Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
Можно ли равнодушие назвать преступлением, по направлению «Преступление и наказание»
(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)
Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим. Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением. Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.
Повесть Андрея Платоновича Платонова «Юшка» яркий пример того каким жестоким может быть человеческое равнодушие. Главный герой Ефим, которого в народе прозвали Юшкой, гоним отовсюду, в него кидают камнями и дразнят мальчишки, взрослые же и вовсе не замечают его. С каждым годом несчастный Юшка становится все слабее от чахотки. Летом, возвращаясь с работы, он встречает прохожего, который начинает потешаться над ним. Впервые Юшка отвечает прохожему, что он также значим, как и он. Прохожий толкает Юшку в грудь, тот падает и погибает. На этом примере видно как черствость жителей городка погубила многострадального человека.
Обратимся к произведению Николая Васильевича Гоголя «Шинель». В повести автор изобразил общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Когда у Башмачкина похищают дорогую шинель, никто не хочет помочь ему в поисках. Авторитетный человек также отказывает ему в помощи. Герой понимает, что остался без шинели, на которую так долго копил. Люди фактически оставляют погибать суровой зимой человека без верхней одежды. Таким образом, равнодушие окружающих становится главной причиной гибели Акакия Башмачкина.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.
ИТОГ: зачтено
Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание
Зорина Анастасия Викторовна
Можно ли равнодушие назвать преступлением? Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Кто-то считает, что равнодушие не является преступлением, ведь это даже хорошо, что люди не лезут в жизнь других, а кто-то уверен, что равнодушие- это фактор, который порождает все остальные опасные преступления. И я соглашусь с последними, ведь равнодушие-это безынициативное, безучастное отношение ко всему окружающему, возникшее в результате потери человечности в людях и ставшее настоящей проблемой современности. Ведь в сегодняшнем мире люди, действительно, стали безразличны ко всему, что происходит вокруг них. Можно увидеть, как люди спокойно проходят мимо совершаемого преступления или мимо тех, кому нужна медицинская помощь, моральная поддержка. И это пугает! Я думаю, что равнодушие можно приравнять к настоящему преступлению, ведь здесь мы тоже переступаем через нормы морали, а иногда и закона. Чтобы точнее сформулировать свою точку зрения, приведу литературные примеры. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч», на примере главного героя показан путь от простоты и сердечности к равнодушию. Дмитрий Старцев, молодой и перспективный врач, влюбляется в девушку, которая злобно пошутила над ним и навсегда оставила в сердце героя тяжелую рану. Теперь герой все больше толстеет, мало двигается, работает только ради денег, становится безразличен к больным и даже отказывается от общения с Катериной, в которую раньше был так сильно влюблен. Разве здесь равнодушие – это не преступление против общества и прежде всего против себя? Этот пример ярко показывает нам путь духовной деградации человека, Дмитрий становится абсолютно равнодушен ко всему, что его окружает: к профессии, к призванию помогать людям, к больным, к любимой девушке и ее семье. Я думаю, что людей, которые способны оставить другого человека в беде и не протянуть руку помощи в тяжелой ситуации, по праву можно назвать преступниками.
Но в литературе мы можем встретить и пример человека, который не смог пройти мимо чужого горя. Так в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» отзывчивый доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, когда те оказываются в затруднительном финансовом положении. Герой осмотрел Мерцаловых, тайком оставил крупную сумму денег на жизнь и ушел, так и не назвав себя. Это настоящее чудо, в которое Пирогов своей помощью заставил поверить семью Мерцаловых. А ведь если бы не этот «чудесный доктор», равнодушие общества привело бы к печальным последствиям: Мерцаловы могли бы погибнуть от холода, голода и различных болезней! Писатель показывает нам пример человека, на которого стоит равняться.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в сегодняшнем мире люди потеряли человечность, которая когда-то жила в их душах, стали равнодушны к другим и начали совершать настоящие преступления против общества- проходить мимо бед окружающих. И это безразличие к чужим судьбам пугает. Давайте же возродим росток сострадательности и чуткости в наших сердцах!
ИТОГ: зачтено
Произведения русской литературы:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Записки из мертвого дома»
А.С. Пушкин «Дубровский», «Братья разбойники», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери»
М.Ю. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресение»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.П. Чехов «На охоте», «Злоумышленник», «В аптеке»
М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль», «Мать»
Ч.Т. Айтматов «Плаха»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
Б. Акунин «Статский советник»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ДЕМОН»
В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» показано, что Демон, изгнанный из рая, влюбляется в девушку Тамару, при первом же взгляде на нее почувствовав «неизъяснимое волненье» и постигнув «святыню любви, добра и красоты». Из-за любви к Тамаре Демон делает ее своею жертвой.
Но Тамара пытается противиться возникшим у нее чувствам к Демону. Героиня предпринимает попытки найти покой, поэтому она умоляет отца отправить ее в монастырь. Тамара боится совершить грех, поэтому она делает всяческие попытки оградить себя от него, защитить себя от искушения «духа лукавого». Тамара хочет остаться верной Богу, она боится стать «жертвой злой отравы». Героиня не хочет совершать преступление против Бога.
