Водоотведение на ОДН в 2023 году: особенности расчетов и оплаты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водоотведение на ОДН в 2023 году: особенности расчетов и оплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.

Как изменения скажутся на платежах

Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.

«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.

В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.

Что означает отведение сточных вод в квитанции?

Согласно формулировке, приведенной в Постановлении №354 (раздел II, пункт 4), под водоотведением подразумевается отведение сточных вод из отдельного домовладения, площадей жилого и нежилого назначения многоквартирного дома, а также из помещений, принадлежащих к совместному имуществу многоквартирного жилища.

Для отведения стоков используются:

  • централизованные водоотводящие сети;
  • инженерные системы.

Бытовые сточные воды образуются в результате использования питьевой воды и бытовой и хозяйственной деятельности населения.

В сточных водах содержатся:

  • физиологические выделения человека;
  • загрязнения от умывания, купания, стирки, уборки;
  • компоненты от приготовления пищи.

Общедомовые нужды — вода

Представленные сведения будут актуальными в 2022, 2022, 2022 и другие года, так как данные для города Новосибирск, Москва, Омск, Московская область, Пермь, СПб, Челябинск, Калининград и других городов в России и Украине постоянно обновляются. Также стоит отметить тот факт, что новый закон не отменили, хоть некоторые СМИ и писали об этом, а вот цена действительно повышается на все услуги.

В многоквартирные жилые дома «приходят» коммунальные ресурсы, часть которых направляется в квартиры жильцов, а остальные расходуются на сам дом и общедомовое имущество, что называется ОДН в ЖКХ. В правительственном постановлении под номером 354 говориться о том, что каждый владелец квартиры должен оплачивать и потребляемые им и идущие на весь дом услуги, для чего используются формулы подсчета, о которых будет рассказано дальше в этой статье.

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: сколько можно получить и на что потратить

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН

Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН

Ответы по оплате ОДН. Фото № 3

Несмотря на то, что данный тариф был задуман как плата за водные ресурсы, которые идут на нужды обслуживания домов, формируется он не прозрачно, поэтому многие коммунальные предприятия стараются завышать нормы потребления ОДН.

Рассмотрим часто возникающие вопросы. Первый касается схем расчетов. Существует несколько формул по расчету ОДН, однако не одна из них не совершенна и существует множество способов запутать потребителей.

Проще тем, у кого многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком холодной и горячей воды. Имея его, потребители коммунальных услуг всегда могут сопоставить, сколько воды зашло в дом, а также количество ее, потраченное всеми потребителями. Соответственно разница будет составлять сумму ОДН.

Те дома, которые не имеют общедомовых учетных приборов, будут платить за ОДН исходя из расчетов поставщиков коммунальных услуг. Формула для них следующая – Н = х К / С.

Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых в конкретном многоквартирном доме.

Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.

Следующий вопрос касается оплаты за не предоставленные услуги. Например, бывают ситуации, когда в доме отсутствует вода по причине ремонтных работ на центральном водоводе, или других поломок, а полученная платежка содержит ОДН. Не нужно паниковать. Достаточно составить заявление в виде претензии в коммунальное предприятие поставляющее воду.

Какие установлены нормативы?

С 1‑го января 2021 года действуют те же нормативы, что и в 2017 г. Однако в июне 2021 года будут приняты новые, которыми и будут руководствоваться управляющие компании в регионах.

Норматив затрат на воду в месяц следующий: 0,029–0,067 куб. м на кв. м жилья. Эти пределы действуют для всей страны. В конкретном регионе местные власти устанавливают свой норматив, но не выходя за указанные рамки. Для владельца квартиры это означает: сумма к оплате будет равна нормативу, помноженному на количество принадлежащих ему квадратных метров. Расходовать эту воду можно:

  • на уборку лестниц и подъездов;
  • полив зеленых насаждений вокруг дома;
  • водосброс во внутренних сетях (выполняется два раза в год, перед началом и после окончания отопительного сезона, для промывки системы).

Норматив расхода электроэнергии в месяц следующий: 2,84–11,17 кВт × ч/кв. м. Столь серьезный разброс учитывает различия в условиях эксплуатации общедомового оборудования в южных и северных регионах страны. Тратить эту энергию можно на обслуживание:

  • лифтов и домофонов;
  • насосов подкачки воды;
  • пожарной и охранной сигнализации;
  • освещение подъездов, подвалов и чердаков;
  • потери при работе электрооборудования.

Если показания общедомового счетчика выше нормативных значений, то управляющей компании придется самой изыскать деньги на расчет с поставщиком услуг.

Нормы о водоотведении на ОДН

Стоит отметить, что Минстрой России первоначально письмом от 10.04.2014 № 5942-МС/04 поддержал РСО, требовавших с ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», впоследствии изменил свое мнение, указав письмом от 23.12.2014 № 25364-ОГ/04, что плата за «водоотведение на ОДН» в домах, не оборудованных ОПУ водоотведения, равна нулю. Однако, если апрельское письмо Минстроя многие суды приняли в качестве доказательства наличия обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», поскольку на тот момент единообразная судебная практика еще не сложилась и разъяснения Минстроя России являлись чуть ли не единственной внятной позицией федеральных органов государственной власти, то декабрьское письмо Минстроя уже не принималось судами с таким воодушевлением, так письма Минстроя нормативными актами не являются, а сложившаяся к декабрю судебная практика позволяла аргументировать позицию об обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН».

Читайте также:  Компенсация за детский лагерь: как получить и кому положена

Однако уже 29 июня 2020 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей .

Когда нормативы несправедливы

Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.

Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.

— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.

Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.

К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.

Расчет стоимости водоотведения на ОДН

Пункт 26 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 №776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» подтверждает, что объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрана управляющая организация, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами №124.

Руководствуясь вышеописанными положениями законодательства, РСО определяет объем потреблённой коммунальной услуги «водоотведение» для всего дома как сумму показаний ОПУ ГВС и ХВС. В то время как ТСЖ, ЖСК, УО предъявляет жителям к оплате стоимость водоотведения, объём которого рассчитан как сумма показаний ИПУ ГВС и ХВС (по помещениям, оборудованным ИПУ) и нормативов потребления ГВС и ХВС (по помещениям, не оборудованным ИПУ).

Снова о водоотведении на ОДН

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2022 №344 с 27.04.2022 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2022 года. Таким образом, с 01 июня 2022 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности — Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.

Читайте также:  Жалоба в военную прокуратуру, пишем заявление

Нововведения в расчетах

Что касается горячего и холодного водоснабжения, то согласно новым изменениям, если в квартире установлены приборы учета, плата за воду по сравнению с прошлым периодом должна уменьшиться в связи с тем, что сверхнормативный объем предполагается оплачивать не за счет собственников жилья, а за счет поставщика данных услуг. Но это возможно лишь в том случае, если поставщиком не является поставляющая ресурс компания. Данное условие отражено в п.44 Постановления Правительства РФ №354 от 16 апреля 2013 года.

Если расход воды рассчитывается по нормативам, то он также снизится за счет применения расчетного метода в конкретном регионе. Из формулы, применяемой для его расчета, исключен расход воды на технологические потери, который ранее составлял довольно значительную величину. К примеру, для обычной десятиэтажки он составлял 20%.

Неправомерность начисления платы за водоотведение на общедомовые нужды

Что необходимо обязательно знать простому человеку, когда возникает вопрос о платеже по нормативу за водоотведение на общедомовые нужды:

– если Вы платили за данную услугу в период с 2013 года по 2017 год, либо Вы не платили за данную услугу, но Вам начислен долг, то имеет смысл обратиться в организацию, обслуживающую Ваш дом, или в суд, для возврата выплаченных средств или обнуления долга. Период: с 01.06.2013 года по 29.05.2017 года.

– с 01.06.2017 года, основания для осуществления платежа есть, что не исключает, основываясь на вышеприведённых юридических нюансах, возможность оспорить его разумность через суд. Можно ссылаться на позицию главы Минстроя Михаила Меня, который 26.05.2017 заявил, что необходимо исключить норматив на водоотведение на общедомовые нужды, так как невозможно правильно посчитать объём;

– последние разрабатываемые законодателем проекты в данной сферы направлены, и скорее всего приведут к тому, что в каждом доме будет стоять прибор ОДН на водоотведение, что позволит эффективно отслеживать количество сточных вод, поступающих из дома.

Подводя итог статьи, хочется отметить, что при имеющихся в последние годы правовых коллизиях в вопросах водоотведения сточных вод, всегда будут наблюдаться злоупотребления тех или иных субъектов взаимоотношений, что в конечном итоге всегда сказывается на кошельке граждан. После прочтения данного обзора, имея представление о нарушенных правах, не бойтесь обратиться в суд и отстоять свои интересы.

Схема расчета затрат ОДН в 2022 году

На объём общих домовых нужд влияет наличие или отсутствие учётных приборов как в самой квартире, так и общей лестнице, служебных помещениях и т. д. В случае если данные приборы имеются, то объем будет равен разнице показателя учетного прибора на общей территории и индивидуальными значениями.

В противном случае используются нормативные документы. Для объема ОДН за основу берут норматив и умножают на площадь дома. Полученное значение будет разделено на всех жителей дома в зависимости от площади квартиры.

Нормативные правовые акты, которые касаются общедомовых нужд, устанавливаются властями региона, соответственно в разных регионах могут быть разные нормы. Но в любом случае жильцы должны оплачивать только существующие нормативы.

Превышение расхода воды, тепла или энергии оплатит УК или ТСЖ . Именно ответственность этих структур за излишки потребления должна заставить их произвести проверку каждого подведомственного дома, выявить утечку или хищение, случаи несанкционированного употребления ресурсов, провести работы по их сбережению и повышению энергоэффективности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *