Этика в капоэйре
Сейчас на сайте
Сейчас 15 гостей онлайн
Голосования
Интересна ли капоэйра?
 
Опрос
Что хотим изучать?
 


Этика в капоэйре

 

Капоэрист, как мы знаем, считался маргиналом, так как когда-то капоэйра была запрещена Уголовным Кодексом Республики. Обыкновенная рода на улице могла привести ее участников к шести месяцам в тюрьме. Для того, чтобы избежать такое представление о капоэйре, Bahian Manoel dos Reis Machado, известный нам как местре Бимба, ввел новшества в капоэйру, создал строгую систему правил, которая требовала даже соблюдения личной гигиены.

Кроме местре Бимба, другие капоэристы, в основном те, которые боролись за рост и повышение ценности искусства, всегда искали эффективные методы для того, чтобы развить эти этические правила. Одним из основных, общих для анголы и режионаля, начинается с играющего. Он должен поприветствовать партнера «у ног беримбау», то есть преклоненным возле инструмента, который придаст ритм его движениям.

regional 1Оба партнера должны быть опрятными, «чисто одетыми», и никогда не играть без майки (условие игры капоэйра ангола). Они должны стремиться к гармонии в игре. Тут защита – уже начало атаки. Партнер ни в коем случае не должен быть поврежден. Противники не делают захватов, но играют «близко друг от друга», соблюдая время, отведенное на то, чтобы войти и покинуть роду.

Никто не должен учить капоэйре как борьбе с бьющими ударами. Местре Паштинья сказал, что «Капоэйра ангола – прежде всего борьба, интенсивная борьба». После таких слов стратегией хорошего капоэриста стало притворство. Сначала показав себя слабым перед противником, он начинает эту жестокую борьбу в нужный и опасный момент.

С прошествием времени, бразильское боевое искусство стало более уважаемым: он было признано властями и распространилось по всему миру, новаторское в своем выражении. Многие группы трансформировали первоначальный смысл капоэйры, оторвав ее игру или борьбу от корней, и в короткое время определили ее как фольклорную традицию. Но это привело к уникальной конфликтной ситуации. Если бы капойэра осталось лишь культурной традицией без чего-либо нового, возможно, она бы застоялась и не распространилась бы так широко по миру. Тем не менее, если бы капоэйра развивалась без своих культурных правил, она бы могла бы полностью утратить свой смысл.

И по сегодняшний день остались такие местре, которые обучают борьбе безо всякой дисциплины. Но многие занимаются капоэйрой, только лишь для того, чтобы быть в форме или потому что она модная. Они забывают – и мы думаем, что некоторые местре думают так же - что «Капоэйра – диалог, я выигрываю лишь тогда, когда у моего партнера нет больше ответов на мои вопросы» (Местре Мораес Moraes).

Результатом такого нового лица капоэйры, оторванного от корней, стали соревнования «вольной борьбы». Подобные соревнования притягивают многих обучающихся капоэйре. В них, разочаровавшись, они забывают свои школы, ведь они хотят обучаться лишь борьбе и выносливости бразильского боевого искусства. Капоэйра уникальна, но в таких соревнованиях она теряет свой стиль. Основными причинами такого, как было указано профессорами и местре группы Palmares, являются нехватка обучающей методологии и отсутствие интереса к тому, чтобы расширять знания об искусстве. По словам президента Associação Brasileira de Capoeira Palmares, местре Nô, «этический вопрос в капоэйре – шведский стол», в котором каждый делает то, что хочет, оставив позади ту культуру, которую несет в себе капоэйра.»

Еще одним весомым фактором развития капоэйры – развитие СМИ, с помощью которого капоэйра получила новых последователей, стала знакомой тому, который не знал о ней, и выиграла немного большего признания и доверия. С другой стороны, этот рост дезорганизовал целую структуру. То, что первоначально стремилось сохранению обычаев, стремится сегодня к тому, чтобы стать шоу и (или) вольной борьбой.

Даже со всеми этими преобразованиями, предрассудки общества относительно тех, кто занимается капоэйрой, до сих пор не угасли. Мы соглашаемся с профессором Henrique (Kiluangi de Palmares): « Мы можем иметь доступ к СМИ, это хорошо. Но для того, чтобы замазать эту неблагоприятную картину, необходимо показать, что капоэйра на самом деле изменилась, что это искусство, которое объединяет разные слои общества, которое является искусством международным, а не региональным, городским или соседским. И для того, чтобы это произошло, тренеры и местре должны передавать дальше информацию с помощью обучающей методологии, которая стремиться дисциплинировать студентов, не теряя при этом положения в обществе и не похоронив эту древнюю культуру, которой уже больше 300 лет.»

Принятие капоэйры в Олимпийские игры - очередная великая победа, но также очень волнующая. В исследовании, произведенном местре как анголы, так и режионаля на пятом батизаду Grupo Cultural de Capoeira Badauê de Palmares в марте 1997 года, мы подтвердили, что все опрошенные благосклонны к такому новому шагу, но в то же время обеспокоены правилами, которые будут введены и, главным образом, методам обучения капоэристов. Многие тренеры против, они ссылаются на то, что «как только капоэйра станет соревнованием, она потеряет свою историческую и культурную часть», будет развиваться ее агрессивная сторона, что может привести к тому, что один соперник захочет уничтожить другого ради получения медали», как сказал местре Нальдиньо Naldinho.

Завоевав пространство и став более признанной в Бразильском обществе, капоэйра стала частью одной из базовых человеческих и социальных потребностей – обучения. Капоэйра составляет часть CV в различных школах и университетах страны и мира, в которых обучать капоэйре – больше чем просто делать ау или бить чапу. Опытные тренеры и местре верят, что школы и университеты при выборе инструктора стремятся добиться качества, грамотной методологии, ответственности и основ, так как эти базовые элементы необходимы, для того, чтобы обучать настоящей капоэйре. Тем не менее, мы надеемся, что этот новый историко-социальный контекст проанализирован и проявлен в занятиях по капоэйре. Мы надеемся, что приемники капоэйры знают, как отличить этическое от эстетического. Этика станет реальностью, как только капоэристы осознают и начнут бороться за увеличение ее ценности и защиты от тех негативных явлений, которые явились следствием ее распространения по всему миру.

Автор: A. A. Decanio Filho

Перевод: Docinha, 2007 год