Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по электронному запросу котировок в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.
Требования к проведению электронного запроса котировок
Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях, если:
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей;
- годовой объЁм закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.
Независимо от НМЦК и годового объёма закупок заказчик проводит запрос котировок в случае осуществления:
- закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
- закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ;
- закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
- закупок лекарств, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии в количестве, необходимом для лечения;
- закупок спортинвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской или паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд России, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
- закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физ. и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
- закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс
Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:
1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:
– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.
2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:
– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.
Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.
Как рассматривают заявки
Комиссия изучает поданные заявки в течение одного рабочего дня, заседание проходит очно. Минимальное число членов заседания — три. Присутствовать в составе комиссии можно только лицам, у которых нет регистрации на ЭТП, но есть цифровая электронная подпись.
Отклоненные заявки, не подходящие под условия запроса котировок, требуют обязательного обоснования такого решения и извещение участника об этом со ссылкой на закон. Вот основные причины:
- несвоевременная подача заявки;
- отсутствует обязательная информация об участнике;
- цена поставщика выше НМЦК;
- в закупке среди СМП подана заявка от предпринимателя из другой категории субъектов бизнеса;
- от поставщика поступило больше одной активной заявки.
Есть случаи, когда в заявке не хватает документации или есть нюансы по оформлению, но ее нельзя отклонить. Примеры:
- в спецификации не прописана цена каждой единицы товара;
- нет выписки из ЕГРЮЛ;
- отсутствует декларация соответствия на продукцию;
- на конверте с заявкой отсутствуют данные о человеке, который ее подавал;
- если заявка составлена в свободной форме.
Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.
После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).
Электронный запрос котировок
Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:
- лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
- услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
- товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
- спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
- товаров после одностороннего расторжения контракта;
- изделий народных художественных промыслов;
- жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.
Порядок подачи заявки
После того, как извещение о проведении электронного запроса котировок размещено и по необходимости были внесены изменения, участники могут подавать свои заявки.
Заявка на участие в электронном запросе котировок состоит из предложения о товарах, работах, услугах (ТРУ) и отдельного ценового предложения. Эти документы направляются не заказчику, а оператору электронной площадки.
Участник вправе подать только одну заявку. Отслеживать информацию по ней он может по идентификационному номеру, который присваивает заявке оператор электронной площадки в течение часа после ее подачи.
Основания для возврата заявки оператором (ч. 7 ст. 82.3 № 44-ФЗ) аналогичны тем, что в электронном открытом конкурсе. Иных оснований в соответствии с ч. 7 ст. 82.3 № 44-ФЗ быть не может. Одновременно с возвратом заявки оператор электронной площадки направляет участнику уведомление об основаниях возврата.
Когда процедура электронного запроса котировок признается несостоявшейся
Заказчик должен продлить срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на четыре рабочих дня, если не подана ни одна заявка, подана только одна заявка, если только одна заявка соответствуют требованиям, все заявки не соответствуют требованиям или только одна заявка им соответствует.
После продления участник, заявка которого была отклонена, вправе подать заявку на участие в запросе котировок повторно.
Если не подано ни одной заявки, отклонены все заявки или участник, признанный победителем по ч. 14 ст. 83.2 № 44-ФЗ после уклонения победителя от заключения контракта уклонился или отказался от заключения контракта, заказчик вносит изменения в план-график или в план закупок и может осуществить новую закупку.
Если только одна заявка соответствует требованиям, заключается контракт в соответствии с п. 25.1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ.
Итоговый протокол запроса котировок
В течение 10 дней с даты публикации итогового протокола заказчик подпишет контракт с победителем. Если заявок подано не было, заказчик объявит запрос котировок несоостоявшимся, и будет вправе провести процедуру повторно. Если же ваша заявка – единственная и комиссия признает ее соответствующей всем требованиям, радоваться рано – не факт, что вы выиграете всухую, ведь заказчик вправе и в этом случае признать запрос котировок несостоявшимся.
Но если вашей фирме присуждена победа, что будет указано в итоговом протоколе, заказчик вышлет вам проект контракта. В случае обнаружения неточностей, например, если у вас изменился юридический адрес или банковские реквизиты, отправьте ему протокол согласования.
Запрос котировок в электронной форме по Федеральному закону №44 и №223
Под запросом котировок понимается одна из разновидностей, наиболее простая в исполнении и ускоренная, государственных или муниципальных закупок, регламентируемая пунктом 1 статьи 72 ФЗ №44. Суть процедуры заключается в методе определения поставщика заказчиком посредством сравнения ценовых предложений на исполнение обязательств.
Изменения в ФЗ №44 относительно запроса котировок были введены с середины 2021 года Законом №504, а именно, параграфом 3.1.
Победителем признается участник с минимальным предложением цены исполнения. Требования к нему строго регламентируются закупочной документацией и законодательством РФ.
Более подробное определение понятия «запрос котировок», особенности проведения процедуры и ее нюансы рассмотрены в данной статье.
Извещение о проведении ЗКЭФ и его структура
Извещение об электронном запросе котировок размещается не менее, чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок на участие.
Доступ к нему бесплатный, все желающие могут с ним ознакомиться на протяжении всего срока подачи заявок.
У заказчика есть право вместе с размещением в ЕИС извещения направить не менее, чем 3-м лицам, запрос на предоставление котировок. Это целесообразно, когда заказчик знает поставщиков, работающих в этой нише и поставляющих нужные ТРУ.
Структура извещения:
- адрес ЭТП, на которой проводятся электронные торги;
- информация об организаторе;
- условия контракта, изложенные кратко;
- идентификационный код госзаказа;
- ограничительные меры в выборе исполнителя — закупки для СМП и СОНКО (если данное условие указано в извещении);
- срок, место и порядок подачи заявок;
- размер и порядок внесения ОИК (если оно предусмотрено закупкой) и сведения о банковском сопровождении контракта;
- возможные преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
- запреты и ограничения допуска (национальный режим);
- дата и время окончания срока подачи заявок;
- сведения об ответственных лицах за заключение контракта (контрактная служба, контрактный управляющий);
- срок подписания договора;
- порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора;
- пункты о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
- требования, предъявляемые к участникам по п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ (наличие лицензий и разрешений) и по ч.1.1 ст.31 44-ФЗ (отсутствие сведений об участнике в РНП).
Закон разрешает вносить изменения в извещение для электронного запроса котировок. Эта мера напоминает электронный открытый конкурс. Однако воспользоваться данной возможностью можно не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок. При этом запрещено менять объект закупки.
Со своей стороны публикация корректировок в ЕИС происходит в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. При этом обязанностью заказчика является продление срока подачи заявок не менее, чем на 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.
Этапы проведения запроса котировок по 44-ФЗ
Чтобы процедура размещения госзаказа данным способом была понятней, попробуем разбить ее на несколько ступеней.
- Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ размещается в открытом доступе не позднее семи рабочих дней (и ранее) до завершения срока регистрации заявок, если сумма контракта не превышает 500 000 руб.
- Одновременно с извещением размещается проект контракта, для подписания которого организован данный тендер. Законом 44-ФЗ установлено, что в период подачи заявок публикация находится в открытом безвозмездном доступе.
- Известив общественность о проведении госзакупки, заказчик может сделать запрос котировки у фирм или физических лиц (не менее трех), которые оказывают нужные услуги или поставляют подходящие товары.
- Организациям, которые работают за рубежом, для проведения тендера по 44-ФЗ не следует публиковать извещение на официальных ресурсах. Заказчику достаточно запросить цены на товары (услуги) у нескольких поставщиков или подрядчиков (не меньше трех). При этом стоимость контракта не ограничена.
- В соответствии с 44-ФЗ отдельные правила установлены для извещения запроса котировок на приобретение товаров первой необходимости для оказания скорой, неотложной и экстренной специализированной помощи или поддержки жизнеобеспечения людей. По закону котировки могут собирать для государственных закупок продуктов питания, топлива, медикаментов и оборудования для скорой медицинской помощи, прочей продукции для создания приемлемых условий жизни, иногда даже с превышением лимита в случаях, когда:
- подан и удовлетворен судебный иск о разрывании контракта из-за его невыполнения;
- орган, контролирующий государственные закупки, распорядился отменить итоги конкурса (аукциона), чтобы искать подрядчика с помощью извещения о запросе котировок по 44-ФЗ (причиной этого решения может стать заявление заказчика, на подачу которого отводится десять суток со дня выдачи распоряжения).
- заказчик аннулировал подписанный контракт в одностороннем порядке.
Давайте теперь с вами рассмотрим, какая же информация должна содержаться в извещении, размещаемом Заказчиком на официальном сайте ЕИС.
Согласно требованиям статьи 73 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст.42 44-ФЗ);
2) Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
3) Краткое изложение условий контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ), содержащее:
— наименование и описание объекта закупки;
— информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта;
— информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;
— сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;
— начальная (максимальная) цена контракта;
— источник финансирования.
4) Идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ);
5) Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);
6) Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);
7) Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п.6 ст.42 44-ФЗ);
8) Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 44-ФЗ (п.8 ст.42 44-ФЗ);
9) Преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (п.9 ст.42 44-ФЗ) (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов);
10) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ (п.10 ст.42 44-ФЗ);
11) Информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в случае осуществления такой закупки Заказчиком) (п.11 ст.42 44-ФЗ);
12) Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 44-ФЗ;
13) Форма заявки на участие в запросе котировок;
14) Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
15) Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
16) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 25 ст.95 44-ФЗ;
При проведении запроса котировок в электронной форме в извещение дополнительно включается информация об адресе электронной площадки, на которой будет проводиться процедура, а также дата и время окончания срока подачи заявок.
Обязательно к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Основные причины отклонения котировочных заявок (44-ФЗ)
В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2021 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.
- Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
- Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.
Похожие записи: