Ритмы беримбау
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Голосования
Интересна ли капоэйра?
 
Опрос
Что хотим изучать?
 


Ритмы беримбау

 

Ритмы в капоэйре определяет характер игры в Роде. Под тот или иной ритм игра приобретает тот или иной характер. Каждый ритм в капоэйре имеет свою эмоциональную окраску. Крайне важно, чтобы игра капоэйриста была адекватна тому ритму, который играется в батерии (bateria). Для того, чтобы распознать тот или иной ритм, нужно обращать внимание на ведущий инструмент роды — это беримбау гунга (berimbau gunga).

 

Игра на беримбау

 

Левой рукой играющий удерживает, балансируя, беримбау на мизинце на веревке, натягивающей тыкву и струну. Остальные пальцы пропущены между струной и вергой. Ладонью, безымянным и средним пальцем играющий дополнительно поддерживает вергу. Между указательным и большим пальцем зажат добрао. Прижимая добрао к струне, играющий меняет высоту звучания струны. В правой руке находится бакета. Средний и безымянный палец правой руки продет сквозь ручку кашиши так, что кашиши находится зажатой в ладони. Ударяя палочкой по струне и одновременно то, прижимая, то, убирая камень от струны, играющий извлекает звуки из беримбау. Держать беримбау следует длинной частью вертикально вверх, а отверстие кабасы направлять к сердцу.

 

Из беримбау извлекаются следующие звуки:

 

"Тон" – это открытый звук бакетой по струне, Добрао вообще не касается струны, кабаса не касается живота. Условное граф. изображение " О ";
"Тинь" – это звук закрытый. Добрао сильно прижат к струне и слегка ее натягивает, Бакета бьется сверху камня. Условное граф. изображение " Х ";
"Чи Чи" – это дребезжащий звук делается так: кабаса прижата к животу, добрао прижимается слегка к араме и ударяется бакетой сначала снизу добрао, потом сверху. Условное граф. изображение " # ";

"Тонш" – сначала бьется открытый звук, а потом добрао прижимается к струне, кабаса сначала не касается живота, а потом вместе с прижиманием камня-прижимается к животу. камень прижимается слегка. У этого звука много вариаций. Условное граф. изображение “ Q ”; "Тунш"– тоже, только с закрытой кабасой;

"К" – это встряхивание кашиши. Условное граф. изображение " * ";

 

Это три основных звука, на которых строятся все основные ритмы. Кроме этих трех нот можно извлечь что-то среднее между высокой и низкой нотой или залиговать низкую и дребезжащую. Разнообразить звучание помогают звуки кашиши. Изменяя расстояние между тыквой и своим животом, можно добиться нескольких различных модуляций базовых нот.

Для более легкого восприятия очень рекомендую просмотреть

Основы нотной грамоты(из книги "Путь к сердцу через беримбау")

 

Основные ритмы беримбау или начало всех ритмом — это:

 

1. Ангола (Angola) — под этот ритм стиль игры медленный, игроки расположены максимально близко к земле. Со стороны игра кажется очень расслабленной и ленивой. Но опасность поджидает играющих в каждом движении.

Ангола является отдельным направлением в капоэйре, со своими движениями, традициями, песнями. Существует огромное количество песен посвященных капоэйре анголе. Особенностью Анголы так же является то, что в ней рода начинается с Ладаиньи (ladainha).

Из ритма Анголы, как принято считать, развились остальные ритмы. Каждый из них имеет свою эмоциональную окраску, передает разную энергетику.

Ангола — медленный, тягучий ритм. Игра — близкая к земле, медленная.

r angola

## O X *

чи-чи-тон-тинь-к

чи-чи-тон-тинь-к

Прослушать:


 

2. Бенгела (Benguela) — это ритм придуманный знаменитым мастером Бимбой, под который игроки показывают степень владения своим телом. Характер игры бенгелы — это постоянное движение, где один элемент плавно переходит в другой. Бенгелу можно сравнить с шахматами, где главенствующую роль играет тактика, поскольку все удары и броски обозначаются и не доводятся, как правило, до конца.

Benguela — во многих школах капоэйры выполняет роль ритма для учебной игры. В своё время его ввёл Местре Бимба для того, чтобы младшие ученики тоже могли играть и учиться в роде. На сегодняшний день под Бенгелу ведётся игра старших учеников, своеобразная «дуэль», в которой каждый пытается поставить в невыгодное положение своего «противника», при этом показав себя с лучшей стороны в искусстве владения телом. В игре под бенгелу удары выполняются медленно и максимально близко к телу противника, а сама игра идёт, в основном, на нижнем уровне.

