УСН: учесть затраты на услуги по управлению организацией нельзя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УСН: учесть затраты на услуги по управлению организацией нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебная практика по этому вопросу многочисленная и неоднозначная. Причём суды не всегда усматривают криминал в действиях ООО и руководителя-ИП, особенно когда управляющий показывает высокую эффективность.

Расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы (примеры)

  • Расходы на приобретение имущественных прав по договору уступки права требования.
  • Затраты на покупку жилья в строящемся доме на основании договора долевого участия.
  • Если организация доставляет продаваемые товары покупателям почтовыми отправлениями, то почтовые расходы, которые она оплачивает учреждениям связи при возврате невыкупленных товаров, не учитываются для целей налогообложения при УСН.
  • Расходы по уплате денежных средств банку за приобретение права требования задолженности с организации — должника по кредитному договору.
  • Расходы на подписку на газеты, журналы и другие периодические издания.
  • Плата за право пользования земельным участком (сервитут).
  • Расходы по оплате банку комиссионного вознаграждения за изготовление банковских карт.
  • Расходы по добровольному страхованию.
  • Расходы по приобретению доли участия в уставном капитале другой организации.
  • Затраты на участие в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров.
  • Расходы на оплату обучения детей сотрудников.
  • Часть остаточной стоимости основных средств, не приобретенных обществом и не оплаченных, а внесенных учредителями общества в качестве вклада в уставный капитал.
  • Затраты на световые вывески, не содержащие сведений рекламного характера.
  • Затраты на приобретение земельного участка.
  • Расходы на оплату услуг по предоставлению работников сторонними организациями.
  • Расходы на проведение специальной оценки условий труда.
  • Списанные безнадежные долги.
  • Штрафы, пени и неустойки, уплачиваемые должником за нарушение договорных обязательств.
  • Услуги по управлению организацией, применяющей УСН.
  • Суммы добровольно уплаченных пенсионных взносов — их индивидуальный предприниматель не вправе включать в состав расходов.
  • Расходы, связанные с реализацией основного средства.
  • Расходы в виде платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
  • Расходы на погашение займа.
  • Расходы на приобретение питьевой воды, кулера, на обеспечение иных нормальных условий труда.
  • Стоимость продуктов для кофе-паузы, предоставляемых бесплатно.
  • Расходы на уборку снега и его вывоз с территории организации.
  • Суммы, связанные с переоценкой драгоценных металлов.

Например, в постановлении Четвертого ААС от 27.08.2020 г. по делу А19-27765/2019 суд отказал налоговой инспекции во взыскании НДФЛ и взносов. ФНС настаивала на переквалификации гражданско-правового договора в трудовой, потому что управляющий и директор, который ранее руководил компанией, – это одно и то же лицо.

Казалось бы, схема налицо – работника, который уже был директором, через месяц после увольнения зарегистрировали в качестве ИП и заключили с ним договор на управление. Тем не менее, суд посчитал доводы ФНС недоказанными, а за компанией признал конституционное право свободы экономической деятельности.

Однако таких судебных решений в пользу налогоплательщиков не так много, поэтому если вы хотите назначить управляющего-ИП, то надо предусмотреть в договоре с ним безопасные формулировки.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности прописаны в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Закона об аудите).

В свою очередь, аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона об аудите).

Перечень сопутствующих аудиту услуг прописан в федеральных стандартах аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона об аудите). Речь здесь идет о следующих услугах: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации. Данный вывод следует из п. 4 Правила (стандарта) N 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (введено Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 523).

Отметим, что аудиторская деятельность не лицензируется. Однако все аудиторы обязаны иметь документы, подтверждающие их членство в саморегулируемой организации аудиторов (ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона об аудите).

Также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими могут оказывать прочие услуги. В Информационном сообщении Минфина России от 28.01.2010 «Для пользователей аудиторских услуг» прозвучало, что речь здесь идет абсолютно обо всех услугах, связанных с аудиторской деятельностью, оказание которых не влечет возникновения конфликта интересов. При этом данные услуги не являются аудиторскими услугами в смысле Закона об аудите. Речь здесь идет, в частности, о следующих услугах (ч. 7 ст. 1 Закона об аудите):

  • постановке, восстановлении и ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерском консультировании;
  • налоговом консультировании, постановке, восстановлении и ведении налогового учета, составлении налоговых расчетов и деклараций;
  • анализе финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическом и финансовом консультировании;
  • управленческом консультировании, в т.ч. связанном с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • юридической помощи в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • автоматизации бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценочной деятельности;
  • разработке и анализе инвестиционных проектов, составлении бизнес-планов и т.д.

Спорные вопросы составления отчетности по УСН

Рассмотреть наиболее спорные ситуации при составлении отчетности по УСН мы попросили заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.

— Могут ли индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учесть в составе расходов бухгалтерские услуги? Если да, то о каких конкретно услугах здесь идет речь (ведение бухгалтерского учета, ведение налогового учета, подготовка и сдача отчетности, кадровое делопроизводство, расчет заработной платы и налогов, ведение расчетного счета, ведение кассовых операций и т.д.)?

  • В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщики, в том числе индивидуальные предприниматели, могут учитывать расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

Можно ли в расходах при УСН учесть вознаграждение за управление обществом?

Генеральный директор ООО получает заработную плату. С его дохода организация удерживает 13 % (или 15 % НДФЛ с дохода, превышающего 5 млн рублей в год) и еще уплачивает 30 % в виде страховых взносов. А это довольно существенная сумма.

Если руководитель является учредителем ООО, то кроме зарплаты он может получать дивиденды. Платить страховые взносы с них не нужно, но удержать НДФЛ все равно придется. Кроме того, распределять дивиденды можно не чаще одного раза в квартал (ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). И распределить их можно только при условии, что у компании есть нераспределенная прибыль.

С управляющим-ИП ситуация обстоит иначе. Он не работает за зарплату, а получает доход по договору с юридическим лицом. То есть платить НДФЛ и страховые взносы за управляющего-ИП не нужно. Предприниматель сам уплачивает налог в зависимости от своей системы налогообложения.

Обычно управляющие-ИП работает на УСН 6%, то есть вместо 13 % НДФЛ и 30 % страховых взносов, платят только 6 % со своего дохода. Также вознаграждение в пользу управляющего-ИП организация может учесть в своих расходах.

Разберем все три варианта в таблице.

Генеральный директор по трудовому договору Генеральный директор и учредитель в одном лице Управляющий-ИП
Доход 3 000 000 руб. 3 000 000 руб. 3 000 000 руб.
Налоги к уплате НДФЛ 13% — 390 000 руб. НДФЛ 13% — 390 000 руб. УСН 6% —
180 000 руб.
Вознаграждение «на руки» 2 610 000 руб. 2 610 000 руб. 2 820 000 руб.
Затраты организации Страховые взносы 30% с зарплаты — 900 000 руб. 0 руб. 0 руб.

Как видно из таблицы, работа с управляющим-ИП наименее затратна с позиции налогообложения: не нужно тратиться на страховые взносы.

Экономия — это одновременно преимущество и недостаток работы с управляющим индивидуальным предпринимателем. Ведь такая оптимизация привлекает внимание налоговых органов.

Недобросовестные компании часто нанимают управляющего-ИП, чтобы сэкономить на налогах. Фактически договор управления скрывает под собой обычные трудовые отношения, как с наемным руководителем. Поэтому налоговая в первую очередь изучает факты, которые позволят переквалифицировать договор с управляющим-ИП в трудовой договор.

Читайте также:  Как открыть табачную лавку [бизнес план с расчетами на 2023 год]

Как на УСНО учесть расходы на бухгалтерию?

При выбытии ОС может возникнуть ситуация, при которой необходимо будет пересчитать налоговую базу по налогу при УСН, доплатить налог и пени.

  • Обязанность пересчитать налоговую базу и сумму налога возникнет тогда, когда объект ОС выбывает до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов (со сроком полезного использования свыше 15 лет, если выбывает до истечения 10 лет с момента признания расходов).

В этом случае за весь период эксплуатации ОС до даты его выбытия необходимо пересчитать налоговую базу по УСН, включив в расходы лишь сумму начисленной по правилам главы 25 НК РФ амортизации, а не полную его стоимость, доплатить авансовые платежи по итогам отчетных периодов, налог и пени. В учетной политике в целях налогообложения необходимо предусмотреть метод амортизации, в соответствии с которым будет пересчитываться налоговая база.

  • Пени по авансовым платежам начисляются с 26-го числа по дату уплаты следующего авансового платежа. За 9 месяцев пени по авансовым платежам по налогу при УСН начисляются по дату уплаты налога по итогам за налоговый период, т.е. по 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Уточненную декларацию необходимо подать только за год, в котором затраты на приобретение ОС были отражены в расходах, поскольку за этот год налоговая база была занижена, а значит, произошло уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Представление уточненной декларации за последующие годы — это право организации, а не ее обязанность, т.к. при расчете налоговой базы не были учтены в расходах суммы амортизации, что не привело к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
  • Если объект ОС продается после истечения минимального срока владения, то пересчитывать налоговую базу не требуется.
  1. Должны отвечать общим требованиям признания расходов: быть обоснованными, документально подтвержденными, направленными на получение дохода.
  2. Расходами на оплату труда признаются только те выплаты работникам, которые указаны
    в ст. 255 НК РФ.
  3. Выплаты должны быть предусмотрены законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами.
  4. Нормируемые расходы в целях налога на прибыль принимаются в тех же нормативах при УСН.
  5. Оплата труда работников, которые непосредственно участвуют в создании (достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении) основных средств, относится на расходы по правилам списания основных средств, т.к. затраты на оплату труда включаются в формирование первоначальной стоимости объектов основных средств или НМА.
Включаются в расходы на оплату труда затраты (ст. 255 НК РФ) Не являются расходами на оплату труда затраты (ст. 270 НК РФ)
Начисления по тарифным ставкам, должностным окладам Суммы начисленных дивидендов и другие выплаты, произведенные из средств, оставшихся после налогообложения
Начисления стимулирующего характера, в т.ч. премии (за производственные результаты) и надбавки Вознаграждения, предоставляемые руководству или работникам, помимо выплачиваемых по трудовым договорам
Денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений
Возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилья (в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда) Оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях
Другие Материальная помощь
Другие

Перечень расходов при УСН «доходы минус расходы»

Главой 26.2 НК РФ установлен ряд общих ограничений для применения данного спецрежима. Наиболее весомые из них следующие:

  • предельный размер доходов – 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • средняя численность работников за налоговый период – не более 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в течение (или по итогам) налогового периода учреждение применяет усн, превысит приведенные величины, то оно утратит право на применение «упрощенки» с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения, и должно будет
перейти на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

При этом хотелось бы отметить, что Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется внести ряд изменений в упрощенную систему налогообложения. Одним из новшеств предполагается введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСНО в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением упрощенной системы налого­обложения. Но на момент подготовки данного материала никаких законодательных инициатив в данном направлении не принято.

Рассмотрим приведенные ограничения для применения УСНО подробнее.

На основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, применяющего УСНО, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

При этом п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ[2] предусмотрено, что индексация на коэффициент-дефлятор указанной в п. 4 ст. 346.13 НК РФ величины предельного размера доходов налогоплательщика приостановлена до 2020 года.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов увеличение предельного дохода налогоплательщика по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не предусмотрено (Письмо Минфина РФ от 05.09.2019 № 03‑11‑11/68565).

Соответственно, ожидать, что в 2020 году предельный размер доходов для целей применения УСНО увеличится, не стоит.

Но для автономных учреждений важно, что согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, исчисляемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, и не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные субсидии рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Таким образом, автономное учреждение должно учитывать для целей применения УСНО только доходы от приносящей доход деятельности. Доходы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.

В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (Письмо Минфина РФ от 13.08.2019 № 03‑03‑06/1/60951).

Порядок определения средней численности работников установлен в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772 (Письмо Минфина РФ от 04.02.2019 № 03‑11‑11/6229).

Средняя численность работников организации включает в себя:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, показатель «средняя численность работников организации» предусматривает учет работников в целом по организации, без распределения по видам деятельности. В связи с этим усн автономное учреждение применяет усн для целей применения пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ учитывает среднюю численность работников в целом по организации (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 03‑11‑06/2/72772).

Режимы налогообложения в РФ 2021

Наш ответ: Да.

Сегодня индивидуальный предприниматель (ИП) — может возглавлять юридическое лицо (ООО) как единоличный исполнительный орган в качестве управляющего индивидуального предпринимателя.

Данный вариант управления юридическим лицом (ООО) является абсолютно законным. Часто используется на практике для оптимизации налогов и увеличения привлекательности организации как более надежного контрагента. Зачастую привлекает внимание налоговых инспекторов для систематических проверок на предмет уклонения от уплаты налогов. Имеет свои преимущества и недостатки.

Читайте также:  Получение гражданства РФ после вида на жительство

Расскажем об этом подробнее в нашей статье.

Может ли ИП быть управляющим ООО? Закон утверждает такую возможность. Но перед назначением ИП руководителем ООО необходимо продумать все нюансы такой налоговой оптимизации. Важно учесть все тонкости оформления договора с управляющим индивидуальным предпринимателем. Данный договор должен нести разумную деловую цель, содержать намерения учредителей в получении экономического эффекта. Ведь в противном случае, такая «неправильная» налоговая оптимизация может привести лишь к минимизации налоговых обязательств общества и соответствующими доначислениями.

У такого решения есть определённые преимущества, риски и недостатки.

  • Повышение степени ответственности руководителя. Дело в том, что директор на должности рискует материальной ответственностью, а функции ИП в этой же роли относятся к сфере гражданско-правовых отношений. Следовательно, предприниматель за несоблюдение законов рискует своим имуществом;
  • Оптимизация зарплатных налогов: важно понимать, какие налоги платит ИП. С заработной платы директора ООО вынуждено платить 13-процентный НДФЛ и отчисления в страховые службы, что в совокупности достигает почти трети от зарплаты. ИП управляющий ООО, если он работает, например, по схеме УСН «Доходы», отчисляет всего 6 процентов от дохода. При этом ИП самостоятельно уплачивает все страховые взносы за себя в фиксированном размере;
  • Существует разница и в квалификации дохода: директор получает зарплату, а управляющий ИП – вознаграждение за работу на должности управляющего;
  • Может быть выбран не один ИП-управляющий, а несколько. Подобный шаг, когда есть управляющие, действующие на основании управленческого договора, открывает возможности для построения эффективной структуры менеджмента.
  • За счет расходов на управляющего можно снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Согласно п. 18 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся и расходы налогоплательщика на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
  • Наличные деньги, полученные ИП с банковского счета, могут без ограничений расходоваться им на личные (потребительские) нужды. Таким образом, благодаря ИП – управляющему гарантируется легальная обналичка. У Вас появляется возможность выводить на ИП серьезные суммы денежных средств.
  • Налоговые консультанты не рекомендуют заключение договора управления ООО, если ее единственный учредитель является управляющим ИП данной организации. Судебная практика не в пользу предпринимателей подтверждает данные выводы.
  • Существуют риски переквалификации заключённого с управляющим-ИП договора со стороны налоговой инспекции и ПФР — с вознаграждения за работу на должности управляющего в трудовой договор.
  • Оформить новое ООО можно только с руководителем — физическим лицом. Сразу поставить управляющего индивидуального предпринимателя во главе предприятия невозможно. Данные действия оформляются только на существующем предприятии с внесением изменений в ЕГРЮЛ. При этом, в уставе ООО должна быть отмечена возможность передачи роли единого исполнительного органа другой организации или ИП.
  • Если организация применяет УСН «Доходы минус расходы» уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по управляющему индивидуальному предпринимателю не получится.
  • Существует риск доначисления налоговой инспекцией налога на прибыль организаций, сочтя выплаты управляющему необоснованными с экономической точки зрения или в связи с отсутствием деловой цели.

Деловыми целями для найма ИП-управляющего могут быть — повышение уровня ответственности руководителя, необходимость антикризисного менеджмента, возможность регулирования вопросов расторжения договора и вознаграждения с управляющим.

Не упустите и такие мелочи как экономически необоснованные выплаты управляющему. Например. Руководитель получал ежемесячный оклад в размере 30 000 руб. Далее решением учредителей (участников) общества принято решение взять его на должность управляющего фирмой в качестве управляющего индивидуального предпринимателя. В последствии функции руководителя не изменились, он продолжил управлять фирмой в качестве индивидуального предпринимателя, но вознаграждение выросло до 200 000 руб. Это небезопасно. Такая форма оптимизации налогообложения приводит к доначислениям.

  1. Все взаимоотношения между управляющим-ИП и ООО должны быть оформлены документально. Отчеты управляющего ИП должны содержать сведения о фактическом объеме и характере проделанной работы. Перед управляющим должны быть поставлены конкретные задачи и цели, которые он должен выполнить на этой должности. Например, Вы можете заключить договор об управлении, предусмотрев обязанность управляющего в виде увеличения дохода компании с 70 млн до 150 млн руб.
  2. Виды деятельности по ОКВЭД индивидуального предпринимателя должны содержать управленческие функций.
  3. Финансовое участие общества должно ограничиваться только выплатой вознаграждения управляющему индивидуальному предпринимателю. Вознаграждение управляющего ИП должно напрямую зависеть от финансовых результатов организации. Нет прибыли — нет и оплаты. Это основное различие между управляющим ИП и директором, который работает за оклад.
  4. Для осуществления своей трудовой деятельности в качестве управляющего, индивидуальный предприниматель должен нести соответствующие траты, например, канцтовары, оргтехника, арендная плата, представительские расходы.
  5. Для минимизации негативных последствий необходимо оформить договор управления так, чтобы его положения максимально отличались от трудового договора.
  6. Вознаграждение управляющего индивидуально предпринимателя не должно быть завышенным или фиксированным, например, варьироваться в зависимости от реальной прибыли юридического лица.
  7. Договор с управляющим не должен содержать трудовые гарантии или предоставление соц.пакета, например, оплачиваемый больничный, гарантированный отпуск, условия премирования, сверхурочные компенсационные выплаты и прочие.
  8. Договор-управления должен содержать разумную деловую и экономическую цель, планируемый результат, например, выход на некоторую прибыль, стабилизация финансового положения и т. д.
  9. Устав юридического лица, как и договор-управления не должны содержать упоминания о контроле над работой управляющего органа со стороны учредителей или участников общества, в т.ч. и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей.
  10. Управляющий индивидуальный предприниматель не вносится в штатное расписание юридического лица и он не должен соблюдать внутренний трудовой распорядок дня.
  11. Договор не должен свидетельствовать о том, что управляющий — номинальный. Реальный управляющим действительно управляет и в случае налоговой проверки он должен быть готов дать разъяснения по своей работе.
  12. Договор должен быть ограничен сроком. В теории, законодательство не запрещает заключать бессрочные договоры с управляющим, но на практике бессрочный — значит трудовой. Поэтому заключайте договор на один год и перезаключайте при необходимости.

Отметим такой факт. Исходя из практики сегодня, желательно чтобы управляющий-индивидуальный предприниматель являлся управленцем различных фирм, не связанных между собой коммерческой деятельностью или взаимозависимостью. Тем самым Вы исключите подозрение налоговых инспекторов в минимизации налоговых обязательств Вашего конкретного бизнеса. При грамотном подходе, управляющий индивидуальный предприниматель является законным способом снижения налогов и получения легальной наличности.

Переход на ОСНО с УСН в любое время

Бывае так, что НКО применяет УСН 6% и не ведет деятельности, приносящей доход. Но в течение года по незнанию, неожиданно или случайно, в организацию поступает выручка, и надо заплатить с нее 6%, о которых не думали. Опишу классическую ошибку.

Некоммерческую организацию просят выполнить социальный проект. Руководство не вникает в суть и заполняет все необходимые документы для получения денег, формируя смету на целевое финансирование, т.е. без налогов. Но после получения денег, увидев основание платежа или после выполнения проекта, когда плательщик требует акт оказанных услуг, понимает. НКО оказало платную социальную услугу, и с нее надо еще заплатить 6%, но в смете этих денег не было, изменить смету у гос.заказчика невозможно, не отчитаться и провалить проект нельзя. Получается, что проект выполнен без прибыли, а налоги 6% надо заплатить сверху, из собственных средств, кошмар.

Но шанс изменить ситуацию есть. Можно нарушить условие применения УСН и «сбросить» НКО на ОСНО в текущем квартале. Самый простой способ, открыть филиал.

  1. Вносятся изменения в устав, по которому закрепляется филиал;
  2. Он отражается в ЕГРЮЛ;
  3. С этого квартала у Вас ОСНО;
  4. Налоги считаются с учетом расходов, при отсутствии прибыли они стремятся к нулю;
  5. Можно применить 145 статью НК и отказаться от НДС.

Правила перехода к УСНО и возврата к общей системе налогообложения.

Переход к упрощенной системе и возврат к иным режимам налогообложения является добровольным, но нужно учитывать ограничения, установленные НК РФ.

Чтобы действующему АУ перейти на УСНО со следующего календарного года, ему требуется уведомить об этом решении налоговый орган по месту нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, с которого учреждение переходит на УСНО.

В уведомлении отмечается выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Кроме того, указываются остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого АУ переходит на «упрощенку». Автономное учреждение может перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подает уведомление, доходы от платной деятельности не превысили 112,5 млн руб.


В рамках финансового планирования своей деятельности автономные учреждения могут ежегодно (по результатам работы за девять месяцев) рассчитывать налоговую нагрузку на предстоящий год по всем альтернативным налоговым системам.

Читайте также:  Растаможка электромобиля в России – калькулятор и порядок действий

Вновь созданное АУ вправе уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае АУ признается налогоплательщиком, применяющим УСНО, с даты постановки его на учет в налоговом органе.

Автономное учреждение, применяющее УСНО, может перейти на общую систему налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором оно предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями (юридическими лицами) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога (кроме части направляемой на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (Глава 21. Налог на добавленную стоимость Статья 151. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, кроме части направляемой на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового Кодекса РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

После перевода некоторых видов деятельности на единый налог на вмененный доход совмещение разных налоговых режимов для малых фирм стало практически неизбежным. В связи с этим бухгалтеру необходимо будет освоить все тонкости нетрадиционного учета. В такой ситуации фирме придется осуществлять раздельный учет полученных доходов и расходов, имущества, долгов и хозяйственных операций. Кроме этого проблемы возникнут и при определении ограничений использования УСНО такими, как количество работников (допускается не более 100 человек), а также с тем правилом, по которому выручка за 9 месяцев не должна превышать 15 миллионов рублей (скорректированную на коэффициент-дефлятор). Предприятиям, которые захотят осуществлять подобные виды деятельности, доходы за 9 месяцев придется рассчитывать исходя из совокупной выручки, т. е. включая доходы, облагаемые и УСН, и ЕНВД.

При этом удержаться на УСНО предприятию будет легче, чем на нее попасть. Таким образом, если организация, которая осуществляет виды деятельности и по УСН и по ЕНВД, все-таки перешла на упрощенную систему налогообложения, то для того чтобы продержаться на ней, необходимо не превысить рубеж в 20 миллионов рублей (скорректированный на коэффициент-дефлятор), исчисляемый с учетом доходов только по деятельности на УСНО (письмо Минфина от 5 сентября 2006 г. N 03-11-04/2/184).

Организациям, применяющим оба спецрежима (УСНО и ЕНВД), необходимо будет распределять общие расходы (например, коммунальные платежи, услуги связи). Распределение должно осуществляться пропорционально доли дохода, полученного по каждому виду деятельности, в общем объеме выручки.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г.

Что делать с расходами?

С 01.01.2018 УК, применяющие УСНО, не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Эта норма, как уже не раз указывал Минфин, распространяется и на УК, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг, которые приобретают коммунальные ресурсы у РСО на основании договоров ресурсоснабжения (последние письма об этом – от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009).

Согласно пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления домом, заключаемом собственниками помещений или органом управления ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива с УК, выбранной в установленном порядке для управления МКД. При этом УК не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении тех коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а также не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

Когда УСН 15% выгоднее УСН 6%

Начинающие предприниматели часто ошибочно судят о выгодности этих налоговых режимов по процентной ставке, полагая, что чем она ниже, тем меньше будет сумма налога. Чтобы оценить реальную выгодность той или иной системы налогообложения, стоит учитывать сумму расходов, которые будут приняты к вычету налоговым органом.

Практика показывает, что 15% («Доходы минус расходы») выгоднее тем, у кого расходы составляют 60% и более от доходов. Этот показатель можно примерно рассчитать, даже если деятельность только начинается.

Также, налог может быть уменьшен на суммы страховых взносов, уплаченных в ПФР и ФОМС за сотрудников ООО или ИП. Индивидуальные предприниматели могут уменьшить налогооблагаемую базу за счет фиксированных страховых выплат за себя. Взносы включаются в расходы, тем самым уменьшая налоговую базу. С учетом этого, УСН 15% точно будет выгоднее, чем УСН 6%, при уровне расходов.

Штраф за несвоевременную уплату налога и сдачу отчетности

За несвоевременную подачу налоговой декларации Налоговым кодексом РФ предусмотрен штраф в размере 5% указанной в ней от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки. Минимальный штраф при этом составляет — 1000 рублей, чаще всего его накладывают при несвоевременной сдаче нулевого отчета. Максимальный размер штрафа ограничен 30% от заявленной суммы налога, обычно его начисляют при опоздании с отправкой декларации более чем на полгода.

Кроме начисления штрафа, ФНС может заблокировать расчетный счет предпринимателя или компании. К этой мере прибегают, если декларация не была сдана в течение 10 дней после установленного срока.

Также предприниматель или организация могут быть оштрафованы за просрочку уплаты налога (за опоздание с перечислением авансовых платежей штраф не накладывается). Размер штрафа составляет 20% от неперечисленной в бюджет суммы. Но такая мера допустима только в том случае, если налоговики докажут, что неуплата была допущена умышленно. Если налоговая декларация была подана верно и в срок, но платеж не был перечислен, то ФНС может начислить только пени: за первые 30 дней просрочки — 1/300 ставки рефинансирования, с 31 дня — 1/150.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *