Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стоит ли идти на госслужбу особенности, плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная гражданская служба может быть одной из лучших карьерных возможностей для всех граждан, достигших высшего возраста и желающих сделать свой вклад в деятельность государства. Было выявлено, что госслужащие государственной гражданской службы получают ряд преимуществ, которые другие должныстные лица не имеют.
Оплачиваемая работа госслужащего: в чем заключается?
Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан.
Госслужащие, наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов.
К государственным служащим относятся люди, занимающие должности в следующих аппаратах:
- Правительстве и его аппарате;
- Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РФ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов;
- Администрации Президента, Государственных секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РФ;
- органы КГК, прокуратуры, Нацбанка, Центральной избирательной комиссии;
- министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях;
- дипломатических представительствах РФ;
- местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации);
- государственных нотариальных конторах;
- таможенных органах;
- иных госорганах.
При этом в список служащих госсаппарата не входят сотрудники, которые занимаются техобслуживанием и обеспечением функций госсаппарата (работники канцелярии, хозчасти, библиотеки, автохозяйства и т.д.).
Государственная служба может быть:
- Федеральной государственной гражданской. Сотрудник будет работать в федеральном органе и получать зарплату из федерального бюджета.
- Региональной государственной гражданской. Здесь сотрудник будет работать в органах власти субъектов РФ. Его зарплата будет начисляться из регионального бюджета (в редком исключении – из федерального).
Государственная служба: достоинства и недостатки
Одним из главных достоинств работы на государственной службе является стабильность и надежность занятости. Государственные органы обеспечивают стабильную зарплату и социальные гарантии, такие как медицинская страховка, пенсионные выплаты и т. д. Это особенно важно в периоды экономического кризиса, когда многие предприятия сокращают штат сотрудников.
Еще одним преимуществом работы на государственной службе является возможность влиять на принятие решений, которые влияют на жизнь граждан. Государственные служащие имеют возможность вносить свои предложения и идеи в разработку законодательства и политики государства. Это дает им возможность оказывать положительное влияние на общество и вносить свой вклад в развитие страны.
Однако работа на государственной службе также имеет свои недостатки. Один из них — бюрократия. Государственная служба часто связана с большим количеством бумажной работы, формальностями и сложными процедурами. Это может затягивать процесс принятия решений и затруднять выполнение задач.
Еще одним недостатком работы на государственной службе является низкая заработная плата. В некоторых случаях государственные служащие получают значительно меньше, чем в частном секторе. Кроме того, возможности для карьерного роста на государственной службе могут быть ограничены.
Бюрократия и ограничения
Работа на государственной службе часто ассоциируется с бюрократией и жесткими ограничениями, которые могут существенно затруднить работу и усложнить рабочий процесс.
Одной из главных проблем является бюрократическая характеристика работы на государственной службе. Многочисленные формы, отчеты и процедуры требуют значительных временных и финансовых затрат. Вместо того чтобы сосредоточиться на выполнении задач, служащие вынуждены тратить время на выполнение бюрократических требований.
Ограничения, связанные с государственной службой, также оказывают влияние на работу. Например, служащие часто сталкиваются с ограничениями в принятии решений, так как существуют определенные правила и процедуры, которые не допускают вариативности. Это может быть особенно сложно в ситуациях, когда необходимо принять срочное решение или адаптироваться к изменениям внешней среды.
Бюрократия и ограничения могут также привести к медленности и неэффективности работы. Часто для принятия решений или совершения определенных действий требуется согласование с разными уровнями управления или подчиненными органами. Это может затянуть процессы и стать причиной задержек в выполнении задач, а также препятствовать развитию и прогрессу.
- Большое количество бумаг и форм
- Ограничения в принятии решений
- Медленность работы
Конечно, бюрократия и ограничения существуют, чтобы обеспечить прозрачность и контроль в рамках работы государственной службы. Однако, они также могут стать преградой для эффективности и гибкости работы, а также привести к негативному восприятию государственной службы как неэффективной и тяжеловесной системы.
В чем заключается работа госслужащих?
Работа госслужащим подразумевает большое количество должностей в разных отделах и департаментах государственных органов Там работают руководители отделов, советники, помощники руководителя, специалисты в различных областях.
Государственная служба делится на:
- Федеральную государственную гражданскую службу. Сотрудники, которые несут службу в федеральных органах власти и получают зарплату из федерального бюджета.
- Региональную государственную гражданскую службу. Госслужащие, занятые в органах власти субъектов РФ. Они обычно получают зарплату из регионального бюджета, в отдельных случаях из федерального.
Материальные ценности
В кризис уровень зарплат практически во всех отраслях сильно упал, но чиновников это не коснулось. Наоборот: Росстат отследил повышение заработной платы на 18%! Имидж работы в госорганах подразумевает стабильный (гарантированный государством) и одновременно высокий доход. Зарплаты, которые заявлены в редких на работных сайтах вакансиях подобного рода ($7 000 — 10 000 — для руководителя представительства губернатора в области), находятся на уровне других отраслей, но ведь не только зарплата соблазняет искателей чиновничьего кресла. 12% респондентов заявляют, что возможность «левых» доходов — именно то, что их привлекает в государственной службе. Главное — не попасться под «горячую руку» во время очередной показательной порки коррупционеров.
Тем чиновникам, кто по принципиальным соображениям «не берет», тоже живется неплохо: льготы и надбавки делают мир приятнее. У каждого ведомства есть своя система домов отдыха, детских садов и лагерей, поликлиник, где служащие могут получить качественное и очень недорогое (по сравнению с общим уровнем) обслуживание. Также чиновникам полагается бесплатное жилье. А уж о депутатских льготах знают, наверное, все. Молодому поколению есть, к чему стремиться.
Но иногда «правильные» знакомства дороже денег. Ими тоже можно благополучно обрасти, вращаясь в кругу чиновников, считают 34% опрошенных. Многие не собираются провести в чиновничьем кресле всю свою жизнь, а, вооружившись полезными связями, планируют потом направиться в бизнес, где «правильные» люди очень пригодятся для решения разного рода проблем. Тем же, кто покидать мир должностных лиц не собирается, связи тоже очень пригодятся: многие проблемы в нашей стране без них решить сложно или практически невозможно.
Разумеется, карьерный рост в госструктурах никто не отменял. Как говорится, «плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Каждый чиновник, возможно, втайне от других, мечтает стать президентом. Или хотя бы премьер-министром. 49% опрошенных считают, что вполне справились бы с должностью президента. Но даже если подняться на самую верхушку чиновничьей лестницы не получится, то заменить собственного начальника или занять какой-нибудь другой ответственный пост — вполне реально.
Права и обязанности гражданских служащих
Госслужащий в РФ имеет определенные права. Согласно статьи № 14 Закона, это право на отдых, обеспечение безопасности, оплата труда, право на ознакомление с регламентом, право на защиту информации, на членство в профсоюзах и другое.
Служащий, кроме того, обладает некоторыми важными обязанностями. Здесь необходимо выделить соблюдение норм и законов о служебном распорядке, выполнение трудовых функций с учетом регламента, исполнение поручений руководителя, бережное отношение к государственному имуществу, сохранение государственной тайны. Как следствие, в случае, если требования организации, предъявляемые к сотруднику, не будут выполняться, то государственному гражданскому служащему не гарантируется соблюдение его прав.
От вида инстанции, в которой работает такой сотрудник, зависит и количество обязанностей. В его работе присутствует множество ограничений. К примеру, для того чтобы получить определенный пост, нужно обладать дееспособностью. На некоторые должности нельзя заступить без наличия высшего образования. Запрещаются служебная подчиненность родственникам и наличие второго гражданства.
Что спрашивает комиссия гос службы и как оценивает
Комиссия напоминает гос экзамен. Перед тобой сидит 6-10 человек (от зам руководителя до юриста). Перед тобой нет никаких шпаргалок или диплома, куда можно подсмотреть.
Ты садишься напротив, комиссия просматривает твою анкету и задает вопросы. Вопросы так же идут про гос службу, про учебу, предыдущую работу. Длится комиссия от 10 минут и до 1 часа. Конечно если вы идете без опыта работы, у вас только спросят основные понятия и понимание куда вы собрались устраиваться.
Если же вы работали по аналогичной тематике — то вопросы будут касаться уже вашей компетенции и знаний конкретно по работе.
Моя первая комиссия проходила ужасно — зам руководителя не знал, что у него вообще есть должности на среднее образование, поэтому сначала она отчитала представителя отдела кадров, который допустил ошибку и принял меня. Потом меня. Колледж я заканчивала при академии, и мало того что мне говорили зачем я пришла, меня еще и отчитали, что диплом у меня купленный — так как от академии быть не может.
В итоге за меня вступился юрист, но само окончание процесса далось очень тяжело, так как весь боевой настрой и такое отношение просто сбило все напрочь.
Ролевые функции государственной службы
Государственная служба выполняет несколько ролевых функций, влияющих на организацию и эффективность ее работы:
- Политическая роль. Государственная служба направлена на реализацию политических приоритетов государства. Государственные служащие занимаются разработкой и внедрением законов, политических программ и мероприятий, направленных на укрепление роли государства и решение насущных задач общества.
- Управленческая роль. Государственная служба занимается организацией и координацией деятельности государственных структур. Она регулирует и контролирует работу государственных органов, обеспечивает исполнение законодательства и принимает меры по улучшению эффективности работы государственного аппарата.
- Социальная роль. Государственная служба осуществляет социальные функции, такие как обеспечение стабильности и безопасности, защита прав и интересов граждан, предоставление государственных услуг населению. Она играет важную роль в поддержании социальной справедливости и равенства перед законом.
- Экономическая роль. Государственная служба влияет на экономическое развитие страны. В ее задачи входит создание условий для развития предпринимательства, привлечение инвестиций, формирование и реализация экономических политик, обеспечение стабильности финансовой системы и поддержка инноваций.
- Служение обществу. Государственная служба ориентирована на благо общества и наибольшее удовлетворение его потребностей. Она ставит интересы общества выше своих личных и выполняет свои обязанности с преданностью и профессионализмом, стремясь улучшить качество жизни населения.
Роль государственной службы не ограничивается перечисленными функциями, она также способствует укреплению демократических институтов, поддержанию правового государства и гармоничному развитию общества в целом.
Бюрократическая система
Государственная служба нередко ассоциируется с бюрократической системой. Бюрократия, как часть государственного аппарата, имеет свои преимущества и недостатки, которые непосредственно сказываются на работе государственных служащих, а также на взаимодействии с гражданами.
Преимущества бюрократии:
- Очертания иерархии. Бюрократическая система предусматривает четкие должностные инструкции, которые определяют роли и ответственность каждого служащего. Это позволяет обеспечить стабильность и предсказуемость в работе государственных органов.
- Защита от произвола. Благодаря установленным процедурам и правилам, бюрократическая система предотвращает произвол со стороны государственных служащих. Это способствует справедливости и равноправию в обществе.
- Сохранение информации. Бюрократия является системой, которая обладает механизмами хранения и передачи информации. Это позволяет государственным органам быть владельцами ценных знаний и опыта, который можно применить для принятия важных решений.
Однако, бюрократическая система также имеет недостатки:
- Бюрократическая инертность. Благодаря установленным процедурам и правилам, бюрократическая система может замедлять принятие решений и реализацию необходимых изменений. Это приводит к медленности и неэффективности государственных структур.
- Недостаточная гибкость. Бюрократия ориентирована на соблюдение формальных процедур и правил, что не всегда позволяет приспосабливаться к изменяющимся условиям и быстро реагировать на новые вызовы. Это может препятствовать инновационности и передовому развитию государственного аппарата.
- Отдаленность от граждан. Порой бюрократическая система может создавать барьеры в общении и взаимодействии с гражданами. Сложная иерархия, длинные процедуры и формальности могут отталкивать людей и создавать недоверие к государственным органам.
Итак, бюрократическая система в государственной службе имеет свои преимущества и недостатки. Понимание этих аспектов позволяет осознанно оценивать и модернизировать работу государственных органов с целью достижения более эффективных результатов и повышения качества предоставляемых услуг гражданам.
Структура госслужбы включает три основные ветви:
- Государственную гражданскую службу.
- Военную службу.
- Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).
Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.
Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот законодательный акт определяет, что такое госслужба, какова ее структура, определяет порядок поступления и прохождения;
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это основной закон, касающийся именно вопросов гражданской службы. Он определяет, что это такое, каковы ее виды, а также вводит классификацию и условия поступления на госслужбу, заключения служебного контракта и прохождения службы;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Определяет правовую основу и принципы борьбы с коррупцией, а также меры противодействия и профилактики данному явлению;
- Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Устанавливает общие принципы поведения, основы социального поведения и моральные ориентиры госслужащих;
- Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации». Этот регламентирующий документ вводит в действие общий перечень госдолжностей в России;
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017) «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Утверждает реестр должностей, который содержит сведения об их наименовании, коде и принадлежности к той или иной группе.
Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.
При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.
Принципы государственной гражданской службы
Сюда можно отнести:
- права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
- все виды ГГС РФ должны работать вместе;
- все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
- компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
- ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
- открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
- стабильность;
- каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.
Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.
Запреты при увольнении
Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание. Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.
Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.
Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).
Недостатки работы в государственной гражданской службе
Работа в государственной гражданской службе имеет свои недостатки, которые стоит учитывать перед принятием решения о трудоустройстве на эту должность. Они включают следующие аспекты:
Низкая заработная плата Государственная гражданская служба нередко характеризуется невысокими доходами, особенно на начальных должностях. В связи с этим, финансовая стабильность может оказаться проблематичной. |
Бюрократические процессы Государственная гражданская служба обычно связана с громоздкой бюрократией и частыми проверками, что может вызывать неудобства и затруднять процесс работы. |
Ограниченная профессиональная свобода Работая в государственной гражданской службе, необходимо следовать строго определенным правилам и инструкциям, что может ограничить творческий подход и возможности профессионального развития. |
Политический влияние Работники государственной гражданской службы подвержены политическому давлению и вмешательству, что может создавать недоверие со стороны общества и ограничивать возможность независимой работы. |
Ограниченные возможности карьерного роста Возможности продвижения по службе в государственной гражданской службе могут быть ограничены системой и зависеть от политической ситуации, что может сказаться на развитии карьеры. |
Необходимо внимательно взвесить все плюсы и минусы, прежде чем принимать решение о трудоустройстве на государственную гражданскую службу. Каждый должен самостоятельно определить, что для него является приоритетом и соответствует его профессиональным и личным целям.
Переход на государственную службу из коммерческой
Один из главных аргументов в пользу такого перехода – стабильность и надежность государственной службы. Работая на государственной должности, вы можете быть уверены в том, что ваша работа не будет зависеть от экономической ситуации, а также что у вас будет стабильный доход и социальные льготы.
Переход на государственную службу также может предоставить вам возможность реализовать свои профессиональные навыки и таланты в публичной сфере. Государственные служащие имеют возможность вносить важные изменения в жизнь общества, работать над решением актуальных социальных и экономических проблем.
Однако, стоит учитывать, что переход на государственную службу может потребовать определенных компромиссов. Государственные служащие могут столкнуться с более сложными процедурами при принятии решений, бюрократией и ограничениями в вопросах свободы действий. Также необходимо быть готовыми к изменению коллег и рабочей среды.
Перед принятием решения о переходе на государственную службу из коммерческой стоит тщательно взвесить все «за» и «против», а также оценить свои личные и профессиональные цели и приоритеты. Каждый человек должен самостоятельно решить, какой путь карьеры будет наиболее подходящим и с учетом всех своих индивидуальных особенностей и предпочтений.