Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение работников по охране труда — организация и порядок проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В п.
Порядок обучения по охране труда предусматривает пять видов инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый, а также целевой. Вводный инструктаж проходят:
- Все лица, принимаемые на работу.
- Работники, командированные в организацию.
- Работники сторонних организаций, которые выполняют работы на выделенном участке.
- Учащиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, которые проходят на предприятии производственную практику.
- Другие лица, которые участвуют в производственной деятельности компании.
Для организации инструктажа необходимо разработать программу проведения вводного инструктажа. Её разрабатывает ответственный за проведение инструктажа и обучение работников. В зависимости от деятельности организации при разработке программы учитываются следующие вопросы:
- Общие сведения об организации.
- Основные положения трудового законодательства: рабочее время, время отдыха, гарантии, компенсации.
- Правила внутреннего трудового распорядка, ответственность за нарушение.
- Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы, которые характерны для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев. Обязанности работника по ОТ.
- Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
- Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи, сроки носки.
- Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших в организации из-за нарушения требований охраны труда и безопасности.
- Порядок действий работника при несчастном случае или остром отравлении. Социальное обеспечение пострадавших на производстве.
- Первая помощь пострадавшим, последующие действия работников при возникновении несчастного случая.
Подготовка специалистов по охране труда
На предприятии, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда, или вводится должность специалиста по охране труда. Он несет персональную ответственность за организацию и состояние техники безопасности на всех производственных участках. Такие специалисты не должны бояться рутинной работы.
Они обязаны самым внимательным образом анализировать любое нарушение требований охраны труда, организовывать системный подход в создании действенного контроля над безопасностью каждого рабочего места. Такие сотрудники должны иметь специальное образование и регулярно проходить обучение по охране труда для повышения квалификации.
В рамках своих должностных обязанностей специалист по охране труда выполняет следующие функции:
- Проводит вводный инструктаж и ведет всю необходимую документацию по ОТ.
- Определяет, контролирует номенклатуру и количество средств индивидуальной защиты.
- Проверяет состояние освещенности, вентилирования, наличие загазованности, шума на рабочих местах.
- Проводит сертификацию рабочих мест.
- Участвует в расследовании несчастных случаев.
- Проверяет техническое состояние грузоподъемных машин, сосудов работающих под давлением, оборудования с повышенной опасностью.
Правовая основа СУОТ
В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России №776н от 29.10.2021 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.
Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры
Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор. Непосредственно в компании за организацию СОУТ отвечает комиссия, которую утверждают приказом по предприятию. Эксперты лаборатории делают исследования на рабочих местах предприятия и готовят отчет с рекомендациями для работодателя. Отчет отображает, какие вредные и опасные факторы присутствуют на рабочих местах организации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).
Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.
Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.
Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.
Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).
Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.
Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.
Обучение и проверка знаний по охране труда для руководителей
К руководящему составу относят:
- Работодателей, главных инженеров по охране труда и их заместителей, физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность.
- Руководителей высшего и среднего звена, ИТР, специалистов, руководящих проведением работ в подразделениях и на рабочих местах, а также ответственных за контроль и технадзор.
- Педагогов колледжей, училищ, вузов и учреждений доп. образования, преподающих дисциплины, связанные с охраной труда и безопасностью жизнедеятельности.
- Ответственных за производственную практику.
- Специалистов по охране труда либо работников, на которых возложены соответствующие обязанности на предприятиях (в том числе – члены комиссий по аттестации).
- Уполномоченные лица профессиональных союзов и объединений.
Все эти сотрудники должны проходить обучение при приеме на работу (в первый месяц), а затем – по мере необходимости. Но не реже одного раза в три года, а также – при каждом повышении квалификации. Проводить такое обучение может организация своими силами или специализированные обучающие организации, при наличии лицензии, методик и материально-технической базы. Процесс учебы может включать лекции, семинары, деловые игры, индивидуальные и групповые занятия, компьютерные программы.
Сроки проведения первичной и повторных проверок знаний по охране труда
Первичный экзамен для нового работника должен быть организован до того, как специалист приступит к выполнению своих обязанностей, обычно – после обучения и стажировки, при переводе на новую должность, при повышении или расширении функционала.
Чтобы закрепить имеющиеся знания и оценить, насколько хорошо усвоил информацию работник, проводят повторное обучение и экзамен. Для рабочих – каждый год, для специалистов и руководителей – раз в три года. Для тех, кто работает с оформлением наряда допуска норма – это ежедневные инструктажи.
В отдельных случаях, вне зависимости от даты предыдущего экзамена, может быть организована внеочередная проверка. Основанием для ее проведения может стать изменение в законодательстве или нормативах, окончание срока действия инструкции по ОТ, инициатива ГИТ и других контролирующих структур, дополнительные функции, возложенные на персонал, установка нового оборудования, произошедшие на производстве аварии и т.д.
Что такое обучение по охране труда и что в него входит
Организация обучения безопасности труда, общие положения которой установлены Постановлением № 1/29, возложена на нанимателя и состоит из элементов:
- организация обучения работающих безопасности труда и его охране;
- инструктажи по ОТ;
- способы оказания первой помощи пострадавшему;
- проверка уровня полученных знаний.
Сейчас действует ГОСТ «Организация обучения безопасности труда», общие положения которого содержат сведения о процессе проведения учебной деятельности по ОТ. ССБТ «Организация обучения безопасности труда» устанавливает непрерывный многоступенчатый характер учебы для всех юрлиц и физлиц. Работодатели осуществляют обучение работников безопасности и охране труда вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности.
Руководитель учреждения осуществляет общее руководство процессом, начальник подразделения организует мероприятия внутри возглавляемой структуры.
Рассмотрим в таблице, как проходит обучение промышленной безопасности и охране труда.
Категория учащихся |
Место учебы |
---|---|
Руководители и специалисты |
|
|
Обучающее учреждение федеральных и областных органов власти в сфере охраны трудовой деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
Обучающее учреждение Минтруда РФ. |
|
Обучающее учреждение федерального органа власти. |
Рабочие |
|
|
На производстве. |
Инструктаж по охране труда. Виды инструктажа
Всего видов инструктажей 5 — вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж по охране труда проводится:
- для всех вновь принятых сотрудников;
- для тех, кто переведен внутри организации на новое место;
- для работников, командированных из других организаций и участвующих в производственном процессе;
- для практикантов из различных учебных заведений.
Программа инструктажа разрабатывается на предприятии с учетом нормативных документов РФ.
Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы. Обязателен для сотрудников, которые занимаются любыми работами с оборудованием, электроприборами и другими инструментами, а также хранением и применением различного сырья и материалов. Остальные работники предприятия от первичного инструктажа могут освобождаться. Работодатель составляет и утверждает список сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа, но, если вдуматься, то на сегодняшний день освобождать практически некого.
Повторный инструктаж проходят все работники, проводится он 1 раз в 6 мес.
Внеплановый инструктаж связан:
- с изменениями в законодательстве, которые касаются вопросов охраны труда;
- со сменой оборудования на предприятии, внесением изменений в технологии производства;
- с несчастными случаями и авариями, если они происходят из-за нарушений требований охраны труда;
- по требованию организаций госконтроля или решению работодателя.
Также внеплановый инструктаж нередко связан с перерывом в работе сотрудника. Обязателен, если перерыв при вредном и/или опасном производстве составил 30 дней, в остальных случаях, если превысил срок в 2 месяца.
Целевой инструктаж необходим при разовых работах, при участии человека в ликвидации последствий аварии или стихийного бедствия и т.п.
Все виды инструктажа проводит сотрудник предприятия, который непосредственно руководит работами. Для этого он должен пройти обучение и проверку знаний. Информация о проведении инструктажа записывается в специальный журнал.
Проведение обучения и инструктирование работников по охране труда (ОТ)
Согласно норме закона, каждый работник организации должен быть обеспечен такими трудовыми условиями, которые отвечают всем требованиям по его безопасности, являясь при этом гарантией того, что рабочая деятельность сотрудника находится под охраной (ст. 219 ТК РФ). В связи с этим государство выдвигает ряд требований по ОТ, которые работодатель обязан строго соблюдать, а условия по их исполнению закреплять в трудовых договорах с каждым сотрудником (ч. 1,2 ст. 220 ТК РФ).
Система управления охраной труда на предприятии
Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве
Система управления охраной труда (СУОТ) — целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности.
Основные функции системы :
1. Организация и координация работ в области охраны труда.
2. Планирование работ в области охраны труда.
3. Контроль состояния охраны труда.
4. Учет и анализ показателей состояния охраны труда.
[2]
5. Стимулирование работы по ОТ.
Основные функции системы:
1. Обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда.
2. Обеспечение безопасности производственного оборудования.
3. Обеспечение безопасности производственных процессов.
4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений.
Основные принципы обеспечения охраны труда
Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля
- Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
- Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 « О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.10 № 205н «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (с изменениями и дополнениями).
Что такое охрана труда
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
- правовые;
- социально-экономические;
- организационно-технические;
- санитарно-гигиенические;
- лечебно-профилактические;
- реабилитационные;
- иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
Назначение охраны труда – свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда. Следовательно, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает систему практических мероприятий, направленных на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Основная цель охраны труда – сохранение жизни и здоровья работающего населения в процессе трудовой деятельности.
Основной принцип достижения цели – системность и всеобщность, строгое выполнение всех мероприятий, составляющих понятие «охрана труда».
Социальная сущность охраны труда – поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.
Экономическая сущность охраны труда – мимимизация потерь общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Основные направления государственной политики в области охраны труда
В ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации определены основные (принципиальные) направления государственной политики в области охраны труда.
Практическая реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями:
- органов государственной власти Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органов местного самоуправления;
- работодателей;
- объединений работодателей;
- профессиональных союзов;
- объединений профессиональных союзов;
- иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 214 ТК РФ).
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить:
— безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
— создание и функционирование системы управления охраной труда;
— соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
— систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
— реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
— разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
— режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— приобретение за счет собственных средств и выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты и смывающих средств;
— оснащение средствами коллективной защиты;
— обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
— организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
— предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
— беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
— выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
— разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
— ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
— соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
— приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
— при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Обязанности работника в области охраны труда
В соответствии со статьей 215 ТК РФ работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
- следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
- использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения; - немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в части второй статьи 227 настоящего Кодекса, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.
Управление охраной труда
Управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразовал структуру власти.
Структура федеральных органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:
- министерство;
- федеральная служба;
- федеральное агентство.
На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.
Организация охраны труда
Государственное управление охраной труда
Государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства. Основная структура государственной системы управления охраной труда определена статьей 216 ТК РФ, которая предусматривает, что государственное управление охраной труда осуществляется:
- Правительством Российской Федерации непосредственно;
- непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществлении функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда;
- другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществлении функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы условий и охраны труда, в настоящее время, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
- обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
- разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
- устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
- разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда, координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда, организует международное сотрудничество и многое др.
В целях обеспечения государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивает контроль за их выполнением;
- организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации и др.
Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 216.1. ТК РФ).
Права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда изложены в статье 216.1. ТК РФ.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или подразделения при выявлении нарушении требований охраны труда
Функции Минтруда России
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты, включая вопросы:
- уровня жизни и доходов населения;
- труда;
- оплаты труда;
- демографии;
- пенсионного обеспечения (включая негосударственное пенсионное обеспечение);
- социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования);
- условий и охраны труда;
- социального партнёрства и трудовых отношений;
- занятости населения и безработицы;
- трудовой миграции;
- альтернативной гражданской служба;
- государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда);
- социального развития;
- социальной защиты населения (в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций) и социального обслуживания населения;
- опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- оказания протезно-ортопедической помощи;
- реабилитации инвалидов;
- проведения медико-социальной экспертизы.
Служба охраны труда в организации
Порядок создания службы охраны труда определяется статьей 217 ТК РФ.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии:
- службы охраны труда,
- штатного специалиста по охране труда
их функции осуществляют:
- работодатель – индивидуальный предприниматель (лично),
- руководитель организации (лично),
- другой уполномоченный работодателем работник,
- организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Структура службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осущесвляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В целях оказания помощи работодателям в организации службы охраны труда постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, раскрывающие основные задачи, функции и полномочия службы.
На основании данных Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, учитывающие специфику предприятия.
Службу рекомендуется организовать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда по главе с руководителем Службы.
Комитеты (комиссии) по охране труда
В соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации и Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413, в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей создаются комитеты (комиссии) по охране труда.
Обеспечение прав работников на охрану труда
Каждый работник, в соответствии со ст. 219 ТК РФ, имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний **;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на производстве **;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда **;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку ** в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте **;
- участие (личное или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями **;
- гарантии и компенсации ** , если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
Одной из значительных гарантий права работников на охрану труда является государственный надзор и контроль за охраной труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Гарантии (ст. 220 ТК РФ):
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
На время приостановления работ | |
При отказе работника от выполнения работ в случае опасности | |
При приостановлении работ по объективным причинам | |
В случае необеспечения средствами защиты |
Алгоритм организации обучения по охране труда у работодателя
Шаг 1 |
Изучите штатное расписание организации и её структуру. |
Шаг 2 |
Определите потребность в обучении. Оформите её документально и утвердите. |
Шаг 3 |
Составьте и утвердите списки лиц, освобождённых от обучения. |
Шаг 4 |
Определите тех лиц, которые подлежат обучению в учебном центре, составьте график, утвердите его. Контролируйте сроки. Те, кто своевременно не прошёл обучения, не должны допускаться до работы. |
Шаг 5 |
Разработайте программы обучения. |
Шаг 6 |
Назначьте приказом лиц, ответственных за обучение. |
Шаг 7 |
Актуализируйте действующий порядок обучения или разработайте новый. Утвердите его. И ознакомьте с ним всех задействованных в его реализации лиц. |
Шаг 8 |
Назначьте приказом руководителя комиссию по проверке знаний (одну или несколько). |
Шаг 9 |
Составьте перечень всего, что необходимо для реализации программ обучения, обосновав каждую позицию требованиями Правил, и доведите эту информацию до руководства. |
Шаг 10 |
Составьте графики обучения у работодателя и проверки знаний. Доведите их до работников и их руководителей. Контролируйте сроки. Те, кто своевременно не прошёл обучения, не должны допускаться до работы. |
В число прямых обязанностей работодателя, в соответствии с законодательством, входит обеспечение безопасности работника при строительных работах, осуществлении технологических процессов, использовании рабочих инструментов и материалов. При необходимости обязательно применение средств коллективной и индивидуальной защиты. Для каждого рабочего места вводятся свои стандарты безопасности, и сотрудники проходят обязательный курс обучения безопасным методам и приёмам работ. Их подготовленность проверяется специальными контролирующими инстанциями. Также должны регулярно проводиться медицинские осмотры.
Действующие нормы вводят обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве, а также от возможных профессиональных заболеваний. Если нештатная ситуация всё же произошла, непременно проводится её расследование.
Такая система нуждается в контроле и подготовленных специалистах. С этой целью были организованы Всероссийский и региональные центры охраны труда. На них возлагаются задачи аттестации служб охраны труда на предприятиях, а также для обучения руководителей, специалистов организаций, членов комиссий и уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов.
Лиц, имеющих высшее образование, но не имеющих квалификации инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные факультеты по переподготовке кадров с присвоением квалификации — инженер по охране труда.
Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы охраны труда систематическое повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
На предприятиях, где в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда требуется менее одной ставки инженера по охране труда, работодатель может приказом по предприятию возложить обязанности инженера по охране труда на специалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей инженера по охране труда, или пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.
Основными задачами службы охраны труда являются:
организация и координация работы по охране труда на предприятии;
контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия;
совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:
выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;
оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;
информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов;
участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
проведение проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;
участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия;
участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования;
составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда;
разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственно обучение или практику;
участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия;
организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов;
составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;
осуществление контроля за охраной труда:
доведение до сведения работников предприятия, вводимые в действие новые законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда;
организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.
Кроме работ, определенных рекомендациями, службе охраны труда предприятия приходится решать и другие задачи в области охраны труда, вытекающие из специфических особенностей предприятия и возникающих ситуаций в процессе производства. Исходя из задач, поставленных перед службой охраны труда, ее работники должны обладать разносторонними техническими знаниями, разбираться имеющемся оборудовании, в профессиональных опасностях и вредностях, знать санитарно-гигиенические условия при производстве раз личных работ.
Между работниками службы охраны труда должны быть четко распределены обязанности и закреплены участки работ. Распределение производится исходя из деловых качеств и квалификации работников учета числа работающих в подразделениях, сложности производства других факторов. Организационно такое распределение обязанностей закрепляется приказом (распоряжением) по службе охраны труда.
В целях координации и более эффективной деятельности работников службы охраны труда составляется общий годовой план работы, несмотря на большое количество работ, которые не могут быть заранее предусмотрены из-за невозможности их предвидения (участие в рас следовании несчастных случаев, работе органов государственного надзора, представление внеплановой информации, участие в работе различных комиссий и т.д.).
Обучение по охране труда в строительных организациях производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя является обучение работников безопасным методам и приемам труда.
Работодатели должны перед допуском работников к выполнению работы, а в дальнейшем периодически в установленные сроки и в установленном порядке проводить обучение и проверку знаний правил охраны и безопасности труда, учитывая их должностные инструкции либо инструкции по охране труда
Работодатель (уполномоченное им лицо) организует проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Такое обучение проводится не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу проходят это обучение в сроки, установленные работодателем (уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
Согласно пункту 2.3.1. Постановления №1/29 (Заменило Постановление от 24 декабря 2021 г. N 2464 01.09.2022) руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца в объеме своих должностных обязанностей, а далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Руководители и специалисты организации, вновь назначенные на должность, допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, с действующими в организации локальными нормативными актами, устанавливающими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Примерная программа обучения работников для строительных организаций будет выглядеть следующим образом.