В основном в бенгеле поются мелодичные квадра (quadras). Ритм бенгелы плавный, при этом по темпу он чуть быстрее анголы. Однако, он может разгоняться и держать достаточно высокий темп, диктуя игрокам быстрее перемещаться и чаще взаимодействовать друг с другом.

Бенгела — не быстрый, текучий, плавный ритм. Игра — сочетание нижней игры и верхней, большое количество низких перемещений.

r benguela

## О Х Х

чи-чи-тон-тинь-тинь

чи-чи-тон-тинь-тинь

Прослушать:


 

3. Режионал, Сау Бенту Гранджи ди Бимба (Regional, Sao Bento Grandi de Bimba) — этот ритм так же был придуман мастером Бимбой. В отличае от бенгелы, тут все удары доводятся до конца, но при этом не пропадает игровой аспект капоэйры в роде. Последовательность движений более простая, чем в бенгеле, и выполняются более простые перемещения, используются прыжковые удары, акробатические элементы. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.

В режионале, как правило, поются простые кориду (corridos). Сам ритм достаточно быстрый, но лучше всего его прочувствовать, когда режиональная игра начинается с темпа чуть быстрее бенгелы. Когда ритм начинает разгоняться, создается ощущение пульсации. При этом движения джинги и перемещения не должны быть суетливыми, только удары наносятся с высокой скоростью.

Режионал — динамичный темп, качающий ритм. Игра — верхняя, быстрые удары, активные перемещения.

r regional

## О О Х

## О # Х

чи-чи-тон-тон-тинь

чи-чи-тон-чи-тинь

Прослушать:


 

4. Сао Бенто Пекено (Sao Bento Pequeno) — ритм, обратный angola. В роде Ангола часто используется как вариация для беримбау медиа. В чистом виде призывает игроков играть ближе и быстрее.

Ритм - медленный, тягучий

r sao_bento_pequeno

## Х О *

## Х О *

чи-чи-тинь-тон-к

чи-чи-тинь-тон-к

Прослушать:


 

5. Сао Бенто Гранджи де Ангола (Sao Bento Grande de Angola) — Свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер — сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со множеством акробатических движений. Играется беримбау-виолой, когда гунга играет анголу.

Если звучит как основной, то быстрее чем Sao Bento Pequeno.

r sao_bento_grange

## X O O

чи-чи-тинь-тон-тон

чи-чи-тинь-тон-тон

Прослушать:


 

6. Миудинью (Miudinho) — Этот ритм создал местре Суассуна (Mestre Suassuna), практикуется в направлении Cordao de Ouro. Он похож на Angola, но играется быстрее. Капоэйристы не нападают, а реагируют на каждое движение противника уходом или вращением, стараясь не столкнуться и не задеть друг друга. В Миудинио свои тренировки, уделяющие внимание движениям типа Queda de Rins, Resistencias и другим низким силовым позициям.

Мештре Суассуна говорит о Miudinho:

«Игра Miudinho вызывает противоречия, потому что ее неправильно интерпретируют. Люди думают, что это новая капоэйра. Ничего подобного! Я просто спас давнюю капоэйру, модернизировал манеру игры, изменил последовательности… Название «миудиньо» появилось, когда я наблюдал за капоэйристами, которые играли на очень большом расстоянии друг от друга, а в мое время мы играли очень близко. Так что я им сказал, что я хочу, чтобы игра была более плотная, более близкая, чтобы они играли «миниатюрно». И тогда я придумал ритм для беримбау. Миудиньо это не новая капоэйра, это другой вид выражения капоэйры. Игра Miudinho существует наравне с игрой под ритмы Iúna и São Bento Grande».

 

r miudinho

## X # X ## X O X

## X O X O X O X

чи-чи-тинь-чи-тинь-чи-чи-тинь-тон-тинь

чи-чи-тинь-тон-тинь-тон-тинь-тон-тинь

Прослушать:


 

7. Музенза (Muzenza)

r muzenza

Q ## Q O Q # Q ## Q O X O

Q ## Q O Q # Q ## Q O X O

тонш-чи-чи-тонш-тон-тонш-чи-тонш-чи-чи-тонш-тон-тинь-тон

тонш-чи-чи-тонш-тон-тонш-чи-тонш-чи-чи-тонш-тон-тинь-тон

Прослушать:


 

7. Жого де Дентру (Jogo de Dentro) — традиционный ритм капоэйры Ангола, призывающий играть очень близко друг к другу, преимущественно внизу, добиваясь наибольшего взаимодействия между участниками игры. Существует несколько вариантов игры этого ритма. Может исполняться как в медленной, так и в быстрой форме. Разновидностью этого ритма в некоторых современных направлениях капоэйры является ритм миудинью (порт. Miudinho), обычно играемый довольно быстро.

r jogo_de_dentro

## X O X

## X O X

чи-чи-тинь-тон-тинь

чи-чи-тинь-тон-тинь

Прослушать:


 

8. Кавалария (Cavalaria) — В те времена, когда капоэйра была запрещена, этот ритм предупреждал игроков о приближении полиции. Он напоминает цокот копыт, а кому-то даже полицейская сирена в нем мерещится, а когда полицейские подходят совсем близко, этот ритм плавно превращается в самбу.

r cavalaria

## O X Q Q Q

## O X Q O O X Q

чи-чи-тон-тинь-тонш-тонш-тонш

чи-чи-тон-тинь-тонш-тон-тон-тинь-тонш

Прослушать:


 

9. Санта Мария (Santa Maria) — ритм для игры "чику-чику": в центре роды лежит монетка, а игроки должны ее подобрать. Руки, естественно, использовать нельзя. Мелодия ритма взялась не просто так, она имитирует песню "Santa Maria, Mãe de Deus". Кстати, в песне "Apanha Laranja no Chão Tico Tico" (não leva com mão, só com pé ou com bico) как раз рассказываются правила игры: "руками нельзя, только ногами или ртом".

r santa_maria

## O OOO

## O OOX

## X XXX

## X OXO

чи-чи-тон-тон-тон-тон

чи-чи-тон-тон-тон-тинь

чи-чи-тинь-тинь-тинь-тинь

чи-чи-тинь-тон-тинь-тон

Прослушать:


 

10. Иуна (Iuna) — ритм, предназначенный для игры мастеров и других очень продвинутых игроков, под него игра приобретает изощренные формы, богатые сложными элементами. Характерен более для направлений Режионал и Контемпоранья, иногда, впрочем, исполняется и в анголейрских школах. Авторство ритма приписывается местре Бимбе.

r iuna

QQQQ O ## Q Q

OOOO OOOO O ## X Q

тонш- тонш- тонш- тонш- тон-чи-чи- тонш- тонш

то-то-то-то-то-то-то-то-тон-чи-чи-тинь-тон

 

## Q Q Q ## Q Q Q

## Q Q OOOOQ Q Q

чи-чи-тунш-тунш-тонш

чи-чи-тунш-тонш-тонш

чи-чи-тунш-тунш-то-то-то-то-тонш-тонш-тонш

Прослушать:


 

11. Идалина (Idalina) — медленная, но жесткая игра. Местре Бимба использовал этот ритм, когда ученики играли с бритвами или ножами.

r idalina

## O O X O O # X

## O O X O O # X

чи-чи-тон-тон-тинь-тон-тон-чи-тинь

чи-чи-тон-тон-тинь-тон-тон-чи-тинь

Прослушать:


 

12. Амазонас/Санта Мария де Ангола (Amazonas/Santa Maria de Angola) — Приветственный ритм для гостей и местре в школах капоэйры Режионал и современной капоэйры.

r amazona_1

r amazona_2

r amazona_3

## O O X

## O O X

чи-чи-тон-тон-тинь

чи-чи-тон-тон-тинь

Прослушать:


 

13. Самба де Рода (Samba de Roda) — этот ритм пришел из традиционной Байанской самбы. Кроме собственно самбы используется как вариация для беримбау виола.

r samba_de_roda

## Q ## Q

## OQ OO

чи-чи-тонш

чи-чи тонш

чи-чи тон-тонш тон-тон

 

## Q #OQ

###Q OO

чи-чи-тонш чи тон-тонш

чи-чи-чи тонш тон-тон

 

Прослушать:


 

14. Баравенту (Barravento)

r barravento

Q Q Q # Q Q #

Q Q Q # Q Q #

тонш-тонш-тонш-чи-тонш-тонш-чи

тонш-тонш-тонш-чи-тонш-тонш-чи

Прослушать:


 

15. Авизу (Aviso)

r aviso

O # X O O # X #

O # X O O # X #

тон-чи-тинь-тон-тон-чи-тинь-чи

тон-чи-тинь-тон-тон-чи-тинь-чи

Прослушать:


 

sxema ritmov

 

С помощью схемы можно наглядно проследить изменение (усложнение) ритма за счет инверсии отдельных звуков и прибавления новых, а также обратные друг другу ритмы.