С какого момента исчисляется срок административного задержания ответ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого момента исчисляется срок административного задержания ответ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если Вас задержали — сотрудники обязаны в соответствии со ст. 27.4 КоАП РФ, составить протокол об административном задержании, в котором в обязательном порядке указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

1 Если Вас задержали, то сотрудники по Вашей просьбе обязаны о месте Вашего нахождения в кратчайший срок уведомить родственников, администрацию по месту его работы (учебы), а также защитника. Вы выбираете кого уведомить! Настаивайте на своем праве!

2 Если задержан несовершеннолетний, то сотрудники, даже без его просьбы, обязаны уведомить его родителей или иных законных представителей.

3 Если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы — незамедлительно сотрудниками должна быть уведомлена военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 КоАП РФ, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4 Если Вы член общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации,и Вас задержали – сотрудники обязаны незамедлительно уведомить секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию.

Сущность процедуры административного типа

Рассмотрев, с какого момента исчисляется срок административного задержания, следует определить сущность данного понятия.

Данный тип имеет множество нюансов, в зависимости от повода к лишению свободы и тяжести совершенного правонарушения. Минимальный срок административного задержания исчисляется тремя часами (если речь идет о правонарушении легкой степени). Максимальная продолжительность принудительной меры достигает 48 часов.

В отношении продолжительности времени задержания имеется ряд особенностей. Например, если совершенное гражданином правонарушение имеет признаки посягательства на российскую границу, основания лишения человека свободы передвижения меняются, а срок и порядок его исчисления остается тот же.

В рамках административных дел существуют особенности того, как исчисляется срок задержания, в зависимости от личности виновного. Одним из таких примеров является доставление в отдел полиции гражданина в состоянии опьянения (токсического, наркотического или алкогольного типов). В этом случае срок административного задержания исчисляется с момента полного отрезвления человека, когда он может адекватно воспринимать происходящее вокруг него и свои действия.

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Читайте также:  Штраф за не пристегнуть ремень 2024 водителю

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Последствия отбытия административного ареста

Арестное наказание по нормам КоАП не означает приобретения судимости, а непосещение рабочего места по причине нахождения под арестом – не выступает прямым поводом увольнения. Даже если арест займет 30 суток, то работодатель месячную з/плату не выплатит, но не уволит.

Однако нужно отметить, что определенные обстоятельства административного проступка могут стать законными причинами уволить провинившегося гражданина в соответствии Трудовому кодексу. К примеру, если работник совершил подпадающую под арест «административку» в состоянии опьянения, будучи на рабочем месте (например, за рулем автомашины работодателя или на территории объекта работы) – его будут вправе законно уволить по статье 81 (ч.6 п.«б») Трудового кодекса.

С даты вступления постановления о наказании по административному проступку в силу следующие 12 месяцев лицо будет признаваться подвергнутым наказанию (ст.4.6. КоАП). И если в данном годичном периоде лицом будет осуществлено административное правонарушение, однородное прежде совершенному (отягощающее обстоятельство) – то наказание будет наиболее строгим (ст.4.3. ч.1 п.2 КоАП).

Порядок назначения ареста по «административке»

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Сроки привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В отношении отдельных правонарушений установлены более длительные сроки.

Так, например, постановление не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения за нарушение трудового законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите прав потребителей и многие другие.

Срок давности привлечения к административной ответственности — 2 года установлен за нарушение бюджетного законодательства РФ, законодательства о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и другие.

За нарушение законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года со дня совершения административного правонарушения.

За нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму и законодательства РФ о противодействии коррупции виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Последствия отбытия административного ареста

Арест по правилам КоАП не означает приобретения судимости, а неявка на работу в связи с задержанием не выступает прямым поводом для увольнения. Даже если арест продлится 30 дней, работодатель не будет платить месячную зарплату, но и не уволит.

Читайте также:  Готовность вида на жительство проверка

Однако следует отметить, что отдельные обстоятельства административного правонарушения могут стать законными основаниями для увольнения провинившегося гражданина в соответствии с Трудовым кодексом. Например, если работник совершил «административную деятельность», подлежащую задержанию в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте (например, вождение автомобиля работодателя или на территории рабочего места), он будет иметь право на увольнение в судебном порядке в соответствии со статьей 81(часть 6, пункт «б»») Трудового кодекса.

Со дня вступления в законную силу постановления о взыскании административного правонарушения в течение последующих 12 месяцев лицо будет признаваться привлеченным к ответственности (статья 4.6 КоАП). А если в определенный период в один год лицо совершит административное правонарушение, аналогичное совершенному ранее (отягчающее обстоятельство), то наказание будет самым строгим (ст. 4.3, ч. 1, п. 2 КоАП).

Кто и за что может задержать по КоАП

Статья 27.3 КоАП РФ очень подробно описывает, кто и в каких ситуациях имеет право на задержание. Но про мотивы сказано лишь: «в исключительных случаях».

Списка этих случаев не существует. Правозащитники ориентируются в основном на судебную практику, когда граждане жалуются на ограничение свободы, а суд признаёт или нет задержание обоснованным. Вас имеют право задержать, если это необходимо для:

  • предотвращения или пресечения правонарушения;
  • составления протокола, если это невозможно сделать на месте;
  • рассмотрения дела о правонарушении в положенный срок;
  • исполнения уже принятого в отношении вас постановления.

Если за совершённое вами правонарушение в КоАП предусмотрены лишь предупреждение или штраф, а не административный арест, задержание не применяют. Но если вас подозревают в более серьезном нарушении, а свою личность вы не можете подтвердить на месте, то можете оказаться задержанным.

Обычно своим правом полицейские стараются не злоупотреблять, потому что за признанное судом незаконное ограничение свободы сами могут понести ответственность — вплоть до уголовной.

Административное задержание разрешено проводить не только сотрудникам правоохранительных органов. Это могут быть в том числе представители структур:

  • ведомственной и вневедомственной охраны;
  • Росгвардии и внутренних войск;
  • автоинспекции,
  • таможни и пограничных служб.

Но сотрудники каждого ведомства имеют право на административное задержание лишь за правонарушение, совершенное на «их территории». А полицейские обладают такими полномочиями всегда и везде. Но без серьезных оснований задерживать не имеют права и они.

Процесс административного задержания

Административное задержание является мерой принуждения, применяемой правоохранительными органами в случаях нарушения общественного порядка или иных административных правонарушений. Процесс административного задержания происходит по следующей схеме:

  1. Обнаружение нарушения: Правоохранительные органы обнаруживают административное правонарушение либо на основании своего наблюдения, либо в результате поступившего сообщения.
  2. Задержание правонарушителя: Правонарушитель задерживается сотрудником правоохранительного органа в соответствии с законодательством о задержании. При задержании должны соблюдаться процедурные правила и учитываться права задерживаемого.
  3. Составление протокола: После задержания составляется административный протокол, в котором фиксируются обстоятельства правонарушения, данные о правонарушителе и его правах. Протокол должен быть составлен четко и точно, с соблюдением установленных процедур и формальностей.
  4. Принятие решения о мерах в отношении задержанного: Суд или уполномоченный орган принимает решение о применении меры административного воздействия в отношении задержанного лица. Это может быть либо обязательный этический наказ, либо административный арест, либо иная мера, предусмотренная законом.
  5. Срок административного задержания: Срок административного задержания определяется законом и может быть различным в зависимости от характера правонарушения. Превышение установленного срока задержания без законного основания является нарушением прав и может иметь серьезные последствия.
  6. Освобождение задержанного: По завершении установленного срока административного задержания или в случае прекращения действия меры принудительного воздействия, задержанный должен быть немедленно освобожден.

Весь процесс административного задержания должен осуществляться с соблюдением принципа законности и уважения прав человека. Законодательство строго регламентирует все этапы этого процесса, чтобы предотвратить произвол и незаконные действия сотрудников правоохранительных органов.

Ответственность за неправомерное административное задержание

Административные задержания — важный инструмент правоохранительных органов для предотвращения правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Однако, при неправомерном применении этого меры возникает вопрос о ответственности должностных лиц, допустивших такие нарушения.

Ответственность за неправомерное административное задержание закреплена в Законе Республики Беларусь от 24 июля 2002 года № 317-3 «Об административном процессе». Согласно статье 71 этого Закона, лицо, подвергшееся неправомерному административному задержанию, имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу или деловой репутации, а также на возмещение морального вреда.

Для того чтобы требование о возмещении ущерба было удовлетворено, необходимо доказать факт неправомерного задержания, причиненный ущерб и причинную связь между задержанием и нанесенным ущербом. При этом, лицо, подвергшееся неправомерному административному задержанию, может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, а также потребовать компенсации морального вреда.

Однако, ответственность за неправомерное административное задержание не возлагается только на должностных лиц, а может распространяться и на саму организацию, в которой они работают. В этом случае, организация будет нести солидарную ответственность за действия своих сотрудников.

Важно отметить, что неправомерное административное задержание может привести не только к материальным потерям для пострадавшего, но и оказать негативное воздействие на его психологическое состояние. Поэтому за последствиями таких нарушений могут стоять и моральный ущерб, а также требования о компенсации морального вреда.

Порядок назначения ареста по «административке»

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Читайте также:  Процедура банкротства физического лица последствия для человека

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Как и кем назначается временной период

В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.

Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.

Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.

Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.

Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:

  1. В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
  2. Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
  3. Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
  4. Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
  5. Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.

Исключением являются те случаи, когда расследование следует хранить в тайне, в таком случае уведомления не совершаются, но для этого требуется разрешение прокурора. Обязательно сообщать родственникам или их заменяющим лицам о задержании стоит только в том случае, если подозреваемое лицо несовершеннолетнее.

В соответствии с законом, административное задержание может производиться с момента задержания правонарушителя и его доставления в место проведения административного расследования. Это важный момент, так как с момента задержания человека ему необходимо предоставить информацию о его правах и обязанностях.

Правовые основания для административного задержания содержатся в КоАП РФ. Они определяются в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. В случае задержания осуществляется составление протокола об административном задержании, где фиксируются все необходимые данные и обстоятельства задержания.

Срок административного задержания не может превышать 3 часов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если в течение этого срока решение о привлечении правонарушителя к административной ответственности не было принято, либо необходимо продолжить расследование, срок задержания может быть продлен на основании решения должностного лица, принявшего данный факт. При этом должно быть предусмотрено уведомление задержанного о продлении срока административного задержания и ему должно быть предоставлено право пользоваться услугами адвоката.

Важно знать, что административное задержание отличается от ареста, применяемого в уголовном процессе. Вопросы, связанные с применением мер административного задержания, рассматриваются судом в порядке, установленном законом. Административно задержанные лица имеют определенные права и обязанности, которые гарантированы законом.

Таким образом, статья 27.5 КоАП РФ регулирует порядок и права при административном задержании. Знание данной статьи и соблюдение ее положений является важным фактором для всех граждан, чтобы не допускать правонарушений и быть в курсе своих прав и обязанностей в случае задержания.

Кто имеет право задерживать гражданина?

Задержанием может заниматься следующий перечень органов и лиц, определенный законодательством:

  • Сотрудники правоохранительных органов, включая полицию и другие подразделения
  • Сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ)
  • Сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)
  • Сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росавтодор)
  • Сотрудники отделов вневедомственной охраны и административно-технического персонала
  • Таможенные служащие
  • Сотрудники органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере рыболовства
  • Сотрудники профилактических учреждений

Кроме того, статья 27.5 КоАП РФ устанавливает обязанности и права лиц, имеющих право задерживать граждан:

  • Право задерживать гражданина для проверки его документов и выяснения обстоятельств правонарушения
  • Обязанность предупредить задержанного о причинах и основаниях задержания
  • Обязанность осуществлять задержание с соблюдением прав и достоинства гражданина
  • Право применять процедуры, предусмотренные законом, для осуществления задержания
  • Обязанность незамедлительно доставить задержанного лица к должностным лицам для дальнейшего разбирательства дела


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *