Штраф за тонировку в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за тонировку в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо разрешенных показателей светопропускания стекол, необходимо знать требования по процедуре измерения тонировки. Недопустимые значения, полученные в ходе некорректных замеров, могут быть признаны недействительными.

Что это такое и когда выписывают?

Нередко вполне юридический вопрос лежит одновременно и в других плоскостях, например, лингвистической. Так вышло и в данном случае.

Требование об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения (Требование о прекращении административного правонарушения) – это воплощенное право (а при определенных обстоятельствах и обязанность) сотрудника правоохранительных органов, на основании п.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции, требовать от граждан прекращения противоправных действий.

Уже из формулировки видно, что данный документ и вызываемые им последствия относятся к любому правонарушению (в данном контексте – административному), в т.ч. и к нарушению ПДД и других профильных НПА. Часто документ называют Предписанием на устранение нарушения (с установленными сроками), но в случае чрезмерного затемнения стекол машины в разговорной речи закрепился другой термин – требование за тонировку.

Несмотря на то, что словосочетание составлено, скажет так, с некоторой южнорусской языковой спецификой, распространение данное название получило на всей территории России.

Что такое требование (предписание) за тонировку?

Тонирование стекол автомобиля разрешено в рамках действующего ГОСТа. Несоблюдение указанных в нем норм предполагает наложение на автовладельца административного штрафа в размере 500 рублей. К нормативам ГОСТ 32565-2013, установленным на тонирование автостекол, относятся следующие:

  • лобовое стекло автомобиля должно иметь светопропускную способность 70 %;
  • на лобовом стекле в верхней части допускается светофильтрующая полоса любой степени затемненности размером не более 14 см в ширину;
  • передние боковые стекла должны быть затемнены не более чем на 30 %;
  • заднее и задние боковые стекла при наличии комплекта зеркал заднего вида, могут быть затемнены на усмотрение автовладельца.

Несоблюдение данных норм является правонарушением и наказывается в соответствии со ст. 12.5 (п. 3.1) Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Кроме положенного за нарушение норм тонировки штрафа, инспектор ГИБДД на законных основаниях вправе выписать официальное требование по устранению имеющегося нарушения.

Позиция судов по предписаниям и требованиям за тонировку

Большая часть решений судов по ст. 19.3 КоАП будет касаться совсем не того, о чем речь в этой статье. Например, кого-то выгоняли из помещения, где человек не имел права находится, вызвали полицию. Полиция потребовала выгнаться – не выгнался. Скрутили – доставили в отдел, отвезли в суд, выписали арест по 19.3 КоАП.

То, что касается ч. 1 ст. 12.5 КоАП – в основном штрафы 500-1000 рублей. Реально сажают под арест либо особо отчаянных, либо тех, кто ругался с судьей и дерзил. Если вас уже привезли на суд по неисполненному предписанию, вы его даже не пытались обжаловать, то единственный разумный выход – рассказать грустную историю, что вы слишком много работали и очень уставали и банально забыли про данное предписание. Тогда отпустят со штрафом. Если же пытаться доказать, что вы – Дартаньян, то легко выхватить и арест. Соответствующая практика вполне присутствует.

Нормативные акты, позволяющие избежать проверки светопропускания сотрудниками ГИБДД

Если вы опасаетесь, что вас оштрафуют за превышение допустимых норм тонировки, можете оперировать следующими фактами в свое оправдание:

  • Правильность тонировки можно проверить только тауметром («Блик» или аналоги). Без его наличия проверка запрещена;
  • Прибор обязан пройти сертификацию. Также обязательны пломба на корпусе и сертификат успешного завершения тестирования тауметра на демонстрацию правдивых показаний. Повреждение (либо копия) пломбы и отсутствие сертификации на руках сотрудника ГИБДД освобождают вас от проверки;
  • Проверка тонировки в дождь или при влажности воздуха от 45 до 80% — непоказательна. Сотрудники должны предоставить чистое сухое помещение;
  • Температура воздуха во время проверки не может быть ниже +10 градусов;
  • Инспектор должен обладать приборами для предварительной проверки уровня влажности, давления и температуры. При отсутствии таковых проверка тонировки невозможна;
  • Проверка без понятых недопустима;
  • Замер тонировки осуществляется только на стационарных постах. ГИБДД «из кустов» автоматически отсекается.
Читайте также:  Можно ли работать официально и быть ИП одновременно?

Повышение штрафа: миф или реальность

Действующий закон остается весьма лояльным к автолюбителям, которые предпочитают тонировать свой транспорт, превышая при этом предусмотренные законодательными актами нормы — штраф в 500 рублей нельзя назвать слишком суровым. Не увеличена сумма штрафа за тонировку и в случае повторного нарушения ч. 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ тем же водителем.

В то же время, в Государственной Думе уже длительное время обсуждается законопроект, предусматривающий ужесточение наказания для водителей машин с темными стеклами. Инициативная группа этого законопроекта намерена доработать его в 2018 году, принять замечания коллег и внести следующие изменения в ст. 12.5 КОАП РФ:

  • увеличить штраф за несоблюдение правил тонировки до 1500 рублей;
  • ввести штраф в размере 5000 рублей за повторное нарушение аналогичного характера в течение года.

Кроме того, отдельным пунктом рассматривается вопрос о повышении минимального процента видимости переднего стекла – возможно, его увеличат до 75%, в отношении других стекол автомобиля правила останутся теми же, с разрешением тонировки не менее 70% светопропускания.

На первоначальном этапе обсуждения (в 2016 году) в законопроекте предлагалось также ввести лишение прав до 6 месяцев при трехкратном и более нарушении правил о тонировке. В настоящий момент оно исключено из проекта.

Работает ли это на практике?

Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%. Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует. Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.

Какие правила тонировки изменились в 2022 году

Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.

Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.

Сейчас в ПДД упоминается ГОСТ 33997-2016. Именно этот документ регламентирует, какую тонировку можно использовать на автомобиле. Там указано, что для лобового стекла она должна пропускать не менее 70% световых лучей. Также указано, какие типы тонировки могут применяться.

Читайте также:  Особенности постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

ГОСТ 33997-2016 полностью унифицирован с Техрегламентом таможенного союза ТР ТС 018/ 2011 «О безопасности колёсных ТС». Фактически это взаимозаменяемые документы. Просто для сотрудников ДПС гораздо привычнее и удобнее ссылаться на ГОСТ.

Обязательно стоит упомянуть Приказ МВД №664. Именно он разрешил проверять тонировку в любом месте. До декабря 2017 года проверка допускалась только на постах ДПС. Теперь это действие может производиться где угодно. Есть исключение — допустимые места определяет местный отдел ГИБДД, но они оставляют этот пункт по умолчанию, не ограничивая действия инспекторов.

Правила проверки регламентированы ГОСТ 27902-88. Этот документ подробно расписывает условия и технические действия при проверке транспортного средства на степень светопропускания. Пусть вас не смущает «древность» этого ГОСТа, он еще не отменен, и вряд ли в ближайшее время его поменяют.

Можно ли избежать штрафов

Наличие тонировки – основание для наложения штрафа. В случае, если подобное нарушение имеется и сотрудник ГИБДД соответствующим образом осуществил все замеры – то избежать наказания будет просто невозможно.

Водителю, нежелающему платить штраф, лучше всего просто отказаться от тонировки передних стекол. Либо воспользоваться различными альтернативами:

использование специально пленки позволяющей автоматически регулировать уровень пропускания;
применение шторок на дороге.

Лучшее и максимальное незаметное решение — использование специальной пленки термического типа. С её помощью возможно будет без большого труда осуществить процесс изменения уровня пропускания ветрового, иного стекла.

Важно отметить, что процесс установки подобного оборудования имеет высокую стоимость. Также важно отметить, что существует достаточно много различных нюансов, связанных с эксплуатацией

Менее дорогой вариант – это как раз установка специальных шторок. С их помощью можно избежать воздействия ультрафиолета на салон автомобиля.

Но подобные устройства также могут быть квалифицированы как мешающие обзору. Что опять же подразумевает возможность наложения штрафа со стороны ГИБДД.

Как проводятся налоговые проверки, читайте здесь.

Существует много тонкостей, связанных с установкой всевозможных дополнительных устройств. Необходимо будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами именно вопросам законодательства.

Может ли решение сотрудника ГИБДД быть незаконным

Часто сотрудники дорожной полиции пользуются тем, что автолюбители плохо знают законы и регламенты. Вследствие этого мало кто будет оспаривать штраф в 500 рублей. Вот перечень незаконных действий со стороны инспектора:

  • Нельзя измерять светопропускную способность стекол «на глаз», даже если инспектору «и так все видно». Даже если стекло сильно тонировано, инспектор обязан проверить его тауметром.
  • Если у сотрудника ГИБДД нет измерительного прибора, он может просто выписать протокол, в котором будет написано, что на транспортном средстве установлены предметы, которые ограничивают обзорность. Штрафа в этом случае не будет.
  • Инспектор не может заставить водителя снять тонировку без проведения замеров.
  • Если сотрудник дорожной полиции утверждает, что на автомобиле установлены съемные тонировочные стекла, то есть конструкция транспортного средства подверглась незаконным изменениям, свои слова он обязан подтвердить посредством измерений прибором.

Чем грозит нарушение, кроме штрафа?

Тонировка проводится для того, чтобы водителю было комфортно в салоне — человек уверенно и раскрепощённо ощущает себя за рулём, ведь в процессе пребывания в машине, его практически не видно окружающим. Тем более, процедура позволяет устранить такую проблему как выгорание обивки сидений на солнце, а также снижает температуру в салоне.

Но, в погоне за личным комфортом, многие забывают, что для тонировки установлены границы, и сильное затемнение стёкол может обернуться не только штрафом, а станет помехой для водителей, вовлечённых в движение по дороге.

Рекомендуем для прочтения:

  • Особенности тонирования задних фар
  • Что делать, если остановили за тонировку
  • Силиконовая тонировка — как она работает
  • Тонировка которую «не видит» прибор — правда, или миф

Цель измерений – определить уровень светопропускания стекол автомобиля оклеенных тонировочной пленкой или затемненных другим способом. Для этого используется специальный прибор, именуемый тауметром. В настоящее время в равной степени активно применяют несколько моделей устройства:

  • «Тоник»;
  • «Растр»;
  • «Блик» и пр.

Применение аппаратуры в России регулируется, прежде всего, имеющейся в комплекте с ней инструкции. Сам замер необходимо производить в трех точках по каждому стеклу. На основе результатов определяется среднее значение, каковое и указывается в заключении.

Недопустимо использовать прибор, не прошедший своевременную поверку. Доказательством его работоспособности является акт, содержащий:

  • наименование устройства;
  • номер;
  • дату поверки;
  • Ф. И. О. специалиста.
Читайте также:  Дарственная на гараж между близкими родственниками

Замер тонировки в Российской Федерации по закону сопровождается соблюдением ряда формальностей.

Способы нанесения защитного покрытия

Чаще всего тонировка авто производится с применением специализированных пленок. Простота данного способа позволяет автолюбителям осуществлять работы без обращения в мастерские. При необходимости такое покрытие можно демонтировать с поверхности стекла, что актуально при предъявлении претензий инспекторами ГИБДД. Существует множество видов пленок, отличающихся не только эстетическими, но и практическими характеристиками.

Еще один вариант затемнить стекла заключается в нанесении особого покрытия в заводских условиях. Оно отличается стойкостью к механическим воздействиям. Для получения качественного слоя необходимо дорогостоящее оборудование. В бытовых условиях добиться приемлемого результата проблематично.

В некоторых случаях тонировка боковых стекол осуществляется посредством съемных панелей, на которые нанесено покрытие. Их при желании можно максимально быстро демонтировать. Затемнение салона при помощи подобных элементов является сравнительно дешевым.

К инновационным видам относится электронная тонировка транспортного средства. На поверхность стекол наносится электрохимический состав. Прозрачность при таком варианте меняется в зависимости от внешнего освещения. Какие-либо проблемы с вождением автомобиля в темное время суток попросту отсутствуют.

Я тонирован не по закону, что меня ждёт?

Как мы уже упомянули выше, тонировку не разрешили, и законодательство по нашей теме постоянно ужесточается. И, если Вы ещё не в курсе всей ухищрительной практики правоприменения наказаний к водителям затонированных машин, то нижеперечисленное может заставить Вас раз и навсегда отказаться от такой затеи, вероятно, в пользу солнечных очков, которые не запрещены.

Так, на 2021 год, если Вы тонированы вне закона (стёкла с плёнкой задерживают более 30% света), то Вас может поджидать:

  1. штраф 500 рублей по ч.3.1 ст. 12.5 КоАП,
  2. требование устранить эту неисправность с перспективой попасть за решётку,
  3. аннулирование регистрации автомобиля с последующим её возобновлением только после осмотра автомобиля,
  4. возможное введение нарастающего наказания вплоть до лишения прав.

К ак проверяется тонировка?

Стекол со 100%-ной светопропускной способностью в природе не существует. Даже лабораторное стекло дает не более 95%, а бытовые стекла — до 90%. Добавьте тонированную пленку, и стекло потеряет в прозрачности еще 10-15% в лучшем случае. Именно поэтому тонировать автостекла следует крайне осторожно.

Визуального контроля тонировки, в сущности, не существует — его точность минимальна. Однако правило, согласно которому, если вы видите тонирование на стекле, то оно уже не соответствует ГОСТ, справедливо.

Сотрудники ГИБДД проверяют уровень затонированности автостекол специальными приборами — тауметрами. Это оборудование должно быть сертифицированным (сертификат — на руках у инспектора) и опломбированным. Вы, как водитель, имеете полное право потребовать сертификат прибора и прибор к осмотру целостности пломб.

Результаты проверки тонировки заносятся в протокол. Если показатели не укладываются в установленный ГОСТ, вам выпишут штраф в размере 500 рублей. Если вы не согласны с проверкой и результатами, можно затребовать провести проверку повторно и в присутствии двух понятых. Штраф можно также обжаловать через суд.

Важно! Считается, что проверка тонировки автостекол должна проводиться при влажности воздуха 40-80% и атмосферном давлении не выше 106 кПа. Однако на практике сотрудники ГИБДД имеют право проверять тонировку в любых погодных условиях и при любом уровне освещенности. Закон им этого не запрещает.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *