Беримбау
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Голосования
Интересна ли капоэйра?
 
Опрос
Что хотим изучать?
 


Беримбау

 

Беримбaу (порт. Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау играет наиболее важную роль в музыкальном сопровождении, он задаёт основной ритм и темп игры в Роде.

 

Устройство беримбау

 

berimbau21. Вeрга (порт. verga) — специально обработанная деревянная палка (бириба, перейра, иногда другие породы) диаметром 2 – 2,5 см. На более широком торце вырезается небольшой выступ, где закрепляется стальная струна. На другом торце устанавливается набойка из плотной кожи, чтобы предотвратить расщепление дерева струной при натяжении и игре..

2. Стальная струна — арaме (порт. arame). Раньше в качестве струны использовались жилы животных, а на сегодняшний день используется стальной корд от автомобильных или велосипедных шин.

3. Кабaса (порт. cabaça) — высушенная полая тыква (лагенария перехватка, лагенария бутылка). Кабаса играет роль резонатора, по типу деки у гитары или скрипки. Широкое круглое отверстие проделывается в том месте, где тыква прикреплялась к стеблю. С другой стороны есть два небольших отверстия, через которые продета веревочная петля, с помощью которой тыква крепится на верге. Точно сказать, что размеры тыквы определяют звучание инструмента нельзя. Подбором длины верги и диаметра кабасы добиваются требуемого звучания.

4. Бакeта (порт. baqueta, vaqueta, vareta) — небольшая деревянная палочка длиной около 30 см, которая изготавливается из дерева или бамбука и служит для извлечения звуков.

5. Добрaо (порт. dobrão) — небольшой плоский камень или монета. Добрао служит для изменения тембра беримбау и высоты тона звучания струны.

6. Кашиши (порт. caxixi) — сплетённая в виде корзинки с жёстким дном (обычно вырезанным из кабасы) погремушка (шейкер). Звук кашиши дополняет звучание струны беримбау и делает ритмический рисунок игры более четким. Кашиши держат в той же руке, в которой находится бакета.

 

Существуют 3 вида беримбау, каждый из которых служит своей цели:

 

Гунга, Беррабой (порт. Gunga, Berra-boi) — беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Подходящая длина верги состаявляет 170 см, Размер кабасы не менее 250 мм в диаметре. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, очень редко — вариации;

Мeдиу, Сeнтру (порт. Medio, Centro) — средний беримбау, является дополняющим к Gunga, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда — с небольшими вариациями. Длина верги примерно 160 см, диаметр кабасы 200- 250 мм;

Виола, Виолинья (порт. Viola, Violinha) — Беримбау с самой маленькой кабасой. Для виолы подойдет тыква сферической формы диаметром около 150-200 мм, размер верги составляет 150 см. Выдает самый высокий тон. Обычно на играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма.

 

Существует много преданий, связанных с беримбау

 

Мастер Пастинья рассказывает как в старые времена, на торце инструмента укреплялось обоюдоострое лезвие, делая его опасным оружием: “В момент истины оно могло из музыкального инструмента превратиться в вариант боевой косы.» Таким образом в инструменте, как и в самой игре капоэйры сочетались два антагонистических полюса: музыка и смерть, танец и схватка, красота и жестокость.

Рассказывалось, что в некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть молодежи, пасущей скот; считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка – «в страну откуда нет возврата».

На Кубе этот инструмент, носящий название бурумбумба, используется для общения с духами мертвых прародителей (эгунами) на церемониях некромантии.

Звуки беримбау также использовалось во многих областях Африки и Бразилии 19 века, как аккомпанемент песням, повествованию и стихам.

Беримбау создает соответствующий настрой, устанавливает ритм и характер игры внутри рода. Как говорят старые мастера, «беримбау учит».

Наряду с хлопанием в ладони, пением, пандейру и атабаке, беримбау воздействует на поведение игроков в рода. Или, если предпочитаете, все это привлекает к роде силы и энергии, варьирующиеся в зависимости от избранного ритма.