НКО ФКР — что это, пришло с номера 900

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НКО ФКР — что это, пришло с номера 900». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суд не всегда встает на сторону потребителей. Если есть основания признать регионального оператора невиновным или его действия законными – истцу откажут в удовлетворении иска. В таком случае необходимо в десятидневный срок после вынесения решения, подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции. Поэтому рекомендуется собрать как можно больше доказательств вины Фонда капремонта к иску приобщить экспертное мнение.

На каком основании могут отказать и что тогда делать?

Суд не всегда встает на сторону потребителей. Если есть основания признать регионального оператора невиновным или его действия законными – истцу откажут в удовлетворении иска. В таком случае необходимо в десятидневный срок после вынесения решения, подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции. Поэтому рекомендуется собрать как можно больше доказательств вины Фонда капремонта к иску приобщить экспертное мнение.

Фонд капитального ремонта – это своеобразная копилка, куда собственники откладывают деньги на проведение капитальных работ по мере необходимости. Для управления этим Фондом в каждом регионе создана некоммерческая организация. Если собственники МКД решили ей доверить свой фонд, то они могут и требовать проведения качественного ремонта в положенные сроки.

Республиканские фонды капитального ремонта создают планы на различные периоды от квартала до нескольких лет. План, рассчитанный на срок более года, является программой и включает в себя целый комплекс мер, начиная от формирования очередности до способов донесения информации до жильцов о том, как они могут влиять на состояние дома.

Ежегодно формируются и корректируются планы по проведению необходимых действий в домах. Эта информация публикуется на сайтах региональных операторов и местных компаний. Детальная информация о предстоящем капремонте публикуется не меньше чем за полгода до наступления календарного года, в котором планируется проведение подобных работ. То есть в июне текущего года уже должна быть опубликована информация на следующий год. Как правило, предварительные планы публикуются раньше.

Кто освобожден от взносов

Не уплачивают взносы на капремонт собственники:

  • аварийных домов, включенных в программу расселения;
  • многоквартирных домов, земля под которыми изымается для муниципальных или государственных нужд, а граждане подлежат переселению;
  • квартир в закрывающихся населенных пунктах.

Законодательством установлен перечень лиц, которым предоставлены 50-% льготы на уплату взносов на капремонт:

  • инвалиды и ветераны ВОВ, боевых действий;
  • инвалиды 1-2 групп, дети-инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов;
  • Герои РФ и СССР, полные кавалеры орденов Славы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и члены их семей.

Региональные законы могут устанавливать льготы в размере 50 % или предоставлять субсидии на уплату взносов:

  • для многодетных и малообеспеченных семей;
  • одиноко проживающих граждан старше 70 лет, не имеющих работы;
  • собственников старше 70 лет, если в семье только неработающие инвалиды 1-2 групп или пенсионеры.

Граждане, достигшие возраста 80 лет, освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт.

Немного истории вопроса

В 2012 году государство призналось, что не в состоянии больше нести бремя за капитальный ремонт жилья. Если до этого действовали различные схемы двойного или тройного софинансирования, когда львиная доля расходов ложилась на федеральный бюджет, то с принятием поправок в Жилищный кодекс почетное право ремонтировать свои дома присвоили жильцам оных. После этого регионы стали принимать областные программы. Кто-то, как Самарская область, стартанул в первых рядах в 2014 году, но основная масса субъектов перешла на новую систему финансирования капремонта в этом году. Например, Москва объявила о начале программы 1 июля 2015 года.

21 июня 2013 года Самарская губернская дума приняла Закон под № 60 «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», где расписала все правила игры между человеком и региональным оператором программы. Закон очень хитрый. Он сильно напоминает крепостное право вместе с барщиной и оброком. Есть там даже свой «Юрьев день».

В мутной воде и рыб не видать

В середине июня 2015 года я написала запрос на имя Андрея Чибисова, генерального директора НО «Фонд капитального ремонта» Самарской области, где сформулировала 6 вопросов: и по поводу темпов ремонта, и по поводу собираемости средств, и по поводу эффективности их использования. Вполне себе корректный журналистский запрос, на который власти должны отреагировать максимально в недельный срок. Но ответа я так и не получила ни через неделю, ни через месяц, ни через полтора. Пресс-секретарь Анастасия Терещенкова, в святые обязанности которой, я полагаю, должно входить раскрытие запрашиваемой информации, сделала всё для её сокрытия.

В поисках вообще какой-либо информации я встретилась с депутатом Самарской городской думы Максимом Федоровым, который некоторые время работал в статусе заместителя генерального директора Фонда капремонта и был дважды оттуда уволен. На прямой вопрос, почему фонд столь закрыт, Максим Федоров, ничтоже сумняшеся, ответил: «Там есть что скрывать». А после этого поведал мне длинную и запутанную историю про установку приборов учета по разным городам Самарской области, где фонд выступал заказчиком, в результате которой сейчас заведено уголовное дело по финансовым махинациям.

Николай Меркушкин сказал, что Фонд капитального ремонта за минувшие полгода проверяли 91 раз! Это было сказано в тональности, что, дескать, мешают работать, тормозят деятельность. Но на это можно посмотреть и другого угла: а почему у молодой организации столько поводов для проверок? Кто и почему недоволен деятельностью фонда?

Я бы не хотела пересказывать другие истории, где нелицеприятно выглядят сотрудники и генералитет фонда, пусть это останется на совести Максима Федорова вместе с его правом обращаться в правоохранительные органы. Но есть еще один факт, который был предан огласке самим губернатором. Николай Меркушкин сказал, что Фонд капитального ремонта за минувшие полгода проверяли 91 раз! Это было сказано в тональности, что, дескать, мешают работать, тормозят деятельность. Но на это можно посмотреть и другого угла: а почему у молодой организации столько поводов для проверок? Кто и почему недоволен деятельностью фонда?

Читайте также:  Акт о списании автотранспортных средств: все о составлении документа

Деятельность организации

Полная расшифровка НКО «ФКР» – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта». Компания занимается ремонтными работами в жилых и коммерческих помещениях. Перечень базовых направлений деятельности компании имеет следующий вид:

  • монтаж и постоянное обслуживание лифтовых систем;
  • покрасочные мероприятия;
  • кровельные работы;
  • капитальный ремонт строений на основании официального запроса от органов государственной/региональной/муниципальной власти;
  • отправка жильцам уведомлений о необходимости оплаты взносов на ежемесячной основе;
  • применение законных мер взыскания долговых обязательств с физических лиц, допустивших пропуск очередного платежа (самостоятельно, через судебные органы или через службу судебных исполнителей);
  • перевод поступающих денежных средств на побочные финансовые инструменты с целью получения прибыли (список инвестиционных каналов ограничивается актуальным законодательством Российской Федерации);
  • привлечение к работе подрядчиков для проведения операций капитального ремонта и оплата их профессиональной деятельности из средств Фонда;
  • наложение штрафов на недобросовестных партнёров с учётом перечисления взысканных сумм на специальные счёта.

Что потребители могут потребовать от ФКР

Права потребителей урегулированы как Жилищным кодексом, так и иными нормами законодательства. При отстаивании интересов владельцы помещений могут апеллировать к любым источникам права, актуальным в данной ситуации.

Владельцы квартир и иных помещений вправе требовать от подрядчика соблюдать:

  • Качество. На каждый вид работ распространяются технические требования, соответствие которых можно проверить путём измерения, обследования и т.д. Гарантия на капремонт составляет пять лет с даты подписания акта между подрядчиком и заказчиком.
  • Сроки. Период проведения работ определяется соглашением. В теории, при несоблюдении сроков можно требовать неустойку.
  • Безопасность. Капремонт должен проводиться таким образом, чтобы не пострадало имущество жильцов, их жизни и здоровье. Меры безопасности должны быть предприняты, к примеру, при проведении сантехнических и кровельных работ, замене лифта.
  • Режим тишины. Шумные строительные работы должны проводиться в период, разрешённый региональным законодательством. Для Москвы, к примеру, в будние дни с 9 до 13 и с 15 до 19 часов, а Санкт-Петербург ограничивает их промежутком с 8 утра до 10 вечера в будние дни и с полудня до 10 вечера в выходные.

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

Актуальность темы судебных разборок СРО и региональных Фондов капитального ремонта растет вместе с суммарным размером исковых требований. И сколько бы не появлялось на эту тему публикаций, всегда останется пара дел, о которых хочется рассказать отдельно. Что и сделал наш постоянный эксперт.

Новая для руководителей саморегулируемых организаций строительной сферы тема возмещения вреда, причиненного при проведении капитального ремонта, требует не только осмысления с точки зрения юридической, но и известной консолидации с точки зрения формирования единообразной арбитражной практики. В этой связи хочу обратить внимание постоянных читателей Правды о СРО на два дела.

Читайте также:  Налоги для ИП в 2023 году: упрощенка без работников

Первое дело № А40-219528/2020. Фабула проста — ФКР города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (СРО-С-020-22072009) в порядке регресса 125 712 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2021 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме. Не согласившись с принятым по делу решением, ФКР обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. Однако, постановлением от 31 марта 2022 года Девятый арбитражный апелляционный суд оставил первоначальное решение в силе, а жалобу — без удовлетворения.

В данном деле стоит отметить, что сумма требований в общем не значительная, но ФКР Москвы всё равно идет в суд! И не просто идет, а даже получив мотивированный отказ в первой инстанции, идёт в апелляцию, и, возможно, пойдет дальше. Это говорит о том, что ФКР активно ведет работу по формированию судебной практики по взысканию средств с СРО. Можно сказать, что данная планомерная работа уже начала приносить плоды, так как сейчас примерно 50% подобных судебных дел решается в пользу ФКР г. Москвы.

Суть дела: между ФКР г. Москвы и ООО «АРИН» заключен договор № КР-001456-17 от 28.08.2017 на выполнение работ по капительному ремонту общего имущества МКД по адресу г. Москва, ВАО, ул. Молдагуловой, д. 18. к.2. Решением Мещанского районного суда города Москвы от 10.09.2019 по делу № 2-8650/2019, в порядке части 6 статьи 182 ЖК РФ, с ФКР Москвы в пользу гр. Вдовиной Л.П. взыскан ущерб, причинённый в результате залива её квартиры в размере 125 712 руб. 10 коп. При этом суд установил, что залитие квартиры произошло по вине подрядной организации ООО «АРИН».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что требование истца о взыскании убытков основано на ненадлежащем исполнении ООО «АРИН» условий договора № КР-001456-17 от 28.08.2017. При этом, в силу пункта 6.1.28 указанного договора ООО «АРИН» самостоятельно несет ответственность в случае предъявления каких-либо требований вследствие выполнения генподрядчиком работ и возмещает в полном объеме ФКР Москвы суммы штрафов в случае их наложения на последнего административными органами за нарушения, допущенные при производстве работ ООО «АРИН».

На основании части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемые организации отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ. Между тем, правила статьи 60 ГрК РФ предусмотрены для случаев, когда ответственность указанных в ней лиц возникает не вследствие нарушения договорных обязательств, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорный характер.

Поскольку в рассматриваемом случае затраты на возмещение убытков не относятся к вреду, подлежащему возмещению в порядке статьи 60 ГрК РФ, оснований для привлечения ответчика к солидарной ответственности по возмещению причиненных ООО «АРИН» убытков у суда, применительно к положениям частей 1, 2, 4, 5 статьи 71 АПК РФ, не имелось.

Данная позиция находит свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Московского округа № Ф05-13362/2020 от 13.10.2020 по делу № А40-301551/2019 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-16158/2020 от 21.04.2020 по делу № А40-240715/2019.

Доводы, изложенные ФКР в апелляционной жалобе, были отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права, а также поскольку норма ст. 60.1 ГрК РФ применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежит.

В этой связи отмечу второй момент, на который нужно обратить внимание: ФКР нацелен на получение денег по любой статье – 60 или 60.1. И только при внимательном рассмотрении исковых требований в заявлениях ФКР, СРО может успешно защитится от выплат.

Теперь несколько слов о втором деле № А40-248021/2019. По нему в пользу ФКР г. Москвы решением от 22 апреля 2022 года с Ассоциации «Объединение подрядных организаций» (СРО-С-185- 26012010) было взыскано 1 446 274 рублей 89 копеек.

Данная аббревиатура расшифровывается как Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта». Она является официально зарегистрированной на территории Российской Федерации и ведет свою деятельность на всей территории страны. Функции организации связаны с проведением ремонтно-монтажных работ в жилых помещениях и коммерческих постройках. Основные направления работы компании:

  • монтаж и обслуживание лифтовых систем;
  • кровельные работы;
  • покраска фасадов и внутренних помещений;
  • проведение капитального ремонта в соответствии с распоряжением государственных органов или официально оформленным запросом жильцов.

Оплата производится в адрес данного фонда только в том случае, если совет дома не организовал собственного ТСЖ и не открыл свой специальный счет для формирования капитала для капитального ремонта.

Что такое фонд капитального ремонта 2021 год

Ремонт многоквартирного дома в РФ – это обязательное мероприятие для любого жилого помещения с множеством отдельных квартир.

Годы идут, что-то изнашивается, ломается, теряет форму и былой внешний вид. Жильцам хочется жить в чистом и отремонтированном доме, и для достижения этого эффекта нужен далеко не плановый текущий ремонт.

Капитальный ремонт представляет собой гораздо более глобальное вмешательство ввиду того, что обязан затрагивать как внешний вид, так и внутреннее устройство дома.

Правда не все жильцы разбираются в вопросах того, откуда финансируются данные работы. Кто формирует денежный фонд капитального ремонта многоквартирных домов города? Подробнее узнаем в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в России создается в каждом многоквартирном доме, и это не новость.

Читайте также:  Должностная инструкция санитарки

Но не каждый жилец многоквартирного дома догадывается о том, что представляет собой фонд капитального ремонта.

Современный рынок предлагает клиентам огромный выбор разнообразных счётчиков для всех видов ресурсов, как отечественного, так и зарубежного производства. При выборе изделия необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • назначение прибора – выбирая водомер для индивидуальной квартиры, учитываются расходные показатели, степень защиты, диаметр условного прохода и подсоединения штуцеров, прочие установочные размеры. При подборе электросчётчика следует обращать внимание на характеристики электросети, суммарную мощность задействованной бытовой техники на предмет соответствия допустимым параметрам прибора. Аналогичный анализ необходим для ИПУ по замеру других ресурсов;
  • прохождение сертификации в России на предмет соответствия требованиям безопасности и метрологическим стандартам – если изделие не прошло указанной процедуры, его использование на территории РФ не разрешается;
  • степень точности измерения – эти данные указаны в паспорте ИПУ;
  • нормативный срок службы – чем больше этот показатель, тем дольше прослужит прибор и не придётся тратиться на приобретение нового счётчика взамен отслужившего;
  • периодичность поверки – в зависимости от конструкции, качества изготовления и других факторов производитель устанавливает период, по истечении которого изделие должно поверяться аккредитованной организацией. Указанные работы производятся за счёт потребителя и в большинстве случаев связаны с необходимостью демонтажа аппарата для предоставления в поверочную компанию, поэтому в интересах владельца выбрать прибор с большим сроком поверки.

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

В начале XXI в. жилой фонд в Российской Федерации начал ветшать с огромной скоростью, а средств на то, чтобы привести жилые здания в порядок, в региональных бюджетах просто не было. Государство решило возложить на жильцов финансовое бремя по оплате ремонта зданий. Для этого в каждом регионе были учреждены свои НКО ФКР, называемые также региональными операторами системы капитального ремонта многоквартирных домов.

Их деятельность регулируется нормативными актами региональных правительств. Ежегодно принимается постановления Правительства того или иного региона об установлении размера минимального взноса на капремонт.

Важно! Даже если помещение, принадлежащее собственнику, является нежилым, тот все равно обязан платить взносы на капремонт, так как пользуется общедомовой инфраструктурой.

Как формируется фонд капитального ремонта

Взносы собственников МКД для целей капремонта аккумулируются:

  • либо на счете РО;
  • либо на специальном счете.

Если общее собрание собственников МКД не принимало решения открыть спецсчет, то автоматически взносы на капитальный ремонт направляются на счет РО. Чтобы открыть отдельный домовый счет, потребуется согласие не меньше 2/3 собственников.

На выбор метода формирования фонда у жильцов есть шесть месяцев с момента, когда РО вносит дом в реестр программы капитального ремонта. После принятия решения в адрес РО необходимо направить копию протокола общего собрания. Он должен содержать:

  • информацию о владельце счета;
  • перечень предстоящих работ и сроки их проведения;
  • размер взносов;
  • наименование банка, где будут копиться средства.

Данные о капитальном ремонте должны соответствовать принятой в субъекте программе, т. е. объем работ — не меньше запланированных РО, а сроки — не позднее указанных в программе. Взносы могут быть запланированы больше требуемых законодательством, но не меньше закрепленного законом минимума.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *