Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на госзадание: поступление и расходование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бюджетникам выделяются государственные и муниципальные средства на ведение закупочной деятельности в рамках 44 ФЗ. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Код КОСГУ для медицинских расходных материалов
Какой код КОСГУ применять для медицинских расходных материалов, учитываемых на счете 105.36, – 341/441 или 346/446?
Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (в ред. от 30.11.2018), далее — Порядок №209н, а также методическими рекомендациями по применению КОСГУ, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, предусмотрена детализация статей 340, 440 КОСГУ подстатьями по видам материальных запасов.
Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н:
«11.4.1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.»
«11.4.6. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:
- запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное;
- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- кухонного инвентаря;
- кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
- материальных запасов в составе имущества казны, в том числе входящих в государственный материальный резерв;
- бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
- другие аналогичные расходы.»
КОСГУ для продукции, товаров
По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?
В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.
Есть две позиции:
- для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.
Структура разделов, порядок формирования
В соответствии с ПП РФ № 640, форма государственного задания состоит из нескольких частей — отдельного раздела по каждой госуслуге и общих разделов. Структура госзадания такова:
- Часть 1. Сведения об оказываемых государственных услугах.
- Часть 2. Сведения о выполняемых работах.
- Часть 3. Прочие сведения о госзадании.
Так как госзадание — это свод нормативов и расчетов по госуслугам, в него, помимо основных сведений, необходимо включить:
- критерии предоставления госуслуги (потребители, перечень услуг с кодировкой, показатели качества и объемов, допустимые отклонения и т. д.);
- порядок контроля выполнения (основания досрочного прекращения, формы и сроки контроля, требования к отчетности о выполнении и прочие условия контроля).
В ст. 69.2 БК РФ указано, на что выделяются субсидии на основании государственного задания, — на реализацию основных направлений деятельности (оказание услуг) учреждения. Направление расходования средств указывается в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Субсидии рассчитываются как произведение цены услуги и количества пользователей. В некоторых случаях выделенная субсидия на госзадание — это единственный источник финансирования. Но для организаций не исключена и возможность частичного распределения ассигнований от государства, местного бюджета и приносящей доход деятельности. Например, перечисление родительской платы за детский сад является частью оплаты госуслуги.
Часто организация предоставляет несколько госуслуг. Расчет каждой из них определяет выделяемый объем денег, а сумма по всем госуслугам составит совокупное финансирование ГЗ.
Расчет несложен, затруднения возникают при учете расходов по каждому отдельному источнику поступления средств. Учет затрат на исполнение ГЗ — достаточно трудоемкий процесс, если предоставляется несколько услуг. Раздельный учет субсидии на выполнение государственного задания в учреждении по каждому направлению существенно упростит составление отчетов о выполнении ГЗ и ПФХД.
Субсидирование ГЗ идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств. Все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках Федеральной контрактной системы — по нормам 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ. Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.
Для автономных учреждений действуют иные правила. Если такие организации получают субсидиарные средства на выполнение госзадания, а цель их субсидирования — капитальные вложения, то целевые заказы ведутся по 44-ФЗ (Письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Субсидирование на иные цели используется на усмотрение автономного заказчика — он вправе осуществлять закупки как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Аналогичное правило распространяется и на средства, полученные от предпринимательской деятельности. Если автономное учреждение не разместит в Единой информационной системе положение о закупке в установленный срок, то проводить заказы по 223-ФЗ у него не получится. Об этом говорится в ч. 4 ст. 8 223-ФЗ.
Курс повышения квалификации Государственные и муниципальные учреждения: новое в ведении учета, составлении отчетности в 2020 году. План финансово-хозяйственной деятельности учреждения
- Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях вступающие в силу с 1 января 2020 г., обзор планируемых проектов 2020–2021 гг. Новый порядок расчета субсидии на выполнение госзадания, особенности планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Для кого Для бухгалтеров и экономистов бюджетных, автономных, казенных учреждений Программа
- Проекты ФСБУ ОГС для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, вводимые в действие в 2020–2021 гг.
- Приказ Минфина России от 19 марта 2019 г. № 45н об утверждении программы разработки ФСБУ для организаций госсектора на 2019–2021 годы.
- Обзор федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вводимых к применению с 1 января 2020 года по отдельным видам имущества (запасы, непроизведенные активы, нематериальные активы), обязательств (выплаты персоналу, резервы), видам деятельности (долгосрочные договора, совместная деятельность, концессионные соглашения) и раскрытия информации в отчетности.
- Вступление в силу ФСБУ «Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей» и «Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета».
- Перспективы бюджетной реформы и развития бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетный процесс на плановый период 2020–2021 гг.
- Регулирование информационного обеспечения бюджетного процесса. Положения, направленные на создание федеральной государственной информационной системы в сфере управления государственными финансами.
- Планируемые стандарты ФСБУ:
- «Совместная деятельность»;
- «Выплаты персоналу»;
- «Затраты по заимствованиям»;
- «Непроизведенные активы»;
- «Информация о связанных сторонах».
- Новый принцип распределения доходов бюджета. Урегулирование вопросов зачисления в бюджет отдельных видов платежей.
- Новый принцип распределения расходов. Ведение реестра расходов бюджета с указанием источника финансирования. Разделение публичных обязательств на нормативно-правовые и договорные обязательства.
- Вступившие в силу федеральные стандарты бухучета для организаций госсектора:
- «Доходы» Приказ Министерства финансов России (№ 32н от 27.02.2018);
- «Отчет о движении денежных средств» (№ 278н от 30.12.2017);
- «Влияние изменений курсов иностранных валют» (Приказ Министерства финансов России от 30.05.18 № 122н), «Непроизведенные активы» (от 28.02.18 № 34н);
- «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 37н от 28.02.18);
- «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (№ 274н от 30.12.17).
-
Правила применения КОСГУ с 1 января 2019 г. Приказ Министерства финансов России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»:
- «Доходы»;
- «Расходы»;
- «Поступление нефинансовых активов»;
- «Выбытие нефинансовых активов»;
- «Поступление финансовых активов»;
- «Выбытие финансовых активов»;
- «Увеличение обязательств»;
- «Уменьшение обязательств».
- Порядок внесения изменений в обоснования сметных показателей, формирование смет на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. Особенности отражения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов.
- Формы бюджетной отчетности для главного распорядителя расходов бюджета, администратора расходов бюджета. Методика планирования и обоснования бюджетных ассигнований.
- Программно-целевое планирование. Планирование на основе разработанных дорожных карт развития учреждения. Планирование на основе государственных (муниципальных) заданий.
- Инструменты бюджетного планирования и бюджетирования по результатам. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД).
- Распределение накладных (косвенных) расходов учреждения между видами деятельности (КФО) на стадии составления финансового плана.
- Калькуляция полной стоимости услуг. Ценообразование.
- Новый порядок расчета субсидии на выполнение госзадания на 2020 год. Учет затрат, произведенных за счет субсидий или за счет предпринимательской деятельности (КФО 4, КФО 2), с целью формирования себестоимости.
- Бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Налоговый учет затрат.
- Определение выручки для целей налогообложения (НДС и налога на прибыль организаций).
- Особенности планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждений на 2020 год. Формирование обоснования (расчета) плановых показателей по выплатам и поступлениям.
- Учет затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг. Общие принципы формирования расходов по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Санкционирование расходов учреждения (требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, отражение в бухгалтерском учете плановых назначений, принимаемых и принятых обязательств, отложенных обязательств и операций их корректировке).
- Составление и утверждение бюджетной ро��писи. Составление плана (сметы) доходов и расходов бюджетной организации. Составление смет для тендеров. Экономическое обоснование заявки на участие в торгах.
- Методология оценки расходов, стоимости услуг в бюджетных учреждениях.
- Обзор основных нарушений по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Бухгалтеры-члены ИПБ могут получить сертификат о 40-часовом повышении профессионального уровня. Для оформления сертификата предоставьте копии членского билета и аттестата ИПБ России, а также копию документа, подтверждающего оплату членских взносов.
Стоимость обучения с получением сертификата ИПБ — 40 850 р.
Сроки предоставления субсидии
Сроки предоставления субсидии, как правило, фиксируются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой частью Соглашения. Соглашение с автономным учреждением предполагает выделение субсидии ежеквартально.
Вместе с тем в тексте Соглашения можно предусмотреть особые случаи исчисления сроков и построения графиков, например зафиксировать, что в случае, когда срок окончания выполнения работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в государственном задании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений хозяйствующих субъектов график может формироваться путем как пропорционального (по отношению к временному промежутку) предоставления денежных средств, так и определения иных параметров.
Например, можно установить, что учредитель осуществляет перечисление субсидии бюджетному учреждению равными долями четыре раза в год в следующие сроки:
- 1/4 общего объема субсидии перечисляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения Соглашения;
- остаток общего объема субсидии перечисляется соответственно во II, в III и IV кварталах текущего года в течение 10 рабочих дней после получения учредителем отчетных сведений, указанных в соответствующем подпункте Соглашения, за предыдущий отчетный период.
Субсидия и учетная политика
Особенности отражения в бухгалтерском учете операций с субсидиями должны быть раскрыты в учетной политике учреждения.
Поскольку субсидия является одним из видов целевых средств, выделяемых учреждениям на определенный срок для достижения установленных целей, достижение соответствующих целей является одним из факторов, регламентирующих порядок отражения субсидий в бухгалтерском учете.
В учетной политике учреждения в целях бухгалтерского учета должно отражаться следующее:
- момент начисления субсидий в качестве доходов;
- перечень документов, служащих основанием для отражения операций с субсидиями.
Основанием для отражения субсидии в составе доходов для целей бухгалтерского учета рекомендуется считать отчет о целевом использовании средств, утвержденный учредителем.
Очевидно, что день утверждения такого отчета в данном случае будет считаться датой признания средств субсидий в доходах учреждения.
При этом в целях бухгалтерского учета возможны несколько вариантов отражения таких операций.
1. Начисление субсидии по факту достижения цели. Такой вариант начисления доходов позволяет учредителю не просто контролировать перечисление денежных средств учреждению, а отслеживать ситуацию с достижением целей, на которые дается субсидия. Другими словами, при использовании этого варианта начисление доходов осуществляется при подтверждении учредителем их целевого использования.
Пример 1. По Соглашению, заключенному между учредителем и образовательным бюджетным учреждением, размер субсидии на выполнение государственного задания на 2012 г. составляет 8 000 000 руб. Перечисление денежных средств согласно календарному плану в 2012 г. производится учредителем ежеквартально в размере 2 000 000 руб. не позднее 12-го числа первого месяца квартала на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.
Кроме того, в соответствии с условиями Соглашения учреждение не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет учредителю отчет о выполнении задания за истекший квартал.
В бухгалтерском учете учреждения за I квартал 2012 г. операции по начислению доходов в виде субсидии отражаются следующим образом.
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
В этом случае полученная учреждением субсидия на I квартал по состоянию на 1 апреля в доходах не отражается, поскольку на отчетную дату учредителем не подтверждено целевое использование данных средств.
Во II квартале (10 апреля) на основании утвержденного учредителем отчета об использовании субсидий делаются записи по начислению дохода на сумму 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».
2. Начисление доходов по факту поступления субсидии. В учетной политике учреждения можно предусмотреть начисление доходов в виде субсидий в момент поступления их на лицевой (расчетный) счет учреждения. В этом случае учреждение одновременно делает бухгалтерские записи по поступлению денежных средств и по начислению доходов.
Пример 2. Рассмотрим порядок отражения операций по начислению доходов в момент поступления средств на лицевой счет учреждения, воспользовавшись условиями примера 1.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны такие записи:
- поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
- начислен доход (12 января) — 2 000 000 руб.:
Получение и возврат средств
Регламент перечисления финансирования БУ, АУ прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования. Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания. Организация-заказчик должна планировать закупки по этому источнику финансирования в соответствии с графиком.
В случае невыполнения БУ, АУ госзадания или отдельных показателей ГЗ, МЗ у организации должны остаться неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).
Порядок расходования денег на выполнение государственных задач
Как уже было отмечено, субсидия имеет строго целевое назначение и используется только в рамках определенного проекта. Поэтапная процедура получения и использования активов, а также формирование отчетной документации выглядит следующим образом:
- Государство разрабатывает для муниципальных образований четкую цель.
- На расчетный счет исполнителя поступает сумма, достаточная для реализации мероприятий.
- После каждого использования финансовых активов специалисты отчитываются перед курирующей структурой.
- По завершении работ и достижению цели готовится итоговый акт.
- После принятия проекта составляется документ о целевом расходовании отчислений. Бумага передается в уполномоченный орган исполнительной власти.
Как правило, при наличии экономии, выраженной остатком на счете исполнителя, госорган не предпринимает попыток вернуть средства. Они остаются в распоряжении АУ и подлежат распределению между работниками в качестве премиальных выплат.
Проводки при учете целевых субсидий
Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:
1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).
*(1) Это:
— Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»;
— Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».
*(2) Приказ Минфина России от 27.02.2018 N 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы».
Начисление субсидии на госзадание на 2021 год проводки
Субсидии на исполнение заданий подразделяются на эти виды:
- Целевое субсидирование. Деньги выдаются под определенные цели.
- Средства на оказание услуг. В рамках задания у учреждения может возникнуть необходимость в оказании государственных услуг. В этом случае субсидии предоставляются именно на оказание этих услуг.
- Разовые субсидии. Деньги в данном случае направляются на финансирование мероприятий.
Вид предоставляемой субсидии зависит от конкретного задания.
Важно правильно рассчитать субсидию на выполнение задания. При определении финансирования учитываются эти направления трат:
- Непосредственно для оказания услуги.
- На общехозяйственные нужды.
- Потребление электроэнергии в объеме 10% от общих трат учреждения на оплату электроэнергии.
- Расход тепловой энергии в объеме 50% от общего размера трат на оплату отопления.
- Оплата налогов.
Деньги предоставляются на основании соглашения о порядке передачи субсидии.
Остатки субсидии на выполнение госзадания можно потратить на цели, для которых создавалось учреждение.
Финфин сообщил, что при таком расходовании остатков субсидии нужно учесть направления для расходования средств, которые предусмотрены планом финхоздеятельности.
Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками
В случае использование не всей выделенной суммы субсидии на реализацию задания исполнитель обязан вернуть. При расчете размера учитываются показатели готового заказа и отклонения. Данная операция отображается документально.
Внимание! Рекомендуется приложить уточнение всех затрат, где видно остаток. Так исполнитель сможет избежать вопросов со стороны проверяющих организаций.
Определены случая, когда РФ выделяет деньги свыше рассчитанной суммы и это обязывает при использовании не всех средств произвести возврат. Для этого совершаются следующие действия:
- Составить акт использования средств. Документ подготавливается после окончания работ. Он содержит сведения о размере денег, которые подлежат возврату;
- Госорганы рассматривают предоставленный акт и выносят решение о нецелесообразности остатка финансовой помощи;
- Бухгалтерия предприятия возвращает деньги на указанные реквизиты;
- Представитель учреждения обращается в госорган и представляет документы, которые подтверждают факт возврата денег.
Законодательные акты закрепляют основания, наступление которых обязывает получателя вернуть деньги:
- необходимый объем субсидии на выполнение государственного задания не достигнут;
- качественные показатели на ненадлежащем уровне.
В случае уменьшения размера денег данный факт отображается в таких проводках:
Дебет | Кредит | Наименование |
ДТ420531560 | КТ420111610 | Полная отмена первоначальной операции |
ДТ420531560 | КТ420111610 | Исключение части субсидий с РС |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством