Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время судьи правомочны в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа как юридическим, так и физическим лицам. Прецедент был создан благодаря вынесению Конституционным судом РФ постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П).
До какой степени может быть снижен административный штраф?
После снижения размера новая сумма административного штрафа не может быть менее 50% минимального размера штрафа, предусмотренного законом. Уменьшение штрафа в еще большей степени законом не предусмотрено (решение Свердловского райсуда г. Иркутска от 22.05.2015 по делу № 12-343/2015).
До вступления в силу поправок, введенных законом «О внесении изменений…» от 31.12.2014 № 515-ФЗ, суды действительно могли снижать размер штрафа в больших пределах. Однако ст. 4.1 установлен именно регламент изменения размера штрафа, а не вид ответственности. Соответственно, считать данную норму ухудшающей положение лица, совершившего правонарушение, нельзя (постановление 14-го ААС от 07.05.2015 по делу № А05-14756/2014).
Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.
Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:
- Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
- Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
- Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.
Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.
И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.
А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.
В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.
При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.
Административный штраф ниже минимального предела
Кроме того, статья 4.1 КоАП РФ допускает возможность снижения административного штрафа и ниже минимального предела административного штрафа, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Варианты формулировок для ходатайства
В качестве фактов, смягчающих вину, можно указать:
— совершение правонарушения впервые;
— неумышленность действий;
— невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;
— то, что деятельность является убыточной или сезонной; то, что организация является добросовестным налогоплательщиком, и т.п.
При просроченном сроке сдачи отчетности в качестве смягчающих фактов могут быть признаны:
— несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;
— незначительность просрочки;
— отсутствие умысла на совершение правонарушения;
— отсутствие для бюджета негативных последствий;
— технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;
— факт совершения нарушения впервые.
В случае указания семейных ситуаций, предусмотренных ст. 112 НК РФ, при возможности, ходатайство об отмене штрафа в налоговую инспекцию или суд должно содержать копии документов, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.
Рассмотрим выводы из судебной практики относительно того, необходимы ли все обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, для того, чтобы суд заменил административный штраф на предупреждение.
Так, в Постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 № 16-1854/2020 суд административный штраф заменил предупреждением, обосновывая это решение совокупностью и наличием всех юридически значимых обстоятельств, которые позволяют применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 № 16-3109/2020 и Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.09.2019 № Ф04-3971/2019 по делу № А46-3200/2019 содержат аналогичные доводы.
При этом существует судебная практика, где отсутствие хотя бы одного из условий для замены штрафа уже не является причиной для того, чтобы вместо денежного взыскания вынести предупреждение.
Так, в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2021 № 59-АД21-4-К9 отклонили доводы жалобы из-за того, что суды нескольких инстанций не установили все условия, которые предусмотрены ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Суд считает положения ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ взаимосвязанными. И, соответственно, возможность замены административного штрафа на предупреждение возможно, если есть совокупность всех указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ обстоятельств.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Верховного Суда РФ от 05.04.2021 № 86-АД21-3-К2, Постановлении Верховного Суда РФ от 19.03.2021 № 5-АД21-14-К2, Постановлении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 № 16-458/2021.
На каких основаниях может быть снижен штраф
При составлении ходатайства следует четко указать те обстоятельства, которые могут стать причиной смягчения санкций. Среди них:
- Смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ):
- раскаяние виновного;
- добровольное прекращение правонарушения;
- добровольное сообщение о своем деликте;
- содействие при разбирательстве дела;
- предотвращение виновным вредных последствий;
- добровольное возмещение ущерба;
- совершение проступка в состоянии аффекта или при стечении тяжелых обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним, а также беременной женщиной или матерью малолетнего ребенка.
- Имущественное положение физического лица (ч. 2, 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
- Финансовое положение предприятия (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, если уплата штрафа лишит компанию возможности выплатить зарплату сотрудникам.
- Исключительные обстоятельства, связанные с характером правонарушения и его последствиями (ч. 2.2, 3, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, при малозначительном ущербе или первом совершении нарушения штраф иногда можно заменить предупреждением.
- Другие обстоятельства, указанные в КоАП РФ (например, в ч. 3 примечания к ст. 14.32 КоАП РФ).
По усмотрению судьи, должностного лица или органа в качестве смягчающих могут быть признаны также обстоятельства, которые не оговорены ни в кодексе, ни в других правовых актах (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).
Санкции можно уменьшить еще раз
В НК РФ указано, что сумма штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса (п. 3 ст. 114 НК РФ).
При этом совсем до нуля снизить санкции не получится, так как это уже будет считаться освобождением, а не уменьшением штрафа. Освобождение от ответственности и смягчение ответственности являются разными юридическими фактами. Такой вывод приводится в определении Верховного суда РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683.
Обычно на практике налоговики неохотно идут на многократное снижение санкций, часто ограничиваясь минимальным снижением. В этом случае компания может инициировать дополнительное снижение через суд.
Как поясняют судьи, размер взыскиваемого штрафа за совершение налогового правонарушения может быть снижен арбитражным судом и в том случае, если смягчающие обстоятельства уже были учтены налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности. Такие выводы содержатся, например, в постановлениях АС Центрального округа от 17.06.2019 № Ф10-1519/201, Дальневосточного округа от 20.03.2018 № Ф03-723/2018.
В п. 16 письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 также подтверждается, что арбитры могут дополнительно снизить санкции, учитывая любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговой инспекцией. Если компания в суде расскажет о дополнительных смягчающих причинах, то хуже от этого не будет (постановление АС Северо-Западного округа от 23.08.2018 № Ф07-5696/2018).
Инспектор ГИТ хочет оштрафовать компанию. Пять причин уменьшить наказание
В компании завершилась проверка. Инспектор труда рассматривает вопрос о возбуждении административного дела, в результате которого работодателю грозит огромный штраф. Что предпринять и как снизить санкции? Варианты есть. Рассмотрим, каким образом можно избежать негативных последствий и сэкономить бюджет компании.
Итак, компания получила акт проверки и предписание. Проанализируйте эти документы и оцените: какие из выявленных инспектором труда правонарушений могут послужить основанием для административной ответственности.
Нельзя привлечь к ответственности за нарушения, по которым истек срок давности. Если инспектор ГИТ включит такое нарушение в протокол, сообщите ему об этом.
Работодатель вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и пользоваться юридической помощью защитника (ст. 25.1 КоАП РФ). Данными правами можно воспользоваться, когда по итогам проверки инспектор труда составляет протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).
Инспектор обязательно выясняет обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. 26.1 КоАП РФ). С помощью ходатайства работодатель может сам показать инспектору труда, что имеет смягчающие обстоятельства (схема ниже).
Инспектор уменьшит ответственность, когда виновный (ст. 4.
Снижение административного штрафа
На практике часто возникают случаи, когда оснований для отмены административного штрафа не имеется. Так, обратившись с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, результат рассмотрения жалобы не всегда бывает ожидаемым.
Но при обжаловании постановления об административном правонарушении необходимо помнить, что существует альтернатива отмене административного наказания, а именно- снижение административного штрафа.
В каких случаях возможно снизить административный штраф? Рассмотрим в настоящей статье.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Так, зачастую, административный штраф устанавливается выше минимального предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.
Какие обстоятельства считать смягчающими
«Просто забыли» — не оправдание. Перечень смягчающих обстоятельств установлен на законодательном уровне и зафиксирован в ст. 112 НК РФ.
Упомянутые в перечне обстоятельства делятся на три вида:
-
Универсальные — их вправе включить в ходатайство любая компания или предприниматель.Примеры таких обстоятельств:
- проступок допущен впервые;
умысел отсутствует;
- нарушитель раскаивается и полностью признает свою вину;
- налогоплательщик является добросовестным, иные нарушения отсутствуют;
- финансовое положение оставляет желать лучшего (обязательно подтвердить это документально);
- в период совершения проступка в компании отсутствовал бухгалтер (причины отсутствия: отпуск, увольнение, болезнь).
- Специфические — обстоятельства, в ходе которых произошло конкретное правонарушение.
- Индивидуальные. Действуют исключительно в отношении ИП, то есть физического лица. Смягчают вину: наличие несовершеннолетних и нетрудоспособных иждивенцев в семье, преклонный возраст, серьезная болезнь или инвалидность нарушителя, тяжелое материальное положение семьи.
Если организация имеет статус бюджетного учреждения либо ведет деятельность в социально значимых сферах или же организует поставки продуктов питания для бюджетной сферы, то эти обстоятельства обязательно указываются в ходатайстве.
Перечень далеко не полный. Это означает, что в него разрешается включить любое обстоятельство: от простуды бухгалтера до потери ключей от сейфа с деньгами. Главное, чтобы суд и налоговики сочли его существенным.
Кто назначает штраф и определяет его сумму
Многие статьи кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают в виде наказания – штраф. Размер штрафа в большинстве случаев четко не определен и закон дает право назначить наказание от определенной минимальной суммы до другой максимальной суммы.
Окончательное решение принимает либо уполномоченное лицо (инспектор ДПС, инспектор ОВМ МВД, налоговый инспектор и т.д.), либо суд, а кто именно зависит от статьи кодекса и местной практики. Например, при привлечении юридического лица по ст. 18.15 КоАП РФ практика разница даже внутри одного города – в СВАО г. Москвы все дела инспектора рассматривают сами, а в ЮАО г. Москвы 90% дел направляется в суд для принятия окончательного решения, а вот МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) вообще никогда не направляет дела в суд и назначает все штрафы самостоятельно.
При назначении административного наказания в виде штрафа, КоАП РФ предписывает назначать его с учетом конкретных обстоятельств дела, общественной опасности, финансового положения привлекаемого лица и т.д. Однако практика такова, что при отсутствии отягчающих обстоятельств всем и всегда просто назначают минимальную сумму штрафа, предусмотренную статьей кодекса.
Исключение составляют суды. Только в судах можно добиться снижения штрафа ниже минимального, предусмотренного статьей размера. Писать мотивированные ходатайства, просить снизить штраф на досудебной стадии не имеет никакого смысла на 99%. Оставьте силы для суда, там вполне можно снизить штраф на 50%, а в исключительных случаях даже отделаться предупреждением.
Снижение административного штрафа для физического лица на 50%
Уменьшение суммы административного штрафа для физических лиц происходит практически таким же образом, как и для юридических лиц, обоснование в законе абсолютно одинаковое. Разница лишь в статьях кодекса и ограничениях. Само снижение штрафа для физического лица предусмотрено п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а ограничение на это снижение до размера не менее половины санкции статьи — пунктом 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Применить пункт 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ для физического лица можно только если:
- минимальный размер штрафа, предусмотренного КоАП РФ не менее 10 000 рублей для физического лица
- минимальный размер штрафа, предусмотренного КоАП РФ не менее 50 000 рублей для должностного лица
Пример оформления заявления в суд по административному правонарушению
Снижение штрафа может быть осуществлено в два раза, но при определенных обстоятельствах. Главное, чтобы составляемое ходатайство было правильно оформлено, а также чтобы к нему была приложена вся требуемая дополнительная документация. Составление документа осуществляется самостоятельно. Но чтобы оформление было правильным и без ошибок, лучше использовать образец.
Оформляется документ на начальника налогового отдела. В нем должна быть информация о начальнике налоговой инспекции, также вносятся туда данные и самого ходатайствующего налогоплательщика. В ходатайстве должна присутствовать полная информация о результате проверки, обстоятельства, которые входят в категорию смягчающих, перечень всех приложенных к ходатайству документов, дата и подпись.
Несмотря на то, что ходатайство дает возможность снизить начисленный штраф вполовину, не стоит этим злоупотреблять. При повторном нарушении величина штрафа будет куда серьезней.
Наказание в виде предупреждения КоАП РФ
Кто может получить наказание в виде предупреждения?
Обратимся к КоАП РФ:
Однозначное предупреждение получают юридические лица, если в статье Кодекса сказано, что нарушение влечет за собой предупреждение. Например, ст.8.1 КоАП РФ.
Если ваше предприятие является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), и ранее в течении года оно не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, в результате этого нарушения не был причинен вред окружающей среде или возникла угроза причинения вреда окружающей среде, то вполне реально вы можете получить замену административного штрафа на предупреждение.
Таким образом условия для получения предупреждения:
- ваше предприятие является объектом МСП,
- ранее в течении года ваше предприятие не привлекалось к административной ответственности (за любое совершенное правонарушение, не только экологическое!!!),
- в результате нарушения не возникло причинения вреда окружающей среде или не возникло угрозы причинения вреда окружающей среде.
КоАП РФ Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Образец ходатайства в суд о смягчении наказания за административное правонарушение в 2019 году
Любое административное правонарушение влечет за собой наказание. Его строгость зависит от некоторых факторов. Порядок взыскания обозначен законодательством. Там же есть и перечень обстоятельств для наложения менее серьезного взыскания. Когда возможно смягчение наказания? Где взять образец ходатайства в суд о смягчении наказания?
Постановление об административном правонарушении, оформленное не по правилам, может быть обжаловано. Наличие доказанности нарушения, указанный в законодательстве порядок разбора определяют правильное составление официальной бумаги. Если должностное лицо выписало постановление, и обжаловать решение нельзя, можно воспользоваться правом на ходатайство о смягчении взыскания. Такой документ нужно подавать в суд. Представители этого органа не обязаны сами выделять такие обстоятельства.