Понятие охраны и защиты в отношении авторских и смежных прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие охраны и защиты в отношении авторских и смежных прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того чтобы возникли авторские или смежные с ними права, согласно российским законам, не требуется соблюдать формальности (то есть как-то их регистрировать). Достаточно создать произведение или, соответственно, исполнить его. Защищать права понадобится, если кто-то присвоит их или начнет использовать в своих целях — личных или коммерческих. Можно заранее (до обнародования) обозначить свои права, предъявить досудебную претензию нарушителю и обратиться в суд.

Способы защиты авторских прав

Защитить свои авторские права можно. Законом предусмотрено несколько способов. О них мы и поговорим в нашей статье. Но несмотря на защиту авторства государством, эти права нарушаются на каждом шагу. Соответственно, отстаивать свои интересы придется в суде или с помощью правоохранительных органов.

Авторское право — очень сложная категория дел, и с этим сможет справиться только опытный юрист. Самостоятельно, без знаний и судебной практики, вступать в спор с вором не стоит, так как есть большой риск проиграть дело или получить слишком маленькую сумму компенсации.

Однако найти действительно толкового юриста в области авторского права в наше время нелегко. Поэтому мы и создали сервис R.TIGER, где собрали только профессионалов. Здесь вы можете найти себе правоведа за ту цену, которую считаете приемлемой. А мы, в свою очередь, даем гарантию качественно выполненной работы, так как исполнитель получит деньги только по ее завершении.

Соотношение терминов «защита» и «охрана»

Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.

Анализируя положения части 4 ГК РФ, а именно ст. 1225 и ст. 1250 ГК РФ, можно заметить, что законодатель разграничивает понятия правовой охраны и защиты.

Так, согласно ст. 1225 ГК РФ, правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Далее указано, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

При этом норма ст. 1250 ГК РФ гласит, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом.

Даже исходя из этих скупых формулировок, очевидно, что понятие охраны включает в себя определённый правовой режим, в то время как под защитой понимаются конкретные предусмотренные законом действия в случае, если такое право нарушено.

По мнению Э. П. Гаврилова и И. А. Близнеца, под охраной права следует понимать установление правового режима, направленного на наиболее благоприятное осуществление авторских прав. В то время, как под защитой следует понимать меры, которые применяются в том случае, когда такое право нарушено или оспорено[1].

Аналогичное толкование даёт А. П. Сергеев, употребляя категории «охрана в широком смысле» и «охрана в узком смысле». По мнению учёного, к охране в широком смысле относятся помимо правовых, в том числе и меры политического, экономического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. При этом «охраной в узком смысле» по мнению А. П. Сергеева являются предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и на защиту в случае их нарушения и оспаривания. То есть под «охраной в узком смысле» в этом случае предполагается именно защита[2].

И хотя мнение учёных — юристов, пусть и крайне авторитетных не является истиной в последней инстанции, представляется, что в совокупности с положениями действующей редакции ч. 4 ГК РФ, именно такое толкование терминов «охрана» и «защита» наиболее полно отражает действительность.

Ответственность за нарушения и защита авторских и смежных прав

Нарушение авторских прав можно разделить на два вида:

  • Плагиат. Нарушение неимущественных прав автора, в том числе права на имя.
  • Пиратство (контрафакция). Нарушение имущественных прав автора, которое осуществляется с целью получения коммерческой выгоды без получения на это согласия правообладателя. В отличие от плагиата, при производстве и распространении контрафакта имя автора чаще всего не изменяется. Больше всего пиратству подвержены произведения, получившие известность и являющиеся популярными.
Читайте также:  Колымские пенсионеры, переехавшие на материк, потеряют 20% от выплаты к пенсии

Так, пиратством (контрафакцией) будет считаться ввоз, продажа или сдача в прокат, а также любое другое незаконное использование произведений, которые еще не перешли в народное достояние. Плагиатом же будет считаться «присвоение» авторства на чужие произведения.

Существует несколько способов защиты прав на произведение. В зависимости от специфики нарушения, а также размера ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Гражданско-правовая защита авторских прав предусматривает возможность требовать от нарушителей:

  • восстановления прежнего положения, характерного для периода до нарушения
  • признания прав автора или иного правообладателя
  • прекращения действий лиц, которые нарушают права автора или создают угрозу такого нарушения
  • публикации решения суда о допущенном нарушении

Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты.

1. Гражданскоправовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Прежде всего защита авторских и смежных прав происходит способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.

В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

При нарушении имущественных автор ских прав:

А) может быть наложен арест на контрафактные (т. е. изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу;

Б) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (размер – от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., двукратный размер стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо двукратный размер стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав);

В) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать возмещения морального вреда, а также компенсации упущенной выгоды;

Г) суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

2. Административноправовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз (например, ст. 14.20, 15.25, 16.19 КоАП РФ).

3. Уголовноправовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. УК РФ предусмотрена ответственность, например, за плагиат (ст. 146), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере.

Характеристика способов

В гражданско-правовом понимании способы защиты представляют собой совокупность принудительных мер, которые служат инструментом воздействия на нарушителя, а также восстановления или признания оспариваемых или нарушенных правомочий. Перечень мер регламентирован статьей 12 ГК РФ:

  • право признается;
  • право восстанавливается на первоначальное положение до момента совершения или выражения угрозы совершения незаконных действий;
  • сделка признается недействительной или ничтожной;
  • обязанности присуждаются исполнению в натуре;
  • акт государственного органа или акт местного самоуправления признаются недействительными;
  • противоречащий закону акт органа власти любого уровня не применяется судом;
  • компенсируется моральный вред, возмещаются убытки, взыскивается неустойка;
  • правоотношения прекращаются или изменяются;
  • происходит самозащита права.

Это не исчерпывающий перечень. В последнем пункте статьи законодатель указал возможность применения других предусмотренных нормативными актами способов.

Восстановить справедливость при нарушенных АП часто можно только при помощи иска. Это официальное требование к суду о том, чтобы было совершено правосудие. Существует несколько правил решения проблемы посредством иска:

  • Исковой порядок решения проблемы применяется всегда, за исключением оговоренных в законе ситуаций;
  • Иск подается строго по территориальному месту нахождения ответчика. Суд может быть иным, если это прописано в ранее заключенном соглашении;
  • По искам с нарушенными АП истцы не платят государственную пошлину. Она взыскивается с ответчика;
  • Срок действия исковой давности по таким делам составляет три года.

Что такое смежные права

Смежные права — это интеллектуальные права, связанные с авторскими, и производные от них. Объекты смежных прав представляют собой самостоятельные результаты интеллектуальной деятельности.

Авторские и смежные права могут принадлежать разным лицам, распоряжаются каждым правом отдельно, нарушение права на каждый объект носит самостоятельный характер (п. 111 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).

Читайте также:  Перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера

К примеру, авторские права на музыкальную пьесу принадлежат ее создателю — композитору. А смежные права возникают у пианиста, исполнившего эту пьесу. Если же ее исполняет автор, то он является обладателем как авторских, так и смежных прав.

В состав смежных прав входят исключительное (имущественное) право и в предусмотренных Гражданским кодексом РФ случаях личные неимущественные права (п. п. 1, 2 ст. 1303 ГК РФ).

Личные неимущественные права на каждый объект принадлежат его автору, не отчуждаются и не передаются (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). Среди них, например:

• у исполнителя — право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения (пп. 2 — 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ);

• у изготовителя фонограммы — право указывать на ее экземплярах и/или упаковке свое имя (наименование), право на защиту фонограммы от искажения при использовании, право на ее обнародование (пп. 2 — 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ).

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрировать объект этих прав или соблюдать какие-то иные формальности (п. 2 ст. 1304 ГК РФ). Смежные права признаются и действуют независимо от того, есть ли и действуют ли авторские права на произведения.

Однако осуществлять смежные права нужно с соблюдением авторских прав на произведения, которые использованы при создании объектов смежных прав (п. 3 ст. 1303 ГК РФ).

В течение какого времени действует авторское право в России

Срок действия авторских прав – это срок действия исключительного права на достижения творческой деятельности. То есть законное основание применять произведение по своему усмотрению, давать разрешение на использование результата творческого труда каким-либо способом или отказывать в использовании, получать доход от использования произведения, прибегать к защите авторского права. Другие же люди не вправе без согласия владельца прав на произведение каким-либо способом творческую работу использовать.

  1. Обобщенный срок действия равен продолжительности жизни создателя произведения и 70 годам после его смерти. 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом смерти автора.
  2. Если творческий труд стал результатом деятельности нескольких создателей, то необходимые 70 лет отсчитывают от года смерти последнего из соавторов.
  3. Если произведение было выпущено в свет без указания автора или под вымышленным именем, то период в 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом официального обнародования творческого достижения. Если за это время автор рассекретит свою личность, то время действия авторского права будет определяться на общих основаниях.
  4. Если творческий труд будет вынесен на суд граждан после смерти творца, но в рамках 70 лет с даты его смерти, то период действия авторского права составит 70 лет с года издания произведения.
  5. В случае реабилитации посмертно автора, подвергшегося репрессиям, 70 лет следует отсчитывать от года, идущего за годом реабилитации творца.
  6. Если создатель произведения творил во время Великой Отечественной войны или принимал участие в ней, срок функционирования авторского права продлевается на 4 года.

После смерти создателя произведения права на него переносятся на наследников. По истечении срока действия авторского права произведение как опубликованное, так и не увидевшее свет, становится достоянием общественности и на него не распространяются положения законодательства о защите авторского права. То есть может без ограничений использоваться любым человеком без получения согласия на это и без уплаты авторских. При этом остаются неизменны и охраняемы авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Формы, средства и способы защиты авторских и смежных прав

Не секрет, что интересы авторов и исполнителей противопоставляются желанию общества, как можно более свободно использовать результаты их творческой деятельности, а также интересам различных физических и юридических лиц, которым авторы и исполнители передают свои права. Согласно статистике многих международных организаций (к примеру, International Data Corporation), пиратство в отношении программного обеспечения в России не превышает среднеевропейского уровня, и уже много лет подряд Россия указывается среди стран, наиболее успешно борющихся с пиратством. Несмотря на это в нашей стране далеко не каждого человека удается убедить приобрести легальную программу для своего персонального компьютера (либо купить лицензионный фильм или новый музыкальный альбом его любимой группы на диске). Таким людям (в особенности малоимущим) проще купить нелегальные копии таких продуктов на рынке по гораздо меньшей цене либо вообще скачать их бесплатно через Интернет. Поэтому неудивительно, что зачастую у многих создателей результатов творческой деятельности пропадают желание и дальнейшие перспективы создания своих работ в будущем.

Такая ситуация является на сегодня серьезной проблемой, решить которую, на наш взгляд, можно только с помощью дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Выезд за границу с долгами в 2023 году: способы выехать из России

Особенности применения гражданско-правовых способов защиты авторских прав.

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты авторских и смежных прав в строгом смысле не являются. Однако их введение в авторское законодательство является абсолютно оправданной мерой, хотя и несколько запоздалой.

Как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным, способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского или смежного права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Перечисленные сроки начинают течь с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место данные юридические факты. К наследникам исполнителя и правопреемникам производителей фонограмм и организаций вещания переходит право разрешать или запрещать использование исполнения, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, а также право на получение вознаграждения в период оставшейся части сроков. Возникновение и осуществление авторских и смежных прав не требует выполнения каких-либо формальностей ст. 19, 31 Закона Об авторском праве и смежных правах, поскольку здесь охраняется прежде всего форма произведения, и для признания творческого произведения объектом авторского или смежного права достаточно выражения его в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества.

Эффективность способов и форм защиты интеллектуальных прав

Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав считаются более эффективными по сравнению с публично-правовыми способами. Это связано с тем, что гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав применяются в наибольшем количестве случаев и в отношении наибольшего числа субъектов права, а, значит, не имеют такого ограниченного характера, как способы защиты интеллектуальных прав, предусмотренных отраслями публичного права: административного, антимонопольного и уголовного.

Что касается неюрисдикционных форм защиты прав, то они далеко не всегда эффективны. Такое положение объясняется, прежде всего, тем, что ни одно из правовых средств, относящихся к неюрисдикционной форме защиты прав, не обеспечено мерами государственного принуждения, в отличие от юрисдикционной формы, которая облекается судами и иными органами государственной власти в форму обязательных к исполнению решений. Кроме того, в отличие от юрисдикционной формы защиты прав, в законе отсутствуют прямо поименованные средства неюрисдикционной защиты прав, что также может затруднить их применение (и понимание в целом). Наконец, технические и организационные меры защиты интеллектуальных прав развиваются не всегда достаточно быстро и успешно, ввиду чего не лишены недостатков и уязвимостей, которыми могут воспользоваться для нарушения интеллектуальных прав.

Как видно, право Российской Федерации содержит систему разнообразных способов и форм защиты интеллектуальных прав, к которой можно прибегнуть в различных ситуациях и которую, в целом, можно признать действенной и эффективной. Выбор того или иного способа и формы для защиты интеллектуальных прав требует не только знания норм действующего права, но и подробного изучения обстоятельств, при которых нарушение таких прав стало возможным, а также тщательного анализа практики разрешения соответствующих споров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *