Принят закон об упрощенном назначении пенсий с 2022 года: кого он затронет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принят закон об упрощенном назначении пенсий с 2022 года: кого он затронет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Упрощение процесса оформления льгот, изменение возраста, минимального стажа и индивидуального пенсионного коэффициента для выхода на пенсию, повышение пенсий, социальных доплат к ним и фиксированной части пенсии. О таких изменениях в новом году рассказал портал «Госуслуги» в своем Telegram-канале.

Поэтапное повышение срока выхода на пенсию

Учитывая, что принятие подобного закона было неизбежно, в общем и целом, способ его вступления в силу можно назвать максимально щадящим. Посмотрим на поправки, внесенные в законопроект Администрацией Президента и, разумеется, поддержанные депутатами Думы:

  • Уменьшен запланированный пенсионный возраст для женщин. Первоначальный законопроект содержал цифры 63 и 65. То есть, женский возраст ухода на пенсию увеличивался на 8 лет, что с демографической точки зрения понятно, поскольку женщины в среднем живут на 10 лет дольше мужчин. В некоторых западных странах пенсионный возраст обоих полов одинаков. Но женщинам России повезло – феминизм еще не полностью победил в нашей стране, поэтому женщины по-прежнему становятся пенсионерами на целых пять лет раньше мужчин. Итоговые цифры – 60 и 65 лет.
  • Предусмотрен льготный пенсионный срок для матерей, родивших (усыновивших) и вырастивших больше двоих детей. Матери троих детей пойдут на пенсию на 3 года раньше. Матери четырех – на 4. Воспользоваться этим правом женщины смогут в 2022 году. Пять и более детей позволяли матерям раньше выйти на пенсию и по прежнему законодательству. Данный порядок сохранен, и многодетные матери вошли в список тех, кого пенсионная реформа не затронет, в том смысле, что для них срок останется прежним – 55 лет.
  • Установлен льготный порядок для тех, у кого пенсия «стояла на пороге». начиная с нынешнего года пенсионный возраст растет на год каждый год. То есть, в 2022 – это 56/61, в 2022 будет 57/62 и так далее. Пока в 2023 новый возраст не увеличится на 5 лет, и это станет новой нормой. Так вот в 2022 и 2022 году люди будут уходить на пенсию не на год и два позже, а на полгода и полтора года. Полгода им «скостили», чтобы уменьшить стресс для самых старших предпенсионеров, «попавших под реформу». Это мужчины 1959-1060 годов рождения и, соответственно, женщины на пять лет их младше — родившиеся в 1964-1965.

Минимальная пенсия по старости в 2023 году: размер для неработающих и работающих пенсионеров, таблица по регионам

Довольно важным показателем в системе пенсионного обеспечения является минимальный размер пенсии по старости. Ведь пенсионерам важно понимать нижний предел той суммы, которую они гарантированно будут получать после ухода на заслуженный отдых. Для расчета минимального размера выплаты по старости применяется формула, учитывающая индивидуальные показатели для каждого гражданина.

Исходя из минимальных требований для назначения пенсии, можно рассчитать минимальный размер пенсии по старости в 2023 году:

  • минимально необходимое количество пенсионных баллов — 25,8;
  • стоимость одного балла c 1 января 2023 г. — 123,77 руб.;
  • размер фиксированной выплаты — 7567,34 руб.

С учетом этих данных можно рассчитать, что минимальная страховая пенсия по старости в 2023 году составит 10760,61 руб. Ежегодно эти показатели индексируются, а значит и будет увеличиваться минимальный размер выплаты.

В случае, если размер выплаты не дотягивает до величины регионального прожиточного минимума, неработающий пенсионер вправе получить социальную доплату к пенсии. В таком случае минимальная выплата будет определяться величиной прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. К сожалению, для работающих пенсионеров такая доплата не полагается.

Минимальный размер пенсии в 2023 году

Минимальным размер пенсии будет в том случае, если входящие в формулу величины будут иметь свои наименьшие значения. Следовательно, в формуле мы должны подставить минимальные требования к пенсионерам в 2023 году, то есть количество баллов будет равно 25,8. Фиксированная выплата с 1 января 2023 года будет равна 7567,34 руб., а стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента — 123,77 руб. Таким образом:

СПст = 25,8 × 123,77 + 7567,34 = 10760,61 руб.

То есть минимальный размер страховой пенсии по старости в 2023 году составляет 10760,61 руб..

Ежегодно изменяются нормативы по минимальному количеству баллов, необходимому для назначения пенсии по старости. Изменения будут производить в соответствии с данными таблицы:

Год Сколько баллов нужно для пенсии
2022 23,4
2023 25,8
2024 28,2
2025 30
Читайте также:  Наезд на пешехода по вине пешехода или водителя: помощь адвоката

Есть заблуждение, что на размер пенсионного обеспечения влияет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но это не так. В пенсионном обеспечении данная величина используется исключительно для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд России от самозанятого населения, которое заключило соответствующие договоры с ПФР и уплачивает страховые взносы за себя.

Сколько стоит пенсионный балл в 2022 году

Стоимость одного балла ИПК ежегодно устанавливается государством. Точнее будет сказать, что она установлена еще в 2015 году, но с тех пор ежегодно индексируется, следовательно, повышается. Актуальная индексация была проведена 1 января наступившего 2022 года.

На данный момент стоимость одного ИПК для пенсионеров, которые не работают, составляет 87, 24 рубля. ИПК работающих пенсионеров сохранили то значение, которое было актуально на момент оформления ими пенсии.

Чтобы узнать размер страховой части своей пенсии, необходимо имеющееся на счету количество баллов умножить на актуальную в данном году стоимость 1 балла ИПК.

Пример расчета

У неработающего пенсионера А на лицевом счету 60 баллов ИПК. Их количество нужно умножить на 87,24 рубля.

60 *87,24=5234,4 рубля. Это и будет размер страховой части пенсии А.

Однако, если бы А продолжал работать, его баллы следовало бы умножить на ту стоимость пенсионного балла, которая была актуальной в год его выхода на пенсию. С 2016 года индексация стоимости ИПК для работающих пенсионеров не производится.

Данные по годам приведены в таблице ниже

Время выхода на пенсию

Стоимость 1 ИПК

До 1 февраля 2016

71,41 рубля

С 1 февраля 2016 до 1 февраля 2017

72,27 рубля

С 1 февраля 2017 до 1 января 2018

78,28 рубля

С 1 января 2018 до 1 января 2022

81,49 рубля

С 1 января 2022

87,24 рубля

Как рассчитать минимальный размер пенсии?

Для расчета минимального размера выплаты по старости используется общая формула, по которой рассчитывают величину страховой пенсии. Статьей 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» (основного документа, регулирующего пенсионное обеспечение граждан со страховым стажем) утверждена следующая формула расчета:

СП = ИПК * СПК + (ФВ * КвФВ),

где:

СП — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии;

КвФВ — коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.

Нормативы по стоимости балла и величине фиксированной выплаты берут для того года, в котором пенсионер выходит на пенсию. Требование к минимальному количеству баллов для выхода на пенсию тоже зависит от даты оформления выплат.

Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).

С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).

К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.

Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.

Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.

Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.

Варианты исчисления выплаты

Запомните основное требование, что в алгоритм просчета не добавляются декретные выплаты и отпуска за свой счет. Помимо этого, общая процедура исчисления пособия такова:

  1. При отсутствии вышеуказанных событий средний доход можно узнать посредством суммирования всех полученных зарплат за год и поделить полученную цифру на 12.
  2. Жителям Крайнего севера к пенсии насчитывают повышающие коэффициенты, что значительно увеличивают сумму к получению ими на руки.
  3. Если у человека есть периоды декретов или неоплачиваемых отпусков в последнем году работы, то тогда годовой заработок делится уже не на 12, а на общее отработанное время в году и находится произведение полученного показателя и 12.

Хотя законодатели тщательно старались все продумать, недостатки в принятой схеме все же присутствуют. Сумма пенсий зачастую меньше получения страховой пенсии по трудовому стажу для обычных людей, что не трудились на благо отчизны. Следовательно терялся всякий смысл оформлять пенсию по выслуге лет, в то время как за общий стаж труда можно было получить большую цифру.

Важный условием, о чем не стоит забывать, выступает наличие минимума установленного нормативными документами стажа труда на госдолжностях. Также огромное значение имеет возраст будущего пенсионера, так как с момента принятия нового пенсионного законодательства каждый год он будет повышаться (ФЗ № 400). Условия для получения права на пенсию госслужащим таковы:

  1. Иметь в распоряжении достаточное количество лет страхстажа.
  2. Быть в возрасте, допустимом для ухода на отдых.
  3. Не состоять на должности в момент обращения в пенсионный орган для присвоения выплаты.
Читайте также:  Как правильно заверить копию трудовой книжки

Таким образом вся госслужба вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение, состоящее из двух частей:

  1. Пенсия за выслугу лет при выполнении вышеоговоренных условий (N 166-ФЗ).
  2. Часть страхпенсии по возрасту

Делая вывод из это нормы, можно утверждать, что все госслужащие в итоге просчета получать две пенсии. Страховая пенсия состоит из той части, что присваивается после оформления выплаты за выслугу лет. Новое нормотворчество изменило не только общий подход к понятию пенсии, н и естественно алгоритмы ее просчета.

Много говорится о страховой доли в общей величине выплаты. Это своего рода соотношение всего пенсионного капитала к выбранному периоду для расчета пособия, исчисляемый месяцами.. это капитал накапливается в момент от назначения пенсии по выслуге и временем уходя на отдых человеком по факту.

Знайте, что теперь добавлен к страховому стажу отпуск по уходу за ребёнком. Трудоспособный и активный человек вполне может повысить свою часть страховой пенсии, продолжая трудиться и на пенсии на своей или иной должности. Это поможет быть ему более социально защищенным после ухода на пенсию.

Отличие трудового и страхового стажа

Так чем же отличается трудовая и страховая пенсия, может это тождественно равные понятия? Нет, это ни одинаковые понятия, и не тождественно равные. Чтобы понять отличие этих двух понятий, нужно понять отличие между страховым и трудовым стажем.
Трудовой стаж – это общее количество лет, в течение которого субъект официально работал у конкретного работодателя. При этом о таком факте есть запись в трудовой книжке.

Страховой стаж – это то количество лет, в течение которого работодатель не просто нанимал на работу субъекта, но также и платил за него средства в ПФ.

Кажется, что разницы нет, поскольку каждое предприятие по действующему законодательству обязано за каждого своего сотрудника платить взносы. Но на практике получается совсем другая ситуация, особенно это касается тех компаний, которые работали в 90-х годах. Фактически, предприятие работало, платило зарплату работникам, но никаких взносов в ПФ и другие фонды не перечисляло.
Таким образом, получается, что человек может проработать на конкретном заводе 5-10 лет, исправно выполняя свои функциональные обязанности, но впоследствии не получить свое право на пенсию. Поэтому лучше всего и сейчас проверять своего работодателя на мошенничество. Для этого можно зайти в личный кабинет на сайте ПФ и просмотреть информацию о своем страховом стаже. Если нет возможности проверить сведения через интернет, то можно обратиться напрямую за консультацией в ПФ.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Размер социальной пенсии — таблица

Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:

Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)

пенсионерам по старости
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам
16619,39 17167,83 (прибавка 548,44 руб.)
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)
инвалидам 2 группы
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 3 группы
5886,14 6080,38 (прибавка 194,24 руб.)
детям по случаю потери кормильца
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)

Индексация надбавок к военной пенсии

Помимо самой пенсии, для военных пенсионеров предусмотрены определенные социальные надбавки. Их размер исчисляется в зависимости от величины социальной пенсии по старости, установленной Правительством РФ на конкретный период.

Ежегодно с 1 апреля соцпенсию индексируют, за счет чего увеличиваются и надбавки военным пенсионерам.Например, с 1 апреля 2023 года социальные пенсии планируют повысить на 3,3%. Следовательно, надбавки для военных тоже увеличатся на 3,3% с 01.04.2023 г.

За счет проведения индексации (предварительно на 3,3% с 1 апреля) пенсионные доплаты изменятся следующим образом:

  • надбавка за иждивенца вырастет с 2215,95 до 2289,07 руб.;
  • инвалидам 1 группы — с 6924,83 до 7153,35 руб.;
  • военнослужащим, ставшим инвалидами из-за военной травмы:
    • 1 группы — с 20774,49 до 21460,05 руб.;
    • 2 группы — с 17312,08 до 17883,38 руб.;
    • 3 группы — 12118,45 до 12518,36 руб.;
  • ветеранам боевых действий — с 2215,95 до 2289,07 руб. и так далее.
Читайте также:  Как происходит выход из СНТ в 2020 году

Что предусматривает новый закон в 2022-2023 годах

Законом внесены поправки в ряд законодательных актов, в том числе, в главный пенсионный закон. По ФЗ-400 граждане имеют право на назначение пенсии на два года раньше общего срока (но только по достижении «советского» пенсионного возраста), если у них накоплен достаточно длительный страховой стаж. Длительность стажа должна быть 42 года для мужчин и 37 для женщин.

В этот длительный стаж раньше, до принятия ФЗ-419, мужчинам не засчитывалась служба в армии, что ставило отслуживших и не служивших мужчин в разные условия. Вообще при его расчете принимались раньше во внимание только периоды работы и нахождения на оплачиваемом больничном.

Назначение досрочной пенсии по 419-ФЗ от 04.11.2022 года производится следующим образом:

  • армейская служба по призыву засчитывается мужчинам в длительный стаж для назначения досрочной (на два года раньше) пенсии;
  • кроме того, в данный стаж по ст. 8 ФЗ-400 засчитывается периоды участия в СВО в период прохождения военной службы, периоды участия в СВО в период нахождения в добровольческом формировании;
  • для участников СВО периоды участия в ней засчитываются в стаж в двойном, а не стандартном, размере.

То есть, один день участия в СВО засчитывается в льготный длительный стаж как два дня.

Увеличение пенсионных выплат

В начале года пенсии были традиционно проиндексированы, размер изменений в этот раз составил 7,05%. Были сделаны прогнозы, согласно которым средняя прибавка к выплате будет в размере 1 тыс. рублей, а средний объем выплат по стране будет равен 15430 рублей. Но после проведенной индексации многие получатели пенсионных выплат не ощутили увеличения – из-за большой разницы размера пенсий в различных субъектах РФ. Тем, чьи выплаты не доходят до показателей ПМ, региональные власти доплачивали из местного бюджета, а после зимней реформы размер муниципальных доплат уменьшился за счет увеличения федеральный платежей.

Правительство, в лице президента РФ, отметило несправедливость подобного подхода. В результате был подготовлен указ о пересчете пенсий граждан, чьи выплаты меньше установленного ПМ – их сначала нужно довести до нужного размера и только потом увеличивать ежемесячные начисления.

Таким образом, минимальный объем пенсионных выплат будет превышать показатель ПМ на процент индексации и ЕДВ.

Данный законопроект был единогласно принят 12 марта 2018 года.

Пособие по инвалидности

Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2022 году размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составляет 71 787 тенге (1,92 ПМ), II группы – 57 206 тенге (1,53 ПМ), III группы – 38 885 тенге (1,04 ПМ).

С 1 января 2023 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности будут повышены на 8,5% в связи с изменением величины ПМ.

Размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составит 77 889 тенге (1,92 ПМ), II группы – 62 068 тенге (1,53 ПМ), III группы – 42 190 тенге (1,04 ПМ).

Пособие по потере кормильца

Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Сейчас действуют такие размеры пособий:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
  • при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).

В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
  • при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *