соответствии с полномочиями, определенными в приложениях N 14 — 32 к настоящему Порядку.
81.1. Назначение сотрудников на должности после окончания образовательных организаций высшего образования системы МВД России осуществляется в соответствии со специализацией (профилем образовательной программы) и с учетом их персонального распределения.
При этом органы, организации, подразделения МВД России, в которые распределены указанные сотрудники, обеспечивают оформление им допуска к государственной тайне по форме, необходимой для назначения на должности.(в ред. Приказа МВД РФ от 24.11.2020 N 801)
82. Основаниями для издания приказа о назначении на должность являются:
82.1. В отношении гражданина — контракт о прохождении службы в органах внутренних дел , заключенный в порядке, установленном Законом о службе.
82.2. В отношении сотрудника — согласие сотрудника с назначением на должность или его ходатайство о таком назначении, выраженное в письменной форме в его обращении к руководителю (начальнику), имеющему право назначения на указанную должность .
83. В рапорте о назначении на должность сотрудником указывается, что он ознакомлен с должностным регламентом (должностной инструкцией), основными условиями службы в органах внутренних дел, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха (если этот режим отличается от общих правил внутреннего служебного распорядка, установленных в МВД России, органах, организациях, подразделениях МВД России) .
84. Контракт заключается в соответствии с примерной формой контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации (приложение N 33 к настоящему Порядку).
85. С гражданином, поступающим в образовательную организацию высшего образования системы МВД России для обучения по очной форме, не достигшим возраста 18 лет, контракт заключается с письменного согласия его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) .
86. Проект приказа о назначении на должность передается на рассмотрение Министру, заместителю Министра или руководителю (начальнику), имеющему право назначения на должность, одновременно с представлением документов, послуживших основаниями для его подготовки, а также иных документов, связанных с назначением на должность.
87. При переводе сотрудника в иное подразделение рапорт о назначении на должность подлежит согласованию с заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности, в котором проходит службу сотрудник.
По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.
Проверочные мероприятия проводятся по решению Министра ВД, замминистра, начальника (руководителя) соответствующего подразделения (органа, организации), его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.
Решение об инициации проверки в отношении служащего СБ ОВД выносится Министром, руководителем ГУ СБ, а также начальником соответствующего территориального подразделения МВД по согласованию с руководством ГУСБ.
В соответствии со 161 Приказом МВД «О проведении служебных проверок», решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.
В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально — справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.
Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.
Что такое служебное расследование?
В ситуации, когда в организации произошло серьезное нарушение рабочего процесса, исчезло имущество, состоящее на балансе, необходимо выяснить обстоятельства произошедшего, выявить виновника. В российском трудовом законодательстве не существует такого определения как «служебное расследование», поэтому проводится оно как дисциплинарное производство, с учетом всех юридических особенностей. Порядок проведения в каждой компании прорабатываются индивидуально и заносятся в соответствующую документацию.
В ходе процедуры ответственная комиссия выяснит все обстоятельства происшествия, после чего будет составлен и подписан акт служебного расследования со всеми результатами. Сама процедура является строго внутренним делом компании, соответственно и накладываемые взыскания не выходят за рамки возможных ограничений, указанных в трудовом кодексе (ТК РФ). В случаях, когда происшествие более серьезное, то его расследованием занимаются соответствующие органы МВД РФ.
Главная особенность процедуры расследования внутри организации – полностью добровольное участие сторон. Сотрудника нельзя заставлять проходить обыск, возможные проверки или другие подобные действия.
Основания для проведения служебной проверки
Служебное расследование должно иметь под собой веские основания. В частности, к причинам организации служебной проверки относятся:
- осуществленный лицом проступок, влекущий за собой увольнение. Подобное, к примеру, справедливо для административных лиц, принявших какое-либо необоснованное управленческое решение, повлекшее за собой крупные финансовые потери. Более детально причины увольнения сотрудников описаны в ст. 81 ТК РФ;
- нарушение правил оформления трудового соглашения, обозначенных в ст. 84 ТК, при составлении документа. Например, прописанные обязанности сотрудника в трудовом контракте не соответствуют действительной квалификации лица и, соответственно, не могут им исполняться;
- наступление всех обстоятельств, оговоренных в законодательных нормативах, при которых проведение служебной проверки неизбежно. Например, подобное мероприятие должно осуществляться при несчастных случаях на производстве и т.д.
Обжалование результатов служебной проверки МВД
Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:
- Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
- Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
- Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
- Ознакомление с собранными по делу материалами.
Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.
ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.
В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:
- Участники комиссии и ее председатель.
- Сведения о противоправном деянии.
- Данные о предположительно виновном лице.
- Причины произошедшего.
- Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.
К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.
161 Приказ МВД «О проведении служебных проверок» распространяется на подразделения центрального аппарата, территориальные органы, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные, санаторно-курортные организации, окружные управления материально-технического обеспечения, прочие подразделения и организации, созданные для выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на ОВД РФ. Установленный в документе порядок обязателен для соблюдения государственными гражданскими служащими, работниками органов, подразделений, организаций, входящих в систему МВД.
Проведение служебных проверок в МВД осуществляется в соответствии с Федеральными законами:
- «О полиции» (№ 3-ФЗ).
- «О службе в ОВД» (№ 342-ФЗ).
Кроме того, указанная деятельность регламентируется Дисциплинарным уставом ОВД, утвержденным 14.10.2012 г. Указом Президента № 13775.