Что такое экологический аудит предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое экологический аудит предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Цели и задачи проведения экологического аудита

Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:

  • проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;

  • оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;

  • обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;

  • создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;

  • внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.

Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.

Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:

  • собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;

  • сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;

  • разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.

Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.

На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.

Функции экологического аудита заключаются в следующем:

  • оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;

  • оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;

  • предоставить консультации по экологической деятельности;

  • оценить актуальные экологические риски;

  • выявить степень нанесенного экологического ущерба;

  • составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;

  • провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Зачем проводится экологический аудит?

Главная цель экологической аудиторской деятельности заключается в поддержке предприятий по таким направлениям, как формирование их экологической политики, а также выявление и устранение нарушений с последующей оптимизацией природопользования. Внутренний экологический аудит призван справиться с целым рядом задач:

  • аргументированность экологической политики предприятия и ее ключевых стратегий;
  • определение приоритетных векторов в сфере экологии;
  • поиск новых возможностей для ведения природоохранной деятельности;
  • проверка выполнения предприятием природоохранных требований;
  • совершенствование управления природопользованием;
  • применение новаторских решений.

Что такое экологический аудит?

Его определение содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно этому документу, экологический аудит предполагает независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения предприятием требований по защите окружающей среды.

У данной процедуры есть ряд особенностей, которые необходимо понимать:

  1. В отличие от государственных проверок, экологический аудит проводится добровольно. Инициатива может исходить от руководства компании или от третьих лиц, которым необходима информация об экологической ситуации на объекте.
  2. Критериями для аудита могут быть нормы российского или международного законодательства. В ряде случаев могут использоваться внутренние стандарты предприятия.

Проведение экоаудита позволяет компании решить несколько основных задач:

  1. Получить актуальные данные о состоянии экологии на объекте.
  2. Проверить соответствие производства российским и международным экологическим стандартам.
  3. Определить основные направления модернизации предприятия.
  4. Разработать и внедрить систему экологического контроля на объекте.

В перспективе аудит позволяет наладить профилактику чрезвычайных происшествий, предотвратить связанные с ними экономические потери и проблемы с законодательством. Проверка также может проводиться в процессе подготовки к

  • государственным экологическим экспертизам;
  • получению лицензий на некоторые виды деятельности (например, переработку отходов);
  • работе с иностранными компаниями, использующими экологические стандарты, отличные от российских.
Читайте также:  Дифференцированный или аннуитетный платеж?

Во многих странах, в том числе в России, в результате нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, нехватки достоверной информации в этой области начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит.

Экологический аудит определяется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Характер этой деятельности предполагает обеспечение аудитору доступа к конфиденциальной информации аудируемой организации, в частности, информации об используемых технологиях, объемах выпускаемой продукции, затратах на природоохранные мероприятия и пр. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность этих сведений и получаемых при проведении аудита документов, они не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия лиц, в отношении которых осуществлялся аудит. Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной, в том числе природоохранной, деятельности, дает возможность правильно сформировать учетную политику организации, способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, предотвращению возможных производственных аварий.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции «экологическое аудирование», «экологический аудит». Тем не менее к настоящему времени принят ряд нормативных правовых актов, которые не только закрепляют экологический аудит как правовую категорию, но и могут рассматриваться в качестве основы правового регулирования данного вида деятельности.

Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов (110.010.100). Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст. 27 (ч. 2) Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в которой устанавливается, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

Основные направления проведения экологического аудита как вида экологической деятельности

 ------------------------------------------------------------------------¬
--+ Направления проведения экологического аудита как вида экологической ¦
¦ ¦ деятельности ¦
¦ L------------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
+-----+Экологический аудит на соответствие деятельности производственных, ¦
¦ ¦хозяйственных и иных объектов природоохранному законодательству ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Экологический аудит при продлении разрешительной экологической ¦
+-----+документации (предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ - ¦
¦ ¦ПДС; предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ - ПДВ) ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Экологический аудит при проведении экологической сертификации в ¦
+-----+соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 19011-2012 ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
+-----+Экологический аудит при экологическом страховании ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
+-----+Экологический аудит при приватизации, смене прав собственности ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
L-----+Экологический аудит при инвестировании ¦
L--------------------------------------------------------------------

Экологический аудит как вид экономической деятельности. В настоящее время правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом N 307-ФЗ, в соответствии с п. 3 ст. 1 которого «аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».

Экологический аудит как вид экономической деятельности относится к аудиторской деятельности и рассматривается как одно из направлений специального аудита. Специальный аудит представляет собой проверку не всей финансовой отчетности для выражения мнения о степени ее достоверности, а какого-либо отдельного вопроса, какой-то узкой темы в целях выдачи экспертного заключения пользователям по конкретному заданию . Целью экологического аудита является проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы.

Аудит: теория и практика: Учебник / Под ред. В.С. Карагода. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 68.

Можно дать следующее определение: экологический аудит как вид экономической деятельности — независимая проверка экологических аспектов деятельности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отражения в финансовой отчетности экологических вопросов, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы в области экологии.

Экологический аудит проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД) и ФСАД (так называются стандарты, выпущенные после вступления в силу Федерального закона N 307-ФЗ), а также в соответствии со стандартами саморегулируемой аудиторской организации, членом которой является аудиторская организация, и Кодексом этики аудиторов.

Введение в постоянную практику природоохранной деятельности экологического аудита будет способствовать решению комплекса проблем, связанных с охраной окружающей среды хозяйствующими субъектами. Расширение области использования экологического аудита будет стимулировать природоохранную деятельность на уровне хозяйствующих субъектов, способствовать созданию методологической базы для оценки степени экологической опасности предприятий и производств, величины возможных ущербов и т.д. без надлежащей постановке деятельности в области экологического аудита будет сдерживаться работа по экологической сертификации, создания экономико-правового механизма экологического страхования.

Внедрение в практику деятельности хозяйствующих субъектов принципов и методов экологического аудита обеспечит эффективное функционирование систем управления окружающей средой. Экологический аудит должен быть включен в процесс принятия управленческих решений, в разрабатываемые документы и использоваться при экологическом страховании, экологической сертификации субъектов хозяйствования и природных объектов.

Читайте также:  Статья 85 СК РФ. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей

Виды экологического аудита

Проверка деятельности предприятия может быть принудительной и добровольной. В первом случае аудиторы направляются по указанию государственных контролирующих органов. При добровольной проверке владельцы предприятия самостоятельно приглашают специалистов для проведения анализа.

В первую очередь разница в исходе проверки – при добровольном аудите можно своевременно выявить недочеты и нарушения, устранив их. А при государственной инициативе большинство несоответствий приведут к штрафам и другим санкциям вплоть до временного закрытия фирмы. Так что мы рекомендуем заказывать услугу самостоятельно – это выгодно и для бюджета, и для репутации. К тому же, собственник имеет возможность самостоятельно определить основные цели проверки.

Также можно разделить экоаудит на такие типы:

  • определение уровня соответствия актуальным природоохранным требованиям;
  • аргументация использования компанией определенных нормативно-правовых документов в направлении экобезопасности;
  • анализ объемов парниковых газов, разработка мероприятий по их снижению;
  • оценка возможных последствий при возникновении техногенных сбоев;
  • определение целесообразности использования окружающей среды и ее ресурсов;
  • анализ энергопотребления, предложение методов экономии;
  • оценка опасности промышленных отходов предприятия и уровня ущерба от них;
  • определение экологических проблем, предложение путей их устранения.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.
Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.

Читайте также:  Новые правила уплаты НДФЛ с 2023 года: о чем нужно знать предпринимателям

Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.

Какие виды экологического аудита нужно знать

Согласно существующим положениям, экоаудит включает две категории мероприятий – обязательные и инициированные.
Обязательный экологический аудит осуществляется:
— При выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
— По инициативе госорганов для определения степени экосанации промышленной компании или производства;
— Для анализа эко-факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
— При оформлении банкротства предприятия;
— Для получения предприятием страхового эко-полиса;
— В процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.
Обязательный экоаудит инициируется национальным органом эко-экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.
Инициативное аудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.
Следует отметить, что инициативный экоаудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экоаудит:
— внешний (проводимый в обязательном порядке);
— внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Виды экологического аудита

Различают обязательный и инициативный аудит.

  • Обязательный – инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот ,аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.
  • Инициативный – проводится по желанию руководства объекта аудирования.

Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.

  • Внутренний (или аудит первой стороны) – проводится силами самого предприятия с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.
  • Внешний (аудит второй стороны) – проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий ,закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации , от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Примеры экологического аудита

Большую заинтересованность в осуществлении экоаудита и во внедрении экоменеджмента проявляют владельцы нефтегазовых предприятий таких, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Юкос», Лукойл, «Сибур», где создаются специальные отраслевые экологические управленческие системы на уровне международной стандартизации ISO 14000.

Программа по развитию экоаудита была принята еще в 1997 году. Она включает в себя создание методической и нормативной документации в соответствии с мировыми нормативами, а также разработку обучающей программы по подготовке кадров для проведения экоаудита и научных исследований.
Анализируя экологический аудит, примеры которого приведены выше, можно утверждать, что еще в девяностых годах велись попытки его внедрения, и только в конце девяностых была создана система подготовки и аттестации соответствующих кадров.

Отечественные компании относятся ответственно и серьезно к сохранению природной среды и эко-безопасности, поэтому соблюдают ряд установленных нормативов и стараются использовать опыт зарубежных предприятий. Как правило, для работы формируется команда собственных аудиторов либо оплачиваются услуги сертифицированных экоаудиторов. Благодаря этому аудиторские экологические проверки можно проводить регулярно, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и дает возможность избежать лишних затрат.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *