Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Росприроднадзор в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.
П2 отходы штраф за просрочку сдачи в 2020
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
Ответственность плательщика (увеличенные штрафы, концепция вины)
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Стоит иметь в виду, что цена подготовки отчета 2-ТП (воздух) гораздо ниже штрафа. Сам отчет вы можете оформить несколькими путями: Воспользоваться On-line или off-line модулем «Заполнение форм статистической отчетности» на сайте ФС госстатистики.
в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 9 Указаний, через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора («Личный кабинет»). 2. в случае, если среднесписочная численность сотрудников респондента за предшествующий период составила от 25 до 99 человек, то при отсутствии у респондента электронной подписи, форма может быть представлена на бумажном носителе с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в абзаце втором пункта 9 Указаний.3.
Плата за НВОС: главные изменения в 2021 году
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ
Ужесточение наказания, связанного с повторным несоблюдением требований при размещении отходов на специализированных полигонах.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ
В случае несоблюдения требований при размещении отходов на специализированных полигонах, которые повлекли причинение здоровью людей и окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание — применяется часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ.
Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ
Относится только к предприятиям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.
Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ
Аналогично — только для предприятий, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
В общем штраф за отходы — это теперь дорогостоящее удовольствие как для юридиеского лица, так и для должностного…
Лисичникова Людмила
Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.
Аспект |
Конкретика |
Порядок исчисления платежей за НВОС |
Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255 |
Отчетный период |
Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ) |
Порядок и сроки их уплаты |
В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ) |
Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат |
Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 |
Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС |
Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)** |
Способ представления декларации о плате за НВОС |
По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***: – либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте; |
Место представления декларации о плате за НВОС |
По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3). Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 |
* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.
Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
|
В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
|
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
Наименование платежа
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Куда вносится
Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие |
НПА
Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
Срок внесения
до 1 марта |
Кто вносит плату
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:
|
Как вносится
На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ |
Штраф за несдачу 2 тп отходы в 2021
В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.
- ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
- ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
- ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).
Ответственность за непредоставление отчета 2-ТП (Отходы)
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
Бланк статистической отчетности по отходам разработан для заполнения юридическими лицами и ИП, направление деятельности которых связано с обращением отходов, получаемых в процессе производства или потребления продукции. 2-ТП (отходы) – кто сдает:
- субъекты хозяйствования, образующие отходы;
- предприятия или частные коммерсанты, которые выделяют свою территорию для накопления и хранения отходных масс;
- ИП и компании, обеспечивающие транспортировку, обработку и утилизацию отходов, принимающие такое сырье для его обезвреживания.
В этом разделе отражается информация об объектах негативного воздействия организации или ИП.
Внимание! Сведения о производственной территории заполняются в случае, если данные по отходам отражаются отдельно по территории (обособленному подразделению), а не в целом по организации.
Шаблон документа утвержден Росстатом в Приказе от 10.08.2017 г. № 529. Этот приказ зафиксировал не только образец отчета, но и алгоритм его заполнения, а также контрольные соотношения для проверки.
Отчет 2-ТП (отходы) состоит из следующих страниц:
- титульный лист, на котором надо указать наименование компании (полное и сокращенное)/ ФИО ИП, адрес и регистрационные коды;
- 2-ТП (отходы) 2021 содержит блок данных, представленный в табличном формате — в нем приводится характеристика отходов с обозначением их количества и способов переработки;
- последний лист посвящен справочной информации и подписям ответственных лиц.
Отчетность 2-ТП (отходы) требует указания подробной расшифровки сведений по характеру отходов. Необходимо идентифицировать тип сырья, указав не только его наименование, но также класс опасности и код (согласно каталогу отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242). Отражают отходы классов опасности I-V.
Форма 2-ТП (отходы) 2021 фиксирует следующие данные:
- какой объем отходов имелся у субъекта хозяйствования на начало отчетного интервала (на начало года) – графа 1;
- сколько было образовано в результате текущей деятельности отходов за истекший год – графа 2;
- Росприроднадзор 2-ТП (отходы) ввел и для того, чтобы отслеживать, какой объем отходов поступил за год от других субъектов (включая импорт) – графы 3, 4;
- предполагает отражение объема обработанного отходного сырья – графа 5;
- при обозначении количества утилизированного сырья необходимо выделить объем отходов, которые предназначены для повторного использования после переработки, и сырья, которое подвергалось предварительной обработке – графы 6-8;
- бланк 2-ТП (отходы) 2021 предусматривает обособленное обозначение количества обезвреженных отходов с указанием доли сырья, прошедшего дополнительную предварительную обработку – графы 9-10.
Если отходные массы передавались третьим лицам, это надо показать в графах 11-15 отчета 2-ТП (отходы) за 2021 год. Указывать надо общий объем переданных отходов с последующей детализацией целей этой операции – утилизация, обезвреживание, обработка, захоронение или просто размещение на полигоне. При размещении отходов на эксплуатируемых субъектом хозяйствования территориях это показывается в отдельных столбцах 16 и 17.
Таким образом, статистическая отчетность 2-ТП (отходы) подразумевает, что предприятие или ИП отражает, сколько у него было отходных материалов на начало года, как этот объем менялся в течение года, и сколько осталось отходов на конец года не обработанных и не вывезенных на полигоны или на территорию третьих лиц (графа 18 = сумма граф 1, 2, 3 минус показатели граф 6,9,11,12,13,14,15,16,17).
2-ТП (отходы), образец его оформления, в разделе со справочной информацией содержит данные о количестве имеющихся у субъекта хозяйствования объектов для захоронения отходных масс. Из общего числа таких мест надо обособленно показать, сколько объектов не соответствует законодательным нормативам. Дополнительно потребуется вписать площадь территорий, отведенных для захоронения отходов.
Отчетность 2 ТП отходы. Последние изменения 2020 года
В графах формы “2-ТП отходы” собирается перечень видов отходов, которые могли образоваться на производстве в течение отчетного года. Здесь также отражается их количество в единицах измерения и информация о возможной передаче их другим организациям. Дополнением к форме идет экологическая документация, отражающая эти детали (прикладываются копии договора и актов о передаче).
Новая форма № 2-ТП (отходы) теперь сдается не только в бумажном печатном варианте, но и в электронном виде. Для этого необходима специальная программа, которая регистрирует форму № 2-ТП (отходы) в формате XML. Эта программа сохраняет 2-ТП отходы в файловой структуре на диске, которая передается в Росприроднадзор.
Рассмотрим подготовку отчетности 2-ТП (отходы) без использования программного обеспечения. При использовании программ принцип тот же.
Предполагаем, что вы уже скачали форму отчета из Приказа Росстата №529 и открыли ее в MS Excel.
Первая и последняя страница
– это информация о предприятии. Тут все просто, вписываете сведения, которые вас просят написать (если адрес – значит адрес и т.д.).
Первая и единственная таблица
(иногда ее делят на 2 страницы) заполняется согласно инструкции и названия столбцов. Обратите внимание, что нужно указывать только фактически образовавшиеся отходы 1-5 класса опасности. Количество отходов указывается в тоннах, и округляются: с точностью до одного знака после запятой — для отходов 4-5 класса; с точностью до трех знаков после запятой — для отходов 1-3 класса.
ВАЖНО
В отчетность заносятся все виды отходов производства и потребления, находившиеся в обращении организации за отчетный год, кроме радиоактивных.
Немного поясним, как заполнить таблицу. Исходные данные берутся из подтверждающих документов и журнала учета отходов.
-
Названия, коды и класс опасности
отходов прописываются в соответствии с новым ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов). Напоминаем, последняя цифра кода обозначает класс опасности. -
Наличие отходов на начало отчетного года
– это количество отходов оставшихся с предыдущих лет, на начало отчетного периода. -
Образование отходов за отчетный год
. Записываете суммарное количество каждого вида отходов образовавшихся от вашей деятельности (без учета отходов поступивших от других юридических и физических лиц). - Графы Обработано, Утилизировано, Обезврежено отходов
относятся к собственной деятельности предприятия по обращению с отходами. -
Передача отходов другим хозяйствующим субъектам
. Тут отметим столбцы хранение и захоронение. Разница в том, что хранение – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а после захоронения с этими отходами не планируют совершать каких-либо действий. -
Размещение отходов на эксплуатируемых объектах за отчетный год
. Заполняется аналогично для своих мест размещения отходов. -
Наличие отходов на конец отчетного года
. Рассчитывается путем сложения образовавшихся, поступивших и наличия отходов на начало отчетного года, затем последовательно вычитаем обработанные, утилизированные, обезвреженные, переданные другим организациям и размещенные отходы.
Статья 13.19 КоАП РФ «Непредоставление первичных статистических данных» предусматривает следующие штрафы:
1. Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000
до
20 000
рублей; на юридических лиц — от
20 000
до
70 000
рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000
до
50 000
рублей; на юридических лиц — от
100 000
до
150 000
рублей.
Кто заполняет и сдает
В приказе № 627 разъясняется, кто сдает форму 2-ТП (отходы) — отчет обязаны заполнять все организации и индивидуальные предприниматели, которые каким-либо образом связаны с отходами. Нет никакой разницы, на каком конкретно этапе возникает так называемое «сотрудничество». Это и создание, и переработка, и транспортировка, и хранение, и утилизация, и захоронение отходов (ОТ). Обо всех этих действиях субъекты обязаны отчитаться в контролирующие органы.
Организационно-правовая форма, выбранный режим налогообложения, способ обращения с ОТ и территориальная принадлежность не имеют никакого значения. Отчитываться обязаны почти все экономические субъекты. Причем объем оборота ОТ за отчетный период не играет никакой роли.
Не сдают отчетность только представители малого и среднего бизнеса. Но субъекты МСП освобождаются от сдачи отчетности при выполнении трех условий:
- от деятельности образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
- СМП заключил договор с региональным оператором;
- осуществляемый вид бизнеса не связан с обращением ТКО производства и потребления.
К респондентам по форме 2-ТП относятся региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно заполнить и сдать отчетность 2-ТП (отходы)
Отчетность 2-ТП (отходы)
– ежегодная статистическая отчетность, в которой указываются сведения по обращению с отходами производства и потребления. Форму предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Под термином — обращение с отходами
понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Под термином — отходы производства и потребления
понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.
Пояснительная записка к форме отчетности 2-ТП (отходы)
Необходимость наличия пояснительной записки не указана, но если ее будут требовать, то она должна содержать следующую информацию:
- Данные организации (ИНН, наименование, юр. адрес и адреса площадок).
- Номер и дату выдачи лицензии по обращению с отходами 1-4 класса.
- Лимит на размещение отходов (реквизиты документа) или информацию о предоставлении отчетности СМСП.
- Информацию о реорганизации или ликвидации (консервации) предприятия (или отдельных структурных единиц).
- Объем основного производства (план на этот год, показатели за 2 прошедших года и разница между ними).
- Причины увеличения (снижения) образования отходов.
- При наличии объектов размещения отходов и установок по обезвреживанию или использованию отходов указываются их характеристики, производительность и другие данные.
- Выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия при обращении с отходами.
Кому нужно сдавать отчетность 2-ТП (отходы)?
До сих пор существует миф, о том, что отчетность 2-ТП (отходы) сдают только те организации, у которых образуется более определенного количества тонн отходов в год. Это давно не так, на сегодняшний день, форма отчета по отходам 2-ТП (отходы) обязательна для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если не сдавать отчетность, то инспектор может это выявить в ходе проведения проверки предприятия, а также после завершения срока приема отчетности формируется список из организаций-нарушителей.
Некоторых может сбить с верного пути формулировка, что форму предоставляют юр. лица и ИП, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. В понятие деятельность по обращению с отходами входит накопление отходов — это временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, под данное определение подпадают все предприятия. Отходы образуются у всех и перед тем, как вывезти их, происходит временное накопление в специально отведенных местах (например, мусорный контейнер).
Ответственность за непредоставление отчетности 2-ТП (отходы) определяется статьей 8,5 КоАП РФ (20-80 тысяч рублей на юридическое лицо). Стоит иметь в виду, что цена подготовки отчета 2-ТП (отходы) гораздо ниже штрафа.
Административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных установлена статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сумма штрафа смотрите выше).
В соответствии со статьей 23.53 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета.
Таким образом, административный штраф за указанные нарушения вам могут назначить только органы росстата, ни в коем случае ни Росприроднадзор.