Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые контрольные мероприятия отменили вместе с проведением плановых проверок. На текущий момент и в 2024 году представители контролирующих органов не могут проводить мероприятия, которые представлены в таблице.
Как в 2023 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.
Что в планах у налоговой службы на 2024 год
В 2024 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.
Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).
Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.
Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.
Если такой подход будет принят, то налоговики смогут зафиксировать и наложить обременение на имущество должника, которого подозревают в недобросовестности, в начале проверки. По сути, выход инспекторов на выездную налоговую проверку будет означать, что бизнесмен «попал» и пока контролеры не взыщут все, что не доплачено в бюджет, отвязаться от них не получится.
Отбор налогоплательщиков
Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.
К первой категории в том числе относится информация:
-
полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
-
общедоступная информация из интернета;
-
жалобы физических и юридических лиц.
Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:
-
ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
-
ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
-
ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
-
ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
-
ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.
Процедуры, возможные при проверке
Главная цель выездного контроля — определить, правильно ли начислены и уплачены налоги. Для этого налоговики прибегают к разным процедурам:
- Запрашивают документы. Регистры бухгалтерского и налогового учета, передаточные акты, счета-фактуры, договоры с поставщиками и другие платежные документы. Срок предоставления —10 дней.
- Требуют документы у контрагентов. Если компания входит в категорию высокого налогового риска, у контрагентов тоже запрашивают документы. Чаще всего смотрят договоры, платежные поручения, счета-фактуры.
- Допрашивают свидетелей. Другой инструмент, который налоговики часто используют при выездной проверке — допрос физических лиц. Обычно допрашивают сотрудников предприятия, в том числе главного бухгалтера, директора, топ-менеджеров. По окончанию допроса оформляют протокол.
- Назначают экспертизы. Если для разъяснения отдельных вопросов требуются специальные познания, к налоговому контролю привлекают экспертов. Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить подлинность подписей на документах. Экспертиза всегда назначается постановлением проверяющего лица.
- Проводят выемку документов и предметов. Если налогоплательщик не предоставляет документы по требованию проверяющих лиц, то они вправе их изъять. Это касается документов не только проверяемой компании, но и контрагентов. Важно, что выемка проводится только в присутствии самого налогоплательщика или его представителя, с обязательным участием понятых.
- Осматривают помещения. Другая процедура, которая часто проводится при выездном контроле — осмотр территории. Налоговики осматривают склады, магазины, производственные и другие помещения, которые используются компанией. Обратите внимание, что во время осмотра проверяющие лица вправе изучать данные, которые находятся в компьютерах.
- Выполняют инвентаризацию имущества налогоплательщика. Если налоговики подозревают, что фактическое имущество и финансовые обязательства налогоплательщика не соответствуют его бухгалтерской отчетности, проводится инвентаризация. Важно, что она выполняется только с привлечением материально ответственных лиц компании, а результаты вносятся в опись.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.
Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».
Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:
- ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
- теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.
Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.
Порядок проведения процедуры
Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.
Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:
- Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
- Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
- Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
- Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
- Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.
Какие документы необходимы
Для проведения выездной налоговой проверки в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:
— Свидетельство о государственной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;
— Учредительные документы (устав, договор о создании, протокол общего собрания и т.п.);
— Документы, подтверждающие право собственности на имущество или пользование им (договор купли-продажи, договор аренды и т.п.);
— Бухгалтерская отчетность за период, включающий годы, подлежащие проверке;
— Документы, подтверждающие получение и расходование средств (квитанции, акты выполненных работ, договоры с поставщиками и т.п.);
— Лицензии, разрешительные документы и сертификаты, если это необходимо для осуществления предпринимательской деятельности;
— Документы, свидетельствующие о зарегистрированных налоговых режимах (УСН, ОСН и т.п.);
— Документы, отражающие движение товарно-материальных ценностей (накладные, акты сдачи-приемки, инвентаризационные ведомости и т.п.).
По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения.
Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам — «мигрантам» с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями — налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.
Какие периоды могут проверять в 2024?
В 2024 году налоговые органы имеют право проводить проверки за предыдущие три года. Это означает, что при проведении выездной налоговой проверки в 2024 году могут быть проверены следующие периоды:
Период | Сроки проверки |
---|---|
2021 год | с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года |
2022 год | с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года |
2023 год | с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года |
При проведении налоговой проверки важно учесть, что налоговые органы могут проверять не только отчетный период, но и предшествующие периоды. Поэтому важно вести бухгалтерию и документооборот таким образом, чтобы учет был аккуратным и соответствовал требованиям законодательства.
Результаты выездной налоговой проверки
По результатам выездной налоговой проверки, проведенной в рамках контрольной деятельности в 2024 году, были получены следующие данные и выводы:
№ | Название организации | Проверяемый период | Выявленные нарушения | Сумма выявленных нарушений |
---|---|---|---|---|
1 | ООО «Финансовый успех» | 01.01.2022 — 31.12.2023 | Неправильное начисление НДФЛ | 100 000 рублей |
2 | ИП Иванов | 01.01.2022 — 30.06.2024 | Неуплата налога на имущество | 50 000 рублей |
3 | АО «Прогресс» | 01.01.2021 — 31.12.2024 | Недекларирование прибыли | 500 000 рублей |
В результате проверки обнаружено несоответствие переданной налоговой отчетности и фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов. Нарушения были зафиксированы в отчете о выездной налоговой проверке и направлены соответствующие предписания о приведении налогового учета в порядок.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, подлежащим исправлению выявленных нарушений, необходимо принять меры по исправлению их деятельности в соответствии с требованиями налогового законодательства. В случае невыполнения предписаний могут быть применены административные штрафы и иные меры ответственности.
Результаты проведенной выездной налоговой проверки должны быть учтены при дальнейшей экономической деятельности и планировании финансовых показателей. Также следует учесть возможные последствия нарушений в случае инициирования налоговых и административных дел.
Какие годы учитываются при выездной налоговой проверке
При проведении выездной налоговой проверки в 2024 году учитываются факты налогообложения и уплаты налогов за предыдущие годы. Комиссия проверяет соблюдение налогоплательщиками своих обязательств и исполнение налоговых законов.
Обычно налоговая проверка может охватывать период нескольких лет, обычно это 3-5 лет. В случае выявления нарушений или подозрений в нарушении налогового законодательства, комиссия может решить начать проверку с более ранних лет.
При проведении проверки налоговая комиссия анализирует налоговую декларацию, бухгалтерскую отчетность, сведения о финансовых операциях и другую необходимую документацию за рассматриваемый период времени.
Таким образом, при выездной налоговой проверке в 2024 году будут учтены данные и документы за предыдущие годы в соответствии с решением комиссии.
Какие налоговые периоды могут быть проверены налоговой инспекцией
Налоговая инспекция имеет право проверять налоговые периоды предприятий, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Проверка может затрагивать как текущие годы, так и предыдущие периоды.
Налоговая инспекция может проводить проверку налоговых периодов, которые были завершены отчетной датой одного года назад. Например, в 2024 году налоговая инспекция может проверять налоговые периоды, завершившиеся отчетной датой 31 декабря 2023 года и ранее.
Проверка налоговых периодов может включать анализ деклараций налогоплательщиков, оценку правильности и своевременности уплаты налогов, а также проверку документов и счетов на наличие ошибок или мошенничества.
В случае выявления нарушений в отчетных периодах, налоговая инспекция имеет право применить штрафные санкции или требовать дополнительной уплаты налогов. Поэтому важно соблюдать законодательство при заполнении деклараций и своевременно уплачивать налоги.
Каким организациям и предпринимателям может быть проведена налоговая проверка
Налоговая проверка может быть проведена для организаций и предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и уплачивают налоги в соответствии с действующим законодательством.
Организации могут быть подвергнуты налоговой проверке, если их деятельность связана с получением дохода и платежеспособными клиентами, а также имеют налоговые обязательства. К таким организациям относятся юридические лица всех форм собственности — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и другие.
Предприниматели могут быть проверены налоговыми органами, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и занимаются предпринимательской деятельностью. Предприниматели могут быть как физическими лицами, так и юридическими. Они должны выполнять свои налоговые обязательства, в том числе предоставлять отчетность и уплачивать налоги в установленные сроки.
Кроме того, налоговая проверка может быть проведена для организаций и предпринимателей, которые имеют признаки недекларирования доходов, совершения экономических операций с использованием фиктивных документов, нарушения правил учета и отчетности, нарушения требований законодательства о налогообложении и других налоговых преступлений.
Налоговая проверка может быть проведена в рамках плановой (назначенной заранее) или внеплановой проверки. В период с 2019 года налоговые органы имеют право проводить выездные налоговые проверки на предприятиях и учреждениях без предварительного уведомления о проверке.
Важно отметить, что проведение налоговой проверки является нормативным правом налоговых органов и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.