Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение водительских прав за встречку и пересечение сплошной линии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.
Назначение штрафа за завершение обгона через сплошную линию
Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:
- Водитель совершает правонарушение, выполняя запрещённый ПДД манёвр в виде завершения обгона по сплошной линии.
- Нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД.
- Транспортное средство водителя останавливается сотрудником ГИБДД.
- Сотрудник выписывает протокол о совершении административного нарушения и вручает его лицу.
- Водитель подписывает протокол. Если он не согласен с нарушением, то указывает данный момент при подписании.
- В ГИБДД формируется дело и передаётся для рассмотрения в суд.
- Суд вызывает нарушителя в судебное заседание.
- В заседании рассматривается процесс, стороны предоставляют доказательства своих позиций и выражают мнения на счёт вынесения нарушения.
- Суд выносит решение о применении санкции за завершение обгона по сплошной линии.
Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.
Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.
Таблица штрафов за пересечение сплошной разметки
Для удобства все рассмотренные выше штрафы представлены в виде таблицы:
Нарушение | Наказание |
Обгон | Первое нарушение: 5 000 рублей или лишение на 4 — 6 месяцев. Повторное нарушение: лишение на 1 год (или 5 000 рублей при использовании камер). |
Объезд препятствия | 1 000 — 1 500 рублей |
Поворот или разворот | 1 000 — 1 500 рублей |
Выезд на выделенную | 3 000 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге. 1 500 рублей — в остальных регионах. |
В остальных случаях | предупреждение или 500 рублей |
Удачи на дорогах!
Можно ли обжаловать лишение ВП за пересечение сплошной
Да! Если в суде первой инстанции вас лишили ВП неправомерно, и вы чувствуете в себе силы бороться за справедливость на более высоком уровне, подайте апелляционную жалобу на решение суда. Подаётся она в районный суд или в суд, где слушалось ваше дело. Документ в последнем случае будет передан на протяжении 3-х дней в нужный орган.
Преимущества апелляционного обжалования:
- Водительское удостоверение сдавать не требуется, пока дело не будет рассмотрено повторно.
- Ваше дело будет пересмотрено и, возможно, на этот раз решение будет принято в вашу пользу.
- Ухудшить ваше положение апелляционный суд не может, но в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело — его могут вернуть на новое рассмотрение.
Если вы хотите воспользоваться указанными преимуществами, вам необходимо успеть подать жалобу на протяжении 10-ти дней после получения на руки постановления первой инстанции. Если вы не успели составить грамотное заявление, воспользуйтесь оспариванием решения в порядке надзора в областном суде.
Как правильно защищаться
Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.
Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.
Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.
Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.
Законодательная база на 2021 год
Шофер, проезжая по сплошной черте, не соблюдает , который введен ПП РФ . Здесь указано, что запрещается езда на проезжей части с разделением на 2 полоски по стороне, предназначенной для встречного транспорта, если она отделена разметкой 1 к 1, 1 к 3, 1 к 11, где прерывистая граница расположена слева.
Санкции за такое деяние прописаны в Вопрос наказания за деяние освещают несколько пунктов, в зависимости от случая, в котором оно произошло:
- Раздел 3.Здесь говорится о штрафовании за выезд на «встречку» при объезде преград с пересечением одиночной или двоичной черты.
- Пункт 4.Он освещает вопрос наложения санкции за проезде встречной линии.
- Раздел 5.Здесь говорится о наказании за вторичное нарушение пунктов 3,4.
При назначении взыскания руководствуются и . Она освещает вопрос несоблюдения правил, предписанных знаками, разметкой.
Способы избежать наказания и обжалование штрафа в суде
Самое главное правило для защиты своих прав от несправедливых взысканий: приобретите видеорегистратор, и добивайтесь правоты с доказательствами своих слов перед самим инспектором или в суде. Файл записи можно и даже нужно использовать для подтверждения своих слов. Самый распространенный случай – если на дороге возникло серьезное препятствие, которое никак не объехать без выезда на встречную полосу, а это обязательно подразумевает пересечение сплошной линии и нарушение общих правил. Открытый люк, ДТП, сломанная машина перед капотом иной раз вынуждают пренебрегать правилами и платить штраф, если рядом нет регулировщика, который безопасно направит потоки движения.
Сотруднику ГИБДД доказать свою невиновность проще, так как разбираться и выписывать постановление он обязан на месте – соответственно и объяснить дорожную ситуацию проще. Попытайтесь надавить на то, что не вы виноваты в происшествии, а вы стали жертвой действия или бездействия других водителей. Может случиться, что сумму штрафа удастся уменьшить вплоть до простого предупреждения. Но если ваше вынужденное нарушение заметила камера, то разговаривать с ней бесполезно. Постановление об административном правонарушении придется обжаловать.
Если не согласны с наказанием, то пишите жалобу в районное отделение ГИБДД, которое выпустило постановление, или обращайтесь в суд.
Причинами для неправомерного взыскания могут служить:
- Крайняя необходимость – вы пытались избежать ДТП не по своей вине;
- Правонарушение зафиксировано с помощью смартфона или другого неопломбированного устройства;
- Полоса стерта и невозможно определить, как действовать – это проблема дорожных служб, а не водителей;
- Камерой неправильно считаны номера и вас оштрафовали по ошибке;
Приготовьте фото и видео, как доказательства, или показания свидетелей, которые помогут вам отстоять свою невиновность. Вот несколько действий, которые могут помочь вам защищаться:
- Как только к вам подойдет инспектор, попросите его представиться и спишите его данные;
- Объясните необходимость совершения маневра;
- Удостоверьтесь, что все обстоятельства дела занесены в протокол;
- В протоколе есть графа, где вы можете изложить свою версию – воспользуйтесь этим и объясните все там;
- На месте сфотографируете дорожную разметку, если она плохо намечена и совершенно не читается, снимите место, где вас остановили за нарушение, и все действия сотрудника ГИБДД. Постарайтесь добиться, чтобы он сделал все обвинения под запись. Если перед вами вымогатель или недобросовестный инспектор, камера его отпугнет.
В любом случае сделать пару материалов на случай судебных разбирательств будет не лишним. Если у вас нет доказательств на руках, то помочь вам сможет та же самая камера фиксации нарушений, если она висит где-то поблизости. Требуйте записи, когда будете подавать жалобу в ГИБДД.
Чтобы обжаловать протокол у вас есть десять дней с момента его составления. Воспользуйтесь этим временем, чтобы подать жалобу в органы или в суд.
Когда грозит штраф, а когда лишение прав
Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.
Штраф за пересечение двойной сплошной в 2023 году
Нарушитель, пересекший одинарные или двойные разделительные линии на дороге, попадает под административное наказание:
- штраф в сумме пять тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до полугода за выезд на встречную полосу движения или трамвайные пути (при повторном нарушении срок лишения прав увеличивается до года);
- штраф от 1000 до 1500 рублей¸ если водитель через сплошную одинарную или двойную линии разметки повернул налево или развернулся;
- такой же по размеру штраф (от одной до полутора тысяч рублей) взыщут с того, кто пересечет запрещающую разметку или трамвайные пути с выездом на встречную полосу для объезда препятствия.
На практике любые маневры через сплошную двойную на дороге рассматриваются инспектором ГИБДД, как грубое нарушение правил дорожного движения. Своими действиями водитель создает аварийную ситуацию. В результате составляется протокол о нарушении по соответствующей статье КоАП.
Отягощающие обстоятельства
Если присутствуют отягчающие обстоятельства, это может усугубить ответственность. Вероятность избежать лишения прав за сплошную и отделаться штрафом снижается. Возрастает риск получить запрет на вождение на 6 месяцев. В роли отягчающих обстоятельств выступают:
- наличие непогашенных штрафов за допущенные ранее нарушения;
- произошло групповое пересечение сплошной линии;
- гражданин неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД;
- лицо нарушило правила во время стихийного бедствия, чрезвычайных событий и ДТП;
- водитель совершил проступок после лишения водительского удостоверения.
Можно ли завершать обгон по сплошной линии?
Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.
Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.
Что же делать, если Вы уже начали обгонять, но попали в эту рискованную ситуацию?
- Во-первых, сплошная не начинается просто так. Её рисуют дорожные службы в опасных местах, перед пешеходными переходами, перекрёстками с достаточно интенсивным движением и других опасных участках дороги. Наконец, часто сплошная сопровождается знаком 3.20 «Обгон запрещён». В свою очередь, пункт 11.1 обязывает водителя в свободной полосе для обгона – это значит, что такие опасные участки (поворот дороги, к примеру, или преломление рельефа), знак пешеходного перехода, перекрёстка, запрета обгона Вы также были в состоянии увидеть издалека. Поэтому самым логичным решением здесь выступает просто не начинать обгон, если есть какие-то сомнения.
- Во-вторых, если всё же Вы всё же уже на встречной полосе, то разметка 1.1 или 1.3 просто так не начнутся. Как мы уже указали выше, между прерывистой и сплошной будет разметка 1.6 с длинными штрихами. Пункт 6.2.8 ГОСТа №52289-2004 устанавливает, что её длина должна быть не менее 50 метров до сплошной. Это значит, что у Вас есть целых 50 метров для того, чтобы притормозить и вернуться в свою полосу, тем самым, избежав состава по статье 12.15 и нарваться на штраф или лишение.
Если же разметки 1.6 нет, то налицо нарушение ГОСТа. Это не отменяет Вашей вины автоматически. Но если Вы докажете суду, что именно из-за этого не были в состоянии обнаружить сплошную, не было никаких знаков, описанных выше, то состава правонарушения в этом случае и не будет, поэтому наказание водителя в таких случаях незаконно.
Если водитель пересек сплошную линию, выехал на встречку, то это ещё не означает, что он нарушил ПДД и должен быть привлечён к административной ответственности. Если водитель считает, что он не виноват в совершении административного правонарушения, то наказание следует оспорить. Приведём ключевые положения КоАП РФ, где регламентируется процедура оспаривания постановления об административном правонарушении:
- постановление обжалуется вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 1 ст. 30.1);
- заявитель подаёт жалобу в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление, а то, в свою очередь, должно передать её в вышестоящий орган или должностному лицу в 3-дневный срок (ч. 1 ст. 30.2);
- на подачу жалобы у заявителя есть 10 дней с момента вручения (получения) копии постановления (ч. 1 ст. 30.3);
- жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня её поступления в орган или должностному лицу (ч. 1 ст. 30.5);
- по результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Какое наказание предусматривается за маневр
Завершение обгона через сплошную разметку, который был произведен случайно или преднамеренно признается нарушением правил. За правонарушение предполагается штраф, составляющий 5000 рублей. Если при завершении обгона наезд на сплошную был осуществлен лишь по касательной, то наказание предусматривается аналогичное.
По сравнению с прошлыми годами сумма наказания существенно повысилась. Ранее за подобный проступок водителю назначали штраф в размере 1500 рублей.
Однако нарушение признается очень серьезным. При наличии веских оснований суд может лишить автомобилиста права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода. Конкретное наказание выбирается в зависимости от особенностей правонарушения:
- учитывается угроза для других участников движения;
- наличие или отсутствие аварийной ситуации и иных факторов, связанных с выездом на встречную полосу.
Если же водитель повторно допускает нарушение в течение года после предыдущего, то существенно ужесточаются санкции. Суд лишает прав управления на период от одного года.
Как автоинспекторы фиксируют нарушение
Каждый автоинспектор имеет право записать пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона на камеру своего мобильного устройства либо на стандартную видеокамеру. Однако следует знать, что согласно административному регламенту МВД РФ, видеофиксация правонарушения должна осуществляться исключительно специальными техническими средствами, которые были подвергнуты метрологической проверке.
В этом руководящем документе (п. 46), сообщается, что технические средства, которые предназначены для осуществления контроля, а также, относящиеся к категории измерительных приборов, должны в обязательном порядке проходить сертификацию путём метрологической поверки. Документы, которые подтверждают прохождение данных процедур, должны храниться в подразделении ГИБДД, а технические средства — использоваться в полном соответствии с инструкцией применения такой техники.
Однако на практике случается, что судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, использует в качестве доказательства вины водителя именно запись с камеры смартфона.
Двойной обгон и бесконтактное ДТП: десять самых важных разъяснений Верховного суда для водителей
— Эта позиция контрастирует с тем, что было несколько лет назад, когда Верховный суд считал, что нарушения на газонах также попадают по действие водительских статей КоАП РФ, — считает Лев Воропаев. — Нынешние разъяснения, по сути, дают возможность формировать местное законодательство таким образом, чтобы стоянка или езда по газонам и детским площадкам являлась нарушением.
Верховный суд сделал пару послаблений для тех, кто устанавливает нестандартные фары или другие источники света на машину.
По-прежнему запрещено ставить огни (светоотражатели) красного света на переднюю часть машины, а также любого другого, кроме белого, жёлтого или оранжевого — наказывают и за установку таких огней, но чаще — за управление автомобиля с ними.
Но, например, синяя подсветка днища к таковым не относятся — главное, чтобы огни не светили по ходу автомобиля.
Что касается самовольной установки ксеноновых фар, то судьи постановили наказывать водителей по более строгой части 3 статьи 12.
5 КоАП (лишение прав), только если одновременно не соответствует и цвет светового пучка, и режим работы, скажем, если отсутствует корректор направления.
Если же нарушено что-то одно, пленум предписал наказывать водителей по первой части указанной статьи — это предупреждение или штраф 500 рублей.
— Пока сложно сказать, какой будет практика, но пока складывается впечатление, что под режимом работы понимается именно использование светового прибора с учётом его инструкции, например с корректором фар. То есть теоретически, если водитель просто поставил лампы, у которых другой оттенок цвета, нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП быть не должно.
С этим мнением не вполне согласен автоэксперт Юрий Панченко:
— Подсветка днища относится к внешней подсветке, и согласно пункт 3.2 Приложения №8 регламента Таможенного союза она может включаться на стоящем транспортном средстве с выключенным двигателем при открытии дверей водителя, пассажирских или багажных отсеков. Кроме того, она должны быть такой, чтобы её нельзя было перепутать с другими огнями.
Согласно пункту 11 «Основных положений по допуску… » запрещается эксплуатация автомобиля со спецсигналами без разрешений, но законодатель пошел еще дальше и ввел наказание за установку любых световых приборов, которые по своему действию напоминают спецсигналы.
При этом разницы между проблесковым режимом и мигающим регламент не делает, поэтому привлечь водителя с синим цветом фар, которые работают в постоянном режиме, по части 3 статьи 12.5 КоАП нельзя.
Но при этом, например, если инспектор спроецирует жесткие требования техрегламента на ситуацию и докажет, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре при включении режима ближний свет его не обеспечивала, водителя лишат прав.
Верховный суд уточнил, как именно наказывать водителей за грязные, нечитаемые или искаженные номера — мы подробно разбирали этот вопрос в проекте «ПДД для бывалых».
ПДД: завершение обгона через сплошную
Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:
- там, где достаточно интенсивное движение;
- перед пешеходными переходами;
- другими сложными участками шоссе.
При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».
Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:
- знак пешеходного перехода;
- поворот дороги;
- сложное преломление рельефа.
Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.
Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками. По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место. В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.
Несмотря на регулярные попытки довести Кодекс об административных правонарушениях до совершенства, многие прописанные в нем моменты вызывают вопросы.
Довольно частый случай, когда инспектор на дороге вменяет вам в вину совсем не то нарушение, которые вы совершили, а более тяжкое. Зачастую судьи идут на поводу у таких инспекторов.
Чтобы вопросов было меньше, пленум Верховного суда рассмотрит самые спорные из них, тем более что предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава КоАП
Инициатором внесения поправок в действующее постановление стала ГАИ. Помните, «РГ» публиковала схемы различных дорожных ситуаций с комментариями Госавтоинспекции о том, как должны квалифицироваться нарушения? Чтобы придать данным схемам совершенно законный статус, руководство ГИБДД и обратилось в Верховный суд. И хотя было предложение оформить эти ситуации в виде схем, чтобы было понятней и наглядней, ВС решил пойти опробованным способом, то есть описывать все словами.
Из проекта нового постановления пленума можно узнать много нового и интересного. Стоит напомнить, что суды будут принимать решения по различным ситуациям согласно этому документу. Но эти знания пригодятся и сотрудникам ГИБДД на дороге. Есть ли смысл оформлять якобы нарушение, если суд его таковым не сочтет?
Итак, в наиболее спорных случаях выезда на встречную, за которые можно лишиться прав, Верховный суд даже облегчил участь водителя.
Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход. Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.
Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет. Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.
Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.
Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?
Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета. Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил. Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.
Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов. Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?
Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.
Но вот вам показали видео. Как правило, это происходит уже в автомобиле ДПС. Там вы чётко увидели, как ваш автомобиль пересекает сплошную линию разметки. Если это не двойная сплошная (что практически равно лишению), то за свои права можно побороться, и, даже по признанию вас виновным, отделаться лишь штрафом.
Не дождавшись от вас дельных предложений, сотрудник, как правило, начинает оформлять протокол, куда он впишет номер видеорегистратора, сертификата о его последней поверке, тип и номер цифрового носителя информации с вашим правонарушением и т.д. На практике это занимает минут двадцать-тридцать, и всё это время вам не обязательно находиться в машине ДПС, да и не нужно. Расчехляйте смартфон либо фотоаппарат и отправляйтесь фотографировать.