Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр-2020: как проходить и что поменялось». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Что делать, если у оператора пропал доступ к базе данных?
В обновленном законе также учтено, что в процессе работы могут возникнуть технические трудности с доступом к единой базе данных. Поэтому в нем приведены инструкции на случай, если у оператора пропадет доступ к сети Интернет или отключат свет:
42. В случае возникновения технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна (в том числе в случае прекращения подачи в пункт технического осмотра электрической энергии или отсутствия связи с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет») в течение менее четырех часов, сведения в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра могут быть переданы в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. Наличие технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, оформляется актом (включающим в том числе указание на время возникновения и устранения такой технической неполадки), который подписывается техническим экспертом.
43. В случае, если техническое диагностирование проведено в полном объеме, а диагностическая карта не может быть оформлена в связи с возникновением технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, диагностическая карта по результатам такого технического диагностирования может быть оформлена в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. При этом количество диагностических карт, сведения о которых передаются в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, не может превышать число диагностических линий, сведения о которых включены в реестр операторов технического осмотра.
44. При наличии технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна в течение более четырех часов, технический осмотр не проводится до момента устранения такой технической неполадки.
Из приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:
1. Если при работе станции технического обслуживания возникла техническая неполадка (отключили свет или пропал доступ к сети Интернет), то должен быть составлен акт о технической неполадке. В этом документе указываются время возникновения неполадки и время ее устранения, акт подписывается экспертом.
2. Если техническая неполадка произошла более 4-х часов назад, то проводить технический осмотр и оформлять диагностические карты запрещается.
3. Если техническая неполадка произошла менее 4-х часов назад (например, во время осмотра очередного автомобиля), то закон разрешает провести осмотр до конца, а электронную диагностическую карту оформить в течение 24 часов.
4. Если произошла техническая неполадка, то разрешается провести только один техосмотр на каждой диагностической линии. Вторую машину на ту же самую линию загонять нельзя до тех пор, пока не будет оформлена диагностическая карта для предыдущей машины.
Что нужно для техосмотра в 2020 году?
В 2020 году, как и ранее, где пройти гостехосмотр решает сам автовладелец. Это можно сделать в любом диагностическом пункте на территории РФ, независимо от города, в котором транспортное средство стоит на учёте. Не важно и то, где зарегистрирован по месту жительства его владелец.
Для проведения технического осмотра нужно предоставить экспертам диагностического центра:
-
само автомототранспортное средство в наличии;
-
оригинал своего паспорта;
-
ПТС либо свидетельство о госрегистрации ТС;
-
в случае, если техосмотр проводит не собственник автомобиля — оригинал, либо нотариально заверенная копия доверенности на право проведения данной процедуры.
Услуга платная, денежные средства вносятся в кассу диагностического центра на основании договора на предоставления данной услуги. Стоимость гостехосмотра зависит от ряда факторов, в том числе от типа ТС.
Порядок прохождения техосмотра
Проверка транспортных средств в ПТО существенно усложнилась. Причем не столько для автомобилистов, сколько для самих технических центров. С апреля 2020 г. каждый ПТО должен быть укомплектован современным оборудованием, включая хорошую фотокамеру и устройства, определяющие расположение ПТО сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ, с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95γ.
При этом каждая диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Без ЦП документ нельзя загрузить в систему ЕАИСТО, равно как и без фотографий. Возможно, поэтому большинство ПТО регионов не готовы к проведению ТО по новым правилам. Тому свидетельство – длинные очереди машин у работающих пунктов техосмотра. Но эксперты отмечают рост числа аккредитованных центров.
Что будет со страховкой, если ДК аннулируют?
Это главный вопрос, который возник у автосообщества в связи с предложенными изменениями. Если сотрудник ГИБДД будет направлять информацию об аннулированной диагностической карте в страховую компанию, в теории это может привести к аннулированию всего полиса ОСАГО.
С юридической точки зрения все сложно. Так, прекратить действие полиса ОСАГО в одностороннем порядке нельзя – для этого нужно как минимум решение суда. С другой стороны, при оформлении полиса владелец указал данные заведомо фиктивной диагностической карты.
Об этом говорят и представители страховой отрасли. Так, Дмитрий Руденков из Chеrehapa Страхование считает, что достаточных оснований для расторжения договора страхования в этой ситуации нет, но все не так просто:
Порядок аннулирования ОСАГО на данный момент законодательно не предусмотрен. Договор страхования в одностороннем порядке можно расторгнуть только через суд. При этом основания для расторжения тоже неочевидны. Действующее гражданское законодательство допускает расторжение договора в одностороннем порядке при сообщении ложных сведений страхователем или в случае, предусмотренном законом. Прямой нормы, предусматривающей ответственность страхователя за предоставление при оформлении полиса диагностической карты, выданной без прохождения техосмотра, нет.
Как будут следить за прохождением техосмотра
Весной 2021 года изменятся некоторые положения прохождения технического осмотра. Новые правила предусматривают обязательную фотофиксацию факта посещения и выезда авто с сервисного центра. Кроме снимков, подтверждением прохождения ТО будут географические координаты транспортного средства, что позволит установить соответствие фотографий времени прохождения обследования.
Актуальные нормативные документы говорят, что на снимках должны хорошо просматриваться цвет, марка, регистрационный знак, а также передняя часть автомобиля. Изначально законопроект по изменению правил прохождения ТО предусматривал также фиксацию VIN-номера транспортного средства, но в процессе рассмотрения данный пункт был исключен из-за сложности выполнения.
Фиксируемый фотоматериал обязан содержать координаты автомобиля во время проведения съемки. При проверке они должны соответствовать координатам, которые содержатся на пункте техосмотра, внесенного в реестр операторов ТО. Для определения координат транспортного средства используется спутниковая навигация. Точность определения местонахождения искомого предмета колеблется в пределах 15 метров. Это позволяет проверяющей стороне получить уверенность в том, что автомобиль действительно проходил ТО в указанном сервисном центре. Для гарантии достоверности снимков каждый из них подписывается квалификационной электронной подписью. По мнению инициаторов изменений, подобный пункт позволит защитить фото от подделок.
Диагностическая карта техосмотра — образец, как выглядит в 2020 году, база, сколько действует, номер
Не так давно тягостная проблема получения техталона ушла в далекое прошлое. По завершении технического осмотра автомобиля в настоящее время осуществляется выдача диагностической карты. Документы отличаются кардинально. Начиная с размера документа и кончая способом получения.
Диагностическая карта подтверждает факт благополучного проведения диагностирования технологических агрегатов автомобиля.
Документ формата А4 содержит все необходимые сведения о частях и устройствах двигательной системы автомобиля, которые прошли проверку.
Оформленная диагностическая карта с положительным заключением технического эксперта необходима для получения страхового полиса ОСАГО. Страховые компании заключают временный договор обязательного страхования автотранспортных средств.
Кратковременная страховка без оформленной диагностической карты может быть выдана на срок до 20 дней. За это время автомобиль должен пройти технический осмотр с положительным заключением специалиста станции техобслуживания.
Страховые компании правомерно откажут в выплате по КАСКО или ОСАГО при отсутствии диагностической карты на транспортное средство.
Данный документ выступает гарантом исправности автотранспортного средства, потому что выдается после полной проверки технического состояния автомобиля.
Если экспертизой будет доказано, что дорожно-транспортная авария произошла из-за недобросовестно проведенного техосмотра, материальный ущерб возмещается оператором.
Нет необходимости постоянно иметь при себе диагностическую карту. Для сотрудников ГИБДД страховой полис ОСАГО полноценно заменяет этот документ.
Действие этой бумаги для ОСАГО
Иногда приходится встречать мнение, что обязательный техосмотр для автомобильного транспорта отменили. Это не соответствует действительности. Несмотря на то, что талоны техосмотра больше не нужно возить с собой и предъявлять госавтоинспектору по первому требованию, эта процедура все еще необходима.
Согласно закону №40-ФЗ, страховщик не имеет права выписать страховой полис на транспортное средство, которое не имеет пройденного техосмотра, или имеет просроченный по срокам.
Полезно знать, что поправки 2020 года сильнее гуманизировали правила в отношении срока действия техосмотра. Раньше было необходимо, чтобы на момент подписания страхового договора до окончания срока действия диагностической карты оставалось минимум полгода.
Теперь эти ограничения сняты. Главное, чтобы она не была просрочена на момент оформления ОСАГО, остальное неважно. Даже если срок ее действия заканчивается на следующий день, отказать в заключении договора вам не имеют права.
Восстановление: как получить дубликат, если вся техническая процедура пройдена?
По факту диагностическая карта бывает нужна среднестатистическому водителю не чаще раза в год – когда приходит пора переоформлять полис автостраховки. И иногда оказывается, что этот важный документ теряется или приходит в негодность.
Справка! Проходить техосмотр заново нет необходимости. Если вы потеряли или утратили иным путем диагностическую карту, вам нужно получать дубликат. Получить дубликат можно и в ГИБДД и на той станции техобслуживания, на которой вы проходили техосмотр.
Достаточно найти по карте любого оператора, аккредитованного на проведение техосмотров и имеющего санкционированный доступ к базе ЕАИСТО. Там вам распечатают дубликат с интернет-версии, которая содержит всю информацию об осмотрах вашей машины также, как и оригинальная бумажная.
Дубликат требуется заверить подписью и печатью, как и оригинал. Это тоже можно сделать на той же станции техобслуживания, что и распечатку.
Эта услуга платная. В России ее стоимость составляет 300 рублей. Если с вас пытаются требовать больше – не соглашайтесь. Это незаконно.
До 2012 года утеря талона техосмотра грозила водителям крупными штрафами. С тех пор законодательство стало гуманнее. Возить с собой диагностическую карту не нужно. Сотрудники ГИБДД не имеют права требовать ее предъявления на дороге.
Однако случается, что этот документ теряют или утрачивают. При этом часто возникают опасения, что уникальная информация о техническом состоянии автомобиля, содержащаяся в карте, будет безвозвратно утеряна. Но бояться нечего.
На станции техобслуживания, диагностическая карта заполняется в двух бумажных экземплярах. Один выдается на руки владельцу автомобиля, другой – хранится в организации, проводящей экспертизу. Более того, все сведения в течение одного рабочего дня обязательны к занесению в единую электронную всероссийскую базу – ЕАИСТО, где они хранятся бессрочно.
Таким образом восстановление диагностической карты техосмотра не составляет особого труда.
Что подтверждает подлинность
Многие водители транспортных средств сталкиваются с необходимостью определения подлинности диагностической карты. Это происходит при покупке автомобилей, или участии в ДТП, когда собственник рассчитывает на получение компенсации ущерба. Подлинность ДК в подобных ситуациях является очень важным фактором. Поскольку документ печатается на обыкновенном листе бумаги формата А4, без каких-либо защитных эмблем, бланк легко подделать, воспользовавшись образцом из интернета.
Проверить диагностическую карту можно в сети, набрав в строке поиска «Онлайн-проверка ДК». Здесь же необходимо указать наименование станции техобслуживания, дилерского центра, страховой компании, которые проводили диагностику транспортного средства и заполняли карту. Но самым действенным способом проверки ДК является профессиональная сверка кода ЕАИСТО. Это могут сделать только сотрудники СТО, где проводился техосмотр и где был присвоен индивидуальный код.
Что такое номер ЕАИСТО? Это федеральная база, расшифровывающаяся как Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.