Капоэйра ангола
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Опрос
Что хотим изучать?
 


Капоэйра ангола

 

Капоэйра ангола развивалась параллельно режионал и подчеркнуто следовала традиционным методам ведения боя. Ее происхождение ассоциируют с именем еще одного известного Местре - Vincente Ferreira Pastinha (Винсенте Ферейра Пастинья), более известного как Mestre Pastinha (Местре Пастинья).

В 1941 году его пригласили возглавить Clube de Capoeira Angola (Клуби ди Капоэйра Ангола) - школу-академию капоэйры Ангола. Стиль Местре Паштиньи так и называется "Ангола". Происхождение названия связывают с корнями происхождения самой капоэйры - с африканской страной Ангола, откуда привозили рабов в Бразилию. По другой теории это название происходит от слова n’golo (н'голо) - ритуального танца народов Африки.

Развитие анголы шло как бы вопреки режионал. Те, кто исповедовал анголу, или angoleiro (ангольеру), считали режионал отошедшим от традиционной капоэйры. В отличии от Бимбы, который придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер.

angola 1Сегодня к этим двум стилям относятся одинаково, считая их частью единой капоэйры, и лишь для обозначения стилей называют их "режионал" или "ангола".

Ангола очень отличается от режионал. Это силовой стиль, который требует от игрока недюжинной силы, пластичности, хитрости и изворотливости. В анголе много статичных положений, замираний, зависаний в стойке на руках или голове. Ангольеру редко подымаются на обе ноги и в основном при игре опираются на 3 или 4 конечности ведя тактическое противостояние. Движения в анголе представляют как бы замедленную съемку. Два игрока напоминают скорее водоворот воды, чем противостоящих оппонентов. Ангола более похожа на диалог. Капоэйра ангола сплошь состоит из уловок, хитрости и ритуальности. Перед входом роду игроки могут совершить какие-то ритуальные действия, осенить себя крестом, начертить на полу магические знаки и т.п. Атакующие действия игроков всегда скрыты и неожиданны. Игроки могут притвориться пьяными, отвлеченными от игры, но вовремя могут ответить действиям противника. И что бы не было, игроки не выпускают друг друга из поля зрения.

 

Рода Ангола 

Здесь играют три беримбау: “Gunga”, “Medio” и “Viola”, имеющие соответственно низкий, средний и высокий строй. Gunga и Medio держат основной ритм, в то время как Viola импровизирует. В отличие от роды Режионал, здесь, кроме двух пандейру (Pandeiro), имеется также большой барабан атабаке (Atabaque) и двухтоновый колокольчик агого(Agogo). Вначале вступают беримбау, затем пандейро и лишь после этого остальные дополнительные инструменты.

Как только все подключились к ритму, музыкант с беримбау выкрикивает "ieeeehhh!!" и заводит Ladainha - вступительную песню, которая может быть восхвалением старых мастеров, анекдотом по поводу вчерашней роды и всем, что он считает в данный момент подходящим. Далее следует Шула, где на ключевую фразу типа "ieeh viva meu mestre", участники отвечают: "ieeh viva meu mestre camara"; затем, без остановки, Местре начинает петь “Corridos” или “Quadras”, в течение которых происходит физическое действие в роде. Участники, формирующие роду, отвечают на каждый куплет соответствующим припевом.

Как только игроками достигнуто определенное психическое и энергетическое состояние, Местре, опуская верхушку беримбау, указывает на то, что можно начинать игру (jogo). Два участника из роды принимают позицию перед беримбау. Они пожимают друг другу руки и входят в центр круга скромно и осторожно, ожидая от напарника всевозможных ударов. Здесь не впрыгивают в роду летящим “Au”, лучше войти медленно с закрытым Au через стойку на голове. Или же примите “Negativa” и пофантазируйте, как лучше из него выйти. Либо сделайте “Role”, не упуская из виду вашего оппонента.

Когда вы играете в Анголе, не пытайтесь делать слишком высокие удары, как в Регионале, лучше держитесь уровня от груди и ниже. Ангола много акцентируется на танцевальных элементах, так что можете разнообразить вашу “Ginga” как угодно. Это не значит, что вы можете выйти из ритма, просто повесьте свободно свои руки, качая их вперед-назад, попробуйте некоторые жесты, расслабьте их и попробуйте поиграть.

Чтобы «приправить» вашу “Ginga”, попробуйте следующее: используйте спотыкающиеся передвижения, поработайте бедрами, поиграйте с балансом. Это не должно превращать игру в смешное зрелище, так что не пытайтесь применить все это одновременно; если вы когда-нибудь наблюдали игру Ангола, вы поймете, что имеется ввиду.

Игра в Анголе начинается гораздо медленнее, чем в Режионал, так что здесь возможно остановиться в “Rabo de Arraia” (“Meia Lua de Compasso”с обеими руками на земле), сменить ноги и сделать это в обратном направлении. Все это предоставляет гораздо больше вариантов выхода из положений и заставляет игроков реагировать более необычно и неожиданно, так что “jogo de Angola” скорее похожа на борьбу, чем на игру.

Если игрок чувствует, что не вписывается в ритм противника, игра не вяжется, ему нужна свежая идея, или требуется оценить возможности оппонента, он может призвать к Chamada. Шамада (вызов) - игривый ритуал и важная устоявшаяся практика в игре Ангола.

Игрок, который бросает вызов, принимает определенную позицию, поднимая руки и поворачиваясь к напарнику лицом или спиной. Другой игрок, проделав ряд акробатических уловок, выказывающих его мастерство в Капоэйре, осторожно подходит к ожидающему игроку. Он ставит защиту, чтобы быть уверенным, что ни стопа, ни колено, ни локоть напарника не помешает ему занять позицию для исполнения “Chamada”. Когда оба напарника уверенно стоят на ногах, они проделывают несколько шагов вперед-назад в движении, напоминающем вальс. Игрок, начавший “Chamada”, указывает направление движения. Для того чтобы прекратить “Chamada”, он берет руки партнера и опускает их вниз, после чего продолжается обычная игра. Капоэристы зачастую используют Шамаду, чтобы заманить противника в ловушку и в конце ритуала нанести неожиданный удар. Так что, эта финальная часть Шамады довольно опасна, так как наверняка, оба игрока готовили нападение (“Tesoura”, “Cabecada”).

В отличие от стиля Режионал, в Анголе капоэйристы не могут войти в роду, «закупив» игру. Ученики, которые собираются играть следующими, не садятся на корточки перед беримбау, пока игра продолжается в роде, а подходят к оркестру и остаются там как часть круга. Как только играющие решили закончить игру (они останавливаются, пожимают руки, касаются земли перед беримбау и присоединяются к людям, формирующим круг), следующая пара подходит к беримбау и начинает игру, как было описано выше.

Ритуал “Da volta ao mundo” в основном не отличается от режионального. Он начинается с хлопка ладонью за спиной и движением по кругу в ожидании, что второй игрок последует примеру. Если же второй игрок, по растерянности, оказался слишком близко, он рискует получить удар от начавшего ритуал капоэриста. “Da volta ao mundo” обычно исполняется, когда игроки желают перевести дыхание, однако, как и “Chamada”, может быть использован для подчеркивания захватывающего движения, для того, чтобы оборвать поток движений и закружить его снова.