Жалобы и апелляционные жалобы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалобы и апелляционные жалобы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.

Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.

Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:

  • Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
    • ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
    • ИФНС РФ межрайонного уровня.
  • ФНС России будет вышестоящим органом для:
    • Управлений ФНС РФ по субъектам;
    • Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
    • Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.

Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.

Особенности обжалования решений ФНС

Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт.

По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.

При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:

  • если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
  • если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).

Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»

  • Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
  • Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
  • Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»

Налогоплательщик имеет право в течение трёх следующих месяцев провести обжалование действий налоговых органов в арбитражном суде. Если полагает, что акт или решение:

  • препятствует экономической деятельности;
  • незаконно возлагает обязательства;
  • нарушает собственные права.

Типовая форма иска отсутствует, так как каждый случай индивидуален. Например, возврат налога, незаконное взыскание пеней или непредоставление льгот регулируются разными статьями НК РФ и правовыми актами, которые необходимо указывать в исковом заявлении. Однако существуют и общие моменты. В иске обязательно нужно прописать:

  • наименование суда;
  • данные истца: ФИО гражданина или название организации, адрес, телефон;
  • данные ответчика: наименование и адрес налоговой службы;
  • обстоятельства дела и какие права были нарушены;
  • информацию о соблюдении претензионного порядка;
  • ссылки на законодательство;
  • требования к ответчику;
  • список документов;
  • дату и подпись.

Кроме того, прямо в иске вы можете ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств, о приостановлении решения налоговой и т.д. Ну и, конечно, не лишним будет указать судебную практику в вашу пользу по аналогичным делам.

Исковое заявление на налоговую инспекцию нужно готовить в стольких экземплярах, сколько участников в деле, плюс один для суда. Например, если в споре о налогах есть только вы и инспекция, то копий иска должно быть три. В случае, когда вы привлекаете еще одного истца, экземпляров будет уже четыре.

Документы, которые вы хотите приложить к иску, предоставляются в копиях, поэтому их нужно заверить. На каждой странице пишете «копия верна», ставите свою подпись и расшифровку. Если в суд на налоговую службу подает организация, то также заверьте бумаги печатью. Примерный список документов:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку иска ответчику и третьим лицам;
  • решение ИФНС, которое оспаривается;
  • претензия;
  • документ, подтверждающий отправку претензии;
  • письменные доказательства;
  • доверенность (если в суд для спора о налогах идет представитель).
Читайте также:  Получение гражданства РФ в общем и упрощенном порядке в 2022 году.

Для предпринимателя и организации также нужна будет выписка из государственного реестра. Ее можно скачать на сайте Налог.ру по ИНН налогоплательщика или заказать в инспекции.

Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):

Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.

Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.

Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.

Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.

Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.

Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.

После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.

В аб. 1 стат. 137 НК РФ сказано, что любое лицо может пожаловаться, преследуя задачу восстановления своих несоблюденных прав:

  • на действия (или на допущение бездействия) должностных работников территориальных или федерального налогового органа;
  • на акты ФНС, изданные в отношении конкретного налогоплательщика, содержащие какое-либо незаконное требование в отношении него (ненормативные акты).

При этом обжалование осуществляется:

  1. сначала – в стоящий выше налоговый орган;
  2. и только после этого – в суд (ч. 2 стат. 138 НК России).

Срок подачи жалобы на решение налогового органа

Срок подачи жалобы составляет — не позднее одного года для оспаривания в вышестоящий орган и три месяца в суд. При этом, важно помнить, что данный процессуальный срок носит пресекательный характер, то есть пропуск такового незамедлительно влечет отказ в принятии жалобы к рассмотрению.

Так же следует знать, что рассмотрение жалобы налоговым органом не лишает права подать жалобу в суд. Однако, такое правило работает лишь в одну сторону – если спор был разрешен судом, налоговый орган не вправе его рассматривать. Между тем, если поданная жалоба не была по каким – либо причинам рассмотрена и возвращена заявителю, последний не утрачивает возможности оспорить результат налоговой проверки в системе налоговых инспекций либо повторно в суде.

Читайте также:  Как оформить бесплатный проезд в общественном транспорте предпенсионеру в СПб

Срок обжалования решения налогового органа

Решение налоговиков привлечь к ответственности лицо за налоговое правонарушение, принятое по итогам проверки, вступает в силу 1 месяц спустя после вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока не завершится этот срок, «несогласный» налогоплательщик может подать апелляционную жалобу.

Для вступившего в силу решения ИФНС, по которому апелляционная жалоба не подавалась, на обжалование отводится 1 год со дня его вынесения. Пропустив данный срок, налогоплательщику не стоит отчаиваться – если причина пропуска уважительная, вышестоящий орган ФНС может его восстановить (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Решение по полученной жалобе о результатах налоговой проверки вышестоящий орган ФНС должен принять в течение 1 месяца, допустимо также продление данного срока еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ). По прочим жалобам на принятие решения отводится 15 дней, продление этого срока возможно лишь на 15 дней.

Не дождавшись от вышестоящего органа ФНС в установленный срок решения по своей жалобе, налогоплательщик сталкивается с нарушением досудебной процедуры, поэтому вправе обращаться в суд.

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

О различных видах жалоб на налоговиков с примерами и образцами

Жалоба в Налоговую — это один из способов борьбы с тем или иным нарушением прав налогоплательщика. Статья расскажет о различных жалобах на налоговиков, в частности, будут рассмотрены следующие жалобы: апелляционная на решение налогового органа, на его бездействие, действия (с образцами). Также расскажем, как пожаловаться на фискальщиков в прокуратуру.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Другими вариантами названия документа могут быть: апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции или апелляционная жалоба в налоговую. В любом случае речь идет об одном и том же.

Апелляционная жалоба (АЖ) — это обращение лица в налоговую инстанцию с просьбой обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, которое вынесено по ст. 101 НК. При этом необходимо соблюдение двух условий:

  • по мнению лица, обжалуемое решение нарушает его права;
  • оно не вступило в силу.
Читайте также:  Порядок и лимит выплат по ОСАГО

Теперь о том, куда писать жалобу на налоговую инспекцию.

Как таковое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе (ВНО), но по п. 1 ст. 139.

1 НК жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через ту инстанцию, решение которой обжалуется, поскольку именно оттуда она (со всеми прилагаемыми материалами) в течение трех рабочих дней (с момента поступления) передается в ВНО. Таким образом, прямая подача жалобы в вышестоящий налоговый орган невозможна.

Жалоба на действия налогового органа: образец

Налогоплательщик имеет право обжаловать не только решения налоговых органов, как вступившие, так и не вступившие в силу, но и действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).

Под действиями должностных лиц налоговых органов, которые могут обжаловаться, понимается ненадлежащее исполнение такими должностными лицами обязанностей, установленных ст.

32 НК РФ, а под бездействием – несовершение должностными лицами действий, предусмотренных их должностными обязанностями.

Например, в результате камеральной проверки налоговой декларации по прибыли, в которой, несмотря на то, что налог был исчислен к уплате, инспекция запросила пояснения о причинах снижения налоговой нагрузки и потребовала представить копии первичных документов, подтверждающих величину прибыли. Но требовать первичку в указанной ситуации налоговая инспекция не вправе. Если идти на поводу у инспекции вам не хочется, неправомерные действия ее должностных лиц можно оспорить.

Как написать жалобу на действия налоговой инспекции, расскажем в нашей консультации.

Проблемы юридической силы решений налоговых органов

Положения п. 9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ достаточно четко определяют момент вступления в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Так, в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа оно вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. С указанной даты решение вступает в силу, если по итогам рассмотрения апелляционной жалобы оно не было отменено вышестоящим налоговым органом. При том, что по смыслу ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ст. 137, 138 НК РФ налогоплательщик не ограничен в выборе подлежащего обжалованию решения налогового органа — вышестоящего или нижестоящего, возникает вполне естественный вопрос о моменте вступления в силу решения нижестоящего налогового органа в ситуации, когда решение о его утверждении было признано судом недействительным без признания таковым собственно решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиком.

Подобные ситуации не редкость в арбитражной практике и обусловлены, как правило, существенными нарушениями вышестоящим налоговым органом порядка рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие перспектив оспаривания по праву решения нижестоящего органа. В результате вопрос о проверке законности последнего перед судом не ставится вовсе, а суд, в свою очередь, ограничивается рассмотрением дела по существу заявленных требований .

Отметим, что действующее налоговое законодательство не регламентирует порядок рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом), вследствие чего при решении вопроса о наличии или отсутствии формальных оснований для отмены решения вышестоящего налогового органа представляется целесообразным руководствоваться общим, установленным ст. 101, 101.4 НК РФ, порядком принятия налоговыми органами решений по делам о привлечении к налоговой ответственности, в т.ч. предусматривающим безусловные основания для отмены акта налогового органа. Данный вывод в целом отвечает правовой позиции, нашедшей свое отражение в Определении ВАС РФ от 24.06.2009 N ВАС-6140/09 по делу N А12-10757/08-С38.
См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2009 N Ф03-6158/2009.

Буквальное толкование п. 9 ст. 101 НК РФ показывает, что сам факт подачи апелляционной жалобы вне зависимости от результатов ее рассмотрения вышестоящим налоговым органом исключает всякую возможность вступления спорного решения в силу по общему правилу, устанавливающему десятидневный срок с момента получения решения налогоплательщиком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *