Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы инвалидам ЧАЭС в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
В зависимости от радиуса территории радиационного воздействия, на которой находился гражданин в момент аварии, определяется его статус льготника. Это связано с тем, что при удалении от реактора, сила облучения снижается. Те граждане, которые находились в непосредственной близости, получили максимальную дозу облучения. Если вследствие полученных повреждений организма присвоена категория инвалидности, то эти лица имеют привилегированное положение. Законодательством отмечены и утверждены 4 зоны, определяемые ст. 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г.
Наименование зоны |
Радиус |
Описание |
Отчуждения. | Вблизи четырех реакторов атомной станции. | Запрещается проживание и ведение производственной деятельности вследствие максимальной загрязненности |
Отселения. | Территория вынужденного выезда жителей с правом возвращения после нормализации радиационной обстановки. | Категория льготников для обеспечения жильем. |
С правом на переселение. | Территория, где жителям предоставлено право на отселение. | Граждане самостоятельно принимают решение о выезде за пределы зоны. На территории постоянно производится медицинский контроль уровня радиации. |
С допустимым уровнем излучения. | Территория с правом постоянного проживания. | Жителям дается право на привилегированный статус социально-экономического характера и перечень льгот на государственном уровне. |
Льготная категория граждан, а также проживающие на территориях с правом отселения, получает пособия от государства в установленном размере. Кроме федеральных преференций, положены и региональные меры поддержки, если они приняты местной администрацией.
Название |
Размер |
Основание |
На ребенка до 3 лет (ежемесячно). | Сумма, исчисленная на основании законодательства, увеличенная вдвое | п.7 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
На малышей до 1,5 года
От 1.5 до 3 лет |
3380,42 рублей
6760,83 рублей |
п.7 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Оплата больничного | 100% среднего заработка | п.6 ч.1 ст.14 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Беременным, вставшим на учет в ранний срок (единовременно) | 157,01 рублей | п.6 ч.1 ст.18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Эвакуированным из зоны, включая детей (единовременно) | 1570,19 рублей на каждого | п.5 ст.17 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
На погребение | 11948,75 рублей | ч.4 ст.14 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Пособие по инвалидности для 2 группы в 2023 году
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности II группы составляет 6044 рублей 48 копеек в месяц.
Категория получателей пенсии |
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней |
Инвалиды II группы |
Без иждивенцев – 6 044 рублей 48 копеек в месяц С 1 иждивенцем – 8 059,31 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 10 074,14 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 12 088,97 рублей в месяц |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 9 066,72 рублей в месяц С 1 иждивенцем – 12 088,97 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 15 111,22 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 18 133,47 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 7 857,82 рублей в месяц С 1 иждивенцем — 10 477,10 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 13 096,38 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 15 715,66 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Кто имеет право на получение льгот и выплат
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
Правила оформления и получения
Социальная, материальная и финансовая помощь предоставляется автоматически после получения статуса «чернобыльца». Для получения соответствующего удостоверения необходимо обратиться либо в местные административные органы, либо в службы социальной защиты.
В большинстве случаев для оформления удостоверения потребуется:
- удостоверение личности;
- медицинские выписки в период с 1986 до 1991 года;
- удостоверение о переселении (предоставлялось всем эвакуированным);
- удостоверение, подтверждающего, что заявитель — родственник «ликвидатора»;
- удостоверение инвалида (с указанием категории и причины, по которой был предоставлен такой статус).
ЕДВ инвалидам в 2023 году
Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:
- 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
- 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
- 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.
Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:
Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде | ||
---|---|---|
1 гр. | 2 гр. и дети-инвалиды | 3 гр. |
полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд) | ||
3503,80 | 2080,27 | 1370,78 |
лекарства + санаторий | ||
3667,12 | 2243,59 | 1534,10 |
лекарства + проезд | ||
3679,71 | 2256,18 | 1546,69 |
лекарства | ||
3843,03 | 2419,50 | 1710,01 |
проезд + санаторий | ||
4640,88 | 3217,35 | 2507,86 |
санаторий | ||
4804,20 | 3380,67 | 2671,18 |
проезд | ||
4816,79 | 3393,26 | 2683,77 |
Кто имеет право на получение пенсии?
В соответствии с ФЗ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законом N 1244-1 получить пенсию по государственному пенсионному обеспечению могут:
- лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или прочие заболевания в результате катастрофы на ЧАЭС;
- инвалиды вследствие вышеуказанной катастрофы;
- ликвидировавшие последствия чернобыльской трагедии в период с 1986 по 1990 годы;
- работающие в зоне отчуждения;
- лица, которые были эвакуированы и переселены, в том числе дети, находившиеся в состоянии внутриутробного развития;
- граждане, которые живут или работают в зоне проживания с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом;
- добровольно покинувшие зону проживания с правом на отселение;
- нетрудоспособные родственники погибшего кормильца (родители, дети, супруг(а), бабушка и дедушка);
- пострадавшие в результате иных радиационных или техногенных катастроф;
- нетрудоспособные члены семей умерших пострадавших.
Однако стоит учесть, что если радиационный ущерб причинен преднамеренно, то размер выплат может быть уменьшен или вовсе может последовать отказ.
Прочие меры поддержки
Для лиц, пострадавших от ЧАЭС, предусмотрена ежемесячная выплата денежных средств. Ее размер зависит от категории получателя. Инвалиды вследствие техногенной катастрофы с 1 февраля 2020 году могут рассчитывать на сумму 2590,24 рублей.
Граждане из числа подвергшихся радиационному воздействию вправе получать и другие социальные выплаты:
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет в двойном размере либо повышенные ежемесячные выплаты на каждого ребенка;
- пособие по временной нетрудоспособности (больничный) — 100% от заработка;
- пособие на погребение — 11456,14 рубля.
В соответствии с законом 178-ФЗ рассматриваемой категории граждан предоставляется социальный пакет, в который входят:
- бесплатный проезд в пригородных электричках, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно;
- при наличии медицинских показаний — предоставление путевок в санатории, профилактории и так далее;
- обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам.
Законодательство предусматривает следующие льготы инвалидам-чернобыльцам:
- компенсация в размере 50% за оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- улучшение жилищных условий, если в этом есть нужда (предоставляется однократно);
- обслуживание в лечебных учреждениях и аптеках вне очереди;
- лечение в тех же поликлиниках, в которых они лечились до пенсии;
- обеспечение детей местами в школах, детских садах, санаториях вне очереди, а также выплата компенсации на питание;
- некоторые другие специальные льготы, подробно о которых сказано в статье 14 закона № 1244-1;
- общие льготы для инвалидов (в зависимости от группы), в числе которых послабления при уплате налогов на собственность (землю, недвижимость, транспорт), бесплатное протезирование зубов и конечностей, льготы на проезд и другие.
Для работающих граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, в том числе инвалидов, предусмотрены некоторые льготы из сферы трудового права. Главные из них таковы:
- в среднем 14 дней дополнительного отпуска ежегодно;
- первоочередное право не быть уволенным при сокращении;
- доплата до среднего заработка на прежнем рабочем месте, если перевод состоялся из-за состояния здоровья.
Льготы чернобыльцам и ликвидаторам ЧАЭС
Больше изменений нет. Льготы чернобыльцам предоставляют в зависимости от категорий, на которые их поделил закон.
Согласно его 13 статьи получать материальную государственную поддержку имеют право граждане:
- облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
- ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
- командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
- работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.
Список структурирован по степени нанесенного здоровью вреда. В первый пункт входят наиболее пострадавшие граждане.
В отличие от остальных им предлагается самый масштабный пакет льгот, включающий:
- выделение жилья лицам, не имеющим собственной жилплощади;
- оплату половины расходов на ЖКХ;
- очередной отпуск в выбранное работником время и предоставление дополнительного, продолжительностью 14 дней;
- доплату за перевод по здоровью на нижестоящую должность;
- оплату больничного из расчета полной зарплаты;
- привилегированное положение при сокращении штата предприятия;
- внеочередное медобслуживание и приобретение лекарственных препаратов;
- выплату на питание – 741 рубль;
- преимущественная выдача участков для постройки жилых помещений;
- компенсацию инвалидам, выплачиваемую 1 раз в месяц: 5 000 рублей для первой группы, 2 500 и 1 000 рублей – для 2 и 3 групп соответственно;
- первоочередное устройство в дома престарелых.
Дети пострадавших при аварии на ЧАЭС без очереди устраиваются в общеобразовательные учреждения. На их питание из государственного бюджета выделяется по 90 рублей за каждый день учебы.
Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.
Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.
Сколько квадратных метров оплачивает государство?
Для определения суммы госпомощи в расчет берут цену квадратного метра, установленную в регионе проживания заявителя. Для некоторых субъектов страны сумму увеличивают на определенный коэффициент:
- 1,2 — жителям Якутии, Магаданской, Сахалинской, Амурской областей, Приморского края, Чукотского АО, Московской области и Москвы, северной столицы (Санкт-Петербурга), Камчатского и Хабаровского краев;
- 1,15 — жителям Красноярского и Забайкальского краев, Иркутской, Свердловской областей, Бурятии, Хакасии и Тывы;
- 1,1 — жителям Омской, Калининградской, Кемеровской, Тюменской, Томской и Новосибирской областей, Ханты-Мансийского АО, Алтайского края и Алтая.
Об индексации компенсационных выплат
В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Из проекта постановления Пленума, рассматривавшегося 18 января 2005 г., исключен пункт, который был полностью посвящен разъяснениям порядка применения Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. Частью 3 ст. 2 этого Федерального закона ранее установленный Федеральным законом от 12.02.01 № 5-ФЗ порядок индексации компенсационных выплат чернобыльцам применительно к росту прожиточного минимума в целом по России (с учетом Постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 19.06.02 № 11-П – применительно к росту прожиточного минимума в конкретном регионе) был заменен новым. Новый порядок связывает индексацию с уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В таком же порядке подлежит индексации и ежемесячная денежная компенсация, размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (ст. 1 Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ).
Федеральный закон от 26.04.04 № 31-ФЗ также придал обратную силу норме о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов – находившимся на их иждивении нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой, начиная с 19 июня 2002 г., т. е. с момента принятия Постановления КС РФ от 19.06.02 № 11-П.
В результате принятия данных правовых норм уровень социальных гарантий инвалидам-чернобыльцам существенно снижен по сравнению с тем уровнем, который был закреплен в нормах ранее действовавшего законодательства и на необходимость соблюдения которого было указано в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. По существу принятие закона в такой редакции может быть истолковано как попытка необоснованного преодоления правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, путем принятия нового закона, содержащего нормы, аналогичные тем, что уже признаны неконституционными.
Поскольку имеются основания для сомнений в конституционности указанных норм Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ, рабочая группа предложила Пленуму не давать разъяснения о порядке применения данного закона, а обратиться в КС РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ.
В соответствии с п. 18 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 05.04.05 № 7) в КС РФ был направлен запрос, в котором выражалось мнение о необходимости проверки конституционности ряда статей Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ.
Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).
В пункте 8.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления от 11.05.07 № 23) разъяснено следующее. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), а также о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 г., не могут быть пересмотрены только на том основании, что редакция ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26.04.04 № 31-ФЗ. Дело в том, что эти решения постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона от 15.05.91 № 1244–1 с учетом положений, закрепленных в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
При этом особое внимание судов обращено на недопустимость обратного взыскания или зачета в счет будущих платежей присужденной на основании решения суда, вступившего в законную силу до 29 мая 2004 г., суммы задолженности, образовавшейся в связи с отсутствием индексации, а также на незаконность перерасчета в сторону уменьшения проиндексированной с учетом роста прожиточного минимума ежемесячной суммы либо иной компенсационной выплаты.
В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.
Когда и на сколько повысят пенсию инвалидам в 2023 году
Минтруд предлагает индексировать пенсионные выплаты, производить перерасчеты пособий в 2023 году по такому графику:
- 1 января 2023 года – увеличение страховых выплат пенсионерам. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и фиксированная часть пенсии будут проиндексированы на 6,8 %. Кроме того, для получателей пенсий предусмотрена корректировка размеров социальных доплат – на основании актуальной величины прожиточного минимума в конкретном субъекте РФ.
- 1 февраля 2023 года – увеличение социальных выплат ПФР: размеров ЕДВ по инвалидности, денежного эквивалента услуг в рамках социальной поддержки инвалидов. Ожидается, что выплаты вырастут на 17,5 %.
- 1 апреля 2023 года – плановая корректировка социальных дотаций для всех категорий пенсионеров – независимо от факта трудоустройства. Прогнозируемое повышение – 6,8 %.
- 1 августа 2023 года – перерасчет страховой части пенсий трудоустроенных инвалидов. Изменение размеров страховых выплат не является индексацией – надбавка представляет собой индивидуальную доплату за дополнительный стаж, с учетом пенсионных баллов, заработанных в предшествующем перерасчету году.
Объявленные предварительные показатели индексации пособий могут измениться, как минимум, дважды – при утверждении бюджета на 2023 год и после подведения итогов 2022 года.