Однако даже служба в монастыре не спасает Тамару от любовного чувства к Демону. Поверив его обещаниям и клятвам, Тамара дарит Демону поцелуй. Автор подчеркивает, что «проступок» Тамары был совершен в результате «сомнений», который она, будучи человеком, не могла противиться. За свое преступление Тамара получает смерть.
Но преступление Тамары по-другому оценивается самим Богом. Ангел спускается за душой Тамары, чтобы забрать ее в рай. М. Ю. Лермонтов показывает, что Тамара получила прощение от Бога, потому как она раскаялась в совершенном грехе, осознав всю необходимость верности Богу. На примере Тамары автор выражает мысль о том, что с помощью раскаяния и верности Богу можно заслужить божественное прощение.
В отличие от Тамары, Демону получить прощение от Бога не удается. Причиной непрощения становится гордыня Демона, которая и стала причиной, по которой в свое время он был отречен от небес. Даже любовь к Тамаре не избавляет Демона от надменности и гордыни, от желания противостоять Богу. Преступление Демона оказывается непрощенным из-за отсутствия раскаяния.
М.Ю. Лермонтов показывает: преступления совершили оба персонажа: и Демон, и Тамара. Однако только Тамара получает божественное прощение, в то время как Демон так и остался в полном одиночестве, не имея возможности обрести гармонию с мирозданием и с самим собой. Автор отвечает на вопрос, почему происходит именно так, выражая мысль о необходимости верности Богу и важности любви к нему. Герои поэмы «Демон», по мнению автора, получили то, что они заслужили. Горделивый бунтарь, противостоящий самому Богу, остается обреченным на вечные мучения и одиночество, в то время как раскаявшаяся в грехе Тамара попадает в рай.
Н.М. КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА»
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» продемонстрированы трагичные взаимоотношения между богатым дворянином Эрастом и крестьянкой Лизой. В произведении нет четкого выражения мысли о том, что причиной расставания послужило социальное неравенство, однако читатель понимает, что принадлежность Эраста к дворянской среде, а Лизы – к крестьянской, играло важную роль в их отношениях, поскольку брак между дворянином и крестьянкой в те времена считался недопустимым. Эраст не стал бороться с общественной несправедливостью, не позволяющей ему быть счастливым рядом с крестьянкой, его чувства постепенно угасали. Ошибкой Эраста было то, что он честно и правдиво не рассказал Лизе о том, что у него исчезли чувства к ней. Вместо этого он обманул ее, говоря о том, что «он всегда будет любить милую Лизу», что после возвращения со службы он «уже никогда с нею не расстанется». На самом деле Эраст, «отягченный долгами», думал о том, чтобы жениться на богатой пожилой вдове, чтобы «поправить свои обстоятельства».
Узнав о том, что Эраст собирается жениться на другой, поняв, что он больше не любит ее, Лиза, мучавшаяся от предательства любимого человека, совершает самоубийство. Эраст почувствовал свою вину в случившемся. В повествовании говорится о том, что герой, узнав о судьбе бедной Лизы, «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Эраст понимал, что его ошибочные действия привели к трагическим последствиям. Совесть не позволяла Эрасту быть счастливым: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив». О несчастном существовании Эраста читатель узнает со слов рассказчика, которому герой рассказал историю своих взаимоотношений с Лизой.
Эраст не убивал Лизу собственными руками, поэтому он не получил наказания в соответствии с законом, однако без наказания он не остался. Эраст неравнодушно относится к гибели Лизы, он тяготится тем, что произошло. Автор показывает, что несчастная жизнь и «почитание себя убийцей» – наказание Эраста за обман и предательство Лизы, которые довели ее до самоубийства.
«Преступление и наказание» — роман Ф. М. Достоевского
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» носит исповедальный характер. В ней юноша-послушник убегает из монастыря, чтобы найти себя, оказаться на свободе и прочувствовать все свои переживания. Когда Мцыри был еще ребенком, он оказался в монастыре. Но такая жизнь противоречила природе главного героя. Он не находил себе места в этом спокойном и уединенном пространстве, всей своей душой он осознавал, что его жизнь должна проходить иначе. Монастырь лишил его не только внешней свободы, но и внутренней. Сбежав оттуда, Мцыри наконец познал счастье: оно заключалось в вольной жизни, полной испытаний и опасностей, которые юноша преодолевает. Герой понял, чего ему не хватало, а потому, вернувшись в монастырь, где его душа мечется, как птица в клетке, Мцыри умирает, хоть и с осознанием того, что ему удалось испытать настоящую радость жизни.
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрывает своего героя Печорина с разных сторон: о нем рассказывает его друг, а позже читатель знакомится с дневниками, которые обнажают внутренний мир героя. Печорин старается понять себя, на страницах журнала полностью раскрывает свою душу, не боясь выставить себя слабым и порочным человеком. Он искренне ведет свои записи, вспоминая поступки, которые совершал, и пытаясь их проанализировать. Это первый социально-психологический роман в русской литературе, направленный на откровенный разговор героя с самим собой и читателем.
В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина читатель знакомится с воспоминаниями Петра Гринева, в которых он рассказывает о событиях, полностью изменивших его жизнь. С детства Петруша воспитывался дядькой Савельичем, не тяготел к наукам, а гонял голубей с крестьянскими мальчишками. Он готовился к службе в Петербурге, где, по его представлениям, кипела праздная и веселая жизнь. Но отец не стал потворствовать ему, а отправил служить в Оренбург, в крепость к капитану Миронову. В области как раз в это время бесчинствовал Пугачев. Именно встреча с предводителем восстания стала переломным моментом в жизни Гринева. С этого периода начинается внутреннее преображение Петра из недоросля в достойного и смелого мужчину. Теперь он становится ответственным не только за свою жизнь, но и за других людей. В Гриневе раскрываются такие качества, как смелость, верность своему слову и способность искренне любить. Герой обращается к своему внутреннему Я и находит силы справиться с сложными жизненными обстоятельствами. Благодаря уверенности и нравственности, ему не только удается избежать кары от бунтовщиков, а позже и правительства Екатерины Второй, он также обретает истинное счастье с Машей Мироновой.
В рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев изображает мальчика Витьку, который переживает внутренний конфликт. Чтобы получить от бабушки пряник в форме коня с розовой гривой, Витька отправляется за ягодами с соседскими ребятишками. В процессе сбора земляники друзья подначивают Витю съесть собранное, а, чтобы бабушка не заметила, наполнить туесок травой и только сверху заложить ягодой. Витька вступает в противоречие с самим собой: с одной стороны, ему не хочется обманывать, а, с другой стороны, он не желает показаться трусом. Витька выбирает неправедный путь, который приводит его к угрызениям совести. Внутренняя борьба, связанная с обманом и воровством (мальчику пришлось стащить калач из дома, чтобы никто не проболтался о витькином преступлении) настолько сильно разгорается в душе ребенка, что он не может уснуть ночью и решает рано утром обо всем признаться бабушке. Но и поутру в мальчике борются две невидимые силы: нравственность и страх упасть в глазах бабушки и дедушки. Бабуля все-таки купила ему коня с розовой гривой, а Витька, признав свои ошибки, надолго усвоил урок совести, который он сам себе преподал.
Разговор с собой ведет герой Андрея Платонова Юшка в одноименном рассказе. Он приходит к мысли о том, что нужен людям, поэтому терпит боль и оскорбления, которые причиняют ему окружающие. Общество не способно понять самоотверженного человека, даже дети, глядя на взрослых, позволяли себе унижать Юшку, кидая в него камнями и сыпля проклятиями. А Юшка на них не обижался: он считал, что делают они это не со зла, а просто выпускают пар, приходя домой спокойными и счастливыми. Так герой понимал свое предназначение, которое заключалось в том, чтобы делать людям добро. Причем он не кричал о своих благодеяниях, не ждал, что люди скажут ему спасибо. Юшка помогал окружающим просто, считая это делом своей жизни.
Аргументы по направлению «Разговор с собой» для итогового сочинения 2020-2021
Каждый человек ведёт внутренний монолог с собой; задаёт самому себе важные вопросы, правильные ответы на которые подсказывает ему совесть. Она есть у каждого, и она сопровождает личность на всём её жизненном пути.
Разумеется, не все и не всегда прислушиваются к голосу своей совести: многие стараются его игнорировать или находить отговорки для того, чтобы поступать неправильно. Это не удивительно, ведь идеальных людей не существует.
Каждый человек на протяжении своей жизни не раз задавался вопросами, ответы на которые являются ключом к познанию самого себя. Каково моё предназначение в этом мире? Почему мои чувства идут в разрез с моим разумом? и т.д. Эти вопросы – результат неизбежного желания человека познать и осмыслить себя. Но для самопознания помимо внутреннего диалога важны также реальные действия. Иначе ответы на некоторые вопросы так и останутся в тени.
Итак, внутренний голос – не единственный инструмент самопознания, но всё-таки главный. Ведь именно внутренний диалог заставляет человека задумываться над основными моментами становления себя как личности. Именно факт возникновения внутренних споров, противоречий и конфликтов с самим собой толкает человека на действия, благодаря которым он отыщет единственно верные ответы. Иногда на это уходит целая жизнь, а иногда и жизни мало, чтобы ответить на волнующие вопросы собственного бытия.
Обратимся к произведению Германа Гессе «Демиан», в котором главный герой проходит нелёгкий путь взросления и самопознания. Изначально Гессе показывает, как для главного героя Эмиля Синклера внешний мир делится на светлый (дом, семья) и тёмный (улица). При этом подобное разделение определяет и внутренние противоречия персонажа. На протяжении всей истории прослеживается постоянные размышления Эмиля над своим предназначением. Ему не удаётся найти для себя занятие, а случайные друзья лишь способствуют поглощению его сущности «тёмным» миром. Далее писатель приближает нас к встрече Эмиля с фрау Евой, матерью своего друга. Героя охватывают страсть, мечтания о женщине, но его последующие действия противоречивы – когда фрау готова ответить взаимностью, главный герой просто уезжает прочь. Но мысли Эмиля остаются с Евой, и он ведёт внутренний диалог, призывая её к себе мысленно, оставаясь при этом неподвижным физически. Данное произведение показывает нам, насколько внутренняя неразбериха влияет на стиль жизни человека. Порой самостоятельно разобраться в себе очень непросто.
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Это, пожалуй, самое сложное направление итогового сочинения 2020-2021 года. Почему? Аргументировать свою точку зрения поможет литература современности, а в школьной программе ее нет. Конечно, опытный автор может выкрутиться, используя литературу прошлого, но сама формулировка направления и комментарий от ФИПИ противоречат таким попыткам. Совершенно не понятно, почему программа не соответствует этим запросам. Очевидно, это направление выберут только те выпускники, которые много читают и готовятся поступить на гуманитарный факультет, где требуется расширенное представление о литературе. Будьте осторожны, раскрывая эти темы. Нужно убедиться, что у Вас есть достаточно аргументов для работы с ними. Вопросы могут быть такого типа: Как молодое поколение относится к истории родной страны? Чем интересуется современная молодежь? Как развитие технологий повлияло на молодежь? Чем отличаются представители разных эпох? А вот и книги Вам в помощь:
- «Generation П», В. Пелевин;
- «Виноваты звезды», Джон Грин;
- «Дом, в котором…», Мариам Петросян;
- «Дневник Алисы», Беатрис Спаркс;
- «Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер;
- «Вино из одуванчиков», Рэй Брэдбери;
- «Милые кости», Элис Сиболд.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из самых великих произведений мира, и самым популярным этого автора. Творение писателя, рассказывает нам о тяжелой судьбе, мужчины который из-за глупого поступка потерял смысл жизни. «Преступление и наказание» показывает нам, на что готов пойти человек из-за отчаяния, и что после происходит с его душой.
Главный героем романа Достоевского «Преступления и наказание» является Родион Раскольников. Именно через него автор, показывает читателям свои мысли об определенной теме, и рассказывает о тяжелой судьбе бедного человека.
Раскольников – красивый, умных человек, который владеет потрясающей харизмой и ловкостью, но, несмотря на большое количество положительных сторон, молодой человек очень бедный, ели платит деньги за аренду квартиры и постепенно бросает учебу. У Родиона довольно часто возникает мысль о величии одних людей над другими и именно из-за этой мысли он не может спать ночами. Несмотря на бедное существование, человек относит себя к высшей категории, которые правят мелкими людьми и окружающей серой массой. Именно из-за этой постоянной идеи, Раскольников решается на убийство бедной старушки, чтобы взять ее деньги и использовать для «полезных» вещей. Как сам мужчина считал, что он преобладает над женщиной, поэтому может делать с ней все что захочет.
Однако сам Достоевский показывает в произведении сильные сомнения героя и противоречия в его душе.
Раскольников долго думает над тем, убивать ли старушку или бросить эту глупую затею. Мужчина долго сомневается и даже пару раз отказывался от идеи, но как только узнал, что старушка будет сидеть дома целый день самой, решил все-таки пойти на этот ужасный поступок. Однако место одного убийства, Раскольников совершает два. Он убивает Алену Ивановну и не вовремя вернувшуюся беременную сестру старухи. Родион из-за сильного страха, хватает небольшое количество украшений и убегает от туда прочь.
Совершив этот ужасающий поступок, Родион позабыл о спокойной жизни. Он все время проводит дома в кровати, не спит, так как ему сняться ужасающие кошмары, а также его новым другом, стало одиночество. Раскольников, перестал общаться со старыми знакомыми, он отделил всех людей от себя и даже самого лучшего друга Размихина, свою сестру и мать. В конце концов, мужчина не выдерживает и идет в полицию, чтобы сдаться.
Но, казалось бы, даже пройдя этот ужасный и трудный путь, Раскольников должен поменять свою точку зрения о том, что он относиться к высшему классу. Но это не так. И только в самом конце герой осознает все свои ошибки, поэтому даже в тюрьме решает полностью изменить свою жизнь. Родион, начинает каяться и вновь стает на путь истинный.
После прочтения романа «Преступление и наказание» я долго осмысливал судьбы его героев, и на душе как-то было неспокойно. Как бы поступил я, оказавшись на месте главного героя? Можно ли убить человека, чтобы совершить правосудие? Однозначно нет, что и пытался доказать автор романа.
Да, Раскольников оказался в трудной жизненной ситуации. Он ничем не мог помочь родным. Жизнь общества для него разделилась на нищету и богатство. Но особенно мучило его то, как достается богатство некоторым людям. Несправедливость, обман царили в обществе, где многие еле выживали и никто не мог им помочь. Не мог помочь и Раскольников, поэтому и придумал теорию борьбы со злом.
Почему же он не нашел другого выхода из сложившейся ситуации, ведь мог бы по-другому бороться, а не идти на убийство. Но вначале он был уверен в том, что убив наглую старуху процентщицу, которая отнимала у бедных последнее, он победит зло. Вот если бы он задумался над тем, что убив одну особу, он не спасет весь мир, ведь останутся такие же «старухи» и они будут продолжать грабить людей. Если бы он задумался, прежде чем идти на убийство, что это большой грех лишать человека жизни, то и судьба его бы сложилась иначе. Но он пошел на этот шаг уверенно, протестуя против зла и не ведая, что сам это зло совершает.
В чем-то мне жалко Раскольникова. Ведь молодой же он человек, благородный, искренне многим помогает, но я осуждаю его за опрометчивость и необдуманность его протеста. Хотя, с другой стороны, я одобряю его раскаяние. Ведь только сильный человек мог раскаяться в содеянном зле. Он постепенно понял, что так изменить мир невозможно, его начала терзать совесть, и он признается в содеянном Соне. А вот Сонечка Мармеладова вызвала у меня восхищение.
Именно Сонечка помогла Раскольникову понять его ошибку и сознаться властям в том, что он натворил. У нее очень добрая душа. Ради спасения близких, она принесла себя в жертву и стала проституткой, чтобы хоть как-то прокормить семью. Могла ли она не пойти на такой шаг? Конечно же, она могла жить сама по себе и остаться чистой и непорочной, но поступила так, как велело сердце. Такая хрупкая на вид девушка, а имеет сильную натуру. А еще она умеет прощать. Она простила Раскольникову его грех, ибо и себя считала грешницей. Она пожертвовала собой, отправившись с ним на каторгу и поддержав его.
Роман заставляет задуматься о том, нужно ли совершать преступление, и утверждает мысль о том, что насилие – не путь к освобождению из сложившейся ситуации.
Данное гениальное произведение, вошедшее в число лучших литературных творений мира, написано Федором Михайловичем Достоевским.
Главный герой – это бедный студент Родион Романович Раскольников. Живет он в Петербурге и еле сводит концы с концами. Потому он совершает преступление – убивает старушку и ее сводную сестру, которая не вовремя зашла в комнату, когда герой стирал кровь с топора.
Но почему на самом-то деле Раскольников совершил преступление, которое повлекло за собой цепь различных событий? Из-за бедности или причина другая? Не очевидно, но причина более глубока.
Раскольников хотел проверить теорию Ницше о сверхчеловеке. Сможет ли он убить человека и не испытывать за это чувств вины. И он думал, что спас людей, убив одного человека.
На протяжении всего романа герой пытается скрыться, обмануть всех, придумывает ложные теории, дает неправильные показания и вроде бы все хорошо, но кое-где он прокалывается.
Один из мотивов произведения – за преступлением всегда следует наказание. Оно может быть разных видов: психологическое, физическое, лишение свободы. Мне кажется, что самым тяжелым видом наказания можно считать психологическое наказание, каковое приходит к непсихопату или умалишенному человеку после совершения преступления. Человек начинает извечные самоанализ, самоедство и это хорошо, если этот процесс заканчивается раскаянием.
На Раскольников, вероятно, раскаялся под влиянием другого, оступившегося. Речь идет о Соне. Она занимается проституцией, но Федор Михайлович Достоевский по-прежнему считает ее чистой и невредимой. Под ее влиянием он раскаивается на площади. Его арестовываю и отправляют на каторгу. Верная Соня, которой нечего терять из-за смерти как отца, так и мачехи, отправляется вмести с ним в суровые места. Там они живут вместе. поступок раскаяния Раскольника на площади доказывает то, что он еще способен любить.
Тема в любви романе «Преступление и наказание» является средством душевного исцеления для Раскольникова. Любовь Сони и к Соне толкнула его на этот поступок. Можно считать, что любовь исцеляет всех.
Таким образом, по концепции Достоевского можно считать самым тяжким наказанием психологическое, а лучшим лекарством любовь. Мне кажется, что суть такова.
- Сочинение по роману Дубровский Пушкина 6 класс
В арсенале произведений великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, не мало произведений, в которых отразилось свободолюбие, патриотизм, мудрость вперемешку со вспыльчивостью и дерзостью характера
- Сочинение Мечта и реальность
В настоящее время мы часто слышим о людях, которые, несмотря на все препятствия и проблемы сумели исполнить свою мечту. И уж не знаю, помогли им в этом упорный труд или же везучесть, но факт остается фактом
- Сочинение на тему Внутренний мир человека рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ
Есть много шуток и забавного интеллектуального юмора про богатство внутреннего мира и наличие этого мира как такового. Люди, которые считают человека не более чем просто немного более развитым приматом, вообще не видят в нем
- Образ и характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Произведение Недоросль автор наделяет малым количеством положительных героев и одним из них является образ Правдина. Чиновник, который борется за права человека и пытается уловить
- Новаторство Гоголя сочинение
Н.В. Гоголь — это не только великий писатель и драматург, но и литературный новатор. Под его пером появились оригинальные произведения, отличающиеся от всего, что было до.
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
«Преступление и наказание» — один из многих романов в русской литературе, поднимающих целую серию вопросов о месте человека в мире, его вечном смысложизненном поиске. Герои Достоевского находятся в непрерывной борьбе не только с собственными чувствами, но и с окружающей действительностью, подчас враждебной и несправедливой. Они непременно совершают выбор в пользу того или иного пути, осложненного преградами материального и нравственного характера. Зачастую это путь духовного кризиса, душевных терзаний, ошибок и раскаяния. Роман Достоевского – это история заблудших душ, мятежных, неукротимых в своем стремлении к ответам, бунтующих против внутренней и внешней несвободы, которая заставляет их принимать самые разные решения. Каждый из персонажей представлен читателю как яркий, сильный, самобытный характер, ставящий перед собой цели, ценность которых определяется противоречивостью и глубиной натуры. Поэтому в данной книге мы можем найти прекрасные аргументы для итогового сочинения.
Преступление и наказание (4 вариант сочинение)
Действия в романе разворачиваются в Санкт-Петербурге. Основной герой Родион Раскольников совершает главное преступление в своей жизни. На Родиона обрушивается наказание, которое является основной идеей романа. Парень учится в Петербурге и испытывает настоящую нищету. Родион очень восприимчив. Он много гулял и видел мучения и жизнь простого народа. Раскольников видел бедность, алкоголизм, унижения, смерть и проституцию. Роман писателя стал жестоким вердиктом обществу. Знакомство с Мармеладовым и Соней подтолкнуло студента к бунту. Бедный студент решает отомстить за обездоленного и поруганного народа.
На преступление Родион идет из-за своего безвыходной ситуации. Нищенство подтолкнуло Раскольникова оставить обучение на юридическом факультете. Поскольку у студента не было денег на обучение. У героя повышается озлобленность. Он хочет учиться и радоваться жизни. Унижения и бедность подталкивают героя на преступление. Студент убил старуху-процентщицу ради завладения ее драгоценностями и деньгами. Несмотря на свою цель, Раскольников так и не воспользовался богатством умершей старухи.
Также герой идет на преступление ради своих близких. Его родственники, а именно сестра и мать проживали вдали от Петербурга. Родион получил послание от матери, в котором говорилось, что младшая сестра Дуня собиралась выйти замуж за Лужина ради спасения Родиона и матери. Раскольников не может принять такую жертву. Еще одной причиной убийства считается теория и идея самого героя. Его идея проявляется при размышлениях и спорах с Порфирием Петровичем. Его идея была основана на сословных разрядах. Низкое сословие проживало в настоящей нищете. Люди из низкого слоя считались обыкновенными. Необыкновенные люди относились к высшему обществу и были разрушителями. Богатые люди вправе нарушать закон и оставаться безнаказанными.
Родион использовал теорию в своей жизни и пытался найти свое место в обществе. Раскольников как Наполеон не собирается сдаваться и самоутвердиться. Основываясь на теории, герой пошел на преступление. Потом начались его страдания и мучения. Трагичность героя основана на его ложной теории. Ложная идея завела героя в тупик. Родион отгородился от общества и мира и перестал радоваться жизни. В кульминации романа Раскольников ради искупления признается следователю в преступлении. Перед самым признанием Родиона мучают сомнения. Он решил признаться в совершенном убийстве по совету Сони.
10, 11 класс
Другие темы: ← Двойники Раскольникова↑ ДостоевскийСравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова →
`
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» речь идет о бедном студенте Родионе Раскольникове, о его действиях и мыслях. В какой-то момент молодой человек совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, которая является человеком добродушным и безобидным. Преступление, безусловно, страшное, но стоит ли воспринимать Раскольникова как отрицательного персонажа? Попробуем найти ответ на этот вопрос.
Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.
Раскольников желает следовать своей теории, где все дозволено, но вместе с тем, в его сердце находится огромная любовь к людям. Из этого вытекает жестокое противоречие. Раскольников всей душей ненавидит так называемых «хозяев жизни», но его идеи все больше и больше сближают героя с негодяями Лужиным и Свидригайловым. Оба этих персонажа искренне верят в то, что правда всегда за сильным, а значит сильному все дозволено.
Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.
А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.
Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.
Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.
- Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса
В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь - Сочинение Что можно считать подлинным искусством?
Когда мы говорим о творчестве, то не всегда понимаем, что считается настоящим искусством. Важно уметь различать его с творчеством и ремеслом. Настоящее искусство исходит искреннее и исходит от души человека - Сочинение-описание картины Осень. Веранда Жуковского (6 класс)
По мнению многих художников, осенняя пора – романтичное время года. При этом у одних оно вызывает желание раствориться в природе, получив порцию умиротворения. Других располагает к созданию шедевров.
1. Аль Капоне
Аль Капоне – один из главных среди основателей организованной преступности в Соединенных Штатах Америки в сложные периоды Великой депрессии и сухого закона. Именно с его руки появилось такое понятие как рэкет. Самое известное злодеяние этого человека – так называемая Бойня в день святого Валентина. Родом Капоне из семьи итальянских иммигрантов, живших неподалеку от Нью-Йорка. Так случилось, что вся жизнь их сына оказалась тесно связана именно с итальянской мафией. Он родился в 1899 году девятым ребенком в семье и с детства проявлял легковозбудимый, агрессивный характер. Поступив в школу, постоянно конфликтовал с одноклассниками, в шестом классе же и вовсе напал с кулаками на учителя. После этого случая мальчик бросил школу и связался с бандой, позже ставшей частью известной группировки в Нью-Йорке «Five Points». Всего за пять лет в перестрелках с участием группировки было убито более 500 гангстеров.
Парни занимались в основном нелегальными карточными играми и вымогательством, а для отвода глаз Капоне работал в клубе вышибалой и профессионально играл в бильярд. Несмотря на не слишком высокий рост, он всем казался громилой, благодаря коренастому телосложению. Кроме того, в бильярдной он заработал шрам на лице, оскорбив сестру или жену какого-то бывшего заключенного. Но сам Капоне всегда стыдился этой истории, поэтому придумал другую: будто бы шрам остался у него со времен сражений в Первой мировой войне, хотя на самом деле он даже не служил в армии, не говоря уже о войне. К восемнадцати годам полиция уже подозревала Капоне во многих правонарушениях, в том числе убийствах.
В Чикаго Альфредо почти сразу стал сутенером в каком-то борделе. Надо отметить, что в то время в бандитской среде это считалось весьма унизительным, однако Капоне оказался предприимчивым и превратил низкопробное заведение в успешный бизнес, где кроме борделя были еще казино, тотализатор и пивной бар. Таким образом, заработав огромное количество денег, Альфредо стал главным в чикагском криминальном мире. И одним из первых его нововведений стал рэкет. Другими словами, предприниматели должны были платить ему за спокойную, безопасную жизнь из своей прибыли. За это рэкетиры давали защиту от представителей других банд, а иногда даже от полицейских. Отказаться от данной услуги было невозможно. Несогласных людей почти всегда устраняли.
Характерной чертой периода «правления» этого мафиози являются постоянные жестокие разборки между бандитскими группировками, часто приводящими к гибели участников. Главной целью Аль Капоне всегда было устранение конкурентов. Самая крупная серия убийств гангстеров и стала знаменитой «Бойней в день святого Валентина». 14 февраля 1929 вооруженные люди мафиози вломились в гараж другой банды. Те подумали, что это полиция, и выстроились вдоль стены, где и были тут же расстреляны. Подобные шокирующие случаи имели место не один раз, но долго время не удавалось доказать, что это дело рук Аль Капоне. Только спустя два года после «Бойни» удалось доказать его вину и посадить за решетку. Правда, полный срок он не отсидел, но здоровье подорвал очень сильно и вскоре после освобождения умер в своем загородном доме от инсульта.
2. Бонни и Клайд
Бонни и Клайд — самая известная в мире влюбленная пара, занимавшаяся преступностью. Бонни Паркер родилась в Техасе в семье каменщика. В пятнадцать лет она вышла замуж за мелкого преступника. Однако вскоре он пропал и больше не видел жену, хотя она до последнего дня не снимала обручальное кольцо.
В 19 лет Бонни познакомилась с Клайдом, который был на два года ее старше. К тому времени он уже был закоренелым преступником, специализирующимся на ограблениях мелких магазинчиков. В 1928 он стал вожаком банды преступников.
Клайд научил Бонни обращаться с оружием и стал часто брать с собой на «дело». Попавшись и отсидев небольшой срок в тюрьме, Клайд вышел из нее уже абсолютно другим человеком. Этот перелом произошел после того, как он до смерти избил другого заключенного. Вскоре на счету банды было уже не только множество ограблений, но и тринадцать убийств.
Бонни и Клайд жили как бродяги: спали на улице, питались тем, что удалось раздобыть, пили много алкоголя. При этом они чувствовали себя борцами за справедливость: в период Великой депрессии среди членов преступного мира считалось благим делом отнимать деньги у тех, у кого их было хоть немного. Их ограбления нельзя было назвать крупными, но они всегда были громкими и эффектными, а часто и неоправданно жестокими: например, однажды они убили владельца магазина всего за 28 долларов.
Их очень радовали газетные заметки о себе. Бонни даже занялась пиаром: стала отправлять в редакции их фото с оружием или на фоне угнанных автомобилей. Знаменитые преступники стали вожделенной добычей для ФБР, за их головы назначили круглую сумму. Кроме того, против банды были настроены другие криминальные авторитеты, в том числе группировка во главе с известнейшим Красавчиком Флойдом.
В 1933 году банда угодила в засаду. Некоторые были ранены, некоторые убиты, а один из бандитов – пойман и казнен. Бонни и Клайд двинулись в Техас, чтобы пересидеть некоторое время у родственников, но кто-то из близких сдал их полиции.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон», показывая кровопролитные действия Гражданской войны, выражает мысль о том, что Гражданская война является самым жестоким и самым серьезным преступлением против народа.
Центральный персонаж Григорий Мелехов, вынужденный принимать участие в революционных событиях и событиях Гражданской войны, первоначально не может забыть свое первое убийство, но уже потом он не считает, сколько было убито людей. Авторское недовольство войной видно в следующей фразе: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». В ходе повествования оказываются убитыми настолько большое количество персонажей, что невозможно запомнить не только имена погибших, но и их количество.
Автор демонстрирует чудовищность Гражданской войны, которая разрушает семейные, любовные и дружеские ценности, поскольку из-за разных политических взглядов соседи, друзья, члены одного семейства встают друг против друга. В романе-эпопее выражается мысль о том, что война делает людей жестокими, они привыкают к совершению убийств, война порождает ненависть между людьми, между представителями одного народа, между членами одной семьи. Петр Мелехов о.
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» показано, что на один и тот же поступок учительницы Лидии Михайловны два персонажа смотрят по-разному.
Желая помочь нуждающемуся ученику, который, чтобы не голодать, играет в игры на деньги с другими школьниками, Лидия Михайловна не говорит об этом директору, а старается помочь ему своими силами. Учительница приглашает рассказчика не только для того чтобы помочь ему в учебе, но и для того чтобы накормить его. Лидия Михайловна отправляет ученику посылку с едой, однако из-за чувства собственного достоинства тот отказывается от нее. Но Лидия Михайловна не останавливается в попытках помочь герою, она придумывает некоторую хитрость, предлагая рассказчику играть с ней в «замеряшки», где выигравший получает деньги. Учительница имела следующую цель: проигрывать мальчику для того, чтобы он получал деньги и тратил их на еду.
Так, во время процесса игры в «замеряшки» в комнату Лидии Михайловны зашел директор Василий Андреевич, который даже не попытался понять причин поступка Лидии Михайловны, сразу же отреагировав на него негативно. Василий Андреевич называет поступок учительницы преступлением, растлением и совращением. В ходе повествования читатель понимает, что директор уволил Лидию Михайловну, которая была не только хорошим учителем, но и прекрасным человеком, дававшим школьникам уроки доброты и милосердия.
Если Василий Андреевич считает поступок Лидии Михайловны настоящим преступлением, но другое отношение к нему было у рассказчика, который вспоминал свои школьные годы уже во взрослом возрасте. Рассказчик с теплотой вспоминает свою учительницу французского языка, которая не только привила у него любовь к предмету, но и научила его урокам нравственности. То, что сделала для рассказчика Лидия Михайловна, навсегда осталось в его памяти. Рассказчик ценит то, что ради того, чтобы помочь ему преодолеть послевоенные трудности в виде голода, она пожертвовала собственной карьерой. Через отношение рассказчика к поступку Лидии Михайловны выражается авторская позиция: игра в «замеряшки» была подвигом учительницы, а не преступлением, как это оценил директор школы, который заметил только отрицательные моменты в поступке Лидии Михайловны, не обратив внимания на то добро, которое несла учительница.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Основой сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» является то, что государство ради строительства гидроэлектростанции, которая нужна для оснащения всей страны энергией, хочет затопить деревню-остров Матеру. Для этого оно занимается переселением жителей Матеры в город. Автор показывает, что молодые люди рады переехать из деревни в город, многие из них положительно относятся к техническому прогрессу в виде строительства ГЭС, кто-то и вовсе помогает в разрушении домов на территории острова, получая за это компенсацию.
В.Г. Распутин показывает, что ради технического прогресса люди готовы затопить целые края, уничтожив вместе с ними всех находящихся там представителей флоры и фауны. В повести выражается мысль о жестокости людей, которые ради достижения своих целей и удовлетворения собственных потребностей готовы пойти на преступление против самой природы. Автор подчеркивает, что люди, затапливая Матеру, приносят вред не только природе, но и самим себе, поскольку уничтожение животного и растительного миров и строительство гидроэлектростанции не может положительно сказаться на экологической ситуации в стране и на всей планете. В повести показано преступление против всего человечества.
Аморальным является и то, что люди, поддерживающие технический прогресс в виде строительства ГЭС, тем самым поддерживают затопление могил своих захороненных близких родственников и далеких предков. Безнравственно также то, что представители молодого поколения спокойно и даже с радостью покидают свою малую родину, с которой связано их детство и жизнь родственников, равнодушно относясь к ее затоплению. Незаинтересованные в сохранении связи со своими предками и с природой, безразлично относясь к чувствам родителей, бабушек и дедушек, они самостоятельно лишают себя нравственных начал. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?».
В.Г. Распутин находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры и переезду в город, которые против безнравственного и даже преступного отношения к малой родине, природе и человеку.