Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к участникам закупки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.
На кого распространяются положения статьи
Перечни иностранных товаров, которые запрещено закупать по 44-ФЗ, включают продукцию машиностроения из Постановлений Правительства №656, №1224 (вагоны, прицепы, тракторы), легкой промышленности по ПП №791 (одежда, сумки, обувь и пр.), программного обеспечения по ПП №1236, товары для обороны и безопасности государства по ПП №9, мебель по ПП №1072.
Перечни товаров, при которых иностранные товары ограничиваются, включают лекарства из числа ЖНВЛ по ПП№1286, медицинские изделия по ПП №102 (включая хирургическое оборудование и ортопедические изделия), радиоэлектронную продукцию по ПП №986, пищевую продукцию по ПП №832.
Перечни товаров, которые имеют ценовые преимущества, содержатся в Приказе Минфина №126н от 2018 года. Сюда включены продукты питания, мебель, посуда и некоторые другие товары.
Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки
Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника закупки регулирует Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202. Согласно документу, чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник закупки формирует на электронной площадке и подписывает электронной подписью следующие сведения:
- уникальный номер реестровой записи, который участник получает при регистрации в ЕИС,
- наименование, фирменное наименование юридического лица, ФИО физического лица,
- ИНН или его аналог (наименование и ИНН формируется из ЕИС автоматически),
- номер позиции приложения №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 №99,
- копии документов, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям,
- цену исполненного контракта или договора,
- подтверждение правопреемства (при наличии).
Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы на предмет соответствия трем требованиям:
- документы соответствуют перечню из приложения №1 к ПП РФ № 99,
- копии документов о подтверждении правопреемства содержат информацию об участнике закупки,
- цена исполнительного контракта или договора, которую указал участник, не превышает цену из копии такого контракта.
В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этих документов, оператор электронной площадки должен принять решение.
- Если замечаний нет, то принимается решение о размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на ЭП (ЕРУЗ).
- Если установлены какие-то недочеты, есть замечания к оформлению, отсутствуют какие-либо документы, тогда оператор электронной площадки принимает решение об отказе в размещении документов (или их копий) в ЕРУЗ.
Что нужно знать о нормативном акте
Федеральный Закон РФ №44 выступает в качестве прямого регулятора всех отношений, которые осуществляются на государственном уровне. Соответствующий законопроект был принят Государственной Думой России 22 марта 2013 года.
В нормативном акте уделяется внимание следующей актуальной информации:
- общие положения акта;
- сфера применения и принцип заключения контрактов;
- правила планирования операций в рамках государственных закупок;
- характеристики сторон, выступающих в качестве поставщиков;
- аспекты мониторинга в рассматриваемой сфере;
- последние изменения, присущие операциям аудита;
- сведения о решении спорных ситуаций в досудебном порядке;
- особенности исполнения контрактных обязательств.
Подтверждение добросовестности
Добросовестность участника закупки по 44-ФЗ – это представление сведений из реестра контрактов о 3-х прошлых договорах, по которым не применялись административные наказания. Доказанная добросовестность в некоторых случаях освобождает участника от перечисления обеспечения исполнения контракта (ОИК).
Согласно ч.8.1 ст.96 44-ФЗ компания не платит ОИК по закупке, проводимой для малого предпринимательства, если покажет свою добросовестность прошлыми контрактами. Для этого необходимо взять прошлые договора из реестра за последние 3 года до момента направления заявки, а их сумма не должна быть ниже начальной стоимости текущей закупки.
Аналогичный принцип действует по антидемпинговым мерам в рамках ст.37 44-ФЗ, чтобы не вносить увеличенное в 1,5 раза обеспечение гарантийных обязательств, но здесь цена одного из представленных контрактов должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении.
Документальное подтверждение добросовестности участника закупки вместо независимой гарантии или собственных средств представляется до подписания контракта и заменяет ОИК.
Ст 14 44 фз какие это документы образец
Какие документы приложить ко второй части заявки.
Чтобы соблюсти все нормы статьи 14 44-ФЗ потенциальный поставщик обязан подтвердить страну происхождения предлагаемого им товара.
Сделать это можно, приложив ко второй части заявки сертификат или декларацию соответствия на продукцию.
Однако, такие требования распространяются на узкий круг товаров, попадающих под действия отдельных постановлений Правительства и предназначающихся для обеспечения потребностей обороны страны.
Если реализуется закупка товаров, включенных в перечень Правительства России № 1224 от 24 декабря 2013 года, то на участника возлагается обязанность подтвердить, что компания является резидентом РФ. Для этого достаточно выписки из ЕГРЮЛ.
Обязательным условием становится указание страны происхождения товаров при подаче заявок. Наименование страны включается в описание предлагаемой продукции в первой части заявки.
В некоторых случаях заказчики не вникают в особенности применения статьи 14 и включают такое требование в документацию ко всем закупкам.
Нередко заявки отклоняются по причине отсутствия документа, подтверждающего соответствие статье 14. Оспорить такое отклонение можно, но на это потребуются трудозатраты и время. Поэтому лучше постараться этого избежать.
Сформируйте документ (декларацию) в свободной форме. Ниже представлен образец.
Какие требования предъявляются в статье 14
В статье 14 44-ФЗ речь идет о применении национального режима при осуществлении закупок. Законодатель устанавливает ограничение на приобретение отдельных товаров, произведенных на территории иностранных государств. Запрещено приобретать отдельную продукцию иностранного производства, предназначенную для обеспечения безопасности России.
Такие запреты и ограничения государство вводит с целью обеспечения обороноспособности нашей страны, а также поддержания производственного потенциала в определенных областях. Поставщики, предлагающие к поставке товары, произведенные на территории России, получают ценовое преимущество в ходе закупки.
Подробно изучить этот вопрос вы можете, ознакомившись со статьей Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ. В ней рассмотрены основные цели введения данной статьи, а также приведены примеры ее реализации, а также статьей Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств.
Что регулирует статья 14 №44-ФЗ
Ст. 14 44-ФЗ устанавливает правила применения национального режима закупок и ситуации, когда такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками в рамках контрактной системы. Такой режим предполагает предоставление преференций для отечественных производителей перед иностранными.
Согласно Постановлению Правительства №925 от 2016 года, преференции, указанные в ст. 14 44-ФЗ, предоставляются не только российским товарам, но и товарам, произведенным в странах ЕАЭС (Казахстане и Беларуси).
Ст. 14 структурно включает в себя 6 частей. За время действия 44-ФЗ она менялась дважды: в 2015 и 2017 годах. Так, в 2015 году статья дополнилась ч. 6, в которой сказано, что в нормативно-правовых актах может содержаться информация о невозможности замены страны происхождения или товара в рамках определенной закупки.
В каких случаях применяется нацрежим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:
1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):
- Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
- Товары для нужд обороны страны и безопасностью государства (ПП РФ № 9 от 14.01.2017);
- Мебель (ПП РФ № 1072 от 05.09.2017);
- Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
- Отдельные виды радиоэлектронной продукции. (ПП № 878 от 10.07. 2019).
- Товары легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).
На кого распространяются положения статьи
Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.
Перечни иностранных товаров, которые запрещено закупать по 44-ФЗ, включают продукцию машиностроения из Постановлений Правительства №656, №1224 (вагоны, прицепы, тракторы), легкой промышленности по ПП №791 (одежда, сумки, обувь и пр.), программного обеспечения по ПП №1236, товары для обороны и безопасности государства по ПП №9, мебель по ПП №1072.
Перечни товаров, при которых иностранные товары ограничиваются, включают лекарства из числа ЖНВЛ по ПП№1286, медицинские изделия по ПП №102 (включая хирургическое оборудование и ортопедические изделия), радиоэлектронную продукцию по ПП №986, пищевую продукцию по ПП №832.
Перечни товаров, которые имеют ценовые преимущества, содержатся в Приказе Минфина №126н от 2018 года. Сюда включены продукты питания, мебель, посуда и некоторые другие товары.
В случае если товар попадает в перечень закупок в рамках национального режима, то заказчику следует придерживаться правил его применения по приказу Минфина от 2018 года №126н и приказа Минэкономразвития №155 от 2014 года.
Предоставление преимуществ
1. Учреждениям и предприятиям УИС – при закупке товаров из ПП № 649 от 14.07.2014 (27 позиций).
Преимущество предоставляется при заключении контракта с учреждением УИС путем увеличения цены контракта до 15 % (при условии, что информация о данном преимуществе была указана в извещении и документации, и победитель решил им воспользоваться).
Важно! Преимущество предоставляется только по итогам конкурентных закупок.
2. Организациям инвалидов — при закупке продукции и услуг из ПП № 341 от 15.04.2014 (57 позиций).
Преимущество предоставляется по тому же принципу, что и учреждениям УИС.
3. СМП и СОНКО — на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ, путем установления «галочки» в извещении в блоке «Преимущества».
Странное преимущество, если в закупке априори будут принимать участие только СМП и СОНКО.
4. Участникам, заявки которых содержат предложения о поставке продукции российского происхождения, а также из ЕАЭС – при закупке товаров, включенных в Приказ Минфина России от 04.06.2018. № 126н).
Преимущество предоставляется поставщикам, предлагающим к поставке товары исключительно российского происхождения, а также из ЕАЭС:
а) при оценке заявок (окончательных предложений) на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений применяется понижающий 15-процентный коэффициент (контракт заключается по цене, предложенной поставщиком);
б) контракт с победителем аукциона, предложившим товары из ЕАЭС, заключается по предложенной им цене. Это будет считаться преимуществом, так как если аукцион выиграл поставщик, предлагающий к поставке хоть часть иностранной продукции, контракт с ним будет заключен по сниженной на 15 % стоимости.
Применение национального режима при закупке услуг и работ
Сегодня в очередной раз рассуждали с коллегами о том, нужно или нет применять национальный режим при осуществлении закупок (статья 14 Закона 44-ФЗ), если осуществляется закупка не на поставку товаров, попадающих под действие национального режима, а на оказание услуг и выполнение работ, при оказании и выполнении которых такие товары используются.
Поводом для этого стало Определение Верховного Суда Российской Федерации № 309-КГ18-16754 от 13.03.2019г.
Суть дела простая. Лечебное учреждение опубликовало аукцион на оказание услуг по слухопротезированию, для этого естественно используются слуховые аппараты, которые попадают под действие Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г.
N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако, так как производилась не прямая закупка товара, а оказание услуг, то ограничение в соответствии с Постановлением №102 установлено не было.
Коммерческая структура по этому поводу подала жалобу в ФАС, где жалоба была признана НЕОБОСНОВАННОЙ. Но заявитель не успокоился и дошел до Верховного Суда РФ.
Верховный Суд отменил все предыдущие судебные решения!!!
Определение ВС РФ № 309-КГ18-16754Скачать
С одной стороны кажется все просто. Ну хорошо, раз так решил Верховный Суд, то при осуществлении подобных закупок будем применять национальный режим.
Однако, здесь начинается самое интересное.
Например, нам нужно провести закупку на выполнение работ по монтажу сложной коммуникационной системы. При выполнении таких работ будет использовано множество различных товаров. Причем часть товаров будет попадать под действие Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г.
№ 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, часть по действие Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, а часть вообще не будет иметь ограничений.
Как быть в таком случае???
Ведь, к примеру, в Приказе № 126н указано, что предметом одной закупки не могут быть товары, попадающие под его действие и не попадающие. Не дробить же закупку на несколько более мелких. Даже при желании это не получится сделать практически, так как такие работы представляют собой один большой проект, где все взаимосвязано.
То же самое можно сказать и о ремонтных работах, где используется огромное количество различного товара.
В общем с выходом этого определения ВС РФ мы получили очередную порцию неопределенности.
Источник: https://zakupki.plus/44-fz/nac-rezhim-uslugi-raboti/
Какаие документы приложить в соответствии со ст 14 фз 44
С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3 статьи 14 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Если у заказчика нет определенных требований к сопроводительным документам, то для удовлетворения требованиям статьи 14 достаточно приложить декларацию соответствия участника аукциона требованиям статьи 31, части 1, пункты 3-9. Статья 14 44 Федерального закона защищает внутренний рынок, а также по этой статье защиту получает производитель и поставщик от зарубежных (исключая Белоруссию и Казахстан, которые входят в Таможенный Союз) производителей. Так вот, эта статья не подразумевает перечень, какие должны быть необходимые документы.
Перечень документов должен быть обозначен в заявке от электронного аукциона. То есть, заказчик требует и определяет, какие документы ему конкретно нужны. Заказчик сам решает, какие именно документы или их копии должны быть прикреплены к заявке в соответствии со статьей 14 44-го Ф.
Какие требования предъявляются в статье 14
В статье 14 44-ФЗ речь идет о применении национального режима при осуществлении закупок. Законодатель устанавливает ограничение на приобретение отдельных товаров, произведенных на территории иностранных государств. Запрещено приобретать отдельную продукцию иностранного производства, предназначенную для обеспечения безопасности России.
Такие запреты и ограничения государство вводит с целью обеспечения обороноспособности нашей страны, а также поддержания производственного потенциала в определенных областях. Поставщики, предлагающие к поставке товары, произведенные на территории России, получают ценовое преимущество в ходе закупки.
Подробно изучить этот вопрос вы можете, ознакомившись со статьей Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ. В ней рассмотрены основные цели введения данной статьи, а также приведены примеры ее реализации, а также статьей Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств.
Применение национального режима
Порядок применения данного режима в процессе закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных заказчиков регулируется по .
При осуществлении заказчиками закупок товаров, которые происходят в иностранном государстве или группе иностранных государств, либо услуг, которые выполняются иностранными подрядчиками, применяется национальный режим.
Правила национального режима в рамках контрактной системы были предусмотрены для следующих целей:
- Поддержание российских производителей.
- Поддержание производителей из ЕАЭС.
- Запрет товаров иностранного производства двойного назначения.
- Поддержание обороноспособности.
- Развитие российской экономики.
- Обеспечение целей национальной безопасности.
Положения указанной статьи обязаны соблюдать все государственные и муниципальные заказчики при условии закупок товаров из определенных перечней, утвержденных Постановлением Правительства независимо от способа закупки: конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок.
Требования подразделяются на 3 типа:
- Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
- Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
- Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.
Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.
В каких случаях применяется нацрежим
В тендерах нацрежим реализуют через:
- запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
- ограничения закупки иностранных ТРУ;
- специальные условия допуска.
Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:
- какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
- какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
- сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.