Как правильно обращаться к судье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно обращаться к судье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемой ст. 24.3.1 КоАП РФ установлен порядок доведения до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях.

Комментарий к ст. 24.3.1 КоАП РФ

Статья 10 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда.

Под внепроцессуальным обращением понимается:

а) обращение в письменной или устной форме государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина, не являющихся участниками судебного разбирательства, в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) обращение участников судебного разбирательства в не предусмотренной процессуальным законодательством форме. Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Аналогичное правило установлено и ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ: информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети Интернет и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.

Положение о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд РФ, на официальном сайте Верховного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П).

В соответствии с этим Положением поступившие в письменной форме обращения, содержащие признаки внепроцессуального, после учета и регистрации в установленном порядке передаются в соответствующие секретариаты судебных составов судебных коллегий, Апелляционной коллегии, Дисциплинарной коллегии и Президиума Верховного Суда для последующего доклада судье Верховного Суда, принятия им решения о размещении информации о данном внепроцессуальном обращении на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет и подготовки информационного письма в адрес заявителя.

Размещение на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет информации о поступившем судье Верховного Суда внепроцессуальном обращении в устной форме осуществляется на основании письменного сообщения этого судьи.

В суде один без адвоката

Если клиент один без адвоката оказался в суде, то он, зачастую, не знает что делать. Правила поведения в суде подробно расписано процессуальным законодательством, а вот как себя вести с судьями, и почему этому следует уделить внимание, нигде не описано.

Если мне не пояснить, как статус судьи влияет на его личные качества, то в этой публикации останется писать лишь о процессуальных правовых нормах, которые можно прочитать каждому самостоятельно, заглянув в любую справочную правовую систему.

Надо понимать, что люди, наделенные властью, психологически трансформируются и отличаются от обычных людей. Они не умнее или глупее, имеют не лучшее или не худшее образование, они не лучше или хуже остальных — они другие!
И это обстоятельство необходимо учитывать при общении с судьями, чтобы не пришлось на них жаловаться в дальнейшем.

Точно так же, как со следователями, прокурорскими работниками, полицейскими и сотрудниками прочих служб и органов государственной власти, о которых я пишу в других публикациях.

Мне приходилось встречаться со многими судьями различных судебных инстанций, с рядовыми и руководителями судов, а с некоторыми имею личные отношения. Кроме того, я сам рассматриваю дела в качестве независимого арбитра и наблюдаю поведение сторон споров с места того самого лица, от которого зависит исход дела.

Существует примерно четыре типичные группы судейских личностей (назовем это так), в основе которых не только их морально-нравственные качества, но и психологические особенности личности.

Под влиянием этих качеств складываются отношения между судьёй и участниками процесса (истец, ответчик, третье лицо, подсудимый, потерпевший, свидетель и т. д.) за исключением профессиональных участников — адвокатов, прокуроров.

Я не буду детально рассматривать каждую группу судей, но укажу их основные поведенческие признаки, и как они влияют на участников процесса и обычных людей, вынужденных общаться с ними вне судебного заседания.

  • воспитанные и властные одновременно. Такие люди в уважительной форме повелевают в судебном заседании. В полной мере пользуются своим статусом для управления судебным процессом. Психологически они не угнетают участников процесса и вызывают уважение. Личную симпатию не вызывают;
  • невоспитанные и властные. Например вот такие как в этом видео. Эти тоже властвуют, но могут оскорбить и даже унизить участников процесса. Легко используют для этого свою власть, демонстративно подчеркивают свой судебный статус. У участников процесса вызывают психологическое угнетение, подавляют волю, вызывают раздражение, противодействие, неуважение и даже ненависть;
  • тактичные, уважительные. Власть и статус используют незаметно, естественно. Управляют участниками процесса также незаметно и естественно, без давления своим статусом, властью. Судебные заседания проходят в рабочей доброжелательной атмосфере. У участников процесса вызывают уважение, личную симпатию. Иногда проигравшая сторона (осужденный) воспринимает решение (приговор) как должное и даже его не обжалует;
  • холодные, равнодушные, мягкие и безвольные. Такие разные типажи объединены в одну группу, поскольку все они своим поведением провоцируют участников процесса на свободные не процессуальные действия, беспорядок, небрежность, фамильярность в процессе и панибратство вне его. Такие судьи не вызывают у участников процесса ни личной симпатии, ни уважения.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Судебное заседание апелляционной инстанции по КоАП РФ

Решение по административному делу, которое принято судом первой инстанции или уполномоченным органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд.

Судебное заседание в апелляции рассматривается по аналогии с рассмотрением дела мировым судьей, т.е. единолично судьей.

При этом протокол судебного заседания может вестись, а может не вестись.

Апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение, которое принято по результатам рассмотрения дела судом или уполномоченным органом и принимает решение по жалобе с учетом того, законное ли вынесено решение по делу судом первой инстанции или уполномоченным органом.

При обжаловании решений арбитражных судов, в апелляционной инстанции жалобы рассматриваются коллегиально судьями.

В общем порядок судебного заседания апелляционной инстанции по КоАП РФ не особо отличается от рассмотрения дела в первой инстанции, за тем лишь исключением, что апелляция изучает решение первой инстанции или уполномоченного органа на предмет его законности и обоснованности. В судебное заседание также могут явиться участники процесса и дать свои пояснения.

Неявка в суд по административному нарушению

Внимание

Также не следует задавать вопросов судье, для этого есть адвокат и другие участники процесса. 5 При даче показаний говорите только ту информацию, в которой вы доподлинно уверены. Если вы сомневаетесь, так и скажите об этом или вообще не упоминайте о ней. Это не говорит об утайке каких-либо фактов, просто не нужно рассказывать домыслы.

Ведь от ваших слов может зависеть результат дела, а ложные показания караются по закону. 6 Если вы выступаете в роли подозреваемого или обвиняемого, перед дачей показаний обязательно согласуйте их со своей линией защиты. Если вы присутствуете в роли пострадавшего – с линией обвинения. Это позволит избежать непредвиденных поворотов дела и облегчит работу вашим представителям.

Читайте также:  Сколько окладов выплачивают при выходе на пенсию сотрудникам полиции: сумма

7 Данные правила поведения должны выполняться во время всего судебного процесса и являются обязательными для всех присутствующих в зале суда вне зависимости от их роли.

Вызывают в суд по административному делу

Обязанность же возложена на суд – надлежащим образом известить Вас путем направления повестки или телеграммы на домашний адрес, либо составление телефонограммы о том, что Вы лично были извещены по телефону о дате, времени и месте рассмотрения дела. Что значит Ваше право, а не обязанность? Вы не обязаны являться в суд на рассмотрение административного дела, если не считаете это необходимым, и суд не может наложить на Вас штраф. Исключением из данного случая является ситуация, когда судья признает Вашу явку обязательной.

Данная мера обязательна в случае, если за административное нарушение предусмотрено наказание в виде ареста. Из практики рассмотрения дел об административных правонарушений судьями в очень редких случаях выносится определение о приводе. Привод осуществляется судебными приставами, которые в день заседания приходят к Вам домой, и сопровождают в суд.

Как правило, приводы не исполняются, поскольку судебные приставы либо вообще не выезжают по домашнему адресу, либо им попросту не открывают дверь, после чего судебным приставом составляется рапорт о невозможности исполнения привода. Кроме того, если Вы не явились в суд, на принятие решения суда это никоим образом не влияет. Судья в своем постановлении укажет, что вы были извещены надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, поэтому суд рассматривает дело в ваше отсутствие.

Обязанностью суда является вручение Вам копии постановления или направление по почтовому адресу.

Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний

Статья 32.1 КоАП РФ определяет порядок исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения. Согласно этой статье постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, который вынес данное предупреждение.

Исполнение производится путем вручения постановления под расписку либо высылки постановления виновному физическому лицу, его законному представителю или законному представителю виновного юридического лица. И вручение, и высылка должны быть произведены в трехдневный срок со дня вынесения постановления.

Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регулируется ст. 32.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Такая формулировка позволяет судье, органу, должностному лицу, исходя из конкретных обстоятельств, решить, кто из родителей обязан уплатить штраф и может выполнить соответствующую обязанность. В полном соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ здесь закрепляется правило о том, что при отсутствии самостоятельного заработка у лица в возрасте от 16 до 18 лет, привлеченного к административной ответственности, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Такая замена обязанного лица может быть произведена судьей, органом, должностным лицом, постановившими наложить штраф. Решение о взыскании штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей выносится в виде определения.

В соответствии с ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

С 1 января 2008 года федеральным законом №210-ФЗ от 24 июля 2007 года была отменена обязанность лиц, привлеченных к административной ответственности, направлять копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление. Сегодня эти вопросы уплаты штрафа должен контролировать соответствующий юрисдикционный орган. Анализ практики исполнения штрафов показывает, что существуют определенные сложности и неразбериха в контроле уплаты штрафа.

Учитывая эту проблему, федеральный закон №162 от27 июня 2011 года внес изменения в федеральный закон «О национальной платежной системе», предусмотрев норму: «Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Эта норма вступила в действие с 1 января 2013 года.

Рассмотренный порядок определяет механизм добровольной уплаты штрафа лицом, подвергнутым такому наказанию. Часть 5 ст. 32.2 КоАП РФ закрепляет процедуру принудительного взыскания суммы административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч. 1 этой статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, в десятидневный срок направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке, предусмотренном федеральным законом «Об исполнительном производстве». Кроме того, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. При неуплате штрафа, наложенного судьей, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.25 КоАП составляет судебный пристав-исполнитель.

Статьей 32.4 КоАП РФ определен порядок исполнения постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. Согласно ч. 1 этой статьи постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Согласно ч. 2 ст. 32.4 КоАП РФ реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»),

Статьей 32.5 КоАП РФ определяются органы, исполняющие постановления о лишении специального права.

Согласно этой статье постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, а также о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники.

Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).

Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.

Постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Таким образом, это наказание исполняется органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением соответствующих правил. Эти органы выявляют факты и обстоятельства совершения правонарушений, виновных в этом лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, другие необходимые материалы и направляют их судьям. А после вступления в законную силу постановлений судей о лишении виновных специальных прав исполняют их.

Обращение к судье в коап

Количество членов судебного состава не влияет на речь участников на заседании. Стороны и другие участники судопроизводства должны обратиться к судье исключительно фразой «Уважаемый суд». Фраза выражает уважение, поэтому она считается общепринятой.

На практике существуют и прочие виды обращений.

Они не являются запретными, поскольку конкретны и лаконичны. Как обращаться в суде к судье другими способами? Подойдут фразы «Господин судья», «Товарищ судья», «Высокий суд».

Произносить речь надо, обращаясь на «вы». Не стоит перебивать судью, когда он что-то говорит.

Высказаться можно после того, как он закончит это делать.

Говорить следует четко и внятно.

Не нужно повышать голос, а также неприлично выражаться.

Непозволительно оскорблять кого-то из участников слушания. За это человек несет ответственность.

Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства. Таким образом, любое обращение к судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, должно осуществляться в рамках производства по этому делу и в форме, установленной КоАП РФ.

2. Комментируемая статья закрепляет норму о гласности внепроцессуальных обращений. Все внепроцессуальные обращения в рамках дела об административном производстве обнародуются путем размещения в сети Интернет.

Внимание Обе фразы прекрасно подходят, поэтому произносить можно любую из них.

В современной судебной практике нередко осуществляются заседания по административным делам. Во время его необходимо придерживаться общепринятых правил. Как обращаться к судье в административном процессе?

Важно уважительное обращение.

Могут использоваться такие фразы, как «Уважаемый суд», «Ваша честь», которые являются универсальными. Если намечено заседание, необходимо знать не только о том, как обращаться к судье, но и правила поведения в суде.

Читайте также:  Что такое индекс дефлятор и для чего он применяется

Они позволят комфортно чувствовать себя, а также не допустить распространенных ошибок. Правила поведения прописаны в ст.

На заседании могут присутствовать студенты юридических заведений, а также заинтересованные граждане.

Съемка мероприятия находится под запретом. Но аудиозапись делать можно. В законодательстве России запрещена фото- и видеосъемка.

Ее позволяют выполнять при согласии суда. Но разрешено записывать все на диктофон и аудиоприборы. Желательно предварительно ознакомиться с правилами поведения на заседании.

Для этого есть Кодекс этики, в котором прописаны правила поведения работников. Нет ли у служащих преимуществ? Они не имеют каких-либо привилегий, поэтому им следует вести себя спокойно, доброжелательно, вежливо.

Важно быть терпимыми ко всем участникам судебного заседания.

У служащего отсутствует право высказывания.

Не разрешены действия, дискриминирующие людей по полу, возрасту, расе, национальности, гражданству, материальному достатку.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Просто честно ответьте себе на эти вопросы:

Вы хотите оградить себя
и близких от проблем
юридического характера?

Вы хотите снизить Ваши
проблемы юридического
характера до минимума?

Вы хотите, чтобы Ваши
проблемы решали лучшие
юристы Москвы?

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

  • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
  • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом
  • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
  • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
  • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
  • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
  • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
  • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
  • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 11.11.2018
  • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 14.07.2013
  • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 01.07.2002

Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

1. При рассмотрении административных дел отвод может быть заявлен не только судье, но и другим субъектам, а именно прокурору, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту, переводчику. Для перечисленных субъектов действуют те же основания для отвода, которые установлены для судей (см. комментарий к ст. 31 КАС). Указанные субъекты относятся к разным группам субъектов административно-процессуальных правоотношений: прокурор включен в число лиц, участвующих в деле; эксперт, специалист и переводчик — это лица, содействующие осуществлению правосудия; секретарь суда — сотрудник суда. Почему именно данные лица выделены законом в качестве субъектов, которым может быть заявлен отвод? Такой подход законодателя обусловлен теми функциями, которые каждый из перечисленных субъектов выполняет в процессе судебного разбирательства. Тем, насколько они независимы от иных участников процесса, определяется возможность добросовестного выполнения ими своих функций.

Прокурор наделен правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Также прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС (ст. 39 КАС). При выполнении возложенных полномочий прокурор должен быть независим от других участников процесса, именно по этой причине он подлежит отводу при наличии обстоятельств, указанных в ст. 31 КАС.

Эксперт, специалист и переводчик выполняют в судебном разбирательстве важные функции. На основании проведенного исследования эксперт подготавливает заключение, которое является доказательством по делу. Наличие заинтересованности эксперта может привести к необъективному отношению к предмету его деятельности. В итоге в основу судебного решения может быть положено недостоверное или даже сфальсифицированное заключение. Кстати, одними из оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу (п. 2 ч. 2 ст. 350 КАС). Консультация заинтересованного специалиста также может негативно отразиться на разрешенном деле.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Когда возможно отложение судебного разбирательства по административному делу

Адвокаты советуют затягивать рассмотрение, чтобы судопроизводство в итоге было приостановлено из-за истечения сроков. Но в подобных случаях отъезд обвиняемого или невозможность отпроситься с работы не выступят аргументами: гражданин информирован, защитник присутствует, поэтому препятствий для вынесения решения нет. Чтобы отсрочить процедуру, адвокат уведомляет, что ему необходимо сделать запросы и получить справки, существенные для рассмотрения.

Также пригодятся ходатайства о вызове свидетелей или понятых. Даже если очевидца нет, его «придумывают»: заявляют, что это лицо присутствовало при происшествии, дают адрес знакомого и ждут явки в суд. Ведь обвиняемый и адвокат не виноваты, что вызванный не пришел, а время в результате истекло. Но и судья понимает, что вы пытаетесь затянуть сроки, поэтому итог зависит от убедительности и красноречия адвоката. Чтобы гарантированно перенести заседание, договоритесь с больницей и ссылайтесь на недомогание.

Сроки рассмотрения административного дела в суде

Сроки, отведенные для рассмотрения административных дел, определяются в ст. 29.6 КоАП. Если материалы передаются в суд, то заседание должно состояться в течение 2 мес. со дня получения бумаг судьей.

Время, отведенное для рассмотрения дела, продлевается при подаче соответствующих ходатайств. В некоторых случаях заседание переносит и судья по собственной инициативе, но не более, чем на 1 мес.

Отдельно следует рассмотреть сроки давности по административным делам. В отличие от уголовной сферы, они невелики:

  1. Постановление выносится в течение 2 мес. (при рассмотрении дела судьей — 3 мес.) со дня совершения правонарушения, если вы не соблюли законы об экспортном контроле, внутренних морских водах, территориальном шельфе. К этой же сфере относятся положения о геодезии или картографии, а также энергосбережении.
  2. Когда вопрос касается защиты детей, авторских прав, пожарной безопасности, то период для привлечения к ответственности составляет 1 год.
  3. При совершении правонарушения, которое привело к наказанию в виде дисквалификации, срок давности составляет 1 год. Когда же деяние носит длительный характер, период для ответственности отсчитывается с момента выявления.
  4. При несоблюдении таможенного законодательства привлечение юридических или физических лиц возможно в течение 2 лет.
  5. Нарушен закон о противодействии коррупции? Дело могут возбудить в течение 6 лет.
Читайте также:  Автомобиль попал в розыск: что делать?

Уточнить подробнее, каким будет период ответственности, вы сможете в КоАП РФ: статья 4.5 регулирует сферу.

Как ведется производство об административных правонарушениях

В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ, которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями (ст. 19, 20, 21 КАС РФ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них (ст. 26).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком (ст. 43).

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению (ст. 95).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *