Подача надзорной жалобы по административному делу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подача надзорной жалобы по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.

Комментарий к ст. 333 КАС РФ

Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:

— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);

— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).

В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.

Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.

Читайте также:  Как открыть расчетный счет для ИП в 2023 году

Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.

Срок подачи надзорной жалобы по административному делу, срок ее рассмотрения

КАС устанавливает несколько сроков, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, это срок подачи жалобы. Согласно ч. 2 ст. 333 КАС, он ограничен и составляет 3 месяца. Точка отсчета — момент обретения обжалуемым решением юридической силы. В противовес небольшому сроку заявителям предоставлена возможность его восстановления в случае пропуска по уважительной причине.

В качестве последней, в соответствии с п. 51 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 № 36, могут признаваться:

  • неполучение судебного решения в связи с нарушением почтой правил доставки корреспонденции;
  • отсутствие получателя по месту жительства в связи с командировкой, стационарным лечением и т. д.

Во-вторых, это срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу в Верховном суде РФ, который складывается из двух периодов:

  1. От поступления документов в суд до конца единоличного рассмотрения дела судьей. Документы рассматриваются (ст. 336 КАС):
    • до 2 месяцев, если судья исследовал жалобу на основании приложенных решений предыдущих инстанций;
    • до 5 месяцев, если для исследования вынесенных решений потребовалось изучить материалы административного дела. При этом обычно на рассмотрение дела уходит до 3 месяцев, хотя в случае его особой сложности срок может быть увеличен еще на 2 месяца.
  2. С момента вынесения определения о передаче дела в Президиум ВС до окончания судебного заседания. Данный временной отрезок не должен превышать 2 месяцев (ч. 5 ст. 340 КАС).

Срок подачи и рассмотрения жалобы

В КАС РФ определены несколько сроков, на основании которых следует строить работу по обжалованию:

  1. В части 2 статьи 333 установлен срок подачи жалобы. Он составляет 3 месяца с даты вступления в силу акта, который обжалуется. Срок может быть восстановлен в случае пропуска.
  2. Срок рассмотрения жалобы на основании статьи 336 КАС РФ, то есть от момента поступления до окончания единоличного рассмотрения судьёй. Стандартный период — 2 месяца, но если судья запросит материалы дела на исследование, то он может быть увеличен до 5 месяцев.
  3. Срок рассмотрения на основании части 5 статьи 340 КАС РФ, то есть с момента вынесения определения о принятии жалобы. Решение принимается не позднее, чем в двухмесячный срок.

Что необходимо знать для подачи надзорной жалобы?

При помощи подачи данной жалобы можно полноправно выразить свое несогласие с вынесенным решением нижестоящей судебной инстанцией.

Только Верховный суд может отменить любое ранее принятое решение, даже если подсудимый уже отбывает срок по наказанию, либо выплатил назначенные штрафы.

Если гражданскому лицу удастся добиться правосудия после подачи надзорной жалобы, то ранее принятые решения будут аннулированы, а понесенный ущерб компенсирован осужденному.

Подача таких жалоб требует полной уверенности в своей правоте. Особенно эффективно это может быть при появлении новых улик, или обстоятельств по делу.

Инстанция Верхового суда может удовлетворить надзорную жалобу как полностью, так и частично. Важно понимать, что если поданная в вышестоящую инстанцию заявка имеет сомнительные доводы, то рассмотрения дела не будет.

В Верховном суде принимают только твердые доводы, основывающиеся на действующем законодательстве.

Ранее, были установлены правила, согласно которым надзорную жалобу могли не принять к рассмотрению по причине истечения срока её подачи.

Однако, последние поправки Процессуального Кодекса РФ отменили какие-либо сроки при подаче данной жалобы.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.

Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена. Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Читайте также:  Общие положения и законодательное регулирование

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ.

  • список приложений;
  • четко составленная просьба лица, оспаривающего конкретный судебный акт, например, об отмене конкретного судебного постановления, завершении производства по делу и т. д.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев — в случае истребования дела.

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса административного дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора

КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:

  • определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
  • определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ.

Таким образом, надзорная инстанция – это наивысшая ступень в системе длительного и рутинного процесса пересмотра судебных вердиктов.

Уполномоченный орган принимает к рассмотрению только грамотно оформленный документ, соответствующий всем нормам заполнения. По этой причине желающему оспорить решение суда лицу необходимо внимательно ознакомиться со всеми действующими требованиями.

Так, в надзорной жалобе в обязательном порядке должны присутствовать следующие сведения:

  1. Наименование документа — надзорная жалоба.
  2. Название органа, в который документ направляется.
  3. Полные и достоверные сведения о лице, которое подает документ: ФИО, место жительства, процессуальное положение в деле судопроизводства.
  4. Информация о других участниках процесса: ФИО или название организации, место проживания физического лица или юридический адрес.
  5. Список уполномоченных органов (судов), которые рассматривали дело на первых стадиях оспаривания: апелляционной и кассационной, а также смысл вынесенных ими решений.
  6. Перечень оспариваемых актов.
  7. Доводы, которые лицо приводит в качестве оснований для пересмотра дела.
  8. Просьба субъекта о пересмотре или отмене судебного постановления.
  9. Полный перечень прилагаемых материалов, которые подтверждают требования, указанные лицом в претензии.
  10. Дата составления документа и подпись заявителя.

Однако судебная практика показывает, что самостоятельно составленные жалобы редко соответствуют всем требованиям. Чтобы документ приняли к рассмотрению, подающему жалобу субъекту следует обратиться за помощью к профессиональному юристу. Специалист составит надзорную жалобу, учитывая все нюансы и грамотно оформит ссылки на надлежащие нормативные акты.

Порядок подачи жалобы на вступившее в законную силу постановление суда по административному делу

Законом допускается обжалование вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Подача жалобы осуществляется непосредственно в суд, полномочный пересматривать такие жалобы. Жалобы подаются одним из участников процесса или его представителем. Рассмотрением жалоб на вступившие в законную силу постановления судов занимаются Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный суд Российской Федерации.

Жалоба на вступившее в законную силу постановление суда по административному делу должна содержать следующую информацию:

  • ФИО заявителя и других участников дела;
  • место жительства или нахождения на момент написания жалобы всех лиц, участвующих в процессе;
  • наименование инстанции, к которой адресовано обращение;
  • перечисление судов, которые занимались рассмотрением жалоб в период, когда срок действия постановления еще не начался.
  • вынесенные судебные решения;
  • список аргументов для пересмотра постановления;
  • процессуальное положение заявителя;
  • подпись заявителя или его доверенного лица.
Читайте также:  Размер и особенности выплаты пособия на погребение

Одновременно с жалобой подаются все материалы дела, а именно:

  • протокол об административном правонарушении;
  • заверенные документы в виде доверенности или других необходимых бумаг;
  • решения, принятые в процессе производства;
  • число копий жалобы, по количеству участников процесса.

При составлении списка аргументов рекомендуется делать упор на невыясненные, недостаточно исследованные обстоятельства. Обязательно приводить доказательства, противостоящие точке зрения суда. Желательно так структурировать доводы, чтобы рассматривающему жалобу судье было понятно, что Вы выдвигаете по значимости на первый план.

Услуги адвоката по уголовным делам

Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.

Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.

Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.

Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу

Надзорная жалоба — это жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление, которая подается в суд надзорной инстанции.

Надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда. Члены Президиума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

В порядке надзора можно обжаловать не все судебные постановления по гражданским делам, а только те, которые указаны в законе (см. комментарии к статье 391.1 ГПК).

Обжаловать решения районных судов или мировых судей напрямую в Верховный Суд РФ невозможно. Обязательно нужно пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования.

Основания для подачи надзорной жалобы по административному делу

Если гражданин или организация не согласны с решением по вменяемому правонарушению, они или их защитник могут подать соответствующую жалобу. Используя такой законный инструмент, как надзорная жалоба по административному делу, судебное решение опротестовывается уже после того, как оно вступает в силу.

Выделим несколько причин для использования протеста:

  • по мнению защиты, доказательства были рассмотрены в суде не в полном объеме, суд не учел всех обстоятельств, при рассмотрении были допущены нарушения и пр.;
  • недоказанная вина, сомнения по отношению к показаниям и рассматриваемым доказательствам.

Причиной протеста может стать несоблюдение, по мнению защиты, процессуальных действий и пр.

Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
  3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *