Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несправедливость при разборе ДТП. Есть ли смысл обращаться в суд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Виновность в дорожно-транспортном происшествии может установить только суд. То есть пока решение о том, кто является виновником не вынесено судом или пока вы себя не признаете виновным, вы им не являетесь.
Установление виновника ДТП в гражданском судопроизводстве
Если виновник ДТП в силу каких-то обстоятельств так и не определен, то необходимо обратиться в суд для выяснения данного вопроса в гражданском процессе. Привлекать как ответчиков лучше не только предполагаемого виновника, но и страховую компанию. Требования необходимо указать два. Одно – это установление виновника ДТП, второе – возмещение ущерба с того же виновника и страховой компании.
Положительное решение суда в пользу потерпевшего должно выглядеть следующим образом: ответчик действительно нарушил Правила дорожного движения и именно это нарушение и привело к ДТП. Или же, что также возможно, исход не в пользу истца: авария произошла не по вине ответчика. Судебное решение может быть сформулировано по-другому, но смысл останется тем же. Возможно, что у обоих водителей транспортных средств присутствует вина в данном происшествии, в таком случае выносится решение о так называемой «обоюдке» и в дальнейшем можно рассчитывать только на половину выплат от страховой организации от полной оценки ущерба либо в той процентной пропорции, которую определит судья.
Действия водителя после аварии
Пункт 2.5 Правил дорожного движения определил, что после совершения ДТП водитель, причастный к аварии, должен остановить свое транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Несоблюдение данных требований влечет за собой наложение административного взыскания в соответствии со статьей 12.27 Кодекса административных правонарушений. Так, если водитель скрылся с места ДТП, ему грозит арест до 15 суток или лишение водительских прав сроком до полутора лет. Если же он просто отъехал в сторону, не выставил знак или не включил «аварийку», на него может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Также после ДТП водитель должен убедиться в том, не было ли нанесено серьезных повреждений иным участникам аварии и при необходимости вызвать экстренные службы (скорую помощь и пожарную), а также оказать доврачебную помощь пострадавшим. Кроме того, в обязательном порядке на место дорожно-транспортного происшествия должны быть вызваны сотрудники ГИБДД. Только после совершения всех указанных действий водитель может предпринимать шаги, которые будут способствовать определению его невиновности в совершении аварии:
- Взять контактные данные у свидетелей происшествия (ГИБДД зачастую приезжает только через несколько часов, очевидцам аварии нет резона ждать их на месте ДТП так долго).
- Сохранить материалы с камеры видеорегистратора, если таковая имеется в автомобиле.
- Попробовать найти данные с видеорегистраторов иных автомобилей, которые в момент аварии находились рядом.
- Зафиксировать положение транспортных средств, деталей кузова (если они разлетелись по дороге) и повреждений с помощью фото и (или) видеокамеры если таковая имеется.
- Самостоятельно составить схему дорожно-транспортного происшествия с соблюдением габаритов, максимально точно передав все детали аварии.
- Вызвать на место ДТП юриста или аварийного комиссара, которые проконсультируют по поводу заполнения документов сотрудниками ГИБДД и помогут с составлением схемы ДТП.
По приезду сотрудников ГИБДД им необходимо показать все собранные материалы (фото, видео, схему ДТП, контакты свидетелей и т.д.) и изложить свое видение ситуации. Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место аварии, должны собрать максимальное количество сведений о ДТП, после чего передать их группе разбора, которая составит протокол, где будет указано лицо, нарушившее ПДД, что повлекло за собой аварию. В случае если установить таковое лицо они не могут или авария произошла в силу каких-либо внешних факторов, данная информация будет отражена в том же протоколе.
После составления протокол будет предложен на подпись обеим сторонам дорожно-транспортного происшествия. Если водитель не согласен с информацией, отраженной в протоколе, он может отказаться его подписать, о чем в документе делается соответствующая запись. Если сотрудники ГИБДД составили протокол, в котором указали, что один из водителей нарушил Правила дорожного движения, что и привело к аварии, и данный водитель подпишет документ — он будет считаться добровольно признавшим свою вину в аварии.
Претензия о возмещении ущерба ДТП
С любым решением (недостаточная сумма выплаты или полный отказ) страховой потребитель вправе не согласиться и направить претензию о возмещении ущерба ДТП.
Правильно подготовленная претензия уже на данной стадии поможет добиться мирового соглашения о возмещении ущерба при ДТП. Поскольку сама претензия является своего рода предсудебной подготовкой – она должна быть направлена исключительно по юридическому адресу компании. Сама претензия должна содержать конкретные (безальтернативные) требования в зависимости от полиса ОСАГО либо КАСКО, правил страхования и закона.
Приложением претензии обязательно должны быть материалы, ранее не представляемые в организацию. Например, заключение оценщика о стоимости восстановительного ремонта.
Также в рамках претензионного порядка следует предоставить реальную возможность удовлетворить требования потребителя, приложив банковские реквизиты для перечисления денежных средств. В случае отказа страховой возмещать ущерб по претензии, следует подготовить исковое заявление о возмещении материального ущерба ДТП.
Что делать, если у виновника нет ОСАГО?
Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.
Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.
Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.
Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.
Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.
Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.
Как определяется моральный вред при ДТП?
Доказать нанесение нравственных страданий и назначить покрытие расходов может только суд, основываясь на обстоятельства конкретного происшествия. Возможно, в ходе разбирательства виновному удастся смягчить для себя наказание. Или наоборот — оно станет еще строже. При определении нравственного урона учитываются такие факторы:
- нарушал ли ранее правила дорожного движения виновник данного ДТП;
- был ли он во время происшествия в состоянии алкогольного опьянения;
- подтверждает ли он свою вину и готов ли раскаяться;
- готов ли он добровольно возместить ущерб пострадавшему;
- есть ли проблемы в жизненной ситуации виновника;
- нарушал ли ПДД сам потерпевший.
Моральный вред от ДТП определен законом как испытывание физических и нравственных страданий, полученных в результате происшествия (ст. 151 ГК РФ). Пострадавший или его родственники, а также доверенное лицо вправе потребовать возмещения нравственного ущерба, возникшего в результате инцидента.
Нередко авария приводит к тому что человек на какое-то время лишается физической и нравственной возможности жить, как раньше. Он испытывает глубокие душевные переживания и не может вести активную жизнь.
Статьи 150 и 1100 ГК РФ определяют это понятие. Моральный урон, нанесенный человеку после ДТП, выражается в том, что он:
- испытывает боль после перенесенной травмы после происшествия;
- не может самостоятельно передвигаться (временно или постоянно);
- он не может работать и, соответственно, получать доход;
- испытывает душевные страдания от ухудшения самочувствия;
- глубоко переживает смерть или увечья близкого человека, пострадавшего после аварии;
- переживает по случаю поломки автомобиля, с помощью которого он зарабатывал деньги.
Возмещение нравственного вреда часто заключается в оплате лечения и восстановления здоровья потерпевшего (ст. 1085 ГК РФ). Компенсацию морального ущерба после ДТП могут требовать водители, их пассажиры, а также пешеходы, которые пострадали в результате автоаварии.
Если пострадал несовершеннолетний гражданин, компенсацию за его нравственные страдания могут получить его родственники. Такое же правило действует и в случае увечья или смерти потерпевшего.
О возмещении морального ущерба закон поясняет следующие моменты:
- компенсация представляет собой денежную выплату, размер которой определяет суд (ст. 1101 ГК РФ);
- моральные издержки от опасной ситуации должны быть компенсирован вне зависимости от вины того, кто его нанес (ст. 1100 ГК РФ);
- возмещать ничего не будет нужно, если водитель докажет, что страдания нанесены из-за обстоятельств непреодолимой силы, то есть форс-мажора (ст. 1079 ГК РФ);
- если в ситуации виновен пострадавший, то размер выплаты может быть уменьшен, или водитель, причинивший урон, освобожден от нее;
- если при ЧП погиб кормилец семьи, его родные получат компенсацию вреда, независимо ни от каких обстоятельств (ст. 1083 ГК РФ).
Пошаговая инструкция возмещения
Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.
После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.
В 2023 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:
- Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
- Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
- Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.
После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.
Не исключены случаи, когда автовладелец желает обогатиться за счет виновника ДТП и его страховой компании. Возможны случаи, когда потерпевший получает возмещение со страховой компании, а затем обращается с иском напрямую к виновнику.
В случае установления такого обстоятельства предприимчивый автолюбитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье за мошенничество.
Если вы действительно виноваты в ДТП, и такой факт неоспорим, то можно договориться с потерпевшим на месте. В таком случае при передаче необходимо потребовать с него расписку.
Стоит напомнить, что срок исковой давности составляет 3 года, и по истечении этого срока страховая компания не вправе обращаться в суд с иском о суброгации.
Учтите! Чтобы не оказаться в суде в качестве ответчика по исковому заявлению о возмещении ущерба, следует:
- соблюдать правила ПДД и не создавать аварийные ситуации;
- заключить договор со страховой компанией на максимальную сумму страховых выплат («расширение страхового полиса»);
- присутствовать при осмотре ТС в случае повреждения и сделать как можно больше фото.
Если страховая компания обратилась в суд с иском в порядке суброгации, то следует обратиться за помощью к юристу, который рассмотрит имеющиеся документы и поможет выбрать линию защиты.
Юрист объяснит, что пугающие суммы и исковое заявление не столь страшны, как кажется на первый взгляд. Не исключено, что при расчете не учтен износ частей автомобиля. Суброгация может применяться только в случае наличия страхового договора. В остальных случаях требования страховой компании можно рассматривать как незаконные.
Что делать, если не согласен с обвинительным решением?
Виновник определяется сотрудником ГИБДД путем вынесения постановления. Случается такое, что инспектором допускаются ошибки в определении виновного, который на деле является пострадавшим. Для того чтобы изменить присвоенный статус необходимо грамотно подойти к процедуре обжалования решения. Во-первых, требуется сфотографировать аварию, чтобы иметь возможность оспорить вину. На снимках должно быть видно: расположение машин, разметки, факторы, оказавшие влияние на аварию, знаки и прочее. Стоит сохранить запись, сделанную регистратором своего автомобиля либо тех авто, что находились рядом. Если на участке дороги имеются видеокамеры, требуется сделать запрос на изъятие видео. Делается это через правоохранительные органы.
Для составления документации относительно ДТП сотрудниками ГИБДД используются показания свидетелей, схемы произошедшего. Схема не всегда составляется правильно. Для исключения ошибок требуется изучить бумагу на месте. Автолюбитель имеет право вписать дополнения в составленный сотрудниками протокол, при условии, что они могут повлиять на принятие решения. При наличии свидетелей, способных доказать правоту водителя, нужно записать их данные.
Обжаловать принятое решение не всегда целесообразно. Однако есть ситуации, когда оспорить решение можно. Так, если лицо, нарушившее правила движения, что стало причиной аварии, не согласно с фактами, изложенными в составленных документах, если отсутствует связь между аварией и нарушением правил, если должностное лицо нарушило требования и нормы материального или процессуального характера во время вынесения постановления, а также при наличии данных о вине других лиц в аварии, оспорить постановление можно.
Человек, оспаривающий принятое решение, должен руководствоваться положениями закона. Зависит от того, в рамках какого производства происходит обжалование: уголовное, гражданское или административное. Оспаривать нужно постановление, на основании которого возбуждается уголовное дело либо административное производство. Виновность лица по деянию, квалифицированному в рамках Уголовного кодекса, признается на основании решения суда. Важным моментом является вступление документа в силу. Жалоба подается лицом, признанным виновным, либо его защитником. Чтобы вопрос, связанный с обжалованием был решен успешно, потребуется:
- Изучить документацию, которая стала основанием для принятия подобного решения. Сюда относятся осмотры места аварии, машин, схемы, результаты освидетельствования, протоколы. Если при их составлении были допущены ошибки процессуального характера, неточности — документ аннулируется.
- Проверить составленные бумаги на соответствие законодательным нормам. При обнаружении несоответствий нужно принять меры, чтобы их устранить.
- Поднять вопрос о целесообразности проведения автотехнической экспертизы.
Согласно законам в случае, когда лицо, в отношении которого принято решении о привлечении его к ответственности, не согласен с ним — реализуется право на обжалование. Жалоба направляется должностному лицу, вынесшему решение. Тот в свою очередь обязан переправить документ руководству, приложив материалы дела. Это правило распространяется на административные постановления.
Когда можно подать в суд
Вместе с тем существуют и такие ситуации, когда требовать возмещение ущерба в последствие ДТП следует именно с виновника.
Случаи:
- если размер ремонта на восстановление автомобиля превышает сумму максимальной выплаты по страховому полису (страховой лимит), с виновника ДТП следует требовать разницу (к примеру, сумма нанесенного ущерба – 250 000 рублей, страховой лимит составляет 120 000 рублей, недостающие 130 000 рублей следует требовать с виновника);
- если у виновника ДТП нет страхового полиса, либо срок его действия истек, либо страховой полис недействителен;
- при наличии трех и более потерпевших, как правило, страховой лимит не покрывает нанесенный ущерб, в таком случае каждый потерпевший имеет право взыскать с виновника аварии недостающую сумму;
- компенсация морального ущерба (по страховому полису моральный ущерб не возвращается);
- компенсация упущенной пострадавшей стороной выгоды (этот вид ущерба страховая не компенсирует);
- компенсация причиненного вреда жизни и здоровью, если размера страхового лимита компании не хватает, чтобы покрыть этот вид нанесенного вреда;
- если ущерб транспорту был нанесен не во время движения – это не относится к перечню страховых случаев, такой ущерб страховой компанией не возмещается (к примеру, машину поцарапали на парковке при открытии двери).
Гражданин В. двигался по проспекту. Дорога имела по две полосы в каждом направлении. В. занял крайнюю левую, стоп-сигналы и сигналы поворотов были исправны. В той же полосе двигался гражданин М. следом за машиной, принадлежащей В. В. обозначил левым поворотом намерение развернуться на перекрестке и немного притормозил. В это время автомобиль М. врезался в левую заднюю четверть автомобиля В.
Прибывший на место совершения ДТП инспектор, не изучив обстоятельств совершенного правонарушения, составил административный протокол и вынес постановление о наложении штрафа в отношении В.
На автомобиле В. не было видеорегистратора, а М. по понятным причинам предоставить информацию со своего устройства отказался.
В процессе обжалования В. обратился к администрации находившегося неподалеку банка с просьбой предоставить в его распоряжение видеозаписи с камер наружного наблюдения.
Суд первой инстанции, изучив данные, предоставленные банком, пришел к выводу, что виновным в ДТП следует признать гражданина М. Постановление в отношении В. решением суда было отменено.
Выплата без учета износа
Недостающая сумма за ущерб может быть возмещена юридическими или физическими лицами, если выплат от страховой компании недостаточно для этих целей. При этом отличается взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа. Процедура регулируется положениями ст. 18 и ст. 19 ФЗ «Об ОСАГО».
В компенсационную выплату входят затраты на покупку деталей, заменяющихся во время ремонта автомобиля. Поэтому страховщики учитывают износ машины, которая участвовала в аварии. Для этого требуется привлечение эксперта. Если суммы, назначаемой страховой компанией, не хватает для покрытия урона, то придется взыскивать деньги с владельца другого автомобиля. Хотя заменяются полностью все детали, стоимость машины снижается за счет износа и участия в происшествии. Поэтому автовладельцы, являющиеся пострадавшей стороной, могут решить, будет ли осуществляться взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа.
Размер компенсации может снижаться, если используются для ремонта не новые детали, а б/у элементы.
Мирное решение проблемы
Взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО не всегда происходит через суд, так как нередко автовладельцы соглашаются со своей виной и желают мирно решить возникшие разногласия. Виновник может добровольно передать средства пострадавшей стороне, но при этом должны учитываться некоторые условия:
- передача денег должна фиксироваться с помощью расписки, составляемой в письменном виде;
- перед перечислением средств важно убедиться, что пострадавший не сможет получить компенсацию от страховой компании;
- проводится независимая экспертиза, позволяющая точно определить, сколько денег придется потратить автовладельцу для ремонта машины.
Если виновником выступает работник компании, то может осуществляться взыскание ущерба собственником с виновника ДТП, для чего ежемесячно с зарплаты удерживается оптимальная сумма средств.
Как правильно оспорить независимую экспертизу
Перед тем, как обратиться за обжалованием результатов проведенного исследования, автомобилист должен выяснить, какая именно была проведена экспертиза. Только в этом случае заинтересованному лицу удастся выбрать правильный способ оспаривания полученного акта, определиться с планом действий.
Можно выделить несколько видов экспертиз, которые могут быть назначены после дорожно-транспортного происшествия:
- Автотехническая экспертиза.
- Криминалистическое исследование (транспортно-трасологическое).
- Проведение технической оценки состояния транспортного средства.
- Дорожная экспертиза.
- Автотовароведческая экспертиза после ДТП.
По каждому из этих видов исследования проводятся свои мероприятия, даются ответы на поставленные перед специалистами вопросы. Проведение каждой экспертизы должно проводиться с использованием научно обоснованных методов исследования.
Любая оценка, даже проведенная с профессиональным экспертом, может иметь некоторые ошибки. Именно на это должен указывать автомобилист, для обоснования свой точки зрения и несогласия с результатами независимой экспертизы.
Что такое независимая автотехническая экспертиза?
Автотехническая экспертиза – это исследование, в котором оценивают состояние автомобиля, расследуют, что именно послужило причиной существующих изменений, а так же устанавливают стоимость автомобиля после ДТП. Выяснение причины ДТП происходит как раз за счёт того, что эксперт ставит заключение о воздействиях, которые повлекли за собой различные деформации или поломки.
К подобной независимой экспертизе часто прибегают многие водители, чьи автомобили стали жертвами происшествия на дороге. Только экспертиза по ДТП может установить фиксированную сумму причиненного материального ущерба пострадавшего и дать справедливую оценку для дальнейшей продажи автомобиля. Документ, который предоставляет эксперт по итогам проведения исследования, является крайне весомым доказательством как в спорах со страховой компанией, так и в суде.
Для проведения экспертизы требуется специалист в данной области. Следует учитывать, что у организации, которая занимается такой деятельностью, обязаны быть все необходимые сертификаты и разрешения на работу. Перед непосредственным заказом всегда стоит уточнить наличие сертификатов у компании.
Как проводят независимые экспертизы?
Вопреки ожиданиям, экспертиза проводится не сразу на месте ДТП. Даже если по факту происшествия приезжает эксперт от страховой компании, дабы зафиксировать детали случившегося, данный осмотр не может считаться проведением необходимых исследований. Однако вызвать эксперта от Вашей страховой компании рекомендуется, чтобы в дальнейшем избежать мелких нестыковок или внезапных нарушений.
После того как на месте ДТП будет проведена краткая проверка, Вам в ближайшее время должно будет поступить письмо от страховой компании с её результатами. Так же не стоит забывать, что на месте ДТП фиксируется множество деталей сотрудником ГИБДД в протоколе. Однако вышесказанное является только поверхностным и первоначальным выяснением обстоятельств.
Сама же экспертиза проводится после ДТП, но до ремонта автомобиля. Потребуется не просто назначить дату и время независимой экспертизы, но также уведомить виновника ДТП и страховую компанию. Оповестить их необходимо с помощью телеграммы с уведомлением о вручении. Данная деталь крайне важна, поскольку является юридически верным и необходимым вызовом причастных сторон.
Уведомление о проведении независимой экспертизы должно быть отправлено не позднее, чем за 3 рабочих дня, если второй участник ДТП проживает в том же городе. Если же он проживает в другом городе или области, то высылать уведомление требуется не позднее, чем за 6 рабочих дней.