Процедура оформления результатов налоговых проверок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура оформления результатов налоговых проверок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По результатам проверки может возникнуть необходимость внести исправления в первичные учетные документы. Так, может потребоваться исправление авансового отчета, если налоговый орган не принял к учету часть указанных в нем сумм.

Предварительные итоги

Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.

Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.

Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.

При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.

Если налогоплательщик согласен с решением по проверке

В ситуации, когда налогоплательщик не намерен оспаривать решение по проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ и будет служить основанием для внесения исправлений в учет (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[2]).

Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете»[3].

Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике критерии, по которым будет устанавливаться такой уровень (данный вопрос выходит за рамки статьи, поэтому вникать в его нюансы мы не будем).

Итак, порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и периода, в котором они были допущены.

Наводим порядок в бухучете

Даже если организация не согласна с решением ИФНС и собирается его оспаривать (в том числе в суде), лучше сначала уплатить все доначисленные налоги. Ведь если вам удастся отстоять доначисления (полностью или частично), вы потом вернете уплаченные в бюджет суммы или зачтете их в счет будущих платежей. А вот пени начисляются до тех пор, пока за вами числится недоимка по налогу (если только суд не отменит суммы доначислений полностью). Так что чем раньше вы рассчитаетесь с бюджетом, тем меньшую сумму пеней вам придется уплатить.

Многие бухгалтеры задают вопрос, нужно ли отражать в бухучете доначисленные налоги по итогам камеральных и выездных налоговых проверок с применением ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то есть в зависимости от даты утверждения бухотчетности и от существенности ошибки. Или же можно ПБУ 22/2010 не применять, а отражать все доначисления текущим периодом на дату вступления в силу решения по проверке, поскольку организация считает, что она все операции ранее отражала правильно.

Вот что по этому поводу думают аудиторы.

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

“В силу п. 2 ПБУ 22/2010 ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности организации. Это означает, что любое неправильное отражение операций на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» является бухгалтерской ошибкой.

Как указано в ПБУ, ошибка может быть обусловлена, в частности: неправильными классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухотчетности, и т. д.

То есть если происходит доначисление налога, значит, организация все же нарушила положения налогового законодательства (по крайней мере, либо она не оспаривала мнение налогового органа, либо суд ее не поддержал). Поэтому можно говорить о неправильных действиях бухгалтера при отражении налога в проверяемом периоде.

Можно, конечно, пытаться апеллировать к фразе «Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности»п. 2 ПБУ . Но это означает, что на момент проведения проверки и признания налогового нарушения существуют новые требования налогового законодательства, которые организация не применяла и не могла применить при формировании деклараций в проверяемых периодах, чего быть никак не может. Подчеркнем, что ошибкой является любое неправильное отражение операций в учете и отчетности, даже если бухгалтер (физическое лицо) чего-то не знал. Суть в том, что организация в целом имела (опять же по мнению налогового органа) всю информацию для правомерного формирования налоговых баз и сумм налогов.

Таким образом, ответ только один — бухгалтерские записи и действия должны выполняться строго по нормам ПБУ 22/2010, иначе это тоже станет бухгалтерской ошибкой.

При отражении в бухучете доначислений по налоговой проверке датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения по проверке, на которую и надо сделать все исправительные проводки. А кроме того, на порядок отражения записей по счетам также будет влиять такой критерий, как существенность ошибки.

Как правило, налоговые проверки проводятся за предыдущие годы и на дату вступления в силу решения по проверке бухгалтерская отчетность за эти годы уже утверждена.

Если ошибка несущественная и она затронула финансовый результат, тогда используется счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», и все исправительные проводки делаются на дату обнаружения ошибки без ретроспективного пересчета22/2010.

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или вместе с другими ошибками за тот же период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухотчетности этого периода. Критерий существенности организация определяет сама и утверждает его в учетной политикеп. 3 ПБУ ; п. 4 ПБУ .

Если ошибка существенная и она затронула финансовый результат, то в этом случае всегда затрагивается счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и делается ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухотчетности за прошлые годы22/2010. Но это происходит только в том случае, если доначисления по проверкам очень большие.

Лишь малые предприятия, которые имеют право составлять упрощенную бухотчетность, могут исправлять существенные ошибки так же, как и несущественные, в периоде обнаружения и не делать ретроспективный пересчет22/2010.

Подробнее о правилах исправления ошибок в бухгалтерском учете написано:

Далее мы рассмотрим порядок отражения доначислений по налоговой проверке, когда они не признаются существенной ошибкой. В этом случае все исправительные записи надо сделать в текущем периоде на дату вступления в силу решения по проверке. Причем отражение сумм в учете будет зависеть от вида доначислений и их причины.

Вид операции Дт Кт
Доначислены налоги, которые учитываются в расходах при налогообложении: налог на имущество, транспортный, земельный налоги 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по соответствующему виду налога
Счет 91 используется, когда отчетность за год, в котором выявлены нарушения (не были начислены налоги), на дату вынесения решения уже подписана
Доначислены налог на прибыль/налог при УСН/ЕНВД 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Начислены штрафы и пени по налогам 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Доначислен НДФЛ, который можно удержать из доходов работника 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
Удержан НДФЛ из выплат работнику 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Читайте также:  Выкопировка земельного участка в 2023 году: зачем нужна и где получить

Проводки по отражению в учете доначисленного НДС приведем в отдельной таблице.

Виды налоговых проверок

Есть два вида налоговых проверок — камеральная и выездная.

Камеральная проверка — это проверка бизнеса на основании налоговых деклараций. Налоговый инспектор проверяет, верно ли заполнена декларация и рассчитан налог.

Выездная проверка проводится, если налоговая выявила, что компания или ИП подпадает под критерии риска — об них расскажем ниже. Тогда инспектор приезжает в офис, на склад или магазин предпринимателя или компании, проверяет первичную документацию, осматривает помещение, опрашивает сотрудников.

Выездные проверки могут быть комплексными или тематическими. Комплексная проводится по всем налогам и сборам, а тематическая — только по одному, например НДС.

Дальше расскажем подробно про каждую проверку.

Возможные последствия проверки

Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности:

  • налоговой;
  • административной;
  • уголовной.

Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы.

Обычно штраф составляет от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет. Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен.

Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.

Если на расчетном счете компании нет денег на уплату налогов, штрафов и пеней, налоговая может привлечь к субсидиарной ответственности: взыскать деньги с учредителя, директора или главного бухгалтера.

Административная ответственность. Наступает при нарушении сроков подачи декларации, непредставлении сведений, ошибках в заполнении бухгалтерской отчетности. В этом случае предусмотрен штраф от 300 до 20 000 ₽.

Уголовная ответственность. Компанию или ИП могут привлечь к уголовной ответственности только в одном случае — при налоговой задолженности от 15 млн рублей для компании и от 2,7 млн рублей для ИП. Задолженность считается за период в течение трех лет.

Варианты наказания зависят от тяжести нарушения. Это может быть:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • штраф в размере заработной платы за период от одного до двух лет;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест до шести месяцев;
  • лишение свободы: до двух лет — для должностного лица компании, сроком до одного года — для ИП.

Компания или ИП могут избежать уголовной ответственности, если совершили налоговое преступление впервые и полностью уплатили задолженность, пени и штрафы до того, как будет назначено заседание суда.

Обычно за ведение первичной документации и расчет налогов отвечает бухгалтер. Но по закону ответственность за организацию и ведение бухучета лежит на директоре. Если в документации будут ошибки, в первую очередь налоговая предъявит претензии директору или предпринимателю. Чтобы снизить риски в работе с первичной документацией, нанимайте бухгалтера с опытом проверки и подготовки документов к налоговым проверкам.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Пример 4
Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.
Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

— при согласии — доначисленных налогов

Если налогоплательщик не намерен оспаривать решение по выездной налоговой проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ в силу ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» будет служить основанием для внесения исправлений в учет.

Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете» (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).

Примечание. Требование об уплате налога, пеней, штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Бухгалтерский учет налогов и сборов

Основной обязанностью бухгалтера, состоящего в штате любой организации или временно сотрудничающего с ИП, ООО и прочими юридическими лицами, является составление налоговых деклараций и проведение всех платежей. Обязанность по бух.учету налагается на компании, действующие на территории РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ. Освобождаются от ведения бухгалтерской документации адвокаты, занимающиеся частной практикой, индивидуальные предприниматели. Таким образом, все ЮЛ должны уплачивать налоги, но не всем вменяется в обязанность вести бух.учет.

Бухгалтерский учет налогов и сборов контролируется на нескольких уровнях.

Федеральные законы являются определяющими, именно от них необходимо отталкиваться в сложных спорных ситуациях. Положения о бухгалтерском учете являются скорее упорядочивающими деятельность специалистов. Рекомендации и указания находятся в методичках, выпускаемых Министерством Финансов. Самым последним уровнем можно назвать внутренние постановления компании, распоряжение директоров и учредителей. Налоги и сборы также отдельно контролируются сводом законов НК РФ. При противоречии их Федеральным законам, больший вес имеют последние.

Читайте также:  Минимальный размер пенсии в Российской Федерации

Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете и отчетности

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Под ошибкой понимают неправильное или неточное отражение в учете хозяйственной операции. Специалист может неправильно составить бухгалтерские проводки, допустить неточность при вводе сумм или количества либо вовсе не отразить в документах покупку или продажу товара.

Обратите внимание, ошибками нельзя называть искажение данных, причиной которого стали события, произошедшие после отчетной даты, если компания не предвидела их и по объективным причинам не могла предвидеть.

Причинами неправильного отражения операций могут быть:

  • Неправильное указание сумм и количества из-за ошибочного выполнения сложения или вычитания. Также к этой категории относятся неточности, вызванные неправильным вводом данных из бумажных первичных документов;
  • Предоставление бухгалтеру первички с опозданием или непредоставление документов, на основании которых специалист вносит данные в учет;
  • Искажения информации, которые произошли по причине передачи ее из подразделения в подразделение внутри субъекта предпринимательства;
  • Неверное трактование законодательных актов при начислении налоговых и других обязательных платежей, заработной платы, больничных и т. п.

Руководитель и главный бухгалтер компании самостоятельно разрабатывают и используют различные инструменты контроля, которые помогают обнаружить ошибочное внесение данных в регистры бухгалтерского учета.

Но все они являются комбинацией следующих способов:

  • Инвентаризация основных средств, товаров, сырья, продукции;
  • Сверка расчетов с контрагентами или подразделениями компании
  • Арифметическая проверка результатов расчетов;
  • Сравнение данных аналитического учета с первичными документами;
  • Тщательный анализ отражения в учете особо сложных операций;
  • Проверка отражения в бухучете операций, которые не являются типичными для предприятия.

Акт и справка, составляемые по результатам документальной проверки, должны состоять из четырех частей: вступительной, общих положений , описательной части и заключения.

К акту прилагаются также информативные дополнения.

Вступительная часть акта (справки) должна содержать такие данные:

  • местонахождение налогоплательщика;
  • полное и сокращенное (при наличии) его наименование в соответствии с учредительными документами;
  • основания для проведения проверки в соответствии с НКУ и другими законодательными актами;
  • дату выдачи и номер направления на проведение проверки, наименование органа ГНС, который его выписал;
  • дату и номера приказов руководителя органа ГНС на проведение проверки, продление или перенос сроков проверки или ее приостановления. Если документальная проверка в соответствующих случаях осуществляется согласно постановлению суда или органа дознания, следователя, прокурора, указываются реквизиты данных постановлений;
  • должность, название структурного подразделения, наименования органа ГНС, звания, фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводивших проверку;
  • вид проверки (документальная плановая или внеплановая, выездная или невыездная);
  • период, за который проводилась документальная проверка деятельности налогоплательщика;
  • информация о направлении (вручении) налогоплательщику уведомления о проведении проверки;
  • информация о внесении записи в журнал регистрации проверок.

Общие положения акта и справки документальной плановой проверки должны содержать следующие данные:

  • срок проведения проверки (даты начала и окончания) с учетом срока продления, переноса или приостановления (если это предусмотрено);
  • информация о должностных лицах налогоплательщика или его законных представителях, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде с указанием приказов о назначении на должность и увольнении;
  • данные о регистрации (перерегистрации) налогоплательщика, о взятии на учет в органах ГНС, регистрационные данные плательщика НДС;
  • данные о размере уставного капитала, учредителях, размере их взносов в уставный фонд , код по ЕГРПОУ (для юридических лиц) и/или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (номер и серия паспорта для физических лиц, ее не имеющих);
  • информацию о том, является ли налогоплательщик учредителем, участником или акционером других налогоплательщиков;
  • подчиненность и перечень филиалов, отделений и других обособленных подразделений , а также объектов, связанных с налогообложением ;
  • информация о видах деятельности, которые осуществлял налогоплательщик за проверяемый период, в том числе лицензированных (информация о лицензии);
  • данные о счетах в банке и других финансовых учреждениях;
  • информация о предыдущей документальной плановой проверке с указанием даты и номера акта проверки, периода проверки, установленных нарушения и принятых мерах по их устранению;
  • информация о документах и компьютерной автоматизированной информационной системе, использованных при проверке;
  • информация о встречных проверках;
  • информация о проведенном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • информация о проведенной инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, наличности, документов и расчетов.

В описательной части акта и справки результаты проверки группируются по видам налогов и сборов в разрезе налоговых периодов. В этой части акта (справки) отражаются задекларированные налогоплательщиком в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей и делается соответствующая запись относительно установления или неустановления нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагается соответствующая аналитическая таблица.

Кроме того, приводятся данные о наличии и результатах проверки льгот (код льготы, на какую сумму и на какой налог она получена с разбивкой по годам в пределах отчетных периодов, которые проверяются).

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
  2. Порядок оформления результатов документальной проверки по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984 (Порядок № 984);
  3. Письмо ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89.

Оформление результатов проверки

Документ (действие)

Дата (срок исполнения)

Окончание камеральной проверки.
При этом уведомление
налогоплательщика о результатах
проведенной камеральной налоговой
проверки и дате ее завершения
в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) не
предусмотрено.
Окончание выездной проверки.
Составление справки о проведении
выездной проверки

Срок проведения камеральной проверки —
три месяца со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации
(расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В общем случае проверка проводится
в течение двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК
РФ)

Составление акта проверки

Акт камеральной проверки оформляется в
течение 10 рабочих дней после окончания
проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ),
если налоговый инспектор выявил
нарушения налогового законодательства.
Акт выездной налоговой проверки
составляется в течение двух месяцев
с момента окончания проверки (даты
оформления справки о проведении
выездной проверки) (абз. 1 п. 1 ст. 100
НК РФ)

Представление возражений на акт
проверки

В течение 15 рабочих дней со дня
получения акта проверки (п. 6 ст. 100
НК РФ)

Решение по результатам налоговой
проверки:
— о привлечении к ответственности
за совершение налогового
правонарушения;
— об отказе в привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения

В течение 10 рабочих дней со дня
представления возражений (п. 1 ст. 101
НК РФ)

Вручение решения
налогоплательщику

В течение пяти рабочих дней после дня
вынесения решения (п. 9 ст. 101 НК РФ)

Вступление решения в силу

По истечении 10 рабочих дней с момента
вручения или со дня утверждения решения
вышестоящим налоговым органом (в случае
подачи апелляционной жалобы) (п. 9
ст. 101 НК РФ)

Направление требования об уплате
налога

В течение 10 рабочих дней с даты
вступления решения в силу (п. 2 ст. 70
НК РФ)

Исполнение требования

Требование должно быть исполнено в
течение 10 календарных дней с даты его
получения, если более продолжительный
период времени для уплаты налога
не указан в этом требовании (п. 4
ст. 69 НК РФ)

Требование об уплате налога
не исполнено:
— решение о взыскании;
— решение о приостановлении
операций по расчетному счету

После истечения срока, установленного
в требовании об уплате налога, но не
позднее двух месяцев после истечения
указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Срок не установлен, но не ранее
вынесения решения о взыскании налога
(п. 2 ст. 76 НК РФ)

Рассмотрим выполнение условий признания расходов в перечисленных ситуациях.

Оформление результатов налоговых проверок

По результатам выездной налоговой проверки за период 2013 — 2015 гг. организации был доначислен НДС за I, II, III и IV кварталы 2014 г. в общей сумме 225 000 руб. Недоимка возникла в результате отнесения операции по оказанию услуг к операциям, не подлежащим обложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет на детей?

В виду наличия у налогоплательщика переплаты по налогам, принято решение об отказе в привлечении его к налоговой ответственности.

Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки.

К чрезвычайным доходам и расходам относят поступления и списания средств вследствие чрезвычайных обстоятельств природ­ного и техногенного характера (стихийных бедствий, пожаров, аварий), национализации имущества и т.п. В связи со сложностью, а в некоторых случаях и неконкретностью налогового законодательства, налоговые проверки редко проходят без доначислений и, соответственно, штрафов и пеней.

25 мая бухгалтер «

Внимание

Альфы» отразил в учете оценочное обязательство на сумму доначисленных налогов: Дебет 91-2 Кредит 96– 25 000 руб. – отражено оценочное обязательство в сумме доначисленного НДС; Дебет 91-2 Кредит 96– 40 000 руб. – отражено оценочное обязательство в сумме доначисленного налога на прибыль. УФНС оставило апелляционную жалобу организации без удовлетворения.

Решив не обращаться в суд, в этот день бухгалтер сделал в учете следующие проводки: Дебет 96 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– 25 000 руб.

– доначислен НДС по результатам проверки (в части оценочного обязательства); Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 75 000 руб.

– доначислен НДС по результатам проверки (в части суммы, не признанной в качестве оценочного обязательства); Дебет 96 Кредит 91-1– 40 000 руб.

Если ошибка найдена при начислении налогов за прошлый год, а баланс еще не утвержден, то доначисление нужно сделать в декабре прошлого года.

Особое внимание стоит обратить на доначисления налогов за прошлые периоды, по которым отчетность уже сдана.
Здесь все зависит от того, является ли сумма существенной или нет.

Несущественные ошибки отражают на дату обнаружения (решения по проверке).

Важно

В бухгалтерском учете такие ошибки трактуются как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. Их отражают проводкой. Д-т 91 (Д-т 99 при доначислении налога на прибыль) К-т 68 Для существенных ошибок другое правило.

Их отражают проводкой Д-т 84 К-т 68 К тому же, необходимо пересчитать показатели прошлых лет в текущей отчетности. Данный вывод следует из ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Доначисленный налог на прибыль в расходы в налоговом учете не включайте. Если вам доначислили налог по итогам проверки, то уточненную декларацию не подавайте. Если вы сами себе доначислили налог из-за ошибки в учете, то, наоборот, как можно раньше подайте «уточненку» и доплатите налог. Так вы можете избежать штрафа и пеней. В бухгалтерском учете порядок отражения доначисленного налога на прибыль также зависит от того, обнаружена ошибка налоговым органом или самой организацией.

Что из себя представляет НДС начисленный

Деятельность, облагаемая НДС — это любая деятельность, ведущая к увеличению стоимости продукта производства. Другими словами, при производстве продукции, товаров или любых услуг продавец реализует их по цене выше их себестоимости.

НДС начисленный возникает при реализации и учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», по кредиту.

При реализации продукции по основной деятельности предприятия, выручка отражается на пассивном субсчете 90.1.1, а для отражения суммы налога используется активный субсчет 90.

При реализации кроме основной деятельности (например, при продаже основных средств), выручка аналогично отражается на 91 счете «Прочие доходы и расходы».

Торговая фирма «Орион» реализует приобретенный товар на сумму 236 000 руб., а также основное средство, сумма реализации — 178 000 руб.

При реализации товара начислен НДС проводка:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб. Документ
62 90(выручка) Отражена выручка 236 000 Накладная
90(НДС) 68(НДС) Начислен НДС 36 000 Счет-фактура выданный

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Предварительные итоги

Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.

Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.

Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.

При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.

Итак, сроки вступления в законную силу решения по проверке мы пояснили. Следующий вопрос: порядок отражения в бухгалтерском учете результатов проверки – доначисленных сумм НДС, пени и штрафов (вопросы, связанные с внесением изменений в налоговый учет и отчетность, в рамках данного материала не будут рассматриваться).

Цели проверки и источники информации

Главной целью деятельности коммерческого предприятия лю­бой организационно-правовой формы является получение прибыли. Финансовый результат, прибыль или убыток, отражает изменение собственного капитала за определенный период времени. Именно конечный финансовый результат деятельности предприятия инте­ресует его собственников.

В бухгалтерском учете порядок формирования финансового ре­зультата является одним из важнейших вопросов. От того, на­сколько правильно бухгалтер ведет учет финансовых результатов, зависит множество факторов, определяющих существование пред­приятия в рыночной инфраструктуре и его деловую репутацию. К таким факторам, например, можно отнести обязательные выплаты в бюджет в виде налоговых отчислений, от регулярности и правиль­ности осуществления которых зависят взаимоотношения предпри­ятия с контролирующими органами. Отчетность о финансовых ре­зультатах служит основой для анализа финансового состояния предприятия и принятия управленческих решений. Поэтому очень важно, чтобы в бухгалтерском учете и отчетности были достоверно отражены все хозяйственные операции предприятия, учтены все доходы и расходы.

Проверка формирования финансовых результатов

В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету «До­ходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99 и в зависимости от характера, условий и направлений деятельности предприятия доходы и расходы подразделяются следующим обра­зом (таблица 48).

Таблица 48

Доходы Расходы
Доходы от обычных видов дея­тельности Расходы по обычным видам дея­тельности
Операционные доходы Операционные расходы
Внереализационные доходы Внереализационные расходы
Прочие доходы Прочие расходы


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *