Нужны ли права на мопед: какая категория нужна для управления скутером

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на мопед: какая категория нужна для управления скутером». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.

Нужны ли права на мопед 50 кубов?

Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.

Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».

Как получить права на мопед?

Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.

Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.

Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.

Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:

  • возраст старше 16 лет;
  • наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
  • отсуствие медицинских противопоказаний;
  • успешная сдача итогового экзамена.

Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:

  • болезни эндокринной системы;
  • эпилепсия;
  • моторные дисфункции;
  • психические расстройства;
  • серьезные нарушения слуха и зрения;
  • алкоголизм и наркомания.

На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:

  1. Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
  2. Удостоверение личности (паспорт).
  3. Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
  4. Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
  5. Две фотографии размером 3×4.
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины.

На какой мопед нужны права в 2022 году

Однако для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон «О БДД» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером.

Согласно новым поправкам, мопед признается транспортным средством, которое способно развивать скорость до 50 км/ч, следовательно, для управления необходима категория «М». По ФЗ №25, ст.1 к данной категории относят также скутеры и квадроциклы любого объема двигателя. Если объем двигателя скутера более 50 куб.м., то для его управления требуется открывать категорию «А». Это связано с тем, что у данного транспортного средства максимальная скорость более 50 км/ч.

На каких ТС можно ездить без прав

В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).

Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.

Читайте также:  Последствия отсутствия государственной регистрации договора аренды

Езда на мопеде без прав

С учетом того, что подобная двухколесная машина нередко не воспринимается полноценным транспортным средством из-за ее небольшой мощности и скорости, актуален вопрос о езде без прав.

На основании существующих норм, без прав езда на мопеде или же другом транспорте, который приравнивается к нему по показателям, категорически запрещена.

Важно, что права водитель должен иметь с собой и показывать при требовании сотруднику ГИБДД. Также в ПДД написано, что может быть передано водительское удостоверение или же временное разрешение на право управления конкретным транспортным средством, согласно его категории.

Важно, чтобы в правах не было пометки ML. Подобная отметка ставится в правах, где открыта любая другая категория. Она означает запрет на управление мопедами и другими транспортными средствами, которые приравниваются к ним по техническим показателям. Подобный запрет обусловлен исключительно медицинскими показаниями и ограничениями, установленными в справке, обязательной для каждого, кто сейчас получает водительские права.

Предназначение водительского удостоверения

Чаще всего такие маломощные мопеды не признаются всерьез. Считается, что 49 кубиков – очень мало и на таком транспорте разогнаться просто невозможно. В связи с этим данные мопеды для детей и водительское удостоверение здесь просто не нужно.

Данные утверждения нельзя считать правдой, поскольку несмотря на малый объем, такое транспортное средство из-за своей малой массы может спокойно разгоняться до 60 км/ч и даже больше. Учитывая, что для водителя не предусмотрено никакой защиты, даже минимальная авария может повлечь серьезные последствия. Аварий с участием мопедов было большое количество и если для автомобиля никаких серьезных последствий не наступит, то для водителя мопеда это может стать смертельным.

ВАЖНО !!! Даже если не учитывать малую мощность и другие аргументы в пользу несерьезности мопеда, водитель должен знать правила дорожного движения, что было большой редкостью. Поскольку до 2014 года за руль мог сесть любой человек, достигший возраста 14 лет, аварийность скутеров была крайне высокой.

Обязательным требованием для получения водительского удостоверения будет сдача экзамена в ГИБДД. Однако до этого придется пройти обучение, которое состоит из теории и практики.

Порядок прохождения обучения регламентирован на федеральном уровне. Поэтому вне зависимости от места его прохождения, будущий водитель как минимум получит 70 часов теории и 30 часов практики.

ВАЖНО !!! Теоретическая основа мало чем отличает от той, что проходят для получения других категорий. Это общие правила дорожного движения, законодательство, основы оказания медицинской помощи.

Практика проходит на автодроме, где ученик выполняет определенные упражнения. В городе обучение не происходит. Поскольку управление мопедом не является сложным, сама программа осваивается довольно быстро.

ВНИМАНИЕ !!! После прохождения всего курса обучения, ученика допускают к сдаче экзаменов в ГИБДД. Однако некоторые автошколы вводят внутренний экзамен. Чаще всего ученику придется пройти тестирование, аналогичное тому, что будет в ГИБДД.

В зависимости от региона и конкретных условий обучения, стоимость всего курса может варьировать от 10 до 15 тысяч рублей. Время обучения – около 1 месяца.

Ответственность за отсутствие водительского удостоверения

Отсутствие водительского удостоверения признается правонарушением, за которое предусмотрена серьезная административная ответственность. Санкция статьи КоАП содержит наказание в виде крупного штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ !!! Помимо административного наказания, водителю грозит мера дополнительной ответственности – задержание транспортного средства. Это означает, что мопед будет эвакуирован и отправлен на штрафную стоянку, где будет находиться до момента устранения нарушения.

Предотвратить эвакуацию можно, если рядом будет другой законный пользователь мопеда – лицо, имеющее водительское удостоверение и получившее разрешение. В противном случае нарушитель будет обязан оплачивать услуги эвакуатора, а затем и штрафной стоянки. В среднем, сутки обойдутся в 1 тысячу рублей. Практике известны случаи, когда в итоге водителю приходилось оплачивать больше, чем сама стоимость недорогого скутера.

Кроме этого, могут возникнуть проблемы со страховыми компаниями, которые подадут гражданские иски на компенсацию причиненного ущерба. При аварийной ситуации с возникшим ДТП, страховые компании должны компенсировать убытки второму водителю. Если виновником был водитель на скутере, страховщики могут перенаправить регрессный иск, по которому водитель будет обязан оплатить все причиненные убытки. Суммы таких исков могут крайне сильно варьироваться и достигать десятков тысяч рублей.

Права на скутер и мопед в зависимости от объема двигателя

Так как и «мопед», и «мотоцикл» относятся к механическим транспортным средствам, то их водитель, согласно п. 2.1.1 ПДД РФ, должен иметь при себе и предъявить по требованию сотрудника ГИБДД водительское удостоверение, подтверждающие право на управление ими. Соответственно, вне зависимости от объема двигателя мопеда или мотоцикла у водителя должны быть права.

Соотношение категорий транспорта и водительских категорий, обозначаемых большими латинскими буквами (А, В, С, D) расписано в п. 1 ст. 25 ФЗ «О безопасности…» от 10.12.1995 № 196.

Читайте также:  Что такое уголовно-процессуальный кодекс?

Для управления мопедом (при объеме двигателя до 50 см3 и скорости до 50 км/ч) необходимо иметь права категории «М», для управления мотоциклом (при объеме двигателя более 50 см3 либо скорости свыше 50 км/ч) категории «А». Существует еще категория «А1», о которой мы уже упоминали и подробнее расскажем ниже.

Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.

Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:

  • А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
  • А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
  • А – для мотоцикла свыше 125 кубов

Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.

Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.

Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.

Порядок получения водительских прав

Получить права категории М, А или А1 можно, следуя нормам 196-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097. В соответствии с их положениями, чтобы получить права на мопед или скутер, соискатель должен:

  • удовлетворять требованиям по возрасту;
  • иметь медицинские показания к управлению ТС.

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы открыть категорию М, А и А1 для управления скутером или мопедом:

  1. Получить медицинское заключение.
  2. Пройти курс обучения ПДД и навыкам управления ТС в мотошколе.
  3. Сдать экзамены (теоретическую и практическую части, их принимают уполномоченные сотрудники ГИБДД).
  4. Уплатить госпошлину.
  5. Сдать документы в подразделение ГИБДД для получения водительских прав.

Типовой перечень документов для получения водительских прав:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о прохождении обучения;
  • медицинское заключение по форме № 083/У.

На дорогах в черте города сегодня можно встретить обильный поток этих небольших транспортных средств. В связи с тем, что скутеры стали все больше привлекать несовершеннолетних водителей, и участились случаи, когда молодые люди на них откровенно мешали движению иных транспортных средств, в ПДД ввели соответствующие изменения. Так, появилась новая категория водительского удостоверения – М. Она дает право управления мопедами, легкими квадроциклами и, соответственно, скутерами, мощность двигателя которых больше 0,26 кВт или 50 кубов. Для однозначного понимания данного требования в ПДД также имеется сноска, объясняющая, что считается двигателем. Он представляет собой механическое устройство, преобразующее горючее или электронную энергию в механическую. Именно мотор приводит в движение само транспортное средство.

Нужны ли права на скутер (мопед) в 2022 году?

Топливо 7080 Р
Запчасти 3828 Р
Техобслуживание 3200 Р
Уход за внешним видом 2465 Р
Страховка и техосмотр 1691 Р
Обучение 18 200 Р
Медицинская справка 2560 Р
Госпошлина за выдачу удостоверения 1400 Р

Тема: С какого возраста можно управлять скутером, нужны ли права на скутер?

Получить документы на скутер может любой желающий, соответствующий перечисленным условиям. Стоимость прав на электромотоцикл зависит от следующих трат:

  • медицинское заключение (изготавливается только на платной основе);
  • фотография 3х4;
  • обучение в автошколе;
  • цена топлива (при необходимости).

Рассчитать, сколько будут стоить права на скутер, можно исходя из конкретных показателей. Размер трат может отличаться в зависимости от региона или периода обучения.

Читайте также:  Как гражданину РФ получить гражданство Киргизии в 2022 году

Необходимость прав, в первую очередь, обусловливается мощностью и максимальной скоростью мотоциклетного транспорта. Водителю потребуются права двух категорий: «М» и «А»:

  1. В первом случае мощность мотора составляет 250 Вт-1,5 кВт, а максимальная скорость не может превышать 50 км/час.
  2. Подкатегория «А1» относится к легким мотоциклам, мощность двигателя которых не превышает 3 кВт. При этом они не должны разгоняться быстрее 90 км/час.
  3. Для управления мотоциклами мощностью более 3 кВт понадобится категория «А».

Людям, имеющим водительские права категории «В», достаточно пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение.

Наряду с традиционными мотоциклами, мопедами, на российских дорогах все чаще можно встретить транспортные средства, которые работают на электричестве. Такие скутеры имеют ряд преимуществ. Среди них можно выделить экономичность, бесшумность, отличную динамику. Кроме того, такой транспорт является экологически чистым.

Этот вид транспорта является опасным из-за своих скоростных качеств, поэтому для экземпляров с объемом двигателя 50, 125, 250 кубических сантиметров требуются водительские права категории «А». Игнорирование этого требования может привести к штрафу 15000 рублей, конфискации средства передвижения на штрафную площадку.

Со скольки лет можно ездить на мопеде (49 кубов) в 2021 году в России?

Главным образом, такое маленькое средство передвижения предназначается для спортивной езды на различных треках. На российском рынке можно найти экземпляры с объемом двигателя 50, 110, 125, 150 кубических сантиметров. Поэтому права нужны для любого из них.

Для самого маленького питбайка будет достаточно категории «М». Для других вариантов данного мотоциклетного транспорта нужно обязательно получить права «А».

Со стороны представителей дорожной полиции к таким средствам передвижения повышенное внимание, поскольку их водители больше всего склонны к нарушению ПДД. Зарегистрировать питбайк в ГИБДД довольно сложно, поскольку для этого требуется установить спидометр, отражатели, указатели поворота. В противном случае ездить на них можно только по спортивным трассам.

Это транспортное средство является наиболее экономичным, экологически чистым.

Объем двигателя здесь редко превышает 50 «кубиков», а мощность – 250-4000 Вт. Для управления этим электрическим средством передвижения нужно получить права категории «М».

Более мощные экземпляры нужно регистрировать, оформлять страховку ОСАГО. Если этого не делать, то электрический скутер может попасть на штрафную стоянку, а водитель лишится 15000 рублей, которые придется заплатить в виде штрафа.

  • 1. Почему на скутеры теперь необходимы права?
  • 2. Кому не нужно открывать категорию?
  • 3. Какие документы необходимы мопедистам?
    • 3.1. Если объем двигателя скутера до 50 кубов
    • 3.2. Если объем двигателя скутера свыше 50 кубов
  • 4. Как происходит оформление документов на мопед?
  • 5. Что делать, если не сохранилось никаких документов на мопед?
  • 6. Есть ли штраф за отсутствие прав у мопедиста?
  • 7. Видео по теме:

Особенность категории «М» состоит в том, что она включена в любую другую существующую категорию и подкатегорию водительских прав. Другими словами, если у гражданина есть права «В» (для автомобилей), «А» (для мотоциклов) или любой другой категории, то он автоматически получает разрешение на управление мопедами.

Но есть исключение, когда водитель не может управлять скутером, хотя имеет права другой категории. Оно связано с медицинскими ограничениями: некоторые водители могут управлять автомобилями, но не могут справятся с двухколесным транспортом.

Если мопед, а точнее легкий мотоцикл, необходимо регистрировать в ГИБДД, то водителю придется пройти несколько несложных процедур. Для начала необходимо собрать все требующиеся документы: паспорт, договор купли-продажи или чек, ПТС или ГТД.

Какая категория прав разрешает управлять скутером

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 года под № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), скутер можно отнести к разновидности мопедов. Это обусловлено тем, что в постановлении мопедами признаются двух- или трехколесные механические транспортные средства, способные развивать скорость до 50 км/ч.

Легкие мопеды и скутеры (мотороллеры) оснащаются двигателями имеющими рабочий объем не более 50 кубических сантиметров. В случае, когда такое транспортное средство оснащается электрическим мотором его мощность должна варьировать в пределах от 0,25 до 4 кВт. Аналогично оснащенные трициклы и квадроциклы также приравниваются к мопедам.

Официально скутеры и мопеды, в соответствии с ч. 1 статьи 25-Ф3 № от 10 декабря 1995 г. № 196-Ф3, относят к ТС категории «М». В эту категорию включаются разные модели квадроциклов и легких мопедов.

Таким образом ответом на вопрос нужны ли права на скутер становится часть 7 статьи 25 Федерального 3акона № 196-Ф3 — подтверждением права на управление скутером является водительское удостоверение российского национального образца с открытой категорией М.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *