История
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Голосования
Интересна ли капоэйра?
 
Опрос
Что хотим изучать?
 


История

 

 

Капоэйра – это афро-бразильское боевое искусство. Оно сочетает в себе как разнообразные удары, броски, подсечки, захваты, так и сложные акробатические элементы. Темп поединка задают традиционные бразильские музыкальные инструменты.

Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как боевого искусства. В их основе лежат как реальные факты, так и просто романтические истории. Более или менее достоверные сведения о капоэйре, относятся к началу XVII века. Именно с этого времени начинают появляться первые письменные источники, содержащие упоминания о капоэйре... Однако история капоэйры имеет более глубокие корни.

istoria 4В 1500 году португальцы, во главе с первопроходцем Педро Алварешом Кабралом (Pedro Alvarez Cabral), прибыли в Бразилию. Одной из первых их целей было порабощение местного населения, бразильских индейцев, чтобы получить дешевую рабочую силу. Однако попытка превратить дикарей в рабов была обречена на неудачу. Индейцы быстро умирали в плену или убегали в непроходимую сельву. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. Тогда португальцы начали привозить рабов из Африки — свежую и более покорную рабочую силу. Здесь они работали на табачных и сахарных плантациях, где спрос на рабский труд был велик. На другом конце Атлантического океана ловили свободных мужчин и женщин, грузили их в грязные корабли рабовладельцев и отправляли в кошмарную дорогу, которая для большинства обозначала неминуемую неволю.

Африканцы прибывали сначала сотнями, а потом тысячами (за всю историю работорговли было продано около 4 миллионов рабов). Три самые большие группы были основой бразильского общества рабов: группа из Судана (состоящая, в основном, из людей из племени Йоруба и Дахомей), группа Банту (из Конго, Кимбунда) и Касанес (из Анголы, Конго и Мозамбика).

Существует теория, что капоэйра берет свое начало именно из группы Банту. Рабы каждой из групп привезли в Бразилию свою культуру, религию и традиции, которые хранились не в музеях, а в теле, разуме, сердце и душе. Сandomble — религия, berimbau — музыкальный инструмент, vatapa — блюдо и множество других вещей передавались от отца к сыну поколениями. Основная часть этих традиций и вообще образа жизни позже стали одной из составляющих капоэйры.

В 1624—1654 годах Голландцы оккупировали часть северо-восточных районов Южной Америки. Рабы попытались вернуть себе потерянную свободу: когда голландцы атаковали португальскую колонию, нападая на города и плантации вдоль северо-восточного побережья, концентрируя атаку на Ресифэ и Салвадоре. С каждой голландской атакой охрана плантаций и городов слабела. Воспользовавшись этим, рабы убегали и прятались в лесах. Но, в отличие от индейцев, для которых это была родная земля, неграм приходилось учиться выживать. Беглые рабы образовывали так называемые «киломбуш» (quilombos) или «свободные поселения». Это были поселения со своей внутренней социальной и экономической структурой. В них капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство, обогащаясь различными знаниями и техникой.

istoria 1Киломбуш сыграли очень важную роль в развитии капоэйры. Существовало, как минимум, десять главных киломбуш. Quilombos dos Palmares, находящееся на границе штата Alagoas, успешно оборонялось 67 лет, отбив атаки почти всех военных экспедиций. Из-за постоянной угрозы капоэйра стала боевым искусством жителей quilombos. Капоэйра того времени была слабо развитым боевым искусством, и, может быть, таким бы и осталась, если бы не вышла за границы quilombos.

С 1814 года, капоэйра, как и остальные формы африканской культуры, были репрессированы и запрещены властью. До этого года такого запрета не было, так как культура использовалась как разделитель между разными африканскими группами. Однако с прибытием в Бразилию в 1808 году португальского короля Яна VI, спасающегося там от армий Наполеона Бонапарта, напавших на Португалию, рабовладельческая политика изменилась. Прибывшие понимали: чтобы уничтожить народ, надо, в первую очередь, уничтожить его культуру, ведь эта та сила, которая способна сплотить народ. С того времени капоэйру стали преследовать.

В 1892 году капоэйру запретили юридически. Почему преследовали капоэйру? Было много поводов. Во-первых, она давала африканцам чувство единства. Люди, занимающиеся ею, повышали чувство собственного достоинства и уверенность в себе, чувство свободы (пусть и небольшой промежуток времени). Также, капоэйра создавала опасных и хитрых воинов. Иногда рабы калечились во время занятий капоэйрой, что для их хозяев не было желательным с экономической стороны.

Стоит заметить, что существует множество других теорий, пытающихся объяснить происхождение капоэйры.

Согласно одной из них, достаточно распространенной, капоэйра была боевым искусством, которое скрывалось под в идом танца, чтобы надсмотрщики не смогли различить единоборство. Однако это мало вероятно, так как с 1814 года, когда африканскую культуру стали истреблять, другие формы африканского танца запрещались наравне с капоэйрой, так что маскировать капоэйру под видом танца не было смысла.

Другая теория гласит: племя Mucupe с восточной Анголы имело некий инициирующий ритуал (efundela), когда девушки официально становились женщинами. По этому случаю молодые воины организовывали “N'golo”, что означает «Танец зебр», т.е. сражение-танец воинов. В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Как предполагается в этой теории, танец в сочетании с некоторыми другими, в том числе и боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры. Теория была представлена Camarа Cascudo (“Folclore do Brasil”, 1967), но год спустя Waldeloir Rego (“Capoeira Angola”, Editora Itapoan, Salvador, 1968) в своей книге упомянул, что к этой «странной теории» мы должны относиться осторожно, пока она не станет в конце концов доказана (чего, однако, не произошло и вряд ли уже произойдет). Если N'Golo действительно существовал, это был один из множества танцев, которые повлияли на создание ранней капоэйра.

Еще одна теория связывает Зумби (Zumbi), легендарного лидера Quilobmo dos Palmares (поселения, основанного беглыми рабами), с началом появления капоэйры. Однако нет никаких весомых доказательств, чтобы принять данную теорию за действительную.

Все эти теории становятся очень важными, если мы попытаемся понять миф, окружающий капоэйру, но они не могут быть приняты как исторические факты, пока существуют несоответствия между фактами и мифом, которые мы имеем на сегодняшний день. Возможно, что с дальнейшими исследованиями, теория представленная вам (т.е. капоэйра как смесь различных африканских танцев и боевых искусств, которые в восемнадцатом столетии появлялись в Бразилии) в будущем тоже будет отвергнута.

istoria 2Одновременно с подписанием Золотого Права в 1888 году, отменившего рабство, рабы получили свободу, но, к сожалению, не могли найти себе места в существующем общественно-экономическом строе. Поселения бывших рабов естественным образом перестали ассоциироваться с центрами борьбы за свободу. Вместе с людьми капоэйра перебралась в город, и из сугубо африканского искусства превратилась в достояние всего населения, но в большей степени бедного. Среди этих людей, капоэйра широко распространилась, служа для многих преступным оружием для выживания. 

Поэтому capoeirista (практикующий капоэйра) со своим знанием боевого искусства, чувством собственной значимости и индивидуальности мог быстро стать преступником, встав на извилистую дорогу, и капоэйра была заклеймена как отвратительная криминальная и социальная болезнь. В начале XIX-го столетия даже был издан указ об организации полицейских групп, в задачу которых входила борьба с капоэйристами.

В Рио-де-Жанейро, где капоэйра развивалась исключительно как боевое искусство, создавались преступные группировки, терроризирующие граждан. В скором времени, когда страна превратилась из Бразильской Империи в Бразильскую Республику, группировки капоэйристов использовались политическими лидерами обоих лагерей (монархистами и республиканцами), с целью срыва собраний своих противников. Наиболее широкое распространение в этот период она получила в портовых городах, в которых постоянно происходило скопление солдат, наемников и моряков из разных стран. И, как ни странно, благодаря многочисленным дракам с приезжими, техника капоэйры стала обогащаться ударами и движениями из других боевых искусств. Капоэйристы стали осваивать работу с лезвиями и палками. Палки, ножи и пружинные ножи стали дополнением к технике капоэйры.

В штате Баия капоэйра развивалась как ритуал, танец, боевое искусство и игра, а беримбау стал незаменимым инструментом (душой) капоэйры, который управлял ритмом в Ходах (Roda), которые организовалась в тайных местах, так как капоэйра была запрещена первой Республики Бразилии (1892).

В начале двадцатого века, капоэйрист идентифицировался в Рио как преступник и злодей. Неважно, был он белым, черным или мулатом — он был экспертом в использовании ударов ногами, подножек и ударов головой (cabecadas), а также использовании острых предметов. В Ресифэ капоэйра была связана с главными музыкальными группами города. Во время карнавала сильные воины капоэйра вели свои группы по улицам города, а когда две такие группы встречались, образовывалась большая стычка между противниками, зачастую приводившая к кровавой бойне. В Баие капоэйрист также часто считался преступником.

Репрессии продолжались. Капоэйра, как боевое искусство, медленно исчезала в Рио и Ресифэ, оставаясь только в Баие. Именно в это время появились легендарные капоэйристы, такие как Besouro Cordao-de-Ouro в Баие, Nascimento Grande в Рэсифэ и Manduca de Praia в Рио, которые известны и по сей день. Besouro жил в Santo Amaro de Purificacao в Баие и был учителем Cobrinha Verde. Besouro боялись не только как капоэйриста, но и как обладателя corpo fechado (человек, который через некие магические ритуалы получает полную неуязвимость на удары, нанесенные оружием). Легенда гласит, что он попал в засаду. Он не умел читать и сам принес записку со своим смертным приговором, думая, что там информация, которая поможет ему найти работу. Его убили деревянным ножом, который был заколдован с помощью магии, специально чтобы снять его corpo fechado.

Из всех предводителей карнавальных групп, Nascimento Grande был самым главным. Некоторые говорят, что его убили во время полицейских чисток в начале 1900-х, но другие утверждают, что он переехал в Рио-де-Жанейро и умер там в глубокой старости.

Двумя самыми важными личностями двадцатого столетия были, вне всякого сомнения, Местре Бимба (Mestre Bimba) и Местре Паштинья (Mestre Pastinha). Большинство из того, чего в сегодня капоэйрист пытается добиться, он обязан именно им и тому, что они сделали для развития капоэйры как спорта.

istoria 5В 1932 году в Салвадоре, Mestre Bimba (Manuel dos Reis Machado — Мануэль дус Рейш Машаду) открыл свою первую (и первую в истории) официальную академию (школу) капоэйры. Он разработал и обучал стилю, который он называл «региональной борьбой Баии», впоследствии называющийся Capoeira Regional (Капоэйра Хежионал) (более быстрый и агрессивный, чем традиционный стиль Capoeira Angola), характер данного стиля был создан в ответ на опасности улиц двадцатых годов. Он систематизировал существующую технику капоэйры, адаптировал и улучшил систему преподавания и обогатил технику новыми движениями, в частности, элементами из «батуке» — жесткого и грубого боя-танца, которому он научился у своего отца (Luiz Candido Machado).

Главным новшеством, придуманным Местрэ Бимба, было cintura desprezada, что означает легкое, но при этом и небрежное использование талии в бросках. Применение этой техники заключается в последовательности акробатических бросков, которые изучающие должны проделать без чьей-либо помощи для преодоления страха падения. «Когда вы делаете мартелу, бейте собственной ногой до перелома, когда вы кидаете в галопанте, бейте собственной рукой до перелома, когда вы бросаете кого-нибудь головой об пол, делайте так, чтобы в цементе осталась дырка...» — Местрэ Бимба.

Легальное открытие академии стало возможным из-за поддержки президента Жетулиу Варгаса (Getulio Vargas), который, будучи националистом, хотел популяризировать капоэйра как чисто бразильский вид спорта. Несмотря на то что Бимба открыл свою школу в 1932, ее открытие провозгласили в 1936 году, когда официально зарегистрировали. Власти разрешили практику капоэйра, но только в определенных местах.

Совместно с открытием академии началась новая эра в истории капоэйры, т.к. ей обучались также дети обеспеченных жителей Салвадора. Бимба эффективно практиковал капоэйру всю свою жизнь. Он даже планировал выступить с показательным выступлением в день своей смерти, 5 февраля 1974 года.

pastinha 3Но Бимба был не один в стремлении развивать капоэйру. Среди тех, кто получил известность и народную популярность во времена мастера Бимбы, был Местре Паштинья (Mestre Pastinha — Vincente Ferreira Pastinha). Его школа «капоэйры Анголы» была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется — «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов. Местре Паштинья стал известен как «философ Капоэйры» из-за своих бесчисленных афоризмов. К сожалению, власти вскоре закрыли его академию из-за ремонта в Largo do Pelourinho — старой крепости, где находилась его школа. Ему пообещали новую школу, но власти так и не сдержали слово. Последние года своей жизни он провел в одиночестве и умер в 1981 году в возрасте 92-х лет.

Местре Паштинья и Местре Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капоэйры. Если Местре Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры, то мастер Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. Внешне по скорости и способу исполнения движений существует разница между двумя стилями. Однако, многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры, не противопоставляя между собой Анголу и Режионал, объясняя разницу в стилях лишь в способе проявления своего внутреннего состояния посредством движений.

Капоэйра разрасталась последние пятьдесят лет. За это время она окончательно добилась признания в обществе Бразилии. Начали появляться соревнования и академии капоэйра. В 1972 году капоэйра официально стала национальным Бразильским видом спорта. Была создана бразильская федерация капоэйра. Заданием федерации является развитие и поддержка капоэйры, а также объединение различных школ в Бразилии.