Капоэйра режионал
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Опрос
Что хотим изучать?
 


Капоэйра режионал

 

История появления капоэйры режионал неразрывно связана с именем Manoel dos Reis Machado (Мануэль душ Рейш Машаду), более известного как Mestre Bimba (Местре Бимба). Он открыл в 1932 году первую в истории официальную школу капоэйры. Взяв за основу свои познания в капоэйре и в других видах спорта, систематизировав и улучшив методику преподавания капоэйры, Местре Бимба придумал новый стиль, назвав его Luta Regional Baiana (Лута Режионал Баиана) или просто "Капоэйра Режионал".

От традиционной капоэйры, режионал отличается манерой ведения игры и скоростью. Режионал - быстрая, динамичная и акробатическая капоэйра. В ней нет длительных статичных замираний, удары - молниеносные, а основные элементы требуют от игроков сноровки и выносливости. Обилие акробатических ударов, уходов и перемещений делает этот стиль очень зрелищным и ярким. Местре Бимба добавил в капоэйру высокие удары, усовершенствовал технику ведения боя, сделал капоэйру более эффективной и применимой как к самозащите, так и к нападению. Обучение в школе Бимбы имело четкую структуру.

Основополагающими элементами, на которых, по сути, стоит режионал, являются т.н. 8 sequences de Mestre Bimba ("8 последовательностей мастера Бимбы"). Они и по сей день считаются базовыми для изучения капоэйры. Их разработал Местре Бимба как комплексы движений, ударов и ответных действий руками и ногами. Кое-что Бимба позаимствовал из танца-борьбы Batuque (батуки). Так появились Cintura Desprezadas (Синтура дешпрезадас) - комплекс парных упражнений, которые обучали приземляться на ноги во время бросков.

Капоэйра режионал играется в быстром темпе. При этом игроки редко опускаются на землю и совершают низкие уклоны. Закупить игру можно только с разрешения ведущего роду игрока на беримбау (как правило, это сам Местре или же его продвинутый ученик). Игра режионал построена на рефлексах и скорости. Среди ударов есть удары руками, ногами, головой; броски; обманные маневры; уходы и уклоны.

Капоэйра режионал, адаптированная под уличную драку, становится в руках капоэриста смертельным оружием. Но чистый режионал похож на схватку, но на самом деле это взаимодействие двух капуэристов.

 

Рода Режионал

Игроки и зрители находятся вместе в кругу. Лидер роды играет на беримбау, два человека справа и слева от него играют на пандейро. Человек, играющий на беримбау, обычно имеет самый высокий ранг в Капоэйре и его обязанностью является управление сложными взаимоотношениями в роде. В начале первым вступает беримбау, затем к нему присоединяются пандейро и участники роды, поддерживающие музыку хлопками. Когда все вошли в ритм, игрок на беримбау выкрикивает "ieeeehhh!!" и начинает петь вступительную песню Шула (Chula). Затем лидирующий голос сменяется на диалоговый тип песни, где участники роды отвечают на вопросы ведущего (A: "ieh volta du mundo" B: "ieh volta du mundo camara"). Физические действия в игре могут происходить лишь, когда поются “Quadras” и “Corridos” (песни, которые следуют непосредственно за Шулой и длятся до окончания роды). В идеале, с первых звуков беримбау и до окончания роды, не должно быть перерывов ни в музыке, ни в действиях игроков в кругу (когда двое покидают круг, следующая пара должна быть готова тут же войти).

Как только настроение участников и энергия в роде достигли высокого уровня, Местре, не прекращая играть, опускает вершину беримбау, указывая игрокам на то, что они могут начать игру (jogo). Двое игроков входят в роду и движутся по кругу, пока не встретятся перед беримбау. Они смотрят друг другу в глаза и пожимают руки (некоторые капоэйристы касаются беримбау, если они желают благословения, либо совершают крестное знамение). Обычный способ войти в роду Режионал - это “Au”, однако, продвинутые ученики используют более эффектные входы (“Au Sem Mao”, “Mariposa”, “Role-Macaco” и т.п.). Бывает, что один из игроков пытается сбить головой (cabecada) вращающегося в Au напарника, но это, скорее всего наказание за невнимательность, чем правило.

Удары ногами в стиле Режионал в основном направлены на уровень груди, головы. Если игроки оказались близко к земле, они стараются побыстрее подняться. “Negativa-role-role” еще сойдет, но застывание в стойке на голове или в “Queda de Rins” в ожидании дальнейших действий со стороны оппонента может закончиться для вас печально. Не поймите неправильно, конечно вы можете это сделать, но не оставайтесь в стойке на голове более секунды-двух. Единственные части тела, которые могут касаться земли - это руки, стопы и голова, порой все вместе одновременно (“Cocorinha”, “Negativa”, стойка на голове и т.д.). Удары ногами типа “Martelo” или “Gancho” - чисто режиональны, они довольно эффективны при самозащите и присутствуют во многих видах боевых искусств. Сложная прыжковая акробатика, такая как сальто, “Au Sem Mao” (“Au” без рук) делает Режионал довольно эффектным для зрителей, однако должна исполняться с пониманием ее смысла и на безопасной от партнера дистанции.

Если капоэрист желает войти в роду и заменить одного из игроков, он должен двигаться по внутреннему кругу к играющему на беримбау и взглядом спросить его, можно ли «закупить» игру, или он должен подождать. Как только Местре даст знак согласия, новый игрок осторожно приближается к играющим капоэристам, будучи уверенным, что он замечен ими обоими (иначе можно запросто схватить удар от пролетающей мимо ногои или руки). Новый игрок (jogador) разделяет играющих жестом протянутых рук и смотрит в глаза того из них, с кем собирается продолжить игру. Капоэрист, которого сменили, быстро покидает роду, двигаясь спиной вперед и не упуская из виду оставшихся в роде игроков (никто не знает, чего можно ожидать из-за спины). В другом случае, пара новых игроков, желающих продолжить игру вместе, садятся во время схватки на корточках перед беримбау, ожидая пока текущая игра не закончится.

Ритуал “Da volta ao mundo:” дающий игрокам временную передышку, подробно описан для стиля Ангола. Считается, не слишком честно «закупать» игру, когда оба игрока «кружатся по миру», но иногда это случается. Такой смельчак должен рассчитывать на более жесткую схватку, но никогда не «закупайте» игру вашего Местре, иначе он преподаст вам урок-другой во время jogo.