Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование и размещение в ЕИС плана-графика закупок 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверку обоснованности проводят в ходе аудита, то есть независимой экспертизы. Этим занимаются контролирующие органы, в частности, ФАС и Счётная палата. Обоснование в первую очередь опирается на экономическую нагрузку, которая ложится на заказчика. Закупка должна соответствовать целям заказчика и быть рациональной. Большая экономическая нагрузка переносится на бюджет, поэтому правительство уделяет большое внимание тому, чтобы закупки и траты были обоснованными.
Как проверяют обоснованность
При выявлении нарушений закупку могут объявить необоснованной. Следом за этим заказчику должны предъявить список нарушений и рекомендации по их устранению. Отражать закупку в плане-графике можно только после разрешения проблем согласно этим предписаниям. Должностные лица заказчика будут привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, поэтому закупки лучше сразу составлять в соответствии с требованиями.
Изменение показателей плана осуществляется в порядке и сроки, которые установлены порядком органа-учредителя. Основания для внесения изменений в план ФХД названы в п. 20 Порядка № 168н.Внесена техническая правка лишь в один подпункт. Прежде изменение показателей плана в течение текущего финансового года осуществлялось в связи с изменением объемов планируемых поступлений, а также объемов и (или) направлений выплат по причине внесения изменений в план (план-график) закупок, предусматривающих увеличение или уменьшение ранее запланированных выплат. В новой редакции это основание звучит так: по причине внесения изменений в план (план-график) закупок, предусматривающих изменение показателей по выплатам (увеличение или уменьшение ранее запланированных в плане выплат).
Как выглядит план-график закупок по 44-ФЗ
Перечень сведений, которые должны быть отражены в плане-графике, установлен ч. 3 ст. 21 44-ФЗ:
- Идентификационный код госзакупки, при формировании которого используются код бюджетной классификации, определенный в соответствии с бюджетным законодательством РФ, коды общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Наименование и описание предмета закупки, детальное изложение его характеристик в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, количество товаров, объем работ и услуг, предполагаемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), размер аванса (в случаях, когда он предусмотрен условиями контракта), обоснование госзакупки исходя из ст. 18 44-ФЗ, этапы перечисления средств по оплате поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
- Дополнительные требования к участникам госзакупки (если они предусмотрены) и обоснование таких требований.
- Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа.
- Дата начала закупки.
- Информация о размере обеспечения заявки участника госзакупки и обеспечения исполнения контракта.
- Сведения о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, указанного в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ (если такой критерий применяется) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Данные о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных на основании ст. 35 44-ФЗ.
Что такое план закупок
Закупочный план — обязательный документ для любого заказчика по 223-ФЗ. Если его не разместить, организация не сможет проводить торговые процедуры и заключать договоры в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц (ст. 4 223-ФЗ). Вот какими актами руководствуются заказчики по 223-ФЗ, когда формируют план закупки:
- 223-ФЗ;
- локальным положением о закупке;
- Постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012.
Важно!
ПЗ формируются с учетом нормативных актов РФ, локальных нормативов организации и действующих положений о закупке. При необходимости заказчики учитывают биржевые индексы, курсы валют в зависимости от вида деятельности (п. 6 Правил № 932). Сюда же включается информация о долгосрочных контрактах, даже если они будут действовать дольше срока действия ПЗ.
В ст. 4 223-ФЗ закреплено, на какой срок заказчики составляют план закупок по закону № 223-ФЗ, — минимум на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). В п. 3.1 ст. 4 223-ФЗ указано, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены правительством по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ, содержит формируемый на срок не менее 3 лет раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
В ПЗ включают сведения о заказах, необходимых для удовлетворения потребностей организации-заказчика. Если сведения о процедуре не подлежат публикации, в ПЗ их не включают (п. 4 Правил № 932). Заказчик вправе не включать сведения о торгах по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если принял решение не размещать такие заказы в ЕИС. К ним относятся:
- процедуры до 100 000 или до 500 000;
- услуги по привлечению во вклады денежных средств;
- получение кредитов и займов;
- заказ брокерских услуг;
- торги, связанные с заключением договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления.
В ст. 4 указано и то, на какой период заказчики по 223-ФЗ формируют план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, — от пяти до семи лет. Сюда же относится и закупка лекарственных средств. Если заказчик включен в перечень из РП № 475-р от 21.03.2016, его ПЗ подлежит обязательному мониторингу и оценке (ПП РФ № 1169 от 29.10.2015). В результате проверки заказчику выдают решение о соответствии или несоответствии плановых документов законодательству. Если ПЗ не соответствует закону, необходимо устранить нарушения, иначе ФАС приостановит закупочную деятельность заказчика.
Кто контролирует процесс планирования закупок?
Уровень заказчика | Орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок | Финансовые органы |
для обеспечения федеральных нужд | ФАС России и ее территориальные органы | Федеральное казначейство, органы управления государственными внебюджетными фондами |
для обеспечения нужд субъектов РФ | орган исполнительной власти субъекта РФ | финансовый орган субъекта РФ |
для обеспечения муниципальных нужд | орган местного самоуправления муниципального района или городского округа | финансовый орган муниципального образования |
Предмет контроля | Соблюдение законодательства о контрактной системе при планировании закупок | Непревышение объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика |
Периодичность проверок | Плановые проверки – не чаще 1 раза в 6 мес.Внеплановые проверки – по мере поступления информации о нарушениях | Перед каждым размещением плана-графика/ изменений в план. В случае выявления нарушения – план/изменения в план не размещаются в ЕИС до устранения нарушения и прохождения повторного контроля |
Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок в следующем порядке:
а) заказчики, указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящих Правил, — в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации:
формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
уточняют при необходимости сформированные планы-графики закупок, после их уточнения и доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в срок, установленный пунктом 2 настоящих Правил, сформированные планы-графики закупок;
б) заказчики, указанные в подпункте «б» пункта 2 настоящих Правил, — в сроки, установленные органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя:
формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
уточняют при необходимости планы-графики закупок, после их уточнения и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности утверждают в срок, установленный пунктом 2 настоящих Правил, планы-графики закупок;
в) заказчики, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящих Правил:
формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
уточняют при необходимости планы-графики закупок, после их уточнения и заключения соглашений о предоставлении субсидий утверждают в срок, установленный пунктом 2 настоящих Правил, планы-графики закупок;
г) заказчики, указанные в подпункте «г» пункта 2 настоящих Правил:
формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
уточняют при необходимости планы-графики закупок, после их уточнения и доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в срок, установленный пунктом 2 настоящих Правил, планы-графики закупок.
Сроки размещения плана-графика на 2019 год
ПГЗ необходимо утвердить в следующие сроки:
10 рабочих дней с момента | доведения лимитов | для заказчиков государственного уровня |
утверждения ПФХД | для бюджетных учреждений и унитарных предприятий | |
перечисления средств на счет или подписания соглашения | автономные учреждения |
План‑график закупок по 44‑ФЗ на 2020 год
Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.
Закупка будет проходить в следующем порядке.
Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.
Предварительное предложение должно будет содержать в себе:
- наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- товарный знак (при наличии);
- наименование страны происхождения товара;
- документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
- единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
- цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
- наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
- минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
- информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).
Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.
В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.
Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.
План закупок и план-график, их соответствие лимитам
В соответствии со ст. 16 44-ФЗ государственные и муниципальные заказчики могут осуществлять закупочную деятельность только на основании утвержденного и опубликованного в ЕИС плана-графика.
До 2020 года обязательных документов было два: план закупок, содержащий перечень товаров, работ и услуг, и план-график, отражающий сроки и способы проведения закупок. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 план закупок упразднили. Но суть планирования осталась прежняя.
Заказчики могут приступать к планированию закупок, только после того, как им будут доведены лимиты бюджетных обязательств на новый финансовый год. На эту работу закон отводит 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ), после чего план-график формируется в форме электронного документа и подписывается электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Бюджетные учреждения могут планировать закупки только в пределах утвержденных лимитов, а их суммарный объем в денежном выражении не должен превышать общую сумму финансирования, выделенную на эти цели. Закупать товары, работы, услуги сверх этого запрещено. Перед началом каждой конкурсной процедуры или заключением контракта с единственным поставщиком, заказчик обязан проверить, соответствует ли цена контракта лимитам.
Анализ лимитов в закупках, кто и как его делает
В первую очередь это должен делать сам заказчик. Перед публикацией сведений о закупке в ЕИС контрактный управляющий / тендерный специалист обязан посмотреть, достаточно ли лимитов для ее проведения и не превышает ли НМЦК сумму, проставленную в плане-графике. Может случиться так, что в начале года вы планировали одну сумму, а теперь ее нужно уменьшить.
Если заказчик разместит в ЕИС закупку с превышением лимита финансового обеспечения, контролирующий финансовый орган в соответствии с ч. 5 ст. 99 44-ФЗ не допустит его к публикации и отправит на доработку с предписанием устранить нарушения.
Функции контроля за непревышением лимитов финансирования в процессе госзакупок возложены на региональные и муниципальные органы финансового управления и Федеральное казначейство. При проверке они сопоставляют информацию, изложенную в:
- плане-графике;
- извещении о закупке;
- протоколах отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- проекте госконтракта;
- реестре контрактов.
Сроки утверждения и размещения
На утверждение итогового плана-графика даётся 10 дней в соответствии с ч. 10 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
Отсчёт начинается с момента:
- получения денежных лимитов на исполнение бюджетных обязательств;
- утверждения плановых показателей ведения организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Документы планирования стоит написать во время подготовки и рассмотрения законодательных актов о бюджете или при составлении плана деятельности в сфере финансов и хозяйства.
Конкретных сроков размещения нет, заказчик может планировать самостоятельно, так как без опубликованного плана-графика он в любом случае не имеет права проводить закупку.
Утвержденный документ может изменяться. В него можно добавлять правки на протяжении текущего года, такая возможность дана прописана в пунктах 1-4 части 8 статьи 16 Закона № 44-ФЗ и постановлении Правительства №1279. Поправки предлагается вносить пошагово в случаях, если требуется:
- поправить сведения об объекте закупки, порой они могут отличаться с течением времени;
- исполнить предписания контролирующих органов;
- признать контрагента несостоявшимся;
- расторгнуть контракт.
Документацию превратили в извещение с приложениями
Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.
Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.
Кто формирует план-график
Форма плана-графика на 2021 год с учетом некоторых изменений остается прежней. Документ формируют:
- госзаказчики, которые выступают от имени России;
- федеральные, региональные и местные бюджетные учреждения. Исключение — закупки по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ;
- федеральные, региональные и местные унитарные предприятия. Исключение — процедуры по п. 1 и 2 части 2.1 и ч. 6 ст. 15 44-ФЗ;
- федеральные, региональные и местные автономные учреждения в процедурах по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
- государственные бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия федерального, регионального и местного уровней, другие юрлица, если таким организациям передаются полномочия заказчика.
Сведения, подлежащие обязательному отражению
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ в план-график следует включать следующие сведения:
- идентификационный код закупки. Данный код (ИКЗ) используется для того, чтобы позволять определять не только заказчику и контролирующим органам, но и участникам закупочных процедур, о какой именно закупке идет речь, а также добиться взаимосвязи между документацией о закупках, контрактах, документах исполнения по контрактам;
- наименование объекта закупки, а также описание его характеристик, но при условии, что такие описания делаются в строгом соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона, то есть заказчик описывает функциональные, качественные, эксплуатационные, технические характеристики без включения требований о конкретных товарных знаках и приравненных к ним идентификационных показателях;
- объем закупаемого товара либо выполняемых работ или оказываемых услуг (для последних возможно указание в человеко-часах);
- сроки или периодичность исполнения контракта;
- начальная максимальная цена контракта, которая может быть снижена по итогам проведения закупочного мероприятия;
- обоснование проводимой закупки, в том числе в части определения формы ее проведения;
- сведения о наличии дополнительных требований к потенциальным исполнителям контрактов, а также данные о том, почему такие требования были установлены (с обоснованием в виде документального сопровождения);
- порядок оплаты и, если это предусмотрено правилами исполнения контракта, механизм перечисления авансового платежа потенциальному исполнителю;
- способ определения потенциального исполнителя контракта, в том числе если речь идет о закупке у единственного поставщика;
- сведения о сроках проведения закупочного мероприятия с указанием начала такого мероприятия;
- если для заявки предусмотрено внесение обеспечения, необходимо предоставить информацию, подтверждающую размер такого обеспечения;
- данные о размере обеспечения исполнения контракта;
- если заказчиком определена необходимость применения критерия жизненного цикла закупаемого товара, то потребуется отразить информацию о его применении в формируемой позиции плана-графика;
- при наличии необходимости банковского сопровождения заключаемого контракта информация о нем также должна быть отражена в плане-графике.
Все перечисленные выше сведения при заполнении плана-графика на сайте Единой информационной системы выгружаются в последующем в специальную таблицу, в которой будет отражена информация обо всех позициях, включенных в определенную версию.