Бразильская музыка
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Опрос
Что хотим изучать?
 


Бразильская музыка

 

В Бразильской музыке сочетаются элементы европейской (главным образом португальской, а также испанской), африканской и индейской музыки. С 1-й половины XVI в., после завоевания Бразилии португальцами, музыкальное искусство коренного населения - индейцев стало вытесняться португальской музыкой. В связи с этим влияние индейской музыки было ограниченным; искусствово индейцев сохранилось в бассейне реки Амазонки.

Признаками индейского фольклора служат пентатонные лады, некоторая мелодичная и ритмичная монотонность народных песен и танцев этого района страны.

В XVI- середине XIX вв. музыкальный фольклор негров-рабов, ввозившихся в Бразилию из Африки, весьма интенсивно сливался с музыкой португальцев, заселявших страну. О связях с африканской музыкой говорят синкопированные ритмы, ряд ударно-шумовых музыкальных инструментов африканского происхождения, танцы - батуке, коко, конгада, жонго, маракату и др. (названия их имеют африканские корни), а также группы нар. песенно-танцевальных форм - самба, лунду и машиши, сочетающих африканские, португальские и испано-американские элементы. Некоторые образцы африканского фольклора сохранились в нетронутом виде, они чаще всего звучат во время обрядовых ритуалов, например макумба, кандобле, шанго. О связях с испанской музыкальной культурой, элементы которой проникали в страну из соседних колонизированных испанцами территорий, свидетельствует распространение в Бразилии испанского танца фанданго, а также таких типов песен, как тирана, качуча, соронго. Бразильский фольклор сохранил много общих черт с народными португальскими танцами и песнями; поныне в Бразилии популярны песенная форма модинья и её разновидности. Однако некоторые португальские фольклорные формы, прежде всего фадо, не привились в Бразилии. С португальской традицией связаны характерные для быта современной Бразилии уличные, многочисленные детские хороводные песни. Особую область бразильского городского фольклора составляет специфическая форма музицирования - шоро. Вначале так назывались инструментальные ансамбли (флейта, кларнет, саксофон, гитары, кавакиньо), музицировавшие в своеобразной импровизационной манере. Впоследствии названия "шоро" стало применяться и к музыке, исполняемой таким составом инструментов. Стиль шоро послужил основой произведений профессиональных композиторов ("14 шоро" Вила Лобоса и др.). Распространена форма десафио - песенно-инструментальное состязание 2 и более исполнителей, в котором большую роль играет импровизация. Бразильская народная музыка ассимилирует различные музыкальные формы, проникающие из-за рубежа (вальс, марш, польки, джазовую музыку).

Один из первых крупнейших бразильских композиторов - Ж. H. Гарсиа. Его ученик Ф. М. да Силва - автор национального гимна (1831). Среди композиторов 2-й половины 19 века: К. Гомис - создатель национальной оперы; А. Непомусену - один из основоположников национальной музыкальной; А. Леви, Ф. Брага и др. В 20 веке в бразильской музыке усиливаются национальные тенденции; композиторы шире используют музыкальный фольклор.

Одновременно проявляются влияния новых течений европейской музыки. Крупнейший вклад в развитие национальной бразильской музыки внёс Э. Вила Лобос - выдающийся композитор, дирижёр, фольклорист, музыкально-общественный деятель.

Музыкальная жизнь Бразилии в основном сконцентрирована в двух городах - Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. В 1813 в Рио- де-Жанейро был открыт Королевский театр Сан-Жуана, где выступали итальянские труппы. В 1830-е гг. в театре были созданы собственные оркестр и хор, в спектаклях начали участвовать бразильские певцы. В 1857 в Рио-де-Жанейро был организован Театр национальной оперы. С 1950-х гг. в Бразилии проводятся ежегодные "национальные циклы", во время которых демонстрируется национальное оперное искусство.

В Бразилии существуют симфонические оркестры, в том числе Бразильский симфонический оркестр Рио-де-Жанейро, Национальный симфонический оркестр (первый и единственный оркестр, финансируемый государством), оркестры муниципальных театров Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, студенческие оркестры и др. Среди хоровых коллективов - два хора в Рио-де-Жанейро, хоровой ансамбль в Порту-Алегри, ансамбль "Мадригал Возрождения" в Белу-Оризонти и др.

Музыкальные училища и научные заведения: Национальная школа музыки Бразильского университета (с 1937; основанная в 1841 Консерватория музыки в 1890 преобразована в Национальный музыкальный институт, который в 1931 вошёл в состав университета), Музыкальная академия (основанная в 1945), Национальная консерватория хорового пения в Рио-де-Жанейро (основанная в 1942), а также музыкальные учебные заведения в Сан-Паулу, Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Салвадоре, Ресифи и